Реферат: Рекомендации к содержанию и оформлению учебно-исследовательских работ И. И. Белова, С. М. Гетманцева - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Рекомендации к содержанию и оформлению учебно-исследовательских работ И. И. Белова, С. М. Гетманцева

Остальные рефераты » Рекомендации к содержанию и оформлению учебно-исследовательских работ И. И. Белова, С. М. Гетманцева

Рекомендации к содержанию и оформлению
учебно-исследовательских работ *)

И.И.Белова, С.М.Гетманцева,
Ю.Н.Гребенникова, О.А.Гущина

Общие рекомендации

В науке существуют традиции описания исследовательских результатов. Ниже приведены некоторые общие рекомендации к некоторым научно-литературным работам, которых следует придерживаться, не смотря на то, что учебно-исследовательская работа является имитацией «взрослого» исследования специалистов. В ряде случаев требования к оформлению указаны в конкурсных материалах или приглашениях к участию в конференциях.

Таблица 5. Некоторые научно-литературные работы (по Буга П.Г., 1993)

Форма


Структура


Реферат

- вводная часть

- основной текст

- заключительная часть


Литературный обзор

- вводная часть

- основной текст

- заключительная часть

- список литературы

- указатели


Доклад

- в кратких вводных замечаниях научно-практическая ценность темы

- сущность темы, основные научные предложения

- выводы и предложения


Тезисы доклада

- основные положения доклада

- основные выводы и предложения


Научная статья

- заголовок

- вводные замечания

- краткие данные о методике и материалах исследования

- анализ собственных научных результатов и их обобщение

- выводы и предложения

- ссылки на цитируемую литературу


Научный отчет

- краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы

- значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики

- детальная характеристика применявшихся методов

- существование новых научных результатов

- заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы

- выводы и предложения


Обработка и осмысливание результатов исследований

Этот этап следует начинать после завершения сбора первичной информации " в поле" . Обычно этот этап называют " камеральной обработкой" . Камеральная обработка первичных данных обычно состоит из следующих практических шагов:

•  систематизация и обработка коллекционного материала, образцов и проб (если таковые имеются);

•  фиксация цифровых и нецифровых данных в табличной форме;

•  математическая и графическая обработка цифровых данных.

Полученная в результате исследования информация приводится, по возможности, в табличной форме, в виде графиков или диаграмм. К каждой таблице или графику должны прилагаться обсуждение и комментарии, объясняющие значение приведенных данных. Итогом обсуждения результатов исследования являются формулировка выводов. В них должна содержаться оценка полноты достижения цели исследования и успешности решения поставленных задач. Она может быть как положительной, так и отрицательной.

Результаты исследовательской работы могут быть оформлены в различном виде. Например, в виде развернутого научного доклада, статьи в газету, заявки на грант или итоговой аттестационной работы.

При проведении исследовании необходимо помнить следующее:

1. При работе с литературными источниками необходимо фиксировать все библиографические данные для включения в список использованной литературы: фамилия и инициалы, автора или редактора, название книги, место издания, издательство, год издания и количество страниц в данном издании.

2. Необходимо тщательно фиксировать первичную информацию. первичная информация обобщается и оформляется в табличной форме. Отдельные совокупности данных оформляются в виде графиков ил диаграмм.

3. При оформлении и последующем представлении результатов работы особую ценность будут представлять природные объекты (гербарные материалы, окаменелости и др.), рисунки, фотографии, картографический материал, копии документов, фото- и видеоматериалы.


Структура отчета

•  Титульный лист;

•  Содержание работы;

Введение. Обзор литературных и других источников информации;

Основная часть:

Материалы и методы исследования;

Анализ результатов исследования и выводы;

Заключение;

Список использованной литературы;

Приложения (если имеются).

Требования к тексту

Работа обычно выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (210х297 мм). Текст печатается ярким шрифтом размером 12-14 кегель через 1,5 или 2 интервала на одной стороне листа. Нумерация страниц производится в правом верхнем углу. Формулы вписываются черной пастой (тушью), либо воспроизводятся на печатающем устройстве. Весь машинописный, рукописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым. В исключительных случаях допускается рукописный текст доклада.

Титульный лист содержит наименование конференции, название доклада, населенного пункта, сведения об авторах (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия имя, отчество, должность, место работы, ученая степень).

4. Использование результатов исследований

Результаты грамотно проведенного исследования могут быть использованы для участия в следующих мероприятиях:

•  выступления на научных конференциях, научно-практических выставках, конкурсах и олимпиадах;

•  публикации в научных изданиях или средствах массовой информации;

•  получение финансовых средств на продолжение исследований и внедрения их результатов в практику природоохранной деятельности;

•  защита исследовательской работы в качестве аттестационной работы на выпускных и переводных экзаменах в общеобразовательном учреждении.




. Примеры библиографического описания литературных источников
(по Буга П.Г., 1993)

Характеристика источника информации


Пример библиографического описания


Книга с одним автором

Орлов П.А. История русской литературы XVIII века: Учеб. для ун-тов. – М.: Высш. шк., 1991. – 320 с.


Книга с двумя авторами

Сумароков Л.Н., Тимофеева О.В. Если нет компьютера... Методы организации работы руководителя. – М.: Изд-во стандартов, 1990. – 119 с.


Книга со многими авторами (более трех)


История правовых и политических учений: Учеб. для вузов / Грицианский П.С., Зорькин В.Д., Мамут Л.С. и др. / Под общ. ред. B.C. Несесянца. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юр. лит., 1988. – 816 с.

Материалы конференций


Проблемы вузовского учебника: Тез. докл. / Третья международная науч. конф. – М.: МИСИ, 1988. – 156 с.

Многотомные издания и отдельные тома многотомных изданий


Шубин Л.Ф. Архитектура гражданских и промышленных зданий: В 5 т. T. V. Промышленные здания: Учеб. для вузов / Под ред. В.М. Предтеченского. – 2-е изд., перераб. – М.: Стройиздат, 1983. – 272 с.
Стандарты

ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления. М.: Изд-во стандартов, 1984. – 77 с.


Статья из книги


Попов В.Н. Реконструкция предприятий полиграфии // Проблемы реконструкции зданий и сооружений. – Саратов, 1988. – С. 18-37.

Статья из газеты


Рубан В. Опять кадры решают все // Моск. новости. – 1991. – 15 сент. – С. 4.

Статья из журнала


Ильенко Т.М. Непрерывное образование: реальность и возможности // Библиотекарь. – 1991. – № 8. – С. 48-50.

Литература, рекомендованная областной СЮН.


Список литературы для педагогов

•  Аверкиев И.О. Атлас вредных насекомых леса. М.: Лесная пром-сть, 1984.

•  Алексеев О.В., Беккер A . M . Изучаем экологию экспериментально: Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. - СПб., 1993.

•  Амихнина Г.Я. Школьный экологический мониторинг. - М.:Агар,2000.

•  Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых и околоводных пространств C СС P . - M .: Просвещение, 1993.

•  Бессонов Н.Н., Приверзенцев Ю.А. Рыбохозяйственная гидрохимия. - М.: Агропромиздат, 1987.

•  Бигон М. и др. Экология особи, популяции, сообщества, - М.:Мир,1989.

•  Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития. - М.:МГУ, 1993.

•  Боголюбов А.П. Простейшая методика геоботанического описания леса: Метод. пособие по полевой экологии для ПДО.-М.:Экосистема,1996.

•  Боголюбов А.С. Методика геоботаники картографирования и профилирования: Метод. пособие по полевой экологии для ПДО.-М.:Экосистема,1996.

•  Боголюбов А.С. Программа организации и проведения геоморфологических исследований: Метод. пособие для ПДО.-М.:Экосистема,1996.

•  Боголюбов А.С. Программа проведения комплексного экологического обследования территории: Метод. пособие для ЦЦО по полевой экологии. – М.: Экомсистема, 1996.

