ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМПРОВИЗАЦИИ: УЛИЧНЫЕ ПОСТАНОВКИ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ.
В последнее время интерес к объединению психологии и театра все более усиливается. Широкое распространение получает Форум-театр, в котором происходит "проживание" зрителями и участниками различных социальных ролей. Появляются постановки пьес "театра парадокса", где гротеск и абсурд становятся источниками состояния глубокой рефлексии собственного поведения.
Под влиянием всего вышеперечисленного родилась идея создания Психологического Театра Импровизации. В его основу лег Театр спонтанности Я.Л. Морено. Нашей целью было создание такой формы групповой психологической деятельности, при которой получение обратной связи участниками, развитие рефлексии и эмпатии происходило за сравнительно небольшой промежуток времени.
Главным действующим лицом в уличной постановке является основной актер - постановщик. Его задачей является "дирижерство" ходом постановки. Он, в случае затянувшейся паузы, предлагает проиграть сцену из жизни, выполнить упражнение на расслабление, замещает участника, который неожиданно выбыл из действия. От постановщика зависит, во многом, динамичность и эффективность уличного психологического представления. Но без ассистентов и помощников основному актеру было бы трудно делать постановку, кроме того, она не имела бы эффективности. По этой причине появились первичные актеры. Эти люди привлекают внимание прохожих, выполняя разогревающие упражнения или разыгрывая короткую сцену, а также помогая "основному" актеру во время постановки.
Сама постановка состоит из нескольких этапов. На первом участники-актеры, взятые из числа зрителей, выполняют упражнения, направленные на преодоление замкнутости и стеснения. Это могут быть подвижные игры или техники телесно-ориентированной терапии. На втором этапе актеры разыгрывают сцены из жизни: "В Универмаге", "Семейная ссора", "С друзьями в баре" и другие. Участникам предлагается самостоятельно решить возникший в сцене конфликт. Этот этап, собственно, является главным во всей постановке. Именно решая возникшие затруднения в игровой ситуации, актер может видеть причины и последствия конфликта. Это, как было замечено, побуждает его к рефлексии собственных действий. Поэтому многие актеры сами предлагают сцены для проигрывания. На третьем этапе используются расслабляющие техники, направленные на осознание происшедшего. Очень часто на данном этапе происходит обратная связь.
Уличное представление длится от 60 до 90 минут. Летом – осенью 2001 года было сделано шесть уличных постановок и четыре внутри помещения в гг. Симферополь, Ялта, Владимир, Иваново. По результатам были сделаны некоторые выводы:
1. Представление на улице отличается тем, что пространство открыто, участник не чувствует психологической замкнутости здания, может в любой момент уйти. Этим объясняется высокая степень включенности актеров в игру.
2. Как говорили участники, они "проваливаются в предложенную игровую роль, живут ей". На наш взгляд, это свидетельствует о "вчуствовании" в неповторимый процесс групповой игры.
3. За 90 минут незнакомые ранее люди объединялись настолько, что, забыв о театрализованности действия, начинали всерьез обсуждать игровые сцены, делать их психологический анализ.
4. Уличные постановки, в отличие от "внутризальных", характеризуются высоким процентом участников. К примеру, в представлении на улице и в зале присутствует 50 человек зрителей. В первом случае, заменяя друг друга, актерами, из числа зрителей, будут до 30 человек, а во втором – до 15. Это мы объясняем вышеназванным "эффектом свободы", присутствующим на улице. В помещении психологически труднее выйти из действующей постановки.
Таким образом, на основании всего вышесказанного, нами делается вывод, что уличные постановки Психологического Театра Импровизации являются нетрадиционной формой тренинга, где человек глубже познает себя и окружающих. Именно по этой причине Театр Импровизации развивается на основе экспериментального применения различных упражнений и психотехник. В связи с этим необходимо осторожно использовать психологические приемы, руководствуясь главным принципом: "Не навреди!". Ведь принимая участие в уличных представлениях, где значительная часть действия строится на мобилизации психолого-коммуникативных возможностей актера, он сможет конструировать собственные эффективные механизмы нейтрализации негативных переживаний и беспокойства в постоянно изменяющемся окружающем мире.
Другие работы по теме:
Театр абсурда Йожена Йонеско
Французский драматург румынского происхождения Йожен Йонеско (1909-1994) вошел в историю мировой литературы как ярчайший и теоретик и практик «театра абсурда».
Театр Романа Виктюка
Театр Романа Виктюка существует уже более 5 лет. Это достаточно большой срок для частного театра, не имеющего ни государственной дотации, ни собственного помещения. За это время менялись актёры, административный и технический персонал театра, но один человек оставался неизменным - режиссёр Роман Григорьевич Виктюк.
Древнегреческий театр 3
Театр в Эпидавре – образец древнегреческого театра на 14 тыс. мест. 50 тыс рядов каменных сидений, выстроенных по склону с такой точностью, что акустика театра безупречна. Причина его нахождения в таком укромном месте – медицина. Греки относили театр к медицине. Античный театр был музыкальным, а музыка активно использовалась в лечебной терапии.
