Пелевин Ю.А.
1709–1717. Москва, Россия
Построена в 1709-1717 гг. по проекту, утвержденному, по преданию, Петром I, и является одним из выдающихся и наиболее оригинальных памятников этого периода. Заменила собою одноименный храм, местоположение которого обозначалось как «под горою», «что у Крымского двора на берегу», позднее - «в Малых Лужниках». Храм этот был смыт наводнением, но на его месте, на углу Старого Огородного и Мароновского переулков, долго стояла часовня. На новом месте к названию церкви добавилось – «на Калужской улице» (Большая Якиманка). По традиции, очевидно, восходящей к Петровскому времени, когда покровителем храма был сам царь, владение Иоанновской церкви не ограничивалось существующим участком: еще в первой половине XIX в. ей принадлежала обширная территория -несколько кварталов к юго-западу от церковного двора, которая сдавалась «под обывательские дворы».
Осевая схема плана: храм – трапезная – колокольня, а также ярусное построение основного объема – связывает памятник с традициями XVII столетия. Это сказывается в завершении храма убывающими ярусами восьмериков с венчающей их граненой главкой. Но переход к ним от четверика осуществлен плавными линиями свода с крупными люкарнами по центру каждого фасада, где они венчают полукруглые фронтоны. Криволинейные покрытия восьмериков придают большую оригинальность силуэту церкви, пластическому строю ее форм. Основой декорации фасадов здесь являются ордерные элементы, почерпнутые в архитектуре западного барокко: пилястры, оформляющие углы четверика и введенные в обрамление входов, волюты, украсившие люкарны и верхний восьмерик. Но сочно вылепленные и четко нарисованные разорванные сандрики над проемами по традиции еще врезаны в карниз. Обломы и резные вставки на порталах отличаются точностью прорисовки, что говорит о высокой одаренности и профессиональной выучке мастеров.
Интерьер главного объема, насыщенный декоративными элементами, ярко освещен открытыми восьмериками и большими окнами четверика. Граненый свод кажется невесомым и при небольшой величине подкупольного пространства создает впечатление его обширности, воздушности и стремления ввысь.
Первоначально храм имел хоры, на которые вела ныне заложенная внутристенная лестница в северо-западном углу четверика. В 1779-1785 гг. стены внутри и хоры были декорированы лепниной и живописью работы художника Гавриила Доможирова. В 1785-1791 гг. по проекту В.И.Баженова для храма был изготовлен монументальный иконостас. Возможно, при участии Баженова приобрела существующий вид трапезная, прежде имевшая только один придел. От оформления 1770-1790-х гг. сохранилась лишь лепнина на сводах; прочее – баженовские иконостас и напрестольная сень – исчезло во время ремонта церкви в 1859-1862 гг. Тогда же была записана живопись Г. Доможирова, сломаны хоры. Ныне стоящий иконостас 1712 г. – белый, с золоченой резьбой – перенесен сюда в 1928 г. из церкви Трех Святителей у Красных ворот (не сохранилась). Более традиционна по форме колокольня – восьмерик на четверике, только вместо шатра она завершается куполом с главкой и отличается необычным расположением слухов. На западном фасаде колокольни сохранился изразцовый рельеф «Евангелист Марк».
Великолепным памятником барокко середины XVIII в. является ограда, установленная вместо упавшей в 1754-1758 гг., с массивными воротами и кованой решеткой между часто поставленными столбами. Формирование этого небольшого, но прекрасного ансамбля было завершено в 1805 г. строительством в линии ограды небольшого одноэтажного домика причта с деревянной обшивкой интерьера.
Ограда со стороны переулка прежде была «фигурной» (криволинейной); ее средняя треть образовывала неглубокий уступ внутрь участка; в западное прясло была вкомпонована лестница-всход, устроенная на откосе холма. В 1875 г. ограду по переулку частично разобрали и затем восстановили по существующей линии, придерживаясь «старого рисунка» столбов и решеток; обветшалые звенья последней заменили новыми. В 1984 г., в связи с расширением улицы, ограда в этой части была передвинута на новую красную линию, а причтовый дом снесен. Одновременно прясла ограды были установлены там, где их никогда не было, – по южной границе церковного участка» (Памятники архитектуры Москвы: Замоскворечье. - М.: Искусство, 1994. С. 127-128.).