•  Быстров А.А., Круберг Ю.К. Иллюстрированный школьный определитель растений. – Л.:Микпрос,1951.

•  Веселов Е.А. Определитель пресноводных рыб фауны СССР. - М.: Просвещение, 1977.

•  Гарибова Л.В. и др. Водоросли, лишайники и мохообразные СССР. - М.: Мысль,1978.

•  Гаркуша И.Ф. Почвоведение. - Л.:Селъхознздат,1961.

•  Геологический словарь: Т.2.-М.: Недра, 1978.

•  Грин Н. и др. Биология в 3-х тт./Пер, с англ, под ред. Р. Сопера. - М.: Мир, 1993.

•  Дроздов Н.Н., Второв П.П. Определитель птиц фауны СССР. - М.: Просвещение, 1980.

•  Заровный Г.М. Опытно-практическая работа учащихся по лесоводству и лесоразведению. - М.: Просвещение, 1969.

•  Иванова Е.Б., Пашина Г.В. Полезные травянистые растения. - Минск: Урожай, 1970.

•  Кузнецова Н.А. и др. Полевой практикум по экологии. – М.:Наука,1994.

•  Лиман Ю.Б. Организация и проведение комплексных экологических экспедиций: Вып.3,-Ростов-на-Дону: СКНЦ ВПК, 1993.

•  Лурье Ю.Ю. Унифицированные методы анализа вод. - М.: Химия, 1977.

•  Методика изучения биогеоценозов внутренних водоемов. - М.:Наука,1975.

•  Методика определения качества семян растений, как одного из показателей загрязнения городской природной среды: Метод. реком. Костромской ОСЮН.

•  Методы гидрологических исследований проведение измерений и описание озер: Метод пособие. - М.:Экосистема.1996.

•  Методы гидрологических исследований проведения измерений и описание рек: Метод. пособие.- М.:Экосистема, 1996.

•  Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. - М.: Прогресс, 1993.

•  Муравьев А.Г. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса. - СПб.: Криомзо. 1997,- (Серия: Экологический мониторинг в образовательных учреждениях).

•  Нейштадт М.И. Определитель растений. – М.: Минпрос,1963.

•  Никольский Н.Н. Практикум по почвоведению. - М.: Просвещение ,1965.

•  Падий Н.Н. Краткий определитель вредителей леса. - М.: Лесная пром-сть, 1984.

•  Петрова А.Б. Экологическая школа - лагерь по полевым исследованиям. - Воронеж: Б.и., 1995.

•  Письмеров А.В. Природа Костромской области и ее охрана. - Ярославль: Верх.-Волж. кн.изд-во, 1987.

•  Пономарева И.Н. Экология растений с основами биоценологии. - М.: Просвещение, 1978.

•  Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии: Метод. пособие по полевой экологии для ПДО. - М.: Экосистема, 1996.

•  Редкие и охраняемые животные Костромской области: Материалы к Красной книге: В 2 тт.- Кострома, 1988.

•  Редкие и охраняемые растения и грибы Костромской области: Материалы к Красной книге. - Кострома: Б.и.,1996.

•  Римский-Корсаков М.Н., Райков Б.Е. Зоологические экскурсии. - М.: Топикал, 1994.

•  Рульков В.В. Основы ботаники, лесоводства и лесных культур. - М.: Всш.шк., 1981.

•  Рычин Ю.В. Деревья и кустарники: Определитель. - М.: Учпедгиз, 1950.

•  Сабанеев Л.П. Жизнь и ловля пресноводных рыб. – Харьков: Прогресс, 1993.

•  Сбор и определение лишайников. Лихеноиндикация: Метод. пособие. - Петрозаводск: КГПУ, 1998.

•  Смольников А.В. Агрохимический анализ в школьной лаборатории: Пособие для учителя. - М.:Просвещение,1989.

•  Справочник лесничего. - М.:Гос.изд-во сельхоз.лит.,1961.

