А.В.Торкунов
Глобальный масштаб и радикальность происходящих в наши дни изменений в политической, экономической, духовной областях жизни мирового сообщества, в сфере военной безопасности позволяют выдвинуть предположение о формировании новой системы международных отношений, отличной от тех, которые функционировали на протяжении завершающегося столетия, а во многом и начиная с классической Вестфальской системы.
В мировой и отечественной литературе сложился более или менее устойчивый подход к систематизации международных отношений в зависимости от их содержания, состава участников, движущих сил и закономерностей. Считается, что собственно международные (межгосударственные) отношения зародились в период формирования национальных государств на относительно аморфном пространстве Римской империи. За точку отсчета принимается завершение «тридцатилетней войны» в Европе и заключение Вестфальского мира в 1648 г. С той поры весь 350-летний период международного взаимодействия вплоть до наших дней рассматривается многими, особенно западными исследователями, как история единой Вестфальской системы международных отношений. Доминирующими субъектами этой системы являются суверенные государства. В системе отсутствует высший арбитр, поэтому государства независимы в проведении внутренней политики в пределах своих национальных границ и в принципе равноправны Суверенитет предполагает невмешательство в дела друг друга. Со временем государства выработали основанный на этих принципах свод правил, регулирующих международные отношения, - международное право.
Большинство ученых сходится во мнении, что основной движущей силой Вестфальской системы международных отношений было соперничество между государствами: одни стремились увеличить свое влияние, а другие - не допустить этого. Коллизии между государствами определялись тем фактом, что национальные интересы, воспринимаемые как жизненно важные одними государствами, вступали в конфликт с национальными интересами других государств. Исход этого соперничества, как правило, определялся соотношением сил между государствами или союзами, в которые они вступали для реализации своих внешнеполитических целей. Установление равновесия, или баланса, означало период стабильных мирных отношений, нарушение баланса сил в конечном счете вело к войне и восстановлению его в новой конфигурации, отражающей усиление влияния одних государств за счет других. Эту систему для наглядности и, естественно, с большой долей упрощения сравнивают с движением бильярдных шаров. Государства сталкиваются друг с другом, образуя меняющиеся конфигурации, и затем движутся снова в бесконечной борьбе за влияние или безопасность. Главный принцип при этом - собственная выгода. Главный критерий - сила.
Вестфальскую эпоху (или систему) международных отношений разбивают на несколько этапов (или подсистем), объединенных общими, указанными выше закономерностями, но отличающихся друг от друга особенностями, характерными для конкретного периода отношений между государствами. Обычно историки выделяют несколько подсистем Вестфальской системы, которые часто рассматриваются в качестве как бы самостоятельных: систему преимущественно англо-французского соперничества в Европе и борьбы за колонии в XVII - XVIII вв.; систему «европейского концерта наций» или Венского конгресса в XIX в.; более глобальную по географии Версальско-Вашингтонскую систему между двумя мировыми войнами; наконец, систему холодной войны, или, по определению некоторых ученых, Ялтинско-Потсдамскую. Очевидно, что во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX в. в международных отношениях произошли кардинальные изменения, которые позволяют говорить о завершении холодной войны и формировании новых системообразующих закономерностей. Основной вопрос сегодня заключается в том, каковы эти закономерности, в чем специфика нового этапа по сравнению с предыдущими, как он вписывается в общую Вестфальскую систему или отличается от нее, каким образом можно обозначить новую систему международных отношений.
Большинство зарубежных и отечественных международников принимают в качестве водораздела между холодной войной и нынешним этапом международных отношений волну политических изменений в странах Центральной Европы осенью 1989 г., а наглядным его символом считают падение Берлинской стены. В названиях большинства монографий, статей, конференций, учебных курсов, посвященных сегодняшним процессам, формирующаяся система международных отношений или мировой политики обозначается как относящаяся к периоду «после холодной войны» (post-cold war). Такое определение акцентирует внимание на том, чего в нынешнем периоде нет по сравнению с предыдущим. Очевидными отличительными моментами зарождающейся сегодня системы по сравнению с предыдущей являются снятие политико-идеологического противостояния между «антикоммунизмом» и «коммунизмом» ввиду стремительного и почти полного исчезновения последнего, а также свертывание военной конфронтации блоков, группировавшихся в годы холодной войны вокруг двух полюсов - Вашингтона и Москвы. Такое определение так же неадекватно отражает новую суть мировой политики, как в свое время формула «после Второй мировой войны» не вскрывала нового качества формировавшихся закономерностей холодной войны. Поэтому при анализе сегодняшних международных отношений и попытках прогноза их развития следовало бы обратить внимание на качественно новые процессы, зарождающиеся под влиянием изменившихся условий международной жизни.
