От охотников к фермерам
26.03.2002
Сергей ПЯТЕНКО, партнер, заместитель генерального директора ФБК
Начало формирования российского бизнеса - появление в 1988 г. первых кооперативов. За прошедшие годы бизнес претерпел серьезные изменения. Соответствующим образом изменился и менеджмент в нем. Важнейшую роль в этом играла и играет эволюция всей российской экономики.
На рубеже 80-90-х гг. в отечественный бизнес двинулись динамичные граждане, с энтузиазмом бравшиеся за любые задачи. Можно сказать, что формируется исторически первый вид отечественного бизнесмена и менеджера - всеядный "хищник", "пробегающий" огромные пространства в поисках "добычи" - клиента. Результат достигается в основном за счет использования сочетания инстинктов, опыта и неукротимой энергии.
К середине 90-х гг. формируется второй тип менеджеров - "охотники". Они, как когда-то древние люди, объединяются в группы, вырабатывают технологии подготовки и ведения "охоты". Чутье помогает им ориентироваться в бизнесе и опережать конкурентов, а результат достигается в основном за счет знаний талантливых специалистов, смышлености и тактической гибкости лидеров.
К концу 90-х гг. появляются признаки цивилизованного рынка и соответственно более организованные фирмы, относящиеся к третьему типу, а именно - "фермеров". Их кредо - продуманная последовательность всех аспектов работы. Они, подобно древним земледельцам, стремятся планомерно "возделывать и окультуривать" окружающее пространство. Здесь результат достигается в основном за счет рациональной стратегии, разумности процедур принятия решений, высокой квалификации не только специалистов, но и как минимум не менее высокого профессионализма менеджеров.
В 1989-1995 гг. весь российский бизнес развивался в основном на сочетании неукротимого духа и предпринимательской энергии. Зачастую определяющим фактором был случай, который конвертировался сначала в неожиданные прибыли, а затем и в развитие своего дела. Происходил экстенсивный рост во всех направлениях бизнеса. Все участники рынка стремились правильно распределить энергию в многочисленных практически свободных сферах хозяйства. В такой ситуации гибкая тактика "охотников" во многих случаях приносила значительные доходы. "Фермеры", стремящиеся капитально строить свой бизнес, выглядели романтичными несмышленышами, а зачастую таковыми и являлись.
Постепенно обстановка менялась - шаг за шагом народное хозяйство приобретало контуры рыночной экономики и конкурентной среды. Трудно точно назвать дату перехода количества в качество, но с известным основанием можно предположить, что 1999 год стал годом коренного перелома. В это время в России понятие "бизнесмен" перестало быть синонимом авантюриста, а профессионализм постепенно стал ключевым фактором успеха. Те, кто этого вовремя не почувствовал, столкнулись с различными организационными катаклизмами - уходом ближайших соратников, целых команд и подразделений и вообще с потрясениями основ своей деятельности.
Такие лидеры первой волны до сих пор воспринимают бизнес-план как документ только для инвесторов, а холдинг как синоним структуры, способной переварить любое количество любых бизнесов.
В ходе формирования цивилизованного рынка неизбежен переход к более прогрессивному, современному и соответствующему мировым нормам менеджменту в бизнес-структурах. Для фирм, бизнес которых держится на одном-двух человеках, строго говоря, даже стадия "охотников" не является обязательной, они вполне могут успешно существовать, используя "таежный менеджмент" "одинокого волка". Так, можно нормально работать, имея фирму общей численностью до 15-20 человек. Законы человеческой природы ограничивают - известно, что эффективно управлять можно не более чем десятком непосредственных подчиненных.
При достижении определенных размеров фирма должна создавать некие единые внутренние механизмы взаимодействия. Даже если работа в форме малого бизнеса является удовлетворительной, как только в фирме появляется несколько десятков наемных сотрудников, неизбежно появляется проблема оптимизации бизнеса.
Как авторитарное единоличное владение и управление, так и кооперативно-артельная анархия становится неэффективной. Неизбежно приходится решать проблемы управления, стимулирования, планирования и т.д. Формирование фундамента рыночной экономики создает предпосылки для "фермерства" в бизнесе. Учитывая колоссальные масштабы рынка, талантливый "охотник" всегда сможет найти на нем свою нишу. "Охотники" и "фермеры" могут быть одинаково агрессивны в маркетинговых усилиях. Но если первые работают на разных рынках "набегами", то вторые чаще приходят масштабно или не приходят вообще.
У "охотников" и "фермеров" есть главное фундаментальное различие методологии ведения бизнеса: "фермеры" все сферы работы рассматривают как поле для коллективно организованных командных усилий, а "охотники" как поле для проявлений независимого индивидуального мастерства. На этом основаны особенности организации работы в отдельных аспектах деловой активности. Специфика подходов "охотников" и "фермеров" к разным составным частям бизнеса схематично представлена в таблице.
Ряд западных аналитиков считает: фирма, пытающаяся совместить индивидуализм и коллективное взаимодействие, должна идти на столь серьезные компромиссы в менеджменте, что это с большой вероятностью ведет к серьезным проблемам и значительному снижению результатов.
Анархизм "охотников" разрушает последовательно-планомерную корпоративную культуру "фермеров", и наоборот, необходимость придерживаться определенной стратегии и процедур принятия решений плохо совмещается с атмосферой поиска уникальных выходов из каждой ситуации. Риск грубых ошибок существенно увеличивается. Поэтому рекомендуется сделать для себя выбор той или иной модели бизнеса и все аспекты работы стремиться привести в соответствие с данной моделью.