•  Станков С.С., Талиев В.И. Определитель высших растений Европейской части СССР, - М.: Сов.наука, 1949.

•  Сукачев В.Н. Программа и методика биогеоценологических исследований. - М.: Наука, 1966.

•  Тимофеев В.П., Дылис Н.В. Лесоводство. - М.: Гос. изд-во сельхоз. лит., 1953.

•  Тихомирова В.Н. Определитель высших растений Ярославской области. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во,1986.

•  Ухина Л.И., Кокорева В.А., Методика полевых экологических исследований: Метод. реком. для учителей Костромской области. - Кострома: Б. и., 1997.

•  Федорова А.А. Флора Европейской части СССР: Т.4, - Л.: Наука, 1979.

•  Формозов А.Н. Спутник следопыта. - М.: МГУ, 1989.

•  Цингер А.В. Определитель пресноводных водорослей. - М.: Сов наука, 1981.

•  Чепик Ф.А. Определитель деревьев и кустарников. - М.: Агропромиздат, 1985.

•  Чернышева А.П. Практикум по лесоводству и защитному лесоразведению.- М.:Колос, 1967.

•  Шалыганова О.Н., Определитель растений. - Ярославль: Верх.-Волж. Кн. изд-во, 1972.

•  Ярошенко П.Д. Геоботаника. – М.: Просвещение, 1959.


Список литературы для учащихся 

•  Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. – М., 1991.

•  Акимушкин И.И. Причуды природы (кн.1, 2). – М.: Юный натуралист, 1992.

•  Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия развития, 1998.

•  Анашкина Е.Н. О чём поёт кукушка? Наблюдаем за птицами. –– Ярославль: Академия развития, 2004.

•  Вент Ф. В мире растений/пер с анг. И.М.Спичкина. – М.: Мир, 1972.

•  Изучаем малые реки /Е.Ю. Колбовский. – Ярославль: 2004.

•  Жизнь животных: в 6 т. / Под ред. Л.А. Зенкевича. – М.: 1965.

•  Колбовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России – Ярославль: Академия развития, 2004.

•  Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003.

•  Колесников С.И. Почвоведение с основами геологии. – М.: РИОР, 2005.

•  Кофман М.В. Озёра, болота, пруды и лужи и их обитатели (серия «Жизнь в воде»). – М., 1996.

•  Малаховец П.М. Фенологические наблюдения за сезонным развитием деревьев и кустарников. - Архангельск, 1999.

•  Методика изучения лишайников – Ижевск: Экологическое содружество «Ойкумена», 2006.

•  Околитенко Н.И. Биология для увлеченных. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

•  Особо охраняемые природные территории и объекты Костромской области. – Кострома, 1994.

•  Петров В.В. Из жизни зеленого мира. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1975.

•  Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов. – М.: Наука, 2000.

•  Суворов В.В., Воронова И.Н., Киселева С.Д. Пособие к учебной практике по ботанике. – М.: Колос, 1982.

•  Усынови заказник. / Могильнер А.А., Яхонтов Е.Л - М.: издательство Центра охраны дикой природы, 2006. – 186с.

•  Фарб П. Популярная экология. Пер с англ. А.Д.Базыкина. – М,: Мир, 1971.

•  Фролова Е.Н., Щерьина Т.В., Михина Т.Н. Практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Наука, 1985.

•  Шанцер И.А. Атлас-определитель растений европейской России. - М.:МГУ, 2007.

•  Школьный экологический практикум. - Архангельский областной совет Всероссийского общества охраны природы, Архангельск, 1995.

•  Школьный экологический мониторинг./ Т.Я. Ашихмина – «Агар», 2000.

•  Шпаргалка по экологии – М.: Окей-книга, 2007.

•  Экология: Шпаргалка. – М.: РИОР, 2006.

•  Экологический мониторинг в школе. - Вологодский государственный пед. университет, Вологда «Русь», 1998. – 164 с.

•  Эрнест Д. Миниатюрные обитатели водной среды. – М., 1998.