Оливер Вендел Холмс (1841--1935) родился в Бостоне в семье известного поэта. Он успел стать участником Гражданской войны, где был трижды ранен. Свое философское и юридическое образование получил в Гарварде. Самый творческий период его жизни приходится на 1882--1902 гг., когда он вначале стал членом Верховного суда в Массачусетсе, а затем и Верховного суда США. Президенту Т. Рузвельту, который рекомендовал его в члены Верховного суда США, сильно импонировали его послужной список и “солдатская судьба”.
Между тем сам Холмс готовил себя не в практикующие юристы, а в исследователи. После окончания университета он читает лекции по конституционному праву в Гарварде, редактирует юридический журнал. Его классическая работа “Общее право” возникла на основе курса лекций. Именно здесь была зафиксирована известная формула о том, что “жизнь права не имеет логики: она имеет опыт”. Истоки права, согласно Холмсу, следует искать в желаниях примитивного человека взять реванш у тех, кто причинил ему какой-либо ущерб. Отсюда следует, что развитие права неизбежно зависит от превалирующих условий человеческого бытия: от насущных потребностей данного периода, преобладающих моральных и политических теорий, от чутья в области политической деятельности, уверенных или же неосознанных влечений, даже предрассудков, которые судья разделяет вместе со своими коллегами. Подобные условия в состоянии сделать гораздо больше для выработки правил по управлению человеческим общением, чем какие-либо силлогизмы.
Конституция страны для Холмса -- это своего рода социальный эксперимент, и в этом смысле она сравнима с человеческой жизнью, которую тоже можно рассматривать как своеобразный эксперимент. В работе “Путь права” (1897) он в духе господствовавшего тогда прагматизма заявил, что объект изучения в праве составляет “предсказание сферы применения публичной силы через посредство суда”. Чтобы познать право как таковое, человек должен отказаться от моральных и чисто формальных соображений и взглянуть на себя как на внеморального субъект та, который заботится лишь о тех материальных приобретенияхк либо утратах, о которых ему в состоянии-предсказать такое знание.
С учетом изложенного Холмс выстраивает такое определение права: право есть не что иное, как предсказание того, каким образом будет действовать суд на практике. Представление о законном праве (как и о законной обязанности) связано с предсказанием о том, как будет наказан человек в том или другом случае по решению суда, если он сделает или не сделает то, что надо сделать. Рассматривая право как серию предсказаний, он сближал его с эмпирической наукой. Конечная цель науки, в том числе юридической,-- определять относительную ценность наших различных социальных целей.
Воззрение на право Холмса не расходилось с установками позитивистов на технико-вспомогательные свойства властно- принудительных дозволений или запретов закона, однако в нем было несравненно больше реализма за счет признания право- творческой роли суда и иной правоприменительной деятельности. В праве, говорил Холмс, как и в любой другой области человеческого общения, индивид может в полной мере ощутить или проявить всю полноту своих чувств и своих намерений: он может излить свой гнев на жизнь, он может испить здесь горькую чашу героизма, он может износить свое сердце в погоне за недостижимым. В этом обобщении много справедливого, поскольку право не воспринималось и не воспринимается философско-правовой традицией неким вспомогательным орудием правления, но всегда соизмеряется с добром, справедливостью и общим благом.
Жизнь права, по мнению Холмса, неизбежно зависит от превалирующих условий человеческого существования-- насущных потребностей данного момента или периода, преобладающих моральных и политических убеждений и представлений, от наличия интуиции и ее использования в политической деятельности, от явных или же неосознаваемых влияний, даже предрассудков, которые судья разделяет вместе со своими коллегами. Эти условия в состоянии сделать гораздо больше и повлиять гораздо сильнее, чем какие-либо силлогизмы формально-юридического характера, а потому следует принимать как аксиому -- “жизнь права не имеет логики; она имеет опыт”.
