При согласии незначительные дела вырастают, при не согласии величайшие гибнут.
Гай Саллюстий Крис.
Политическая культура – часть человеческой культуры в целом. Именно по этому ее изучение ограничено объяснением только тех культурных явлений, которые формируются и функционируют прежде всего в политических сообществах. Характерно, что первоначальным толчком к изучению политической культуры послужили опросы общественного мнения с целью выяснения индивидуального отношения граждан к политической системе в США и ряде некоторых других стран.
Политическая культура наряду с политической психологией и этикой является важнейшей стороной гуманитарного измерения политики
. Она обобщенно характеризует политику как особую, самостоятельную сферу общественной деятельности с ее качественной стороны. Политическую культуру можно представить в виде системы, охватывающей политические традиции, политические ценности и установки политического поведения. Она совмещает в себе политическое сознание
, деятельность
и
поведение
людей
в сфере властных отношений и управления общественными делами.
Понятие политической культуры активно используется в тех случаях, когда нужно объяснить, почему одни и те же политические институты по-иному работают в различных странах, почему те или иные политические нововведения и заимствования в одном месте прививаются легче, в другом – труднее[1]
. Ведь, человек не является автоматически действующим механизмом, он всегда – активный интерпретатор осваиваемых или навязываемых ему ролей. Источником таких интерпретаций и является культура.
Характер политической культуры влияет на протекание политического процесса в той или иной стране, повышая или, напротив снижая вероятность согласования различных групповых интересов, политической предсказуемости, стабильности.
Одно дело видеть в политическом оппоненте носителя иного, но законного в своих границах интереса, другое – воспринимать его как воплощение мирового зла и препятствие народному счастью. Одно дело – оценивать те или иные трудности в контексте общего убеждения, что безоблачное и бесконфликтное существование вообще не суждено человеку, другое – воспринимать их как отклонение от нормы, вызванную злонамеренным вмешательством политических сил, укротив которые мы получим рай на Земле.
Эти типы оценок и восприятия политической действительности зависят как от определенной культурной традиции, так и от уровня политического просвещения.
Понятие «политическая культура» интерпретируется в литературе многозначно, как и понятие политики. Трудности в понимании политической культуры обусловлены размытостью ее очертаний, «размытостью во всем» политическом бытии, как и в целом культуры общества – во всем социальном.
Несмотря на широкое различие мнений в объяснении феномена политической культуры, с достаточной четкостью просматривается два наиболее общих концептуальных подхода. Один из них
заложен основоположниками изучения современной политической культуры американскими социологами Г.Алмондом и Г.Пауэлом. Ими было выведено понятие «политическая культура» и дано определение, считающееся в зарубежной литературе классическим
. Оно таково: «Интернализация политической системы через познание, чувства и суждения ее членов». Польский политолог А.Боднер разъяснил это определение. Политическая культура, есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной системы; субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение. «Индивидуальные ориентации соединяют в себе несколько элементов, а именно:
1. познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;
2. аффективную ориентацию – ощущения связи, вовлечения, противодействия и т.д. по отношению к политическим объектам;
3. оценочную ориентацию – суждение и мнение о политических объектах…»
В соответствии с изложенным, по А.Боднеру, главным предметом исследования политической культуры остаются позиции индивидуумов
и групп
по отношению к политическим явлениям, что означает ориентацию на изучение субъективного контекста политики.
Как видно из изложенного, политическая культура в данном понимании
– явление всецело субъективное и по природе своей индивидуальное. Из ее состава исключены политические институты и организации, да в целом вся совокупность объективированных элементов.
Другой подход
в определении политической культуры сформулирован советскими авторами. В его основе – понимание политической культуры как субъективно-объективного феномена, как способа духовно-практической деятельности и отношений в сфере политики. На первый взгляд, такой подход абстрактен; он прямо не фиксирует личностный аспект культуры, чем отличаются определения Г.Алмонда, Г.Пауэлла и А.Боднера. Однако в данном случае можно говорить о разумной абстракции, позволяющей охватить наиболее существенные признаки исследуемой категории. Вот одно из развернутых определений, данных в литературе в рамках рассматриваемого подхода: «Политическая культура – это реализация политических знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения социального субъекта (личность, классы, общество) в исторически определенной системе политических отношений и политической деятельности.»
Второй подход наиболее четко отражает реальность политической культуры.
