Г. Титова, Минфин России
Пунктом 3 ст.61 "Ликвидация
юридического лица" Гражданского кодекса Российской Федерации установлено,
что требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд
государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на
предъявление такого требования предоставлено законом. Статьей 31 Налогового
кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы вправе
предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации
организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным
законодательством Российской Федерации.
1. Инспекция МНС России обратилась
в арбитражный суд с иском к индивидуальному частному предприятию о его
ликвидации на основании п.2 ст.61 ГК РФ, мотивируя это требование, в частности,
тем, что предприятие не привело организационно-правовую форму в соответствие с
действующим законодательством (согласно п.5 ст.6 Федерального закона от
30.11.94 г. N 52-ФЗ (с изм. и доп. от 16.04, 26.11.01 г.) "О введении в
действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
предприятия подлежали до 1 июля 1999 г. преобразованию в хозяйственные
товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации. По истечении этого
срока предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа,
осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, налогового органа
или прокурора).
Решением суда в иске было отказано,
федеральный арбитражный суд округа решение оставил без изменения, в протесте
предлагается данные судебные акты отменить и дело направить на новое
рассмотрение. В постановлении президиума Высшего арбитражного суда Российской
Федерации от 17.07.01 г. N 9927/00 указано, что протест подлежит удовлетворению
по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, предприятие прекратило
свою деятельность, не находится по адресу, указанному в учредительных
документах, место нахождения его установить невозможно и по счетам предприятия
в течение последних 12 месяцев не проводились операции, в связи с чем суд
сделал вывод о том, что предприятие является отсутствующим должником и его
ликвидация должна осуществляться в соответствии со ст.180 Федерального закона
от 8.01.98 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Президиум ВАС РФ указал, что выводы
суда ошибочны, поскольку основаны на неправильном применении Закона. Судами не
приняты во внимание положения ст.186 указанного Закона, в соответствии с п.5
которой не могут быть признаны банкротами предприятия, к которым применяются
нормы о казенных предприятиях согласно п.5 ст.6 Закона "О введении в
действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Индивидуальное
(семейное) частное предприятие не может быть признано банкротом, поскольку к
нему применяются нормы ГК РФ о казенных предприятиях, основанных на праве
оперативного управления, и, следовательно, такие предприятия подлежат
ликвидации в порядке, предусмотренном ст.61-63 ГК РФ. При недостаточности у
ликвидируемого предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов
субсидиарную ответственность по его обязательствам в соответствии с п.5 ст.115
ГК РФ несет собственник имущества этого предприятия. С учетом изложенного дело
направлено на новое рассмотрение.
2. Инспекция МНС России обратилась
в арбитражный суд с иском о ликвидации товарищества с ограниченной
ответственностью (ТОО). Исковое требование было удовлетворено, при этом суд
руководствовался п.4 части 3 ст.59 Федерального закона от 8.02.98 г. N 14-ФЗ
"Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которому
неприведение учредительных документов товарищества с ограниченной
ответственностью до 1 января 1999 г. в соответствие с данным Законом влечет
ликвидацию ТОО.
Однако, как указывается в
постановлении президиума ВАС РФ от 17.07.01 г. N 2163/01, юридическое лицо в
силу п.2 ст.61 ГК РФ может быть ликвидировано по решению суда в случае
осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона.
Но при рассмотрении дела судом не было установлено, какие конкретно нарушения
закона были допущены, что привело к принятию решения по неполно выясненным
обстоятельствам. В связи с этим решение следует отменить и дело направить на новое
рассмотрение. При этом, как отмечается в постановлении президиума ВАС РФ, суду
следует принять во внимание постановления пленума Верховного суда Российской
Федерации и пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 5.02.98
г. N 4/2 о том, что, если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются
грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить юридическому лицу (в
порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо отложив рассмотрение
дела) принять меры к устранению имеющихся в учредительных документах
расхождений с законом путем внесения необходимых изменений и дополнений с
последующей регистрацией их в установленном порядке.
3. Инспекция МНС России обратилась
в арбитражный суд с иском к товариществу с ограниченной ответственностью о его
ликвидации в связи с неприведением учредительных документов ТОО в соответствие
с Законом "Об обществах с ограниченной ответственностью". В
удовлетворении иска было отказано со ссылкой на то, что налоговые органы не
имеют права подавать иски о ликвидации юридического лица. Однако, как
определено в постановлении президиума ВАС РФ от 18.09.01 г. N 3866/01, дело
следует направить на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из ст.61 ГК РФ,
требование о ликвидации юридического лица за неоднократные или грубые нарушения
закона или иных правовых актов может быть предъявлено в суд государственным
органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление
такого требования предоставлено законом. Согласно ст.59 Закона "Об обществах
с ограниченной ответственностью" ООО (ТОО), которые не привели свои
учредительные документы в соответствие с этим Законом либо не преобразовались в
акционерные общества или производственные кооперативы, могут быть ликвидированы
в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную
регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов
местного самоуправления, которым право на предъявление такого иска
предоставлено федеральным законом. Согласно ст.31 НК РФ в компетенцию налоговых
органов входит предъявление указанных исков. Таким образом, поскольку
арбитражным судом не рассматривался по существу вопрос о наличии оснований для
ликвидации юридического лица, оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело
- направлению на новое рассмотрение.