В последнее время все чаще можно услышать пессимистические сетования по поводу того, что новая международная ситуация менее стабильна, предсказуема и даже более опасна, чем в предыдущие десятилетия. Действительно, четкие контрасты холодной войны яснее, чем многообразие полутонов новых международных отношений. Кроме того, холодная война - уже достояние прошлого, эпоха, ставшая объектом неспешного изучения историков, а новая система только зарождается, и ее развитие можно лишь предсказывать на основе еще небольшого объема информации. Эта задача тем более усложняется, если при анализе будущего исходить из закономерностей, характеризовавших прошлую систему. Частично это подтверждается тем
Фактом, что, по существу, вся наука о международных отношениях оперирующая методологией объяснения Вестфальской системы, оказалась не в состоянии предвидеть крушение коммунизма и окончание холодной войны. Ситуация усугубляется и тем, что смена систем происходит не мгновенно, а постепенно, в борьбе нового со старым. Видимо, и ощущение повышенной нестабильности и опасности вызвано этой изменчивостью нового, пока еще непонятного мира.
Другие работы по теме:
Задолженности стран третьего мира и бремени Мобилизация международных финансовых институтов
Учреждения Третья основная группа международных экономических проблем, стоящих перед новой администрацией и Конгрессом, могут лучше всего решать путем существенного повышения роли международных финансовых учреждений (IFFS). Три такие проблемы имеют наибольшее расстояние важных ¬: задолженности стран третьего мира, совместного несения бремени, и возможно спускаемого из Советского Союза в мировых экономических делах.
Система органов государственной власти по управлению ВЭД в РФ
их функции Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности во многом определяется его организацией.
Мировые товарные рынки
Тема 1. Понятие мировой экономики как системы, ее структурные элементы. Методы и инструменты анализа Современное мировое хозяйство, понятие, структура, субъекты и тенденции развития международного разделения труда. Понятие мировой экономики как экономической системы. Сфера взаимодействия национальных хозяйств как ядро общесистемных процессов и проблем международных экономических отношений.
Концепция Стадии политической унификации Амитай Этциони
Концепция «Стадии политической унификации» Амитай Этциони Работа: От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. Амитай Этциони (родился 4 января 1929, Кёльн, Германия) (имя при рождении Вернер Фальк) известен своими работами в области социологии организации, социоэкономики, коммунитаризма, социальной и политической философии, теории международных отношений (формирования новой глобальной архитектуры).
Мировая экономика как наука
Мировая экономика как наука. Место мировой экономики в системе экономических наук, ее цели и задачи. Понятие мировой экономики. Мировая экономика как наука.
Международная торговля как одна из основных форм МЭО
Международная торговля как одна из основных форм МЭО, её роль в развитии мирового хозяйства и национальных экономик. Международная торговля является одной из важнейших форм международных экономических отношений.
Дивидендная политика компании
1.Международный финансовый менеджмент: его функции,виды и роль в развитии мировой экономики и международных экономических отношений. Первоначально слово
Канада в системе МО
Канада входит в "семерку" наиболее крупных развитых стран. Ее ВВП в 2002 г. достиг уровня в 731 млрд долл., а ВВП на душу населения был около 23 тыс. долл., что свидетельствует о высоком уровне экономического развития страны.
Основные теории международных отношений
Многообразие существующих сегодня в международно-политической науке теорий и взглядов в конечном счете может быть сведено к трем известным парадигмам: реалистской, либеральной (традиционный идеализм и неолиберализм), неомарксистской.