В политическом процессе всегда существуют и сталкиваются политические идеи двух основных типов: представительские
, выражающие интересы и позиции различных групп общества, и глобальные
, представляющие проекты «лучшего будущего». Эти типы дополняют друг друга, они не могут одна без другой. Если политика превращается в конкурс одних только глобальных мироустроительных идей, а представительские функции оказываются подавленными, то это грозит вырождением культуры политического общества, так необходимой в нашей повседневности. Если же политические идеи всецело заполнены формами представительства групповых интересов, это чревато потерей ценностных ориентаций; складывается политическая культура не способная представить никаких существенных идей.
Вообще, можно дать классификацию политической культуре. Наиболее известной из современных классификаций политической культуры является та, что предложена американским политологом Г.Алмондом. Он различает четыре типа политической культуры: англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную (авторитарно-патриархальную) и тоталитарную.
Англо-американскую
культуру отличают следующие черты. Во-первых, она является светской и прагматической: политика здесь выступает не в борьбе сил добра и зла (прогресса и реакции), а всего лишь как столкновение групповых интересов, каждый из которых имеет право на существование. И поскольку здесь отвергается фаталистический принцип предопределенной коллективной судьбы, то политический процесс выступает как «процедура открытия» реальных возможностей и влияния различных общественных групп, а так же как ограничитель их стихийной экспансии.
Во-вторых, эта культура отличается гомогенностью: общенациональным консенсусом по поводу некоторых основополагающих ценностей и не нарушаемых правил игры.
Характеризуя континентально-европейскую
политическую культуру, Амонд указывает на ее смешанный или переходный – между традиционным и современным обществом – характер. Наряду со светским восприятием политики как борьбы групповых интересов здесь сохраняет влияние ее понимание как борьбы идеалов, столкновения Добра и Зла.
Любая цивилизация, в том числе и западная, не настолько безупречна и универсальна в своих политических потенциях, что бы стать эталоном для всего мира. Уподобление единому эталону противоречит стратегии человечества – усилению многообразия и многовариантности.
[1]
Мы сейчас хорошо ощущаем «заимствования» Американского образа жизни.
Другие работы по теме:
Политическая культура 12
Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса, и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Габриэль Алмонд
Габриэль Алмонд (12 января 1911 — 25 декабря 2002)- крупный американский политолог и социолог. Получив степени бакалавра в 1932 г. и доктора философии в 1938 г., он в 1939—1942 и 1945—1946 гг. преподавал политические науки в Бруклинском колледже, в 1947—1951 и 1959—1963 гг.— политические науки, внутренние и международные отношения в Иельском университете, а в 1951—1959 гг.— в Принстонском университете.
Политология 6
Тема 13. Власть в обществе 1. Сущность и виды власти. 2. Особенности политической власти. 3. Основные концепции власти. Основная литература Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006.
«Экономическая теория»
Курсовая работа по курсу «Экономическая теория» (выполняется на протяжении академического года) – оценка
Истоки современного понимания термина "культура"
В своем первоначальном значении латинское слово cultura означало культивацию сельскохозяйственных растений или вскармливание домашней птицы или скота. В начале XVI в. этот первоначальный смысл был расширен.
Архаический Юго-запад
, англ. The Archaic Southwest — термин, включающий археологические культуры юго-запада США в период примерно между 6500 г. до н. э. и 200 г. н. э. Культурам, относящимся к указанному периоду, были свойственны следующие характеристики:
Возникновение и развитие первобытной культуры
Первобытная культура — культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми вытекающими отсюда особенностями. Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны.
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация
Цивилизация – это: Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня воспроизводства социальной жизни. Локализованные в пространстве и времени общ-ва, которые являются целостными системами, представляющими конкретный социокультурный феномен, имеющими четковыраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития.
Поверти-Пойнт культура
Декоративные глиняные шарики из Поверти-Пойнт: вероятно, символы душ предков Культура Поверти-Пойнт — археологическая культура индейцев, обитавших в низовьях р. Миссисипи, ныне штат Луизиана. Существовала примерно в 17-7 вв. до н. э. Памятниками данной культуры являются сохранившиеся до наших дней колоссальные земляные сооружения (курганы) у Поверти-Пойнт около города Эппс в штате Луизиана.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Культура Донг-Шон
Изображение на бронзовом барабане из Нгок-Лу, Вьетнам Культура Донг-Шон , вьетн. Văn hуa Đфng Sơn — доисторическая археологическая культура азиатского бронзового века, существовавшая на территории Индокитая. Названа по поселению на севере Вьетнама, где были обнаружены её следы.
Ортоироидная культура
(ортоироиды; Ortoiroid) — первая известная археологическая культура на островах Вест-Индии. Считается, что она происходит из бассейна Ориноко (север Южной Америки), откуда её носители мигрировали на Малые Антильские острова и дошли до Пуэрто-Рико. Согласно Раузу ортоироидная культура долгое время развивалась в Южной Америки прежде чем началось переселение на Антильские острова.[1] Наиболее ранние радиоуглеродные датировки для Тринидада относятся к 5230 году до н. э., наиболее поздние (190 год н. э.) получены для Пуэрто-Рико.
