Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Антон Павлович Чехов – великий русский писатель и драматург, чьи пьесы неизменно вызывают восхищение у зрителей во всём мире. Своеобразие пьес Чехова в новом соотношении между внешним и внутренним действием. Внешнее действие чеховских пьес буднично, обыденно, наполнено мелочами повседневного быта. Однако значение всего, что происходит на сцене, раскрывается в глубине, во внутреннем, как бы скрытом действии.
Лебединая песня Чехова, пьеса «Вишнёвый сад» была написана на закате жизни писателя, в 1904 году. Основной конфликт пьесы заключается в вынужденной продаже родового имения, принадлежащего обедневшим дворянам. Действие разворачивается в доме главной героини, Любови Андреевны Раневской.
Чехов, являясь преемником Ивана Сергеевича Тургенева, также освещает в своей пьесе «Вишнёвый сад» проблему гибели дворянских гнёзд. Основной темой его произведения является тема уходящего мира.
В пьесе три героя принадлежат к дворянскому сословию. Это Любовь Андреевна Раневская, её брат Леонид Андреевич Гаев и помещик Борис Борисович Симеонов-Пищик. В этих образах представлена Россия прошлого, отживающего.
В начале пьесы Любовь Андреевна предстаёт перед нами по-детски радостной всему окружающему: родственникам, дому, саду: «Я не переживу этой радости… Шкафчик мой родной… Столик мой». Она возвращается из Франции в ностальгическом, сентиментальном настроении. Вишнёвый сад дорог ей как воспоминание о молодости, благополучии, лёгкой и изящной жизни: «О моё детство, чистота моя!», «глядела на сад…счастье просыпалось вместе со мною…весь, весь белый! О, сад мой!».
Всё счастливое детство, юность и молодые годы Любови Андреевны протекали в этом имении, в этом саду. Она выходит замуж по любви за присяжного поверенного, человека, не принадлежащего к дворянскому сословию. Потом в её жизни чередой проходят несчастья: умирает от пьянства муж, семилетний сын Гриша тонет в реке. Не выдержав испытаний судьбы, Любовь Андреевна уезжает в Париж, бросив и двух дочерей, и брата, и своё имение. Аня вспоминает об этом: «Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки… Как я её понимаю…».
Если в начале произведения Раневская привлекает читателя своей открытостью, добротой, то в дальнейшем наше отношение к ней резко меняется. Теперь перед нами равнодушная эгоистка, которой чужды проблемы её родных. В самом деле, уезжая в Париж, она не задумывалась над судьбой своих дочерей, хотя Ане было только 12 лет. Находясь во Франции, она сорила деньгами, не понимая того, что в её имении еле сводят концы с концами и «дома людям есть нечего». С другой стороны смысл её жизни – любовь, именно поэтому Чехов даёт ей это имя. Оставив родных, она едет в Париж, к своему любовнику, «мелкому негодяю, ничтожеству», которого интересуют только деньги, и когда они закончатся, он бросит Раневскую, и она останется в одиночестве.
Гаев, брат Раневской, в сущности такой же эгоист, как и сестра. Оставшись на пять лет хозяином в доме, он не только не приумножил состояние семьи, но и довёл имение до полного разорения. Самое страшное то, что он абсолютно не понимал этого. Гаев радостно встречает сестру после возвращения из Парижа и, пытаясь быть во всём на неё похожим, в глазах читателя становится ещё более смешным. В его пафосном обращении к шкафу больше трагического, чем комического, он обращается к нему, как к человеку: «Дорогой, многоуважаемый шкаф!». Аня любит его, но, несмотря на это, иногда просит его «не говорить лишнего»: «Милый дядя, тебе надо молчать, только молчать». Гаев - это карикатурный образ дворянина в пьесе. Его постоянные реплики с бильярдными терминами, вопрос «Кого?» и слухи, что он «состояние проел на леденцах» вызывают у читателя смех. За всеми его красивыми фразами стоит внутренняя пустота, которую он пытается закрыть. Чехов сознательно занижает образ Гаева, чтобы создать впечатление его несамостоятельности и безответственности.
Гаев и Раневская одинаково отрицательно относятся к предложению Лопахина вырубить сад: «Извините, какая чепуха», «Милый мой, простите, вы ничего не понимаете», но их можно понять, потому что они выросли, наслаждаясь красотой этого сада. С другой стороны, они уже должны понимать, что вишнёвый сад на их ответственности и то, что Лопахин предлагает решительные меры к спасению семьи и имения. Беда Раневской и Гаева как хозяев сада в том, что они не привыкли к ответственности, а то, что они не понимают этого – их вина. Горький так говорит о них: «Эгоистичны, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимают».
Не менее интересен нам ещё один персонаж пьесы – Борис Борисович Симеонов-Пищик. На протяжении всего повествования проявляются его комические черты: он съел целую ладонь пилюль, «на святой полведра огурцов скушал». Если Раневская мечтает лишь о Париже, а Гаев говорит только о бильярде и ни тот, ни другой не думают об улучшении благосостояния семьи, то Симеонов-Пищик занят именно этой проблемой. Для него главная ценность в жизни – это деньги, он уверен, что за них всё покупается и продаётся. Пищик всё время пытается выпросить их в долг, хотя, вероятно, сам не знает, как будет его возвращать. Симеонов-Пищик настолько же несамостоятелен, как и Раневская с Гаевым, сам он не имеет представления о том, как зарабатываются деньги, ему просто повезло: по его земле прошла железная дорога, англичане нашли на его участке белую глину.