Связь концепции Холмса с прагматизмом как философии действия (сам термин введен В.Джемсом) более всего прослеживается в его восприятии истины. Истина предстает не в виде непререкаемого абстрактного абсолюта, а в тех формах, в каких она проявляет себя в процессе практического использования, в ходе осуществления своей функции руководства к действию и т.д. Правовой прагматизм Холмса оказал впоследствии заметное влияние на становление социологической юриспруденции Р.Паунда и на доктрину “правовых реалистов” (Дж. Франк, К.Ллевелин и др.).
Другие работы по теме:
Школа хуаянь
Основателем школы хуаянь считается Фа-цзан (643-712), который оставил после себя множество трудов (считается, что он написал их больше сотни). Философ находился под покровительством императрицы Ву и сумел систематизировать буддийское учение.
Философия и энциклопедия права
Философия и энциклопедия права Учение естественного права стало проникать в Россию с начала XVIII века. По приказанию Петра I была переведена книга Пуффендорфа "О должности человека и гражданина по закону естественному" (Санкт-Петербург, 1726); ее же придерживались профессор Академии Наук Гросс и первый московский профессор Дильтей ; самостоятельное изложение теории естественного права сделано В.
Структура философии
Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию (от. греч. ontos—бытие, logos — учение) —учением о бытии, гносеологию(от греч. gnosis — знание, togos — учение) —учение о познании, аксиологию (от греч. axios — ценность и logos— учение)— учение о ценностях.
Философия права Гегеля
Гегель является гениальным мыслителем - диалектиком , внесшим выдающиеся вклад в прогресс человеческого познания . Замаетное место во всем творчестве Гегеля занимали проблемы государства и права . Гегель вошел в историю как классик не только философской , но и политико - правовой мысли .
Философия вымысла
Философия вымысла - одно из наиболее молодых направлений аналитической философии.
Понятия по философии
БЛОК 1 —представление о природных и социальных процессах, в виде сверхъестественных сил. Мифология —исторический тип мировоззрения, основанный на представлении древних людей о явлениях природы и социальных процессов.
Кроссворд по философии
Раздел философии, учение о бытии. Философское учение о природе ценностей. Процесс получения и обновления знаний. Мыслительный процесс, полный сомнений и колебаний. Совокупность взглядов, оценок, принципов.
Павел Самосатский
Павел Самосатский, епископ Антиохийский (260–272), о ранних годах которого известно лишь то, что он был низкого происхождения. Он стал патриархом Антиохийским в 260, и приблизительно в то же время выдвинул свое учение.
Литературный герой ШЕРЛОК ХОЛМС
ШЕРЛОК ХОЛМС (англ. Sherlock Holmes) - герой повестей А.Конан Доила «Этюд в багровых тонах» (1887), «Знак четырех» (1890), «Собака Баскервилей» (1902) и сборников рассказов «Приключения Шерлока Холмса» (1891), «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (1892-1893) и других. Образ необыкновенно наблюдательного человека, способного разгадать некую головоломную ситуацию, объяснить нечто, казавшееся необъяснимым, появился в литературе до Конан Доила.
Учение И. Канта о государстве и праве
Политэкономика Учение И. Канта о государстве и праве Реферат 2007 Координаты: электронная почта acher@wiseowl Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl
Памятник славной личности и ее творцу
Традиция человечества - устанавливать памятники в честь славных личностей. Среди миллионов известных писателей, музыкантов, ученых, удостоенных этой чести, высечено в камне или в металле всего единицы литературных героев. Среди них - Шерлок Холмс из цикла рассказов Артура Конан Дойля. Он возвышается возле лондонской станции метро «Бейкер-стрит», где на одноименной улице 221-дома Б, как написал А.
Музей Шерлока Холмса
Сочинение-описание с элементами рассказа В 1880-х молодой доктор сидел, ждал новых пациентов, которые так никогда и не пришли. Чтобы скоротать время, он писал рассказы о человеке, который очень хорошо раскрывал преступления. Эти рассказы стали настолько популярными, что доктор решил бросить медицину и вместо этого стать писателем.
