Муллануров А.А., помощник судьи Арбитражного суда РБ
Одной из возможностей решения назревших проблем взаимоотношений общества и государства, федеральной власти Российской Федерации и власти её субъектов, защиты прав человека и государства является на наш взгляд, создание системы сильных, жизнеспособных конституционных (уставных) судов РФ (конституционной юстиции).
Под конституционной юстицией мы понимаем всю совокупность судебных органов особого рода и их деятельность по проверке соответствия законов и иных нормативных актов Конституции. Если мы говорим, что идеалом конституционного строительства является правовое государство, если мы хотим воплотить в жизнь положение ст.2 Конституции РФ, декларирующей права и свободы человека и гражданина в РФ высшей ценностью, наконец, провозглашая Конституцию актом прямого действия, высшей юридической силы и непоколебимого авторитета, мы вынуждены признать, что конституционной юстиции быть в России суждено. Позиция римских юристов – «Lex est, quod notamus» (закон есть то, что мы разъясняем) – актуальна и сегодня.
Посредством конституционного судопроизводства конституционные нормы, часто декларативные и размытые, превращаются в действующее право. В России, где уровень политической культуры и степень уважения к Закону оставляют желать лучшего, утверждение такого отношения к Конституции, - особая задача, требующая специальных мер и институтов, среди которых Конституционный Суд должен играть ведущую роль. Но этот процесс протекает во многом неорганизованно и даже спонтанно.
Субъекты конституционной юстиции – есть составная часть судебной системы РФ, ибо в своей совокупности конституционные и иные суды представляют собой самостоятельную ветвь государственной власти – независимую судебную власть и осуществляют её в типичных для всех судов формах. Едиными являются цели, задачи и принципы деятельности конституционных судов, кроме того, их связывает преюдициальность. Одновременно те же конституционные (уставные) суды – органы власти субъектов России (ст.4 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 года – далее ФКЗ).
Общность судов подразумевает также, что нормы, регламентирующие их статус, образуют единый правовой институт, что предполагает взаимосвязь и непротиворечивость этих норм. Создание согласованной правовой базы деятельности конституционных (уставных) судов будет способствовать единству России как целостного государства и её правового пространства. Когда мы говорим о едином федеральном законодательстве о конституционной юстиции, мы ни в коем случае не умаляем право субъектов РФ принимать собственные нормативные акты по этому поводу. Имеется в виду федеральное регулирование лишь наиболее общих, организационных вопросов.
Удачной представляется мысль о принятии модельного закона РФ о конституционном судопроизводстве. Этот документ мог бы устанавливать минимальную компетенцию конституционных (уставных) судов, что позволило бы гарантировать равные права всех граждан и организаций независимо от места нахождения, послужило бы выражением единства конституционного контроля в РФ. Закон мог бы также налагать необходимые ограничения на регионального законодателя: не включать в компетенцию конституционных (уставных) судов рассмотрение вопросов о конституционности партий, участие в процедуре роспуска представительных органов власти и т.п. Большую пользу принесло бы и чёткое законодательное разграничение компетенции Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ с одной стороны, и федеральных судов общей юрисдикции – с другой.
Модельный закон может также определить и минимальный перечень субъектов имеющих право обращаться в органы конституционной юстиции. На наш взгляд, необходимо наделить конституционные (уставные) суды субъектов РФ правом обращения в Конституционный Суд РФ, не связывая это право с наличием дела в суде. Полагаем возможным предоставить подобное право всевозможным общественным объединениям граждан (партиям, движениям и т.д.). Интересная ситуация сложилась в отношении прокуроров. Конституция РФ (ст. 25) не предусматривает для прокуроров возможность обращаться в Конституционный Суд, а ч.1 ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ» (в ред. Закона от 17 ноября 1995 года) определяет предмет прокурорского надзора как «исполнение законов» и «соответствие законам издаваемых ... правовых актов». Таким образом, Конституция РФ не позволяет прокурорам посылать запросы в Конституционный Суд РФ, а указанный закон даёт им право обращаться в суд общей юрисдикции только если правовой акт противоречит закону, но не Конституции. Между тем, соответствие документа закону не обязательно означает его соответствие Основному Закону страны. В итоге прокурор должен стоять на страже закона, даже если сам сомневается в его конституционности, более того, он будет вынужден требовать, чтобы акты меньшей юридической силы были приведены в соответствие с этим законом. Здесь федеральный законодатель мог бы учесть региональную практику правотворчества: Башкортостан, Татарстан, Бурятия, Дагестан, Карелия, Тува и Якутия уже наделили своих прокуроров правом обращения в местные конституционные суды.
