Реферат: Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

Остальные рефераты » Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

Составители:

Смирнова Алевтина Николаевна, руководитель ЦИТ,

Потехин Николай Владимирович, ст. методист ЦИТ,

Редченкова Галина Дмитриевна, ст. методист ЦИТ


Методическое письмо

о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ»
в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях
Ярославской области


При преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» следует руководствоваться Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования [2] и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года [3].

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии с концепцией модернизации он выстроен как средство системного обновления содержания образования.

Введение федерального компонента государственного стандарта общего образования предусматривает изменение концепции преподавания курса информатики.

С 2007/2008 учебного года Обязательный минимум содержания образования по информатике (уровни А и Б) («Минимум-98») не должен использоваться в образовательной практике. [16]

В региональном учебном плане предмет «Информатика и ИКТ» представлен следующим образом [13][14]:

Основная школа

9 класс. Базовый курс (70 часов).

В Федеральном базисном учебном плане (БУП-2004) базовый курс «Информатика и ИКТ» представлен в 8-9 классах в объеме 105 часов за 2 года обучения (35/70 часов в год, 1/2 часа в неделю соответственно). Изучение базового курса в таком объеме дает возможность выполнения федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Возможно увеличение количества часов на предмет за счет компонента образовательного учреждения.

Рекомендуется ведение курсов по выбору по предмету «Информатика и ИКТ» в рамках предпрофильного обучения в 9 классе.

Старшая школа

10-11 классы. Курс на базовом или профильном уровнях в зависимости от реализуемого образовательным учреждением учебного плана (70 или 280 часов соответственно).

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по предмету «Информатика и ИКТ» профильного или базового уровней предполагает, что все учащиеся к моменту их поступления в 10  класс прошли полный базовый курс «Информатика и ИКТ» в объеме не менее 105 часов.

Согласно БУП-2004 предмет «Информатика и ИКТ»

ОБЯЗАТЕЛЕН для:

универсального профиля на базовом уровне;

РЕКОМЕНДОВАН для:

физико-математического и информационно-технологического профилей как один из профильных общеобразовательных предметов (по выбору образовательного учреждения) на профильном или базовом уровнях.

социально-экономического и индустриально-технологического профилей на базовом уровне;

физико-химического, химико-биологического, биолого-географи­ческого, социально-гуманитарного, филологического, психолого-педагогического, аграрно-технологического и художественно-эстетического профилей на базовом или профильном уровнях (по решению образовательного учреждения за счет часов школьного компонента).

При включении предмета «Информатика и ИКТ» в учебный план 10-11 классов образовательного учреждения должен быть определен уровень изучения предмета: базовый или профильный.

Для базового уровня общий объем часов составляет 70 часов (35/35 часов в год, 1/1 час в неделю соответственно).

В общеобразовательном классе, работающем по универсальному (непрофильному) учебному плану, предмет «Информатика и ИКТ» обязательно изучается как всем классом, так и группой, осваивающей предмет на профильном уровне (в соответствии с Письмом Департамента образования Администрации Ярославской области от 14.09.2006 № 01-10/2757 «О реализации БУП-2004» [15]).

Для профильного уровня – общий объем 280 часов (140/140 часов в год, 4/4 часа в неделю соответственно).

Учащиеся 10-11 классов, независимо от профиля обучения, могут выбрать любой элективный учебный предмет по информатике, предлагаемый образовательным учреждением.


В 2008/2009 учебном году преподавание предмета «Информатика и ИКТ» может быть реализовано следующим образом.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 5-7 классах. Изучение предмета за счет компонента образовательного учреждения позволит реализовать непрерывный курс учебного предмета «Информатика и ИКТ».

Изучение курса информатики и ИКТ в 5-7 классах может осуществляться по программе Босовой Л.Л. и соответствующему УМК.

В соответствии с Письмом Департамента образования Ярославской области от 07.05.2008 № 1892/01-10 «О некоторых вопросах организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2008-2009 учебном году» [13]:

Основная школа

9 класс – 2 часа в неделю в соответствии с региональным учебным планом.