Железная логика главного героя и основные принципы дедуктивного метода
(по повестям Артура Конан Дойля) Впервые в литературе произведения, в центре которых было раскрытие тайн, появились у Едгара По, но на самом деле основателем детективного жанра справедливо считается английский писатель Артур Конан Дойль. Он написал целый цикл рассказов и повестей о частном детективе Шерлоке Холмсе.
Мой любимый детектив
(о литературном герое Артура Конан Дойля - Шерлоке Холмсе) Имя всемирно известного детектива Шерлока Холмса впервые появилось в повести «Этюд в ярко-красных тонах». В отличие от криминальных романов Емилио Габорио, который только эскизно начертил образ своего героя, Конан-Дойль изображает Холмса яркими сочными красками, это не просто описание преступления и преступника, а процесс интеллектуального поиска, который ведет к раскрытию тайны преступления.
Рассказы о Шерлоке Холмсе
Text Text Прототипом великого сыщика стал профессор Эдинбургского университета Джозеф Белл, который поражал всех своей феноменальной наблюдательностью и умением делать выводы.
Психологический портрет Шерлока Холмса
Автор: Зарубежная литература Как вы думаете, кто из литературных героев лучше всего знает химию? Если бы я был на вашем месте, я бы с уверенностью ответил: «Шерлок Холмс».
Анекдоты о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне
Цикл рассказов и повестей Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне пользовался и продолжает пользоваться популярностью.Создавались они в 1887-1927 гг., и еще в ХIХ веке возникло большое количество подражаний и вариаций.
Иоганн Рюйсбрук
Введение 1 Биография 2 Учение 3 Сочинения 4 Наследие 5 Публикации на русском языке 6 Библиография Введение Иоганн Рюйсбрук или Ян ван Рёйсбрук, прозв. Удивительный или Восхитительный (нидерл. Jan van Ruysbroek; 1293—1381) — фламандский мистик.
Форт Макино
Форт Макино (англ. Fort Mackinac) — укреплённое поселение, охранявшее с конца XVIII по конец XIX век остров Макино (штат Мичиган, США). Форт построен в ходе Войны за независимость США британскими военными для контроля над стратегическим проливом Макино между озёрами Мичиган и Гурон (и, таким образом над торговлей мехом в районе Великих озёр).
Марксистско-ленинская философия
Марксистско-ленинская философия (МЛФ) — философское учение, развившее и последовательно проводящее материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, дополнив его диалектическим воззрением. Построившее, по словам В. Ленина[1], диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей“, то есть развития всего конкретного содержания мира и познания его, то есть итог, сумма, вывод истории познания мира».
Конфуций
(Кун-цзы) (55-479 гг. до нашей эры) – это китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства – идейного течения, просуществовавшего более двух тысяч лет. Учение Конфуция было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой которой были отношения правителя-вана и Неба как источника магической силы «дэ», благодаря которой «ван» («Сын Неба») упорядочивал «Поднебесную» (общество).
Артур Конан Дойл
Английский писатель Артур Конан Дойл (Conan Doyle) родился в столице Шотландии Эдинбурге 22 мая 1859 года. Отец его был художником. Заметим, что Дойл – это фамилия, поэтому в энциклопедиях Конан Дойла следует искать на "Д", а не на "К".
Апулей
Апулей (Apuleius) Люций (ок. 125 — ок. 180) — римcкий ритор, писатель, философ-платоник. Учился в Карфагене, затем в Афинах и Риме; путешествуя, посетил Самос и Фригию, был посвящен в мистерии Исиды и др. таинства.
Артур Конан Дойл
Один из классиков криминального детектива. Медик по профессии, работал врачом во время англо-бурской войны. Знание медицины, химии, психологии помогли ему в художественном воплощении тематики, связанной с криминалистикой.
Авраам Абулафия
Абулафия, Авраам (1240 – после 1291), каббалист, родился в Сарагосе (Испания).
Акоста, Уриель
Акоста, Уриель, Коста, Уриель да (Acosta, Uriel) (1590–1647), еврейский писатель, противник традиционного иудаизма.