Предлагаем ввести в закон норму о желательности использования конституционными (уставными) судами субъектов местного законодательства при вынесении решений. Такая норма не должна носить императивный характер, мы говорим «желательно», потому что многие субъекты пассивны в своём правотворчестве, и в противном случае их суды не будут иметь широкой правовой базы.
Принятие модельного закона могло бы разрешить ещё один вопрос. Ст.125 Конституции РФ предоставляет Конституционному Суду России право разрешать дела о соответствии Основному Закону РФ нормативных актов республик и областей, изданных по вопросам совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов. Однако, такое же право региональным законодательством предоставляется конституционным (уставным) судам субъектов. Так в какой же суд следует обращаться заявителю – в Конституционный Суд РФ или суд субъекта? Полагаем целесообразным установить условную подсудность для подобных дел: Конституционный Суд РФ может рассматривать дело только если имеется решение конституционного (уставного) суда субъекта и одна из сторон им неудовлетворенна.
Не можем согласиться и с частью ст.27 ФКЗ, где сказано, что «конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ». Оправдано было бы обязать субъекты Федерации образовывать органы конституционного контроля. В этом вопросе мы руководствуемся двумя посылками. Во-первых, Конституционный Суд РФ не может давать заключения о соответствии Конституции нормативных актов субъектов РФ, принятых по вопросам, отнесённым к ведению этих субъектов. Следовательно, такой нормативный акт может быть оспорен только в конституционном (уставном) суде субъекта. Во-вторых, мы только что говорили о целесообразности установления для отдельной категории дел условной подсудности, а это опять таки потребует обязательного наличия органа конституционной юстиции в субъекте Федерации. Настоящая же практика, когда конституционные (уставные) суды функционируют исключительно по инициативе властей субъектов РФ, создаются на основе только регионального законодательства (за исключением ст.ст.4 и 27 ФКЗ), не может быть признана удовлетворительной. Органы конституционной юстиции субъектов сегодня рассматриваются на местах, в первую очередь, как признак обретённой независимости. Надо добиться чтобы конституционный (уставный) орган субъекта РФ воспринимался не как произвольно учреждаемый и ликвидируемый символ самостоятельности, а как постоянно и обязательно действующий судебный орган защиты прав и законнных интересов.
Список литературы
Сборник материалов Республиканского конкурса научных работ студентов вузов 2000г. – Уфа. – 2000. – с.117-118.
Труды СГУ. Выпуск 21. Юриспруденция. – М. – 2000. – с.27-30.
Российский судья. 2001. № 3.
Другие работы по теме:
Малайские султанаты
— девять государств Полуостровной Малайзии, возглавляемых наследственными правителыми. Практически эти правители (Раджа или Янг ди-Пертуан Бесар в Перлисе и Негери-Сембелане и султаны в остальных) являются номинальными главами и следуют за принципами конституционной монархии. Девять правителей малайских султанатов выбирают из своей среды Янг ди-Пертуан Агонга (короля) Малайзии.
Десятилетнее консульство
Введение 1 Введение в действие Конституции VIII года 2 Репрессивные меры против печати 3 Учреждение префектур и преобразование администрации 4 Новые нравы
Министерство юстиции США
Введение 1 История 2 Структура 2.1 Руководящие должности 2.2 Подразделения 2.3 Агентства 2.4 Офисы 2.5 Другие подразделения Введение Министерство юстиции Соединённых Штатов (англ. United States Department of Justice, Justice Department) — департамент федерального правительства США, предназначенный для обеспечения исполнения законов и отправления правосудия.
Мигелистские войны
(получили свое название по имени Мигеля I) — гражданские войны в Португалии в 1823—1834 годах между сторонниками сохранения конституционной монархии, позднее возглавляемых Педру IV, и приверженцами абсолютизма во главе с Мигелем Брагансским и королевой Жоакиной.