Другие работы по теме:
Церковь Константина и Елены Кишинёв
Церковь Константина и Елены памятник архитектуры Кишинёва (построена во второй половине XVIII века). История храма Православная церковь Константина и Елены была построена в 1777 году. Изначально называлась Рышкановской[1]. Деньги на её строительство выделил спатар Константин Рышкану (родом из Ясс), владелец села Рышкань, на месте которого в настоящее время распологается сектор Рышкановка.
Второй Ватиканский собор 2
План Введение 1 Цель собора 2 Богослужебная реформа 3 Итоговые документы Введение Второй Ватиканский собор — последний из Соборов Католической церкви, XXI Вселенский Собор по её счёту, открытый по инициативе папы Иоанна XXIII в 1962 и продолжавшийся до 1965 года (за это время папа сменился, собор закрылся уже при папе Павле VI).
Церковь Благовещения на Житном дворе
План Введение 1 История Список литературы Введение Церковь Благове́щения на Жи́тном дворе (Церковь Благове́щения Пресвято́й Богоро́дицы, что на Жи́тном дворе) — православная церковь, существовавшая на территории Московского Кремля, пристроенная к Благовещенской башне.
История храма Знамения
325 лет назад, 1 июня (по старому стилю) 1679 года, "государевыми людьми" - стрельцами полковника Никифора Ивановича Колобова - был заложен первый камень в основание будущей церкви.
Николая Чудотворца церковь на Болвановке в Москве
Никольская церковь (улица Верхняя Радищевская, 29) построена в 1697-1712 годах на месте деревянной церкви, первые известия о которой относятся к 1632 году. В строительстве кирпичного здания принимал участие зодчий Осип Старцев.
Красные ворота в Москве
Триумфальные ворота при въезде в город на Земляном валу (теперь Садовое кольцо) известны издавна. Первые деревянные ворота строились в 1709 и 1721 годах еще при Петре I по случаю побед над шведами в Северной войне.
К истории церкви Иоанна Воина
Самые ранние упоминания об этой церкви относятся к 1625 году. Поскольку она располагалась неподалеку от берега Москвы-реки, ее называли: "что у Крымского двора на берегу". Нередко разливы подтапливали основание.
Идёт война народная
Так называется сборник рассказов С. П. Алексеева. Книга открывается сценой жесточайшей битвы на полях Подмосковья, а завершается рассказом «Победа». В нём говорится о том, как два воина — русский Михаил Егоров и грузин Милетон Кантария — водрузили на крыше рейхстага Знамя Победы. Между этими историческими событиями было много других сражений и побед.
Сочинение по картине С.В. Герасимова Церковь Покрова на Нерли
Сочинение по картине С.В. Герасимова "Церковь Покрова на Нерли" Автор: Разное Картина «Церковь Покрова на Нерли» написана С. В. Герасимовым (1885-1964). Он в основном рисовал пейзажи, например, «После дождя». Но на картине «Церковь Покрова на Нерли» среди природы изображена церковь. Она одна из самых поэтических памятников древнерусского зодчества.
Бланк К.И.
Бланк справедливо почитался опытнейшим строителем, отчетливо знающим особенности московской строительной техники, и в качестве такового пользовался веским авторитетом даже после того, как перестал считаться законодателем архитектурной моды.
Колокольня Ивана Великого
Построена из кирпича и белого камня вместо разобранной церкви Иоанна Лествичника 1329 г. типа "иже под колоколы". Первоначально это был трехъярусный столп высотой ок. 60 м с церковью Иоанна Лествичника в нижнем ярусе.
Посольство Бурунди в Москве
Введение 1 Дипломатические отношения 2 Послы Бурунди в России Список литературы Введение Посольство Республики Бурунди в Российской Федерации — официальная дипломатическая миссия Бурунди в России, расположена в Москве на Якиманке на Калужской площади. Дипломатические отношения между СССР и Бурунди были установлены в 1962 году.