Страны АТР в системе МО
В прошлом Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) и его часть Северо-восточная Азия являлись зоной сложнейшего переплетения острых международных противоречий и конфликтов высокой политической нестабильности.
Космополитизация мировой политики
Изменение традиционной Вестфальской системы международных отношений затрагивает сегодня не только содержание мировой политики, но и круг ее субъектов.
работа
Основные предметы исследования геополитики: история становления геополитики как науки
работа
Багиев Г. Л., Моисеева Н. К. Международный маркетинг. Спб.: Изд-во Питер, 2001, С. 100
Международные межправительственные организации (достоинства и недостатки)
10.03.04 Донич Ю., С I-2 Международные межправительственные организации (достоинства и недостатки). Международная межправительственная организация - объединение суверенных государств, создаваемое в соответствии с международным правом на основе многостороннего международного договора для достижения общих целей в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях деятельности.
Трифкович, Срджа
Ср́джа Три́фкович , серб. Срђа Трифковић, литературный псевдоним — Серж Трифкович , англ. Serge Trifkovic (род. 19 июля 1954, Белград) — американский писатель сербского происхождения, с 1998 г. — обозреватель по международным делам палеоконсервативного журнала Chronicles. Доктор истории Саутхэмптонского университата, директор Центра международных отношений (Center for International Affairs) [1] Рокфордского института, публикующего журнал Chronicles.
История дипломатии
Введение 1 Первое издание 1.1 Разделы 2 Второе издание Введение История дипломатии - многотомный труд советских историографов, проведших анализ международных отношений в последовательно сменявшиеся эпохи; краткая история дипломатии от древних времен до нашего времени. Под редакцией В. П. Потемкина.
Совет по международным отношениям
Ричард Хаас (Haass) — глава СМО. Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations CFR) — американская независимая организация в сфере международных связей США.
Международные межправительственные организации достоинства и недостатки
10.03.04 Донич Ю., С I-2 ). Международная межправительственная организация - объединение суверенных государств, создаваемое в соответствии с международным правом на основе многостороннего международного договора для достижения общих целей в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях деятельности.
Ялтинско-потсдамская система международных отношений
План Введение 1 Особенности Список литературы Введение Ялтинско-Потсдамская система международных отношений[1] — принятое в геополитике обозначение системы международных отношений, закрепленной договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференции[2]
Венская система международных отношений
Венская система международных отношений (Система Европейского концерта) — система международных отношений, сложившаяся после Наполеоновских войн. Была нормативно закреплена Венским конгрессом 1814—1815 гг. В конгрессе, проходившем в Вене под председательством Меттерниха, участвовали представители всех европейских государств за исключением Османской империи.
Глобалистика
Глобалистика — междисциплинарная форма знания в области международных отношений и мировой политики, которая стремится преодолеть кризис гуманитарных наук, разделенных часто непреодолимой специализацией и трансформацией предметов исследования под воздействием процессов, происходящих в современном мире.
Внешняя политика Бразилии
План Введение 1 Дипломатические отношения 2 Международные проблемы 3 Иностранная помощь 4 Участие в международных организациях Список литературы Введение
Ахенский конгресс
Введение 1 Державы 2 Цель конгресса 3 Декларация Введение А́хенский конгре́сс (нем. Aachener Kongress) — конгресс глав европейских государств в Ахене в 1818 году, созванный с целью решения вопросов вывода оккупационных войск из Франции и конструирования системы международных отношений между четырьмя великими державами — Великобританией, Австрийской империей, Пруссией и Россией.
Амарантов, Борис Георгиевич
Бори́с Гео́ргиевич Амара́нтов (19 сентября 1940 — 3 марта 1987 Москва) — артист оригинального жанра, режиссёр. Лауреат многих международных конкурсов и фестивалей.
Петр I великий реформатор или крепостник-консерватор
Петр I – великий реформатор или крепостник-консерватор? Личность и действия Петра I были очень противоречивы: с одной стороны, это новатор, производящий реформы, а с другой – консерватор, не желающий менять старые уклады крепостничества.
Основные принципы международной политики 2
Работа студентки Группа 7-6-2 Реферат по теме “Основные принципы международной политики” Принципы международного права выполняют две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию,