Бусидо — морально-этическое учение о нормах поведения самураев (буси).
Несмотря на то, что кодекс никогда не формулировался официально в письменном виде, он имел исключительно сильное влияние на формирование мировоззрения, философии и жизненных принципов военного сословия и в целом всего японского народа.
Основы Бусидо возникли практически одновременно с формированием устойчивого класса воинов в IХ–ХI вв. н. э.
Верность и готовность выполнить любой приказ господина становились определяющими качествами для самурая. Его жизнь и смерть были подчинены только закону чести и самурайского долга. Чувства обычного человека не имели для воина никакого значения.
Основными идейными источниками для возникновения кодекса чести воина, как часто называют Бусидо, явились конфуцианство, синтоизм и буддизм (особенно Дзэн). Основные морально-этические нормы конфуцианства, прежде всего верность долгу, чести, понятие и характеристики «благородного мужа», сочетались с буддийским трепетным отношением к смерти и, как следствие, равнодушием к жизни, верой в возможность перерождения в лучшем качестве в зависимости от того, как удалось прожить и завершить свою жизнь.
Путь к идеалу лежал через тяжелейшие психофизические упражнения дзэн-буддизма, тренировки с оружием, сражения и смерть.
Некоторые нормы поведения самураев были изложены в «Законе о военных домах» — «Букэ сёхатто». Затем вышла в свет книга Дайдодзи Юдзана «Будо сёсин сю» — «Основы воинских искусств». Самым же известным трудом на эту тему явилась книга бывшего самурая Ямамото Цунэтомо «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»), опубликованная в 1716 г. Помимо всего прочего, автор в этой книге акцентировал внимание воинов на почетности и даже необходимости насильственной смерти для самурая.
В ситуации, когда честь воина хотя бы случайно задета, следовало немедленно выбирать смерть. Как правило, воины следовали этому совету, и ритуальное самоубийство — сэппуку (или харакири) — было распространено необычайно широко. Популярность разных его видов достигла таких размеров, что правительство сёгуна вынуждено было бороться с ним законодательно.
После Реставрации Мэйдзи популярность Бусидо пошла на убыль, но не исчезла совсем. Уже в конце XIX в. бывший самурай Нитобэ Инадзо написал книгу, которую так и назвал: «Бусидо: дух Японии», ставшую одним из последних ярких примеров письменной характеристики Пути воина. Являясь частью национального самосознания, Бусидо в некоторые периоды японской истории вновь становился для общества актуален и сознательно использовался японскими политиками для повышения боевого духа солдат и для поддержания идеи национального превосходства.
Так происходило во время ведения Японией войн в конце ХIХ в. и начале ХХ в., когда милитаристское правительство фактически сделало экспансию национальной политикой, а также до и во время второй мировой войны.
Наиболее яркий пример использования Бусидо в это время — летчики-смертники, так называемые камикадзэ. Идея жертвования своей жизнью по приказу императора являлась для них всего лишь нормой Бусидо, в обязательности исполнения которой не может быть никаких сомнений. После окончания войны примеры следования Пути воина в таких ортодоксальных формах стали гораздо более редкими. Один из последних — самоубийство знаменитого писателя националистического толка Мисима Юкио, совершившего сэппуку после неудачной попытки военного переворота в 1970 г.
Другие работы по теме:
Этика и философия самураев
Содержание: Введение 2 1. Бусидо - кодекс самураев. 5 1.1. Роль бусидо в жизни самурая. 5 1.2. Письменные источники кодекса самураев. 6 1.3. Основные требования бусидо. 7
Новое увлечение Голливуда — будокон
Будокон — новый вид фитнеса и, согласно его основателю, целая философия жизни и движения, которым не только повально занимаются знаменитости, но и родился он собственно на Фабрике Грез.
Путь воина: ушу
Ушу - это, прежде всего, путь к самосовершенствованию личности через освоение гимнастических комплексов, дыхания, психофизического тренинга, поединков с противником и т.д.
Меч
В буддизме меч, Adi, является эмблемой мудрости и проницательности. Находящийся в руках божества, он отсекает все сомнения и страхи, расчищая путь к познанию истины. В даосизме символизирует победу над злом.
Принцип центра в школах боевых искусств
Мастера боевых искусств учат, что внешняя сила – лишь отражение внутренней. Чтобы победить противника, нужно сначала развить в себе определенные качества. И победить других можно, лишь в чем-то победив себя.
Вооружение кыргызского воина в позднем средневековье
В свое время весьма важная тема характеристики военного дела в кочевом обществе средневековья, имеющая значение и для определения времени создания самого эпоса или его отдельных частей, уже привлекала внимание исследователей.
Японский образ жизни: сословная специфика бусидо
Актуальность проблемы исследования: Японская национальная эмблема, вишневый цветок, – продукт своей страны, плод культуры ее земли. Не менее, вишневый цветок, представляется самобытным явлением японской жизни, плодом ее личной духовной культуры, японское рыцарство1
Предопределение жизненного пути Святослава
Князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги, первый из князей Киевской Руси подлинным и великим делом доказавший всем - и славянским своим подданным, и внешнему, огромному миру - что государство его, что его власть великокняжеская существуют не зря, что не напрасно его государство протянулось от моря и до моря с севера на юг и вольно раскинулось на восток и запад, пошел по первому пути.
К истории церкви Иоанна Воина
Самые ранние упоминания об этой церкви относятся к 1625 году. Поскольку она располагалась неподалеку от берега Москвы-реки, ее называли: "что у Крымского двора на берегу". Нередко разливы подтапливали основание.
Я знаю, никакой моей вины, в том, что другие не пришли с войны
Каждый талантливый писатель и поэт прежде всего сын своего народа и своей эпохи. Ярчайший пример тому — все творчество Александра Трифоновича Твардовского. Поэт идет в ногу со временем. Все происходящее в жизни страны находит отклик в его произведениях. Достоверность, правдивость, точность — отличительные черты поэзии Твардовского.
Идёт война народная
Так называется сборник рассказов С. П. Алексеева. Книга открывается сценой жесточайшей битвы на полях Подмосковья, а завершается рассказом «Победа». В нём говорится о том, как два воина — русский Михаил Егоров и грузин Милетон Кантария — водрузили на крыше рейхстага Знамя Победы. Между этими историческими событиями было много других сражений и побед.
Я убит подо Ржевом
Автор: Твардовский Александр. Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, На левом, При жестоком налете. Я не слышал разрыва И не видел той вспышки, —
Роль эпизода
Автор: Толстой Л.Н. « Воина и мир»- роман- эпопея. Одно из значений слова эпопея- изображение жизни народа в национально- исторических масштабах. Основным событием 1805-1807 гг. была война, начатая императором, но участвовали в ней простые люди.
Бородино М.Ю. Лермонтова Сочинение-раздумье
"Бородино" М.Ю. Лермонтова (Сочинение-раздумье) Автор: Лермонтов М.Ю. ...Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! М.Лермонтов Слово "Бородино" знает весь мир. Это название небольшой деревни, находящейся недалеко от Москвы, на старой Смоленской дороге, стало символом побед.
Пекинская опера
Главный парадокс заключается в том, что в пекинской опере не поют. Почему же она в таком случае называется оперой? В этом и кроется главная загадка. Увы, на все вопросы китайцы вполне доходчиво объясняют, что это не опера, а пекинская опера.
Куркулион (Curculio)
Куркулион — значит «Хлебный червь». Это прозвище одноглазого нахлебника-приживала, хитреца и обжоры, который ведет интригу в этой комедии.
Защита воина в древней Руси
Древнейшие брони делались из прямоугольных выпуклых металлических пластинок с отверстиями по краям. В эти отверстия продевались кожаные ремни, которыми пластинки тесно притягивались друг к другу.
Адельсфан
(от швед. adelsfana – дворянское знамя, дворянская хоругвь) – кавалерия, с 1565 г. выставлявшаяся шведскими дворянами в силу рыцарской повинности. Согласно упоминаниям в исторических источниках, во времена короля Эрика XIV (1560-1568) существовали хоругви упландского, вестеръётландского и финского дворянства.
Путь благовоний
Путь благовоний Путь благовоний (также Ладанный путь) — торговый путь, который в античности связывал юг Аравийского полуострова со страны Средиземноморья и Месопотамии.[1] По нему из древних царств на территории современных Йемена и Омана, а также с Африканского рога, острова Сокотра в Средиземноморье и Междуречье доставлялись ценные благовония — в основном южноаравийский ладан, смирна и африканские специи.
Иссыкский золотой человек
План Введение 1 Социальное положение умершего 2 Версии 3 Символ Казахстана 4 Галерея 5 Источники Введение «Золото́й челове́к» (каз. Алтын Адам) — условное название археологической находки, сделанной в 1969 году в 50 километрах от Алма-Аты в результате раскопок кургана Иссык, достигавшего высоты 6 метров, а в диаметре — 60 метров.
Историческое возникновение геральдики как науки
ИЗ ИСТОРИИ ГЕРАЛЬДИКИ История гербов началась много тысяч лет назад. Каждое племя или род почитало своими заступниками различных животных или птиц: медведей, орлов, волков, оленей и др. Их изображали перед входом в жилище, на стенах, их брали на охоту и на войну. Считалось, что они приносят удачу и защищают от бедствий, поскольку являются проводниками божественной силы.
Дух Японии (До)
Истоки концепции до: даосизм. Истоки духа до: дзэн-буддизм. Особенности традиционных японских искусств. Проблемы, порождаемые концепцией до.
О бусидо
Истоки бусидо – дзэн-буддизм. Истоки бусидо – конфуцианство. Преданность. Честь. После краха самурайского сословия. Бусидо в новейшее время.
Воспитание самураев
Звание самурая в средневековой Японии было наследственным. Поэтому в самурайских семьях особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения уже с раннего детства в духе бусидо.
Реставрация Мэйдзи
Отмена сословия самураев. Падение сословия режима Токугава повлекло за собой ряд реформ, целью которых было создать благоприятные политические и экономические условия для развития Японии по западноевропейскому образцу.
Тимар
Тима́р — военный лен, представляющий собой условное феодальное земельное держание, существовавшее в Османской империи вплоть до отмены военно-ленной системы (1839). Установлено при султане Мураде I. Годовой доход с одного тимара составлял менее 20 тысяч акче[1].
Борьба двух миров в поэме Блока Двенадцать
Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего "розовое облако грез" и "милого воина", "одетого в серебро", до создателя поэмы "Двенадцать", с огромной силой выразившего страшную " музыку разрушения" и тоску по другой музыке, музыке "нового века", который "взойдет средь всех несчастных поколений".
Символика зооморфного образа
В традиционной культуре древних народов сокол пользовался большим почетом. Он разделял с орлом значительную часть его солярного (солнечного) символизма, выражал воодушевление и победу, а также свободу.
Илья Муромец: святой богатырь
Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года.