Возможный вариант:

8 класс – 1 час в неделю за счет компонента образовательного учреждения.

9 класс – 2 часа в неделю в соответствии с региональным учебным планом.


В рамках предпрофильного обучения в 9 классе рекомендуется ведение курсов по выбору по предмету «Информатика и ИКТ».

Старшая школа

10 класс

4 часа в неделю для профильного уровня;

1 час в неделю для базового уровня.

11 класс

4 часа в неделю для профильного уровня;

1 час в неделю для базового уровня.


На основе рекомендованных Министерством образования и науки РФ примерных программ основного общего и среднего (полного) общего образования [6] или одной из авторских программ создаются рабочие программы по предмету «Информатика и ИКТ» [17].

Увеличение объема часов на изучение предмета на базовом уровне (как на основной, так и на старшей ступени обучения) должно обосновываться в пояснительной записке рабочей программы.

Примеры рабочих программ по Информатике и ИКТ, созданные учителями базовых школ области по апробации БУП-2004, представлены в Информационно-методическом сборнике «Образовательные ресурсы» (выпуск 16а, формат CD, 2007) [22].

Рабочая программа по Информатике и ИКТ (10-11 кл, базовый уровень)

Елисеева Л.Ю., учитель Каменниковской сош Рыбинского МР

Рабочая программа по Информатике и ИКТ (10-11 кл, базовый уровень)

Казарина Н.М., учитель сош № 76 г. Ярославля

Рабочая программа по Информатике и ИКТ (10-11 кл, профильный уровень)

Напольских О.Н., Никулина Н.И., учителя сош № 76 г. Ярославля


Для реализации элективных учебных предметов по информатике в старшей школе могут быть использованы программы, изданные Национальным фондом подготовки кадров [20]. Перечень элективных учебных предметов приведен в Приложении 2.

Примеры программ элективных учебных предметов, созданных учителями базовых школ Ярославской области по апробации БУП-2004, представлены в Информационно-методическом сборнике «Образовательные ресурсы» (выпуск 4, формат CD, 2007) [21].

Программа элективного учебного предмета «Математические основы информатики» (10 класс).

Мальгина А.К., учитель гимназии №1 г. Ростова

Программа элективного учебного предмета «Приемы и методы программирования».

Дашниц Н.Л., Никулина Н.И., учителя сош № 76 г. Ярославля

Программа элективного учебного предмета «Основы программирования на Visual Basic».

Кравцова Е.К., учитель сош № 87 г. Ярославля


Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки России к использованию в образовательном процессе на 2008/2009 учебный год представлены в Приложении 1.

Нормативная и информационная база для преподавания предмета
«Информатика и ИКТ»

Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
ed.gov/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
(№ 1089 от 05.03.2004 г.)
Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование
ed.gov/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
Часть II. Среднее (полное) общее образование
ed.gov/ob-edu/noc/rub/standart/p2/1288/

Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
edrmika/min/pravo/276/

Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении нового Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

Методическое письмо Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»

ed.gov/d/ob-edu/noc/rub/standart/mp/06.doc

Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования

ed.gov/ob-edu/noc/rub/standart/pp/1362/

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 декабря 2007 г. № 349 (Зарегистрирован в Минюст России 14 декабря 2007 г. № 10705) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/2009 учебный год»

edu/db/mo/Data/d_07/m349.html

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. № 321 (зарегистрирован в Минюст России 21 декабря 2006 г. № 8656) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/08 учебный год»

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 января 2007 года № 01-14/08-01 «О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на новый государственный образовательный стандарт основного общего образования».

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 февраля 2006 года № 01–66/07–01 «О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществив­ших переход на профильное обучение».

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Информатика и информационные технологии. //Информатика и образование, 2004. № 7.

Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

Письмо Департамента образования Ярославской области от 07.05.2008 № 1892/01-10 «О некоторых вопросах организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2008-2009 учебном году».

Приказ Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.05.2006 № 01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана».

Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 14.09.2006 № 01-10/2757 «О реализации БУП-2004».

О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2007/08 учебный год [Текст] : метод. письмо / сост. Смирнова А.Н., Потехин Н.В., Ред­ченко­ва Г.Д. − Ярославль : ИРО, 2007.

Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.06 № 23/01-10 «О рабочих программах учебных курсов» (Приложение к письму «Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов»).

Примерные экзаменационные билеты для государственной (итоговой) аттестации по Информатике и ИКТ в устной форме за курс основного общего образования //Вестник образования, 2007. № 3-4.

Примерные экзаменационные билеты по информатике для проведения устной итоговой аттестации выпускников XI классов общеобразовательных учреждений //Вестник образования России, 2007. № 5.

Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика» /Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 112 с.

ict.edu/ft/002367//index.html

Профильное обучение. Нормативное, учебное и программно-методическое обеспечение. [Электронный ресурс] : сб. материалов ГОУ ЯО «Институт развития образования» : материалы публ. в автор. ред. / Департамент образования Администрации Ярославской обл.; под общ ред. Шиловой Ж.А.; ред.-сост.: Круглова Е.Н., Наумова О.Н. ; отв. за вып. Архипова М.В. ; техн. ред – Ярославль, 2007. – (Образовательные ресурсы : информ. сб. Вып. 4). – Формат СD.

depedu.yar:8101/exp/predprofil/materl/disk_4/index.htm

Структура, содержание образования и организация деятельности педагогического коллектива школы по реализации БУП-2004 [Электронный ресурс] : сб. материалов ГОУ ЯО «Институт развития образования» : материалы публ. в автор. ред. / Департамент образования Администрации Ярославской обл. ; под общ ред. Шиловой Ж.А.; ред.-сост.: Круглова Е.Н., Наумова О.Н. ; отв. за вып. Архипова М.В. ; техн. ред – Ярославль, 2007. – (Образовательные ресурсы : информ. сб. Вып. 16 а). – Формат СD.

depedu.yar:8101/exp/predprofil/materl/disk_progr3/index.html

Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке (под ред. Обуховой Л.А.) : (сб., серия «Электив») – М.: Изд-во «5 за знания», 2006.

Дополнительные информационные ресурсы

www.mon.gov – Министерство образование и науки Российской Федерации

www.ed.gov – Федеральное агентство по образованию.
(Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования – www.ed.gov/ob-edu/noc/rub/standart/pp/1362/)

www.vestnik.edu – Вестник образования (Официальное издание Министерства образования и науки Российской Федерации)

www.edu – Российское образование Федеральный портал

www.depedu.yar – Департамент образования Ярославской области

www.iro.yar – ГОУ ЯО ИРО

edu.of/profil/default.asp – Дистанционная поддержка профильного обучения (Сайт дистанционной поддержки программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов»)

edu.of/isiorao/ – Профильное обучение на старшей ступени образования (Организационно-методическая поддержка профильного обучения в старшей школе)

iit.metodist – Информатика и информационные технологии (Лаборатория Информатики МИОО)

metodist.lbz/ – Методическая служба издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»

it-n/ – Портал «Сеть творческих учителей» (АПК и ППРО при поддержке Microsoft)

Научно-методический журнал «Профильная школа» (Издательство «Русский журнал») (russmag/pgroup.php?id=5 – Содержание номеров журнала)

Приложение 1

УТВЕРЖДЕН
приказом Минобрнауки России
от 13 декабря 2007 г. № 349

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,
НА 2008/2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Информатика и ИКТ


Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ 8 Дрофа

Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ 9 Дрофа

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии 8 Просвещение

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии 9 Просвещение

Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С. и др. под ред. Макаровой Н.В. Информатика 8-9 Питер Пресс

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Информатика и ИКТ


Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 10 Питер Пресс

Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 11 Питер Пресс

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 10-11 БИНОМ

Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. под ред. Кузнецова А.А. Информатика и ИКТ (профильный уровень) 10-11 Дрофа