По всей видимости, проблема подобного выбора в обозримом будущем станет актуальна и для многих российских аудиторско-консультационных, других фирм.
Другие работы по теме:
Стандарты ИСО 9000
Сертификация систем менеджмента качества по стандартам серии ISO 9000 уже несколько десятилетий во всем цивилизованном мире является общепринятой демонстрацией стабильности качества, в том числе и в области строительства. Она лучше всего свидетельствует о том, что компанией строго соблюдаются и выполняются требования определенные международными стандартами.
Сертификация по требованиям стандарта ISO 14001
: ожидания и проблемы В российской практике использования международных стандартов серии ISO 14000 произошло знаменательное событие. Получен первый в стране сертификат соответствия системы управления окружающей средой (системы экологического менеджмента) предприятия стандарту ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001-98 в официальном переводе на русский язык).
Международный опыт развития экологического бизнеса
Резолюция дискуссии за круглым столом "Международный опыт развития экологически эффективного бизнеса" Сегодняшняя экологическая ситуация в России и тенденции ее изменения во многом определяются характером деятельности экономических объектов. Командная система управления прошлых лет не смогла обеспечить минимизацию воздействия производства на окружающую среду.
Закон ускорения темпов эволюции
Закон ускорения темпов эволюции — в течение геологического времени происходит ускорение биологической эволюции. Наблюдается закономерное сокращение протяжённости геологических эр (так, палеозойская эра длилась 340 млн лет, мезозойская эра — 170 млн лет, кайнозойская эра — 60 млн лет), что отражает ускорение темпов эволюции.
Дивидендная политика компании
1.Международный финансовый менеджмент: его функции,виды и роль в развитии мировой экономики и международных экономических отношений. Первоначально слово
мгпу
Как предмет науки менеджмента отношения управления в рыночной экономике отражают разные границы социально-экономических отношений между людьми и коллективами, занятыми в разных сферах деятельности, различных форм хозяйствования
Функции менеджмента 3
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА На тему: «Функции менеджмента»
Менеджмент- это исскуство или наука
МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО НАУКА И ИСКУССТВО Ф. Тейлор указывает, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».
Развитие отечественного менеджмента
18 . Развитие отечественного менеджмена Современная национальная концепция управления фактически отсутствует. В России есть особенности, связанные с менталитетом российских предпринимателей и их персонала. Многое зависит от национальных особенностей районов и территорий России- управление предприятиями в Калмыкии или на Северном Кавказе существенно отличается от Санкт-Петербурга или Москвы.
Основные научные школы менеджмента
Основные научные школы менеджмента Школы управления Классическая школа Школа «человеческих отношений» «Эмпирическая школа» «Школа социальных систем»
Менеджмент как социально-экономический процесс
Предмет менеджмента и его место среди научных дисциплин в системе подготовки современных специалистов. Грани менеджмента и задачи, решаемые в процессе его изучения. Исследование системы управления экономикой как целенаправленной деятельности человека.
Особенности менеджмента и статического менеджмента в России
Сложность разработки и применения стратегического управления (менеджмента) связана в первую очередь с фактически полным отсутствием примеров успешной реализации концепции стратегического менеджмента на российском рынке как в обеих столицах, так и в регионах.
Расселл, Генри Норрис
Генри Норрис Расселл (Henry Norris Russell; 25 октября 1877, Ойстер-Бэй, штат Нью-Йорк, США — 18 февраля 1957, Принстон, Нью-Джерси, США) — американский астрофизик, разработавший одну из первых теорий эволюции звёзд, первым определил содержание химических элементов в атмосфере Солнца, получил оценки содержания химических элементов во Вселенной, занимался исследованием связи между спектрами звезд и их светимостью.
Браверман, Гарри
Гарри Браверман (англ. Harry Braverman; 9 декабря 1920, Нью-Йорк, США — 2 августа 1976, Хонесдейл, Пенсильвания, США) — американский социалист, экономист и писатель.
Кроманьонец.
Примерно 40 тыс. лет тому назад на смену неандертальцу приходит гомо сапиенс, или человек разумный. (Его называют еще гомо сапиенс сапиенс.) По месту первой находки этот тип человека называют также кроманьонцем. Советские и российские антропологи считали и считают, что человек разумный, последняя форма эволюции человека, возник в результате эволюции неандертальца, хотя конкретные пути этой эволюции остаются еще неразгаданными.
Дарвин 2
АРВИН (Darwin) Чарлз Роберт (1809-1882), английский естествоиспытатель, создатель дарвинизма, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1867). В основном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), обобщив результаты собственных наблюдений (плавание на «Бигле», 1831-36) и достижения современной ему биологии и селекционной практики, вскрыл основные факторы эволюции органического мира.
по Управлению качеством 4
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Развитие эволюционных учений
. Материалистическая концепция Дарвина. Мутации, их роль в эволюции живых организмов. Интеграция дарвинизма и генетики в синтетической теории эволюции.
Популяция
Популяция является не только строительной площадкой эволюции, но и элементарной её единицей.
Движущие силы антропогенеза
Движущие силы антропогенеза Гребенниковой Марины Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности.
Антропология как наука
Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека называется антропологией.
Попов Гавриил Харитонович
Доктор экономических наук, профессор, Академик Академии естественных наук, Действительный член Академии творчества, Действительный член (академик) Международной Академии менеджмента, Президент Международного Союза экономистов.
Ватман4 doc
Логистическая информационная система Логистическая окружающая среда: -корпоративный бизнес -функциональный менеджмент -внешняя среда -логистические функции Функции логистического менеджмента: