КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»
для студентов инженерных специальностей
ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Методические указания по выполнению контрольной работы
Важной частью самостоятельной работы студента заочной и дистанционной формы обучения над курсом «Социология» является написание контрольной работы. Она свидетельствует об уровне знаний и навыков студента.
При выполнении контрольной работы должны быть выполнены следующие требования:
объём контрольной работы – 12–18 листов ученической тетради или 20000–25000 знаков при компьютерном наборе;
в начале работы указывается номер и название темы, приводится план, в конце – определение основных понятий (7-10) и список литературы, которая изучалась и использовалась в процессе написания работы;
материал контрольной работы необходимо излагать строго в соответствие с установленным планом.
Контрольная работа оценивается по системе «зачтено», «не зачтено». Если работа не зачтена, студент обязан учесть замечания преподавателя и написать новую работу. Студенты, которые не представили работу или работа которых не зачтена, к зачёту не допускаются.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ НАУКИ
План
Социальная мысль античности и Средних веков.
Мыслители эпохи Возрождения и Нового времени о развитии общества.
Литература: 5; 6; 7; 9;10; 12; 14.
2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
План
Основные социологические идеи О.Конта.
Социологические воззрения основных представителей классической социологии:
а) Г.Спенсер;
б) Э.Дюркгейм;
в) В.Парето;
г) М.Вебер;
д) П.Сорокин.
Литература: 5; 6; 7; 9; 12; 17; 18; 21; 25.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ В ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ В.
План
Социал-дарвинистские концепции.
Психологические концепции и психоаналитическая концепция З.Фрейда.
Социологическая концепция марксизма.
Литература: 5; 6;7; 9; 12; 17; 18; 21; 25.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ В.
1) Становление и особенности развития социологии в России в ХIХ веке.
2) Основные течения российской социологии в ХIХ – начале ХХ вв.
Литература: 5; 6; 7; 9; 10; 12; 14; 28.
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
План
Социология в СССР.
Развитие социологии в Беларуси.
Литература: 5; 6; 7; 35.
6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
План
Плюрализм современной западной социологии.
Школы и направления современной западной социологии:
а) эмпирическая социология;
б) структурно-функциональный анализ;
в) теория социального конфликта;
г) неофрейдистские концепции;
д) концепция социального обмена;
е) теория символического интеракционизма.
Литература: 5; 6; 7; 9 17; 18; 25.
7. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ
План
Объект и предмет социологии.
Структура социологии.
Функции социологии.
Литература: 1; 2; 3; 6; 7; 8; 9; 10;12; 14; 15; 26.
8. МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА, ТЕХНИКА И ПРОЦЕДУРА В СОЦИОЛОГИИ
План
Научные предпосылки и принципы социальных исследований.
Методы сбора социальной информации.
Обработка собранного материала. Анализ и использование результатов социологического исследования.
Литература: 2; 3; 6; 7; 11; 12; 14; 22; 23; 33; 38; 39.
9. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
План
Разведывательное, описательное и аналитическое исследование.
Методы и формы проведения социологических исследований.
Разовое и повторное исследование.
Литература: 2; 3; 6; 7; 11; 12; 14; 22; 23; 33; 38; 39.
10. ОПРОС КАК САМЫЙ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ
План
Основные разновидности социологического опроса.
Анкета и требования к ее составлению.
Вопросы анкеты, их разновидности и назначение.
Литература: 2; 3; 6; 7; 11; 12; 14; 22; 23; 33; 38; 39.
11. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
План
Методологическая и методическая составляющие программы социологического исследования.
Определение объекта исследования, генеральная и выборочная совокупность. Методы выборки.
Разработка инструментария социологического исследования.
Литература: 2; 3; 6; 7; 11; 12; 14; 22; 23; 33; 38; 39.
12. МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
План
Изучение документов в социологическом исследовании.
Сбор эмпирических данных методом опроса.
Социологическое наблюдение и эксперимент как методы сбора информации.
Литература: 2; 3; 6; 7; 11; 12; 14; 22; 23; 33; 38; 39.
13. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
План
Понятие личности. Особенности социологического подхода к изучению личности.
Основные теории личности в современной социологии: бихевиоризм, интеракционизм, экзистенциализм, структурный функционализм.
Литература: 2; 6; 7; 9; 10; 14; 15; 19; 32.
14. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
План
Общественное, коллективное и индивидуальное в личности.
Внутренняя подсистема личности и ее структура.
Структура деятельности личности.
Литература: 2; 6; 7; 9; 10; 14; 15; 19; 32.
15. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА КАК ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
План
Сущность и содержание процесса социализации.
Агенты социализации и их влияние на формирование личности.
Ведущие механизмы социализации.
Литература: 2; 6; 7; 9; 10; 14; 15; 19; 32.
16. МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
План
Ценностные ориентации как связующее звено между личностью и обществом.
Социальные роли личности.
Система социального контроля.
Литература: 2; 6; 7; 19; 32
17. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВА
План
Признаки общества. Типология обществ.
Основные элементы структуры общества.
Социальные нормы и социальные санкции.
Литература: 2; 3; 6; 7; 10; 12; 14; 15.
18. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
План
Социальная общность как центральное понятие социологии.
Типы социальных институтов по их социально-функциональной роли.
Социальная деятельность и социальные отношения.
Литература: 2; 3; 6; 7; 10; 12; 14; 15.
19. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
План
Понятие социальной стратификации. Социологические теории социальной стратификации.
Источники и факторы социальной стратификации.
Исторические типы социальной стратификации. Роль и значение среднего класса в современном обществе.
Литература: 2; 6; 7; 8; 10; 19; 31; 33
20. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
План
Культура как объект социального познания и предмет социологического исследования.
Структура культуры.
Социальные функции культуры.
Литература: 2; 6; 8; 9; 10; 24; 29; 33; 37.
21. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ
План
Определение понятия “культура”.
Культура и систем социальных норм.
Формы проявления культуры в жизни человека.
Литература: 2; 6; 8;11; 14; 15; 24; 29; 33; 37.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бабосов Е.М. Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: “ТетраСистемс”, 2003.
Бабосов Е.М. Общая социология. – Мн., 2004.
Добреньков В. И., Кравченко А.И. Социология: в 3-х т. – М., 2004.
Дорин А.В. Экономическая социология: Учеб. пособие. – Мн., 1997.
История социологии: Учеб. пособие / А.Н.Елсуков, Г.Н.Соколова, Т.Г.Румянцева А.А.Грицанов; Под общ. ред. А.Н.Елсукова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Высш. шк., 1997.
Качалов И.Л. Социология: Учебно-метод. Пособие для студ. неэкономических спец. БГУИР всех форм обучения / И.Л.Качалов. – Мн.: БГУИР, 2004.
Кравченко А. И. Социология: учебник. – М., 2003.
Общая социология: учебное пособие / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева и др. –М., 2007.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М., 2003.
Социология: Курс лекций: Учеб. пособие / Под общ. ред. Ю.Г.Волкова, В. Н. Нечипуренко и др. – Ростов-н/Д., 1999.
Социология: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. проф. А.Н. Елсукова – Мн., 2004.
Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2000.
Социология молодежи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д, 2001.
Тощенко Ж.Т. Социология: Общ.курс: Учеб. пособие для студентов вузов – М., 2003.
Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. – М., 2003.
Экономика и социология труда / Под ред. Б.Ю.Сербиновского и В.А.Чуланова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1999.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Американская социологическая мысль. Тексты / сост. Е. И. Кравченко / под ред. В. И. Добренькова. – М., 1994.
Бачинин, В. А. История западной социологии: учебник.– СПб., 2002.
Бабосов Е.М. Социология личности, стратификация, управление. – Мн., 2006.
Гидденс Э. Социология. – М., 1999.
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. – 2-е исправ. изд. – М.: “Книжный дом “Университет”, 1997.
Девятко И. Ф. Методы социологического исследования – М., 2003.
Добреньков В. И. Методы социологических исследований: учебник – М., 2006.
Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Для вузов. – М., 2000.
История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Под ред. академика РАН Г.В. Осипова. – М., 1999.
Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора философских наук, профессора Г.С.Батыгина. – М., 2000.
Маркович Д. Социология труда / Пер. с сербского – М.
Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. – Мн., 2000.
Омельченко Е.Л. Молодежная культура и субкультуры. – М., 2000.
Попов Ю.Н. Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда: Учеб. пособие. – М., 2003.
Радаев В.В., Шкаратян О.И. Социальная стратификация: Учеб. пособие. –М.,1996.
Смирнов П.И. Социология личности. – СПб., 2001.
Социология: Учеб. пособие и практикум / Под общей ред. С.В. Лапиной. –Мн., 2001.
Социология труда: Учебник / Под ред. Н.И.Дряхлова, А.И.Кравченко, В.В.Щербины. – М., 1993.
Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н. Данилова – Мн., 2003.
Соколова Г. Н. Социология труда. – Мн., 2000.
Шендрик А. И. Социология культуры. – М., 2005.
Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1987.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2003.