Все представители дворянского сословия показаны Чеховым в пьесе неспособными к самостоятельному существованию. Гаев, клявшийся своей честью не допустить потери сада, в итоге ничего не смог сделать, Раневская вообще равнодушно отнеслась к продаже. В конце произведения мы видим, что для Гаева и Раневской особой трагедии в продаже вишнёвого сада нет. Леонид Андреевич отправляется на службу в банк, хотя мы не уверены, что он надолго там останется: «Где тебе! Сиди уж…», а Любовь Андреевна уезжает в Париж к своей нелепой «любви». Дворяне не знают, что такое труд, живут в мире воспоминаний и иллюзий. Петя Трофимов говорит: «Громадное большинство той интеллигенции, которую я знаю…к труду пока не способно». Чехов доказывает, что только люди, посвятившие себя труду, имеют право на счастье, а потому дворянство неизбежно уходит в прошлое.
Другие работы по теме:
Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней по произведениям А. П. Чехова.
Автор: Чехов А.П. Главными врагами Чехова были ложь, лицемерие, пошлость, и всю жизнь он, по мере своих сил, старался бороться с пороками. Свой протест против этого Чехов выражал в своих рассказах. Особенно это хорошо видно в его поздних рассказах, написанных в последние годы жизни. Проанализировав увиденное, Чехов создает рассказы, в которых он протестует против существующей жизни.
Сюжет жизни А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Общество ждет и надеется... В. Г. Короленко Жизнь Чехова в чем-то сродни его художественным созданиям. Не так-уж много в ней внешне драматических эпизодов. Не было у Чехова ни дуэлей с роковым исходом, как у Пушкина и Лермонтова, ни ссылки, как у Чернышевского, ни политической эмиграции, как у Герцена, ни гражданской казни, как у Достоевского, ни ухода из отчего дома, как у Льва Толстого.
Новаторство Чехова-драматурга 2
Новаторство Чехова-драматурга 17 октября 1896 года на сцене императорского Александрийского театра в Петербурге состоялась премьера представления «Чайка» по пьесе А. Чехова. В главных ролях были вовлечены ведущие актеры, а Нину играла сама В. Комиссаржевская. А. П. Чехов, на то время уже известный и признанный прозаик, был неудовлетворен тем, что он видел на репетициях, и не сильно ожидал успеха.
Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе Чехова
Антон Павлович Чехов — один из самих читаемых в мире прозаиков. Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет, но искусство этого столетия неотделимо от его имени. Облик Чехова — человека и писателя — не тускнеет, он остается дорогим для людей всех стран и континентов. Его знают и любят миллионы, но к каждому он приходит как незаменимый, единственный в своем роде друг.
Мильон терзаний хозяев вишневого сада по пьесе Антона Чехова
Почему до сих пор эта пьеса идет во многих театрах России и за рубежом? В комедии Чехова "Вишневый сад" мы видим сочетание драматического и комического, что связано с проблематикой произведения. В пьесе показан бег времени: прошлое, настоящее и будущее. Центральные герои — Раневская и Гаев.
Анализ пьесы А.П. Чехова Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Пьеса «Вишневый сад» - последнее драматическое произведение Чехова, печальная элегия об уходящем времени «дворянских гнезд». В письме к Н.А. Лейкину Чехов признавался: «Ужасно я люблю все то, что в России называется имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического оттенка».
Народ в произведениях А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Все ждут и на что-то надеются... А.Чехов В пору зрелости внимание А.П.Чехова концентрируется на двух основных сферах: люди интеллигентного сословия и люди из народа. Он создает цикл "мужицких" повестей и рассказов: "Мужики" , "Новая дача" , "В овраге".
Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова Вишнёвый сад
Автор: Чехов А.П. В дореволюционной России долго сохранялся старый феодальный строй, когда господствовало дворянство. Оно жило за счёт тех доходов, которые давали ему их поместья. Но постепенно в России, правда, позже, чем в других государствах, начал развиваться капитализм. В обществе появился новый класс — буржуазия.
О чем меня заставила задуматься пьеса А.П. Чехова Вишневый сад
О чем меня заставила задуматься пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад"? Автор: Чехов А.П. Пожалуй, начну с того, что классическая литература потому и называется таковой, что она нетленна. Вопросы, проблемы, затрагиваемые в пьесе, актуальны и по сей день. Автор обнажил перед читателем проблемы загнивающей эпохи.
Драматургия
Автор: Чехов А.П. Как стилист Чехов недосягаем. В. Трофимов Краткость — сестра таланта. А. Чехов Антон Павлович Чехов всю жизнь тяготел к театру. Пьесы для любительских спектаклей были его первыми юношескими произведениями. Рассказы Чехова настолько насыщены диалогами, с помощью которых автор стремится выразить основные мысли персонажей, что они прямо-таки просятся на сцену.
Рецензия на повесть А.П.Чехова "Степь"
А.П.Чехов признанный мастер маленького сатирического рассказа, и приступая к чтению повести "Степь", я ожидал насладиться мастерством Чехова, который посредством иронии, уничижительным юмором борется с пошлостью, нравственной низостью.
Дворянство в пьесе А.П. Чехова Вишневый сад
Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Антон Павлович Чехов – великий русский писатель и драматург, чьи пьесы неизменно вызывают восхищение у зрителей во всём мире. Своеобразие пьес Чехова в новом соотношении между внешним и внутренним действием. Внешнее действие чеховских пьес буднично, обыденно, наполнено мелочами повседневного быта.
Жанровое своеобразие Чеховских пьес
Жанром, синтезирующим все мотивы повестей и рассказов Чехова стала "новая драма". В ней наиболее полно реализовалась чеховская концепция жизни.
Три поколения в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"
А. П. Чехов назвал свое произведение "Вишневый сад" комедией. Мы же, прочитав пьесу, относим ее скорее к трагедии, чем к комедии. Нам кажутся трагическими образы Гаева и Раневской, трагичны их судьбы. Мы сочувствуем и сопереживаем им.
Анализ рассказа А.П. Чехова "Тоска"
Рассказы А.П. Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы.
Стилистические особенности прозы А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Многие литераторы 80—90-х годов XIX века показывали неодолимо гнетущее влияние среды, их герои уныло повторяли: "Среда заела!" Чехов же сосредоточивает свое внимание на том, как человек противостоит своей среде, как он выбивается из-под гнета раз и навсегда заведенных правил, условностей, привычек; иначе говоря, как он противоборствует укладу жизни.
Роль художественных деталей в рассказах А. П. Чехова
Автор: Чехов А.П. В творчестве Антона Павловича Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из любимых жанров писателя. Характерной чертой рассказа как литературного жанра является его сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний. Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза мелочей, несущих, однако, огромную смысловую нагрузку.
Сочинение по рассказу А.П. Чехова Ионыч.
Автор: Чехов А.П. Антон Павлович Чехов является, пожалуй, самым «легким» автором для чтения. Его «конек» - небольшие, но очень емкие рассказы. Чехов презирает всякого рода убожества, пошлость, ограниченность людей.
Русское дворянство в драматургии А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Умей нести свой крест и веруй. А. Чехов Всю свою жизнь Чехов наряду с повестями и рассказами писал пьесы и водевили. Его слава драматурга не уступает его популярности прозаика, а во многих странах мира, пожалуй, даже превышает ее.
Отзыв о рассказе А.П. Чехова Студент
Отзыв о рассказе А.П. Чехова "Студент" Автор: Чехов А.П. Рассказ А.П. Чехова «Студент» был опубликован в 1894 г. «Студент» - один из самых коротких, но наиболее совершенных по форме рассказов Чехова.
Идейное содержание пьесы А. Чехова Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Последняя законченная пьеса Чехова — “Вишневый сад” — представляет собой итог всей его литературной деятельности. В ней отчетливо звучат некоторые из основных мотивов, разработкой которых он был занят, начиная с 80-х годов XIX века и до конца своей жизни.
Идейное и художественно свообразие пьесы Вишнёвый сад
Идейное и художественно свообразие пьесы "Вишнёвый сад" Автор: Чехов А.П. Значительные в жизни каждого человека события обнаруживаются в скромных будничных обыденных проявлениях.Чехов искуственно привлекает наше внимание к ним.Поэтому наше внимание из текста уходит в подтекст.
Рецензия на пьесу А.П.Чехова Вишневый сад
Рецензия на пьесу А.П.Чехова "Вишневый сад" Автор: Чехов А.П. «Вишнёвый сад» - самое интересное произведение А.П. Чехова. 15 мая наш класс ездил в Архангельск в театр на постановку этого произведения.
Чехов и Чайковский
Великих художников России, великих современников — Чайковского и Чехова связывали теплые дружественные отношения. «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его».
Аредаков, Григорий Анисимович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Саратовский академический театр драмы 2.1.2 Саратовский театр оперы и балета 2.2 Постановки в театре
Авшаров, Юрий Михайлович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Московский академический театр Сатиры 2.1.2 Студия им. М. Чехова 2.2 Роли в кино 2.3 Режиссёрские работы в театре
Девятьяров, Александр Эдуардович
Введение 1 Театр 1.1 МХТ им. Чехова 1.2 РАМТ 2 Кино Введение Александр Эдуардович Девятьяров (12 марта 1985 года) — российский актёр. В 2006 году окончил Школу-студию МХАТ (курс С. И. Земцова и И. Я. Золотовицкого).
Артём, Александр Родионович
Александр Родионович Артём (наст. фам. — Артемьев; 1842—1914) — русский актёр. Биография Александр Артём сын крепостного крестьянина. После окончания московского Училища живописи, ваяния и зодчества (1878), работал учителем рисования и чистописания. С 1880-х гг. принимал участие в любительских постановках.