Силва Карвалью, Жозе да
Связать Жозе́ да Си́лва Карва́лью (порт. Josй da Silva Carvalho; 19 декабря 1782—1845) — португальский государственный деятель. Был судьёй; принял участие в революции 1820; был членом временного правительства, а в 1821 собравшимися кортесами назначен регентом до прибытия короля Жуана VI.
Конгресс депутатов Испания
Конгресс депутатов (исп. El Congreso de los Diputados) — нижняя палата парламента Испании. Она состоит из 350 членов, которые избираются всенародным голосованием по пропорциональной системе в округах, которые соответствуют испанским провинциям, используя метод д'Ондта.
Анненков, Константин Никанорович
Введение 1 Биография 2 Библиография Список литературы Введение Константин Никанорович Анненков (1843 - 1910) — российский юрист[1] и земский деятель, из дворян Анненковых Льговского уезда Курской губернии.
Замятнин, Дмитрий Николаевич
Введение 1 Биография 2 Семья 3 Источники Список литературы Введение Дмитрий Николаевич Замятнин (31 мая 1805, имение Пашигорово Нижегородской губернии — 19 октября 1881) — российский государственный деятель. В 1862—1867 годах — министр юстиции Российской империи. Известен в первую очередь как идейный и фактический руководитель судебной реформы Александра II, подразумевавшей защиту судов от административного произвола.
Конституционное совещание Российской Федерации
Конституционное совещание — конференция представителей органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций, созванная Президентом РФ в 1993 г. для завершения подготовки альтернативного проекта новой Конституции Российской Федерации (т. н. «президентский» проект).
Кипр римская провинция
— римская провинция c 58 до н. э. Согласно Страбону, остров был присоединён к владениям Рима потому, что Публий Клодий Пульхр поддержал восстание против Птолемеев. Известный стоик и строгий сторонник конституционной формы правления Катон Младший был послан руководить аннексией Кипра и установить там систему римского права.
Кутон, Жорж
Жорж Куто́н (фр. Georges Couthon; 1755 — 1794) — деятель Французской революции. Был адвокатом в Оверни; был болен сифилисом, страдал параличом обеих ног. В 1791 написал комедию «Обращенный аристократ», направленную на защиту конституционной монархии. Попытка Людовика XVI бежать из Парижа изменила его взгляды: он предложил местному клубу послать национальному собранию адрес о необходимости низложения короля.
Бартенштейнская конвенция
— договор, подписанный 14 (26) апреля 1807 года в городе Бартенштейн (ныне Бартошице, Польша) между Пруссией и Россией в ходе Войны Четвертой коалиции. Со стороны Пруссии конвенция была подписана министром иностранных дел Гарденбергом, со стороны России министром иностранных дел А. Я. Будбергом. Конвенция являлась попыткой создания мощной антифранцузкой коалиции и содержала намерения государственного переустройства Германии в качестве «конституционной федерации» на основе союзнического паритета между Австрией и Пруссией.
Конституция Лихтенштейна
Конституция Лихтенштейна разработана конституционной комиссией с согласия князя, вступила в силу 5 октября 1921 года. Конституция была принята после первой мировой войны в ходе демократических преобразований, вследствие чего были введены прямые парламентские выборы и расширены права граждан.
Управление по борьбе с наркотиками
Управление по борьбе с наркотиками (англ. Drug Enforcement Administration, DEA) — агентство в составе Министерства юстиции США, занимающееся исполнением федерального законодательства о наркотиках. Организовано 1 июля 1973 года путём слияния Бюро по наркотикам и опасным лекарствам с Бюро по контролю за злоупотреблением наркотиками.
Монархистская лига Канады
Монархи́стская ли́га Кана́ды (англ. Monarchist League of Canada) — некоммерческая организация, пропагандирующая благожелательное отношение к конституционной монархии в Канаде, а также верность и уважение к монарху Канады. Она насчитывает 17 000 членов и работает по всей Канаде.
Парламент Португалии
План Введение 1 Состав 2 Результаты выборов 2009 года 3 Председатель Ассамблеи Список литературы Введение Ассамблея Республики Португалия (порт. Assembleia da Repъblica) — однопалатный представительный орган (парламент) Португалии.