Основные типы деревянных храмов
Введение 1 Клетский храм 2 Шатровый храм 3 Многошатровый храм 4 Ярусный храм 5 Многоглавый храм 6 Каркасная церковь Список литературы Введение Древнерусские деревянные храмы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Иоахим Флорский
Иоа́хим Фло́рский , Джоаккино да Фьоре (итал. Gioacchino da Fiore) (Челико, ок. 1132— Сан-Джованни-ин-Флоре, Калабрия, 30 марта 1202) — итальянский цистерцианский монах, мистик-прорицатель, родоначальник средневекового хилиазма, яркий мыслитель философско-мистического склада.
Стефан Лэнгтон
(англ. Stephen Langton) — англ. богослов и политический деятель, род. в конце XII века; получил прекрасное образование. В 1206 Лангтон был сделан кардиналом, благодаря папе Иннокентию III, его соученику и другу. В следующем году папа Иннокентий III заставил монахов избрать Лэнгтона на кентерберийскую кафедру, вопреки желанию короля Иоанна.
Петровское барокко
Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Орден Святого Иоанна Иерусалимского Россия
Введение 1 История Ордена 2 Степени 3 Список членов Священного Совета Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Великого Российского и Великого Российско-Католического Приорств, а также Командоров ордена в Российской Империи
Посольство Аргентины в Москве
Введение 1 Отделы посольства 2 Здание посольства 3 Послы Аргентины в России Введение Посольство Аргентинской Республики в Российской Федерации — официальная дипломатическая миссия Аргентины в России, расположена в Москве на Якиманке на Большой Ордынке. Дипломатические отношения между Россией и Аргентиной были установлены 22 октября 1885 года.
Приказ Большой казны
Неволин относит учреждение его ко времени Иоанна III, хотя достоверно известно его существование только в царствование Иоанна IV. Ведал его тот же боярин, что и стрелецкий приказ, с ним были в товарищах думный дворянин и 2—3 дьяка.
Посольство Гватемалы в Москве
Здание, где располагается посольство Гватемалы в Москве (Коровий Вал, № 7). Посольство Республики Гватемала в Российской Федерации — официальная дипломатическая миссия Гватемалы в России, расположена в Москве на Якиманке на улице Коровий Вал.
Архитекторы XVIII века
Архитекторы XVIII века Адам — крупнейший представитель английского классицизма Бауэр Захаров — русский архитектор, представитель стиля «ампир» Кент
Гавриил Новгородский
Гавриил (в иночестве ГРИГОРИЙ), архиепископ Новгородский (1187—1193). Младший брат архиепископа Новгородского Ильи (в иночестве Иоанна). Родился в Новгороде в богатой и благочестивой семье неких Николая и Христины.
Басманов Алексей Данилович
Впервые упоминается в 1543 г. Он был тогда на стороне Шуйских и вместе с другими боярами, их приверженцами, участвовал в преследовании Федора Воронцова, пользовавшегося расположением Иоанна IV.
Борецкая Марфа
Жена посадника Исаака Андреевича, ставшая после смерти мужа во главе литовской партии в Новгороде; известна более под именем Марфы Посадницы.
Земцов М.Г.
Родился в Москве. Учился при Оружейной палате. В Санкт-Петербурге с 1709 г.; обучался итальянскому языку при губернской канцелярии.
Зарудный И.П.
Прибыл в Москву, видимо, с Украины. Сведения об учении и ранних работах отсутствуют. Имел мастерскую, выполнявшую резьбу по дереву. С 1707 г.- суперинтендант всей российской церковной живописи. Первый представитель барокко в России.
Стасов В.П.
Архитектор. Родился в Москве в семье мелкого чиновника. Обучался в гимназии при Московском университете. По окончании в 1783 г. поступил в Управу благочиния архитектурным учеником. В 1794-95 гг. - унтер-офицер Преображенского полка.