(2-я пол. XV в.)
Жена посадника Исаака Андреевича, ставшая после смерти мужа во главе литовской партии в Новгороде; известна более под именем Марфы Посадницы. Личность ее, по памятникам, рисуется не очень отчетливо; видно, что она была женщина умная, энергичная и любившая свободу.
Историю падения Новгорода летописец начинает с 1471 г., со времени первого похода Иоанна III на Новгород. В объяснение этого падения он приводит, между прочим, рассказ о сношениях Марфы с Казимиром, королем польским и великим князем литовским, что он называет изменой не только московскому князю, но и православию. В Новгороде составилась значительная партия приверженцев союза с Казимиром, и во главе этой партии в начале княжения Иоанна III стояли Борецкие.
Чувствуя за собой силу, партия Борецких часто наносила оскорбления московским наместникам и довольно грубо отвечала на требования Иоанна. В 1471 г. при выборе архиепископа жребий выпал не на ключаря Пимена, любимца Марфы, а на Феофила, тяготевшего к Москве. Этим обстоятельством Борецкая воспользовалась для окончательного разрыва с Москвой: на бурном, по сказанию московского летописца, вече партия ее взяла верх, и к Казимиру было отправлено посольство с предложением быть главою Новгорода на основании древних установлений его гражданской свободы.
Иоанн пошел походом на Новгород и в нескольких сражениях совершенно рассеял новгородскую рать, не подкрепленную помощью Казимира. Новгород должен был подчиниться Москве и присягнуть Иоанну как своему верховному судье. На политическую свободу Новгорода и на право самоуправления его во внутренних делах Иоанн не посягнул, но это не успокоило Марфу и ее партию. К тому же новые обещания помощи со стороны Казимира не прекращались. Партия литовская опять стала усиливаться и брать верх над московской. Возникли столкновения между той и другой, и жалобы угнетенных призвали Иоанна в Новгород (1476). После того многие обиженные из новгородцев сами стали ездить в Москву и искать там у великого князя управы. Иоанн, знавший о сношениях партии Борец-кой с Казимиром и их приготовлениях и решившийся покончить с вечевой общиной, отправил посла в Новгород спросить: какого государства хотят новгородцы, т. е. не желают ли они иметь великого князя как государя самодержавного, единственного законодателя и судью? Такой вопрос поверг новгородцев в сильное смущение; всеобщим испугом воспользовалась партия Марфы, подняла волнение, во время которого были перебиты многие из более ревностных сторонников Москвы, и вновь обратилась за помощью к Казимиру.
Казимир, как и раньше, далее обещаний не шел, и Новгород, несмотря на все противодействие Марфы и ее партии, без борьбы впустил войска Иоанна. На другой день по вступлении в город, 2 февраля 1479 г., Иоанн приказал схватить Марфу с ее внуком и многими боярами и отправить в Москву; ее имения стали достоянием Иоанна.
Незадолго до этого преподобный Зосима, чудотворец Соловецкий, прибыл в Новгород ходатайствовать за свой монастырь, от которого слуги новгородских бояр отнимали угодия, необходимые для прокормления братии. Святого отца пригласила к обеду Марфа, которая вместе с некоторыми боярами по неразумению, своекорыстию и гордости не благоприятствовала основанию монастыря на Соловецком острове.
Во время пиршества было преподобному видение: почудилось, будто шесть знаменитых бояр сидят без голов. Пораженный этой картиной, святой прослезился и не мог ни пить, ни есть. Никому он в это время ничего не сказал, но после открыл тайну ученику своему Даниилу.
Вскоре видение преподобного оправдалось: Великий Новгород был взят царем Иоанном III, и те бояре, которых преподобный видел без голов, были казнены.
Марфу же сослали в заточение, а дом ее разрушили до основания.
Из Москвы Марфа была отвезена в Нижний Новгород, при пострижении в монахини наименована Марией и заключена в тамошний девичий монастырь. Год смерти ее неизвестен.
Другие работы по теме:
Вариантные соответствия
Вариантные соответствия устанавливаются между словами в том случае, когда в языке перевода существует несколько слов для передачи одного и того же значения исходного слова.
В темном царстве драма Александра Островского Гроза
А. Н. Островский, как истинно талантливый художник, всегда актуален и современен. Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества. Островский не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью.
Нравы дома Кабановых в драме Островского Гроза
В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Олицитворением этих нравов является дом Кабановых.
Борис и Тихон в пьесе Островского Гроза
В драме Катерины, главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза», важную роль сыграла не только ее свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова, но и, разумеется, два героя этого «любовного треугольника» — Тихон и Борис. Тихон Кабанов — муж героини, купеческий сын. Он женился на Катерине, потому что этого требовала маменька, и считает, что он сам любит Катерину, но так ли это? Он сам безволен и полностью подчинен матери, он не решается даже защитить жену от нападок свекрови.
Обзор творчества
Автор: Гумилев Н.С. Николай Михайлович Карамзин — замечательный поэт, прозаик и историограф. Он открыл своим соотечественникам “Историю государства Российского”. Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны. Его труд — это не сухие факты и цифры, а жизнь во всем ее многообразии.
Характеристика города Калинова и его жителей по Грозе Островского
Автор: Островский А.Н. Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. «Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу. Вид необыкновенный. Душа радуется», – восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной.
Марфа Посадница
Автор: Есенин С.А. Не сестра месяца из темного болота В жемчуге кокошник в небо запрокинула,- Ой, как выходила Марфа за ворота, Письменище черное из дулейки вынула.
«Темное царство» в пьесе Островского «Гроза»
Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил мир “темного царства”, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. Он осмелился заглянуть за железные купеческие ворота.
"Жестокие нравы" города Калинова
Открывается занавес. И взору зрителя представляется высокий берег Волги, городской сад, гуляющие и беседующие жители прелестного городка Калинова.
Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого. По роману Тургенева Дворянское гнездо
Во взаимоотношениях героев романа И.С. Тургенев «Дворянское гнездо» Федора Ивановича Лаврецкого и Лизы Калитиной возвращение его жены Варвары Павловны сыграло трагическую роль. Федор Иванович старше Лизы и пережил глубокое разочарование в семейной жизни. Его жена ценит свой успех в свете, модные вечера, парижскую жизнь, поклонников.
Три зозулі з поклоном
Автор: Тютюнник Григір. Любові Всевишній присвячується «Я виходжу з—за клубу в новенькому дешевому костюмі (три вагони цегли розвантажив з хлопцями—однокурсниками, то й купив) і з чемоданчиком у руці. І перше, що бачу,— хата Карпа Яркового. А перед нею — рівними рядочками на жовтому піску молоденькі сосни».
Іван Іванович
Автор: Хвильовий Микола. Колись Івана Івановича було вигнано з третього курсу юридичного факультету за «вольтер'янство» (вільнодумство, філософствування).
Темное царство в драме А. Н. Островского Гроза Дикой и Кабаниха
Автор: Островский А.Н. “Гроза” — удивительнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта. И, С. Тургенев Осень 1859 года. Премьера в Московском Малом театре. Великие актеры играют пьесу великого драматурга. Об этом произведении будут написаны трактаты, в полемике о нем сойдутся Н.
Трагедия любви в провинциальном мире но драме А. Н. Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. Главная героини драмы А. Н. Островского «Гроза» - Катерина Кабанова - представляет собой «истинно русский образ женщины», по выражению Аполлона Григорьева. Она глубоко религиозна, способна к самоотверженной любви, не приемлет компромисса со своей совестью. Народные начала проявляются и в языке героини, и в лиризме ее чувства.
История русского кинематографа
Text Text В 1908 году московским градоначальником впервые был издан запрет на показ в кинотеатрах фильмов «парижского жанра» (то есть фривольных или порнографических по содержанию). В 1908 году московским градоначальником впервые был издан запрет на показ в кинотеатрах фильмов «парижского жанра» (то есть фривольных или порнографических по содержанию). 27 ноября 1908 года при канцелярии московского градоначальника была учреждена должность цензора кинематографических лент.
Вечевой новгородский колокол
О судьбе вечевого колокола сложено много легенд. В его судьбе кроме явно вымышленного, фантазийного или сильно переосмысленного с течением веков, много и реального, исторически оправданного.
Роспись по дереву
Своему появлению роспись обязана верой древнего человека в духов земли, неба, воды- Одних нужно было задабривать, от других защищаться, другим объяснять "что от них требуется".
Широкая масленица. А.Т.Аверченко
К Кулакову должен прийти “нужный” гость, считаться с затратами не приходится. И вот он стоит перед хозяином гастрономического магазина.
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Широкая масленица
К Кулакову должен прийти «нужный» гость, считаться с затратами не приходится. И вот он стоит перед хозяином гастрономического магазина: «Шесть с полтиной? С ума сойти можно! Мы, Михайло Поликарпыч, сделаем тогда вот что… Вы мне дайте коробку зернистой в фунт, а завтра по весу обратно примете… Что съедим — за то заплачу.
Баландин, Денис Сергеевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Работы в кино 2.2 Работы в театре 2.2.1 Российский академический молодёжный театр 2.2.2 Другие театры Список литературы
Апраксин, Фёдор Матвеевич
Введение 1 Биография 1.1 Происхождение 1.2 Семья 1.3 Государственная служба 2 Память Список литературы Введение Фёдор Матве́евич Апра́ксин (27 октября 1661(16611027) — 10 ноября 1728, Москва) — русский государственный деятель, сподвижник Петра I. граф, генерал-адмирал (1708).
Памятник в честь 300-летия дома Романовых Кострома
Введение 1 История 2 Описание памятника 3 Список фигур для памятника Список литературы Введение Памятник в честь 300-летия дома Романовых — монумент в честь 300-летия дома Романовых, заложенный в Костромском кремле. Задуман как сооружение высотой 36 м с 26-ю скульптурами исторических личностей и барельефами по кругу постамента, иллюстрирующими важнейшие события Российской истории[1].
Скифы альманах
Сборник «Скифы» - литературный сборник, два выпуска которого были опубликованы в 1917-18 годах в Петрограде. Выпущен издательством «Скифы». Авторы, принявшие участие в сборниках, разделяли идеологию так называемого «скифства». Они рассматривали революцию 1917 г. в России как мессианское антибуржуазное русское народное движение.
Борецкий, Исаак Андреевич
Исаак Андреевич Борецкий — новгородский посадник, муж знаменитой Марфы-посадницы. Своё родовое прозвище (в ряде летописных источников оно не упоминается) Исаак получил от волости Борок (Борецкая волость), которой он вероятно владел и в ней начал свою деятельность. В 1417 году Исаак Борецкий отбил у напавших на волость беглых новгородцев, вятчан и устюжан.
Мусина-Юрьева, Марфа Павловна
План Введение 1 Сведения в документах 2 Противоречия Список литературы Введение Марфа Павловна Мусина-Юрьева (май или июнь 1801—1803) — внебрачная дочь императора Павла I и, возможно, Любови Багарат, его последний, посмертный ребёнок.
Дмитрий Семенович Стеллецкий
Стеллецкий, Дмитрий Семенович (1875–1947), русский художник, мастер скульптуры и живописи, представитель символизма и модерна.