Королевство Ливия
План Введение 1 Конституция 2 История 3 Административное деление 3.1 Три провинции (1951—1963) Список литературы Введение Объединённое королевство Ливия (араб. المملكة الليبية) было образовано 24 декабря 1951 года и прекратило свое существование 1 сентября 1969 года, когда монархия сменилась республикой.
Генеральный прокурор США
Генеральный прокурор США Генеральный прокурор США — глава министерства юстиции США[1], выполняет функции надзора за соблюдением законности на территории Соединённых Штатов, контролирует деятельность правоохранительных органов. Входит в состав Кабинета президента США.
Социалистическая Республика Черногория
План Введение 1 Руководители республики 1.1 Председатель Антифашистского веча народного освобождения Черногории и Которского залива 1.2 Председатель Черногорской антифашистской скупщины народного освобождения
Декларация Бальфура 1926 года
Деклара́ция Ба́льфура 1926 го́да (англ. Balfour Declaration of 1926) — заключительный отчёт конференции стран Британской империи, состоявшейся в 1926 году. Документ получил своё название по имени лорда Артура Бальфура, первого графа Бальфурского.
Временное правительство Киргизии
План Введение 1 Состав 2 Остальные члены правительства 3 Остальные органы власти Список литературы Введение Временное правительство Киргизии (7 апреля 2010 — июль 2010) — орган, который после переворота самолично, с использованием силы, взял на себя функции временной исполнительной власти в Киргизии сроком на полгода[1].
Временное правительство Эстонии
Временное правительство Эстонии Временное правительство Эстонии (Eesti Ajutine Valitsus) было сформировано 24 февраля 1918 года Комитетом спасения Эстонии, назначенным Земским советом Эстляндии. Временное правительство было возглавлено Константином Пятсом. Юри Вильмс был назначен министром юстиции, Яан Поска — министром иностранных дел, Юхан Кукк — министром финансов, Ян Раамот — министром продовольствия и сельского хозяйства, Андрес Ларка — военным министром.
Октябрьский диплом
(нем. Oktoberdiplom) — австрийский конституционный закон от 20 октября 1860 года. Неоабсолютистская монархия была введена в Австрийской империи так называемым Новогодним патентом (Silvesterpatent) в 1851 году, заморозившим действие в Австрии конституции. Октябрьский диплом был выпущен императором Францем Иосифом I в виде манифеста.
Оки Такато
Оки Такато В этом японском имени фамилия (Оки) стоит перед личным именем. О́ки Такато́ (яп. 大木 喬任 о:ки такато:?, 23 апреля 1832 — 26 июня 1899) — японский политический и государственный деятель, педагог периода Мэйдзи. 1-й и 8-й министр культуры (12 сентября 1871 — 19 апреля 1873, 1 июня 1891 — 8 августа 1892), 2-й министр религий (1872—1877), 2-й и 4-й министр юстиции (25 октября 1873 — 28 февраля 1880, 21 октября 1881 — 12 декабря 1883).
Летонмяки, Лаури Матвеевич
Лаури Матвеевич Летонмяки (фин. Lauri Aukusti Letonmдki, 22 декабря 1886, Тампере — 20 ноября 1935, Петрозаводск) — финский революционер, уполномоченный по делам юстиции Народного Совета Финляндии. Муж Марии Куркелан.
Бланко, Уго
Уго Бланко Гальдос (исп. Hugo Blanco Galdуs, род. в 1934(1934), Куско, Перу) — перуанский левый политический деятель, руководитель крестьянского вооружённого восстания, депутат Конституционной ассамблеи.
Нотариат 3
1. На какой срок может быть приостановлена действие лицензии нотариуса? И по каким причинам? Статья 10. Приостановление действия лицензии нотариуса
Оформление текстовых документов
ФГУ «СПО» Омский авиацинный колледж им Н.Е.Жуковкого 151001-ПТ-23 Самостоятельная работа студента «Оформление текстовых документов» По дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
Горемыкин Иван Логгинович
Горемыкин, И. Л. - видный деятель царского режима. Занимал разные должности в министерстве внутренних дел еще в 80 - 90-х г.г. В 1891 г. Горемыкин - товарищ министра юстиции, а в 1895 г. - министр внутренних дел.
Илюхин Виктор Иванович
Генерал-лейтенант юстиции, Председатель Комитета по безопасности Государственной Думы ФС РФ.