УТВЕРЖДЕН
приказом Минобрнауки России
от 13 декабря 2007 г. № 349

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2008/2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Информатика и ИКТ


Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика 8 Просвещение

Мачульский В.В., Гейн А.Г., Кадочникова В.И. Информатика и ИКТ 8 Ассоциация XXI век

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Информатика и ИКТ


Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика и информационные технологии (базовый и профильный уровни) 10 Просвещение

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 10 БИНОМ

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень) 10 БИНОМ

В федеральном перечне учебников, рекомендуемых (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в 2008/09 учебном году, для основного общего образования не представлены учебники, традиционно используемые в ОУ Ярославской области (авторы Угринович Н.Д. и Семакин И.Г.):


Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса

гриф «Допущен» (2004 г.) действует до 1 июля 2009 г. 1

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса гриф «Допущен» (2004 г.) действует до 1 июля 2009 г.
Семакин И.Г. Информатика. Учебник для 8 класса гриф «Допущен» (2004 г.) действует до 1 июля 2009 г.
Семакин И.Г. Информатика. Учебник для 9 класса гриф «Допущен» (2004 г.) действует до 1 июля 2009 г.

Приложение 2

Опубликовано:
Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика» /Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004.

(ict.edu/ft/002367//index.html – Библиотека портала «ИКТ в образовании»)


Перечень элективных учебных предметов (старшая профильная школа)
«Информатика и ИКТ»

Автор, название курса

Кол-во часов

Рекомендуемые профили

Материалы, представленные в сборнике

Угринович Н.Д.
Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц

70 естествен­но-матема­тический и информационно-техно­ло­гический подробная программа, описание УМК

Хуторской А.В., Орешко А.П.
Технология создания сайтов

70 технологи­ческий подробная программа, описание УМК

Залогова Л.А.
Компьютерная графика

70 естественно-математический подробная программа, описание УМК

Семакин И.Г., Хеннер Е.К.
Информационные системы и модели

72 физико-матема­тический и информационно-техно­ло­гический краткая программа

Монахов М.Ю., Воронин А.А.
Создаем школьный сайт в Интернете

35 естественно-математический, гуманитарный, технологический описание программы, описание УМК

Монахов М.Ю., Солодов С.Л., Монахова Г.Е.
Учимся проектировать на компьютере

70 естественно-математический и технологический описание программы, описание УМК

Копыльцов А.В.
Компьютерное моделирование: сферы и границы применения

70
описание программы, описание УМК

Горбунова И.Б., Белов Г.Г., Горельченко А.В.
Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)

70
краткая программа, описание УМК

Коряковцева Н.А.
Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами

43
краткая программа

УМК по элективным учебным предметам

Автор, название курса Состав УМК Издательство

Угринович Н.Д.
Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц

(методическая поддержка курса – iit.metodist)

Учебное пособие

Компьютерный практикум на CD + программное обеспечение

Методическое пособие для учителя


БИНОМ

Хуторской А.В., Орешко А.П.
Технология создания сайтов

Пособие для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Дрофа

Залогова Л.А.
Компьютерная графика

Учебное пособие

Практикум

БИНОМ

Семакин И.Г., Хеннер Е.К.
Информационные системы и модели

Учебное пособие для учащихся

Методическое пособие для учителя

БИНОМ

Монахов М.Ю., Воронин А.А.
Создаем школьный сайт в Интернете

Электронное учебное пособие

Практикум

БИНОМ

Монахов М.Ю., Солодов С.Л., Монахова Г.Е.
Учимся проектировать на компьютере

Электронное учебное пособие

Практикум

БИНОМ

Копыльцов А.В.
Компьютерное моделирование: сферы и границы применения

Практикум

Методическое пособие для учителя

СМИО-Пресс

Горбунова И.Б.
Музыкальный компьютер (новый инструмент для музыканта)

Практикум для учащихся

Методические рекомендации для учителя, компакт-диск

СМИО-Пресс

1 Информация о грифах на учебники информатики и ИКТ издательства БИНОМ на 2008/2009 уч.год –metodist.lbz/news/news/61.html