Культура Тумако-Ла-Толита
— доколумбова культура, существовавшая в прибрежных районах Колумбии (Тумако) и Эквадора (Ла-Толита) в период с VI в. до н. э. по II в. н. э. Между устьем реки Сан-Хуан (Колумбия) и бухтой Байя-де-Сан-Матео (Эквадор) были обнаружены многочисленные археологические находки большой исторической и художественной ценности.
Среднестоговская культура
Введение 1 Погребальный обряд 2 Хозяйство 3 Антропологический облик Список литературы Введение Среднестоговская культу́ра — археологическая культура эпохи энеолита (4500-3500 до н.э), распространённая в степях Приазовья между Днепром и Доном. На востоке её локальные разновидности доходили до среднего Поволжья[1].
Токелау
Введение 1 История 2 Политическая структура 3 Административное деление 4 Географические данные 5 Экономика 6 Население 7 Культура Введение Токелау (англ. Tokelau [ˈtoʊkəlaʊ]) — территория под управлением Новой Зеландии (зависимая территория, владение). В состав Токелау входят три небольших острова, расположенных в Тихом океане между Новой Зеландией и Гавайскими островами.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
II тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 2000 по 1001 год до нашей эры. Вторая половина II-го тысячелетия до н. э. — Срубная культура в степных и лесостепных районах Украины и Европейской части России, Абашевская культура в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале.
Культура Санта-Мария
Введение 1 Культура Белен (Belйn) 2 Культура Санагаста (Sanagasta) 3 Культура Уальфин (Hualfнn) Введение Культура Санта-Мария существовала на территории современной Аргентины на северо-западе провинции Катамарка в период 1200—1470 н. э., в основном в долинах Кальчакиес и Йокавиль. По-видимому, была основана народом диагита, проживавшем в данном регионе со времён возникновения данной культуры.
Культура Санагаста
Культура Санагаста , известная также как культура Ангуаласто , возникла на территории Аргентины около 1000 г. н. э. Её центр находился на территории современной провинции Риоха, а влияние распространялось до провинции Сан-Хуан.
Кромвель, Ричард
План Введение 1 Биография 2 Политическая деятельность 3 Третий или старший? Введение Ричард Кромвель (англ. Richard Cromwell) (4 октября 1626, Хантингдон — 12 июля 1712, Финчли) — английский политический деятель, второй Лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии (с 3 сентября 1658 до 25 мая 1659); третий сын Оливера Кромвеля.
Всероссийский земский союз
План Введение 1 Основание 2 Работа для фронта 3 Политическая деятельность Введение Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам — общественно-политическая организация, возникшая в августе 1914 года.
Коммунистическая партия Аргентины
Коммунистическая партия Аргентины (исп. Partido Comunista de la Argentina) — аргентинская политическая партия, образованная как Интернациональная социалистическая партия
Азильская культура
Азильская культура — археологическая культура (или технологическая традиция) эпохи эпипалеолита на севере Испании и юге Франции. Вероятно, азильская культура относится к периоду Аллерёдского климатического перепада около 8 тыс. л. до н. э., и следовала за мадленской культурой. По мнению археологов, азильская культура представляла собой финальную стадию мадленской, в то время, как потепление климата привело к изменениям в образе жизни людей в регионе.
Культура Кловис
Культура Кловис — доисторическая культура аборигенов Северной Америки, первым свидетельствам которой 13 000 лет (11 000 радиоуглеродных лет). Её начало связывают с концом последнего ледникового периода.
Социалистическая Республика Словения
План Введение 1 Политическая структура 2 Природа 3 История Словении 4 Экономика Социалистической Республики Словении 5 Население Социалистической Республики Словения
Бутмирская культура
Культуры неолита Европы Бутмирская культура — балканская неолитическая культура. Существовала в период 2600—2400 г. до н. э. Является одной из потомков культуры кардиальной керамики.
Викус культура
Культура Вику́с (по названию небольшого посёлка на севере Перу в 40 км на восток от города Пьюра) — археологическая доколумбова культура, датируется периодом примерно 5 в. до н. э. — 6 в. н. э., принадлежит к «классическим» доколумбовым культурам. Область распространения данной культуры пока определена недостаточно чётко; центр её находился предположительно в долине Пьюра; распространялась на север до территории современного Эквадора, а на юг — до долины Ламбайеке.