Список
литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта bankr
Другие работы по теме:
Пользуются буквой
Тема злоупотребления правом уже несколько лет широко обсуждается в профессиональной юридической среде, написаны сотни статей и десятки монографий, защищены диссертации, однако до практиков она почему-то так и не дошла.
Система органов государственной власти по управлению ВЭД в РФ
их функции Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности во многом определяется его организацией.
Экологические фонды
- внебюджетные государственные фонды, создающиеся для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления природной среды, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Образуют единую систему, объединяющую федеральные Э.ф. и Э.ф. субъектов РФ. Э.ф. образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, в т.ч.: платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан (см.
Налоговая система Росии
Налоговая система в России. Каждое государство для реализации своих функций формирует налоговую систему. Понятие “ налоговая система” в узком смысле слова - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном государством порядке.
Налоговое администрирование как элемент налоговой политики
Н.В. ДЕВЯТЫХ Вопросы формирования и совершенствования налоговой политики России в настоящее время приобретают особое значение. Реформы в этой сфере продолжаются уже довольно длительное время, на эти цели направляются значительные ресурсы; и между тем полезный эффект от этой деятельности представляется по меньшей мере спорным.
Налоговый аудит
Налоговый аудит - один из наиболее востребованных видов аудиторских услуг.Налоговый аудит - это независимая проверка систем бухгалтерского и налогового учета организации на предмет:
Классификация налоговых правонарушений.
Содержание Оглавление Оглавление 1 ВВЕДЕНИЕ 1 1.Характеристика классификации налоговых правонарушений 2 2.Классификация налоговых правонарушений в зависимости от объекта. 3
Мое поведение при пожаре
Мое поведение при пожаре План 1. Причины возникновения пожара. 2. Мое поведение при пожаре. 3. Ликвидация и локализация пожара. 4. Последствия пожара.
Мое поведение при пожаре
План 1. Причины возникновения пожара. 2. Мое поведение при пожаре. 3. Ликвидация и локализация пожара. 4. Последствия пожара. 1. Причины возникновения пожара.
Введение в раздел «налоговое право»
По сравнению с другими отраслями юридической науки российское налоговое право на сегодня характеризуется повышенным уровнем сложности, нестабильности и противоречивости.
Социалистическая революция
Социалистическая революция — пролетарская революция, высший тип социальной революции, осуществляющей переход от капиталистической общественно-экономической формации к коммунистической формации. Согласно марксистской теории, социалистическая революция — пролетарская революция, в ходе которой происходит взятие политической власти рабочим классом,экспроприация класса капиталистов, уничтожение деления общества на классы, ликвидация эксплуатации человека человеком на основе общественной собственности на средства производства.
Варикозная болезнь. Лечебная тактика
Первым этапом лечения является, как правило, оперативное вмешательство или флебосклерооблитерация. При ХВН параллельно назначают консервативное (компрессионное и фармакологическое) лечение.
Ликвидация юридического лица 5
Ликвидация юридического лица - это его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ) Ликвидация бывает добровольной и принудительной.
Белорусская крестьянско-рабочая громада
План Введение 1 История создания 2 Программа Громады 3 Ликвидация и запрет Громады Список литературы Введение Белорусская крестьянско-рабочая громада — революционно-демократическая организация в бывшей тогда частью Польши Западной Белоруссии, действовавшая в период с 1925 по 1927 гг. и насчитывавшая, по различным оценкам, от 100 до 150 тысяч членов.
Гражданское право 7
Гражданское право Основания приобретения права собственности Право собственности – это система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.
О понятии "исполнительный документ"
Исполнительный документ - это вынесенный судом юрисдикционный акт, соответствующий обязательным требованиям, содержащий сведения о присуждении, подтверждающий наличие оснований для возбуждения исполнительного производства.
Источники налогового права
Источники налогового права – нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. К ним относятся: международные договоры; Конституционные законы;
Образование и прекращение юридических лиц
Традиционно существуют три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный. Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (государственные и муниципальные унитарные предприятия).
Ликвидация юридического лица 3
Статья 61. Ликвидация юридического лица 1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Ликвидация юридического лица 4
Хозяйственное право Контрольно-курсовая работа Ликвидация юридического лица Тула 2011 Юридическое лицо. Виды юридических лиц Юридическим лицом называется самостоятельный носитель гражданских прав и обязанностей. Таким лицом может выступать учреждение, предприятие, организация или другая подобная структура, зарегистрированная в установленном законом порядке, как коммерческая, так и некоммерческая.
Права и обязанности налогоплательщиков
Права налогоплательщиков, установленные НК и другими актами законодательства о налогах и сборах. Права плательщиков сборов. Ответственность в соответствии с законодательством РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
Налоговая статистика за 2010 год
Налоговая статистика за 2010 г. Налоговая статистика По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 7662,9 млрд.рублей, что на 21,9% больше, чем за 2009 год.