Бургундский отель
«Бургу́ндский оте́ль» (фр. L'Hфtel de Bourgogne) — крупнейший драматический театр Парижа в XVII в. и первый стационарный театр Франции, ныне не существующий.
Театр как синтетический вид искусства
Театр как синтетический вид искусства .Театр заключает в себе многообразие многих форм художественного творчества, опираясь на отдельные виды искусства. Это не метафора, когда говорят о музыкальности живописи, о музыкальности архитектуры, пластичность литературных героев. Какое же различие между реально звучащим звуком музыкального инструмента и звуком, запечатленным в живописных полотнах? Для этого нам необходимо различать художественное произведение как
Сатирикон
Театр "Сатирикон" появился на московских афишах сравнительно недавно - в 1987 году. Но, несмотря на молодость, театр имеет большую и примечательную историю, связанную прежде всего с именем своего первого руководителя - великого артиста Аркадия Райкина.
Алексеев, Юрий Иванович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Екатеринбургский государственный академический театр драмы 3.1.2 Камерный театр
Астрахан, Дмитрий Хананович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Театр 2.2 Фильмография Список литературы Введение Дмитрий Хананович Астрахан (род. 17 марта 1957, Ленинград) — российский режиссёр театра и кино, заслуженный деятель искусств России (2009) [1]
Дон Карлос драма
Введение 1 История написания 2 Первые издания и постановки 3 Переводы на русский язык 4 Постановки в России 5 Использование в искусстве Введение Дон Карлос, инфант испанский (нем. Don Karlos, Infant von Spanien) — драматическая поэма Фридриха Шиллера в пяти актах. Драматическое произведение, написанное в 1783—1787 годах, повествует об общественных и политических конфликтах начала Восьмидесятилетней войны, в ходе которой нидерландские провинции завоевали независимость от Испании, а также о социальных и семейных интригах при дворе короля Филиппа II.
Аредаков, Григорий Анисимович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Саратовский академический театр драмы 2.1.2 Саратовский театр оперы и балета 2.2 Постановки в театре
Барабанов, Илья Владимирович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 2.1 Российский академический молодёжный театр 2.2 Другой Театр 2.3 Театральный дом «Ойкумена» 3 Роли в кино Список литературы
Бибиков, Борис Владимирович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Постановки в театре 3.3 Фильмография Список литературы Введение Борис Владимирович Бибиков (1900—1986) — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, театральный педагог, лауреат Сталинской премии третьей степени (1950), заслуженный деятель искусств Башкирской АССР (1959).
Беллини, Винченцо
Введение 1 Биография 2 Оперы Список литературы Введение Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Беллини (итал. Vincenzo Salvatore Carmelo Francesco Bellini; 3 ноября 1801(18011103), Катания, Сицилия — 23 сентября 1835, Пюто, близ Парижа) — итальянский композитор.
Белинский, Олег Александрович
Введение 1 Биография 2 Творчество Список литературы Введение Олег Александрович Белинский (р. 1942(1942), в Великом Устюге) — российский театральный режиссёр.
Коварство и любовь пьеса
«Коварство и любовь» (нем. Kabale und Liebe) — мещанская драма в пяти актах Фридриха Шиллера (1759—1805). Премьера пьесы, повествующей о коварных интригах, приведших к краху искренней любви между дворянином и мещанкой, состоялась 13 апреля 1784 года во Франкфурте-на-Майне. Первоначальное название драмы «Луиза Миллер» по имени главной героини, дочери музыканта, было изменено на «Коварство и любовь» по предложению актёра Августа Вильгельма Иффланда (1759—1814). «Коварство и любовь» Шиллера считается классическим произведением немецкой драматургии.
Эмилия Галотти
Введение 1 Действующие лица 2 Постановки 3 Переводы на русский язык Введение Эмилия Галотти — трагедия в пяти действиях Г. Э. Лессинга 1772 года. Место и время действия — городок Гвасталла на севере Италии в XVII веке.
Аржанов, Пётр Михайлович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 2.1 Реалистический театр 2.2 Московский театр драмы 2.3 Камерный театр 2.4 Театр им. Маяковского 3 Фильмография Введение
Воеводин, Василий Иванович
Василий Иванович Воеводин (1783—1843) — российский оперный певец (бас-баритон), драматический актёр. Происходил из крепостных нижегородского помещика Салтыкова.
Григорьев, Пётр Григорьевич актёр
Пётр Григорьевич Григорьев (также известный как Григорьев 2-й ; 1807—1854) — русский актёр и драматург. В 1829 г. окончил Петербургское театральное училище. В 1831 году был принят актёром в Александринский театр. Исполнял характерные и бытовые роли. По свидетельству Театральной энциклопедии, обладал даром комедийной импровизации.
Объезжий голова
— полицейский в Москве и больших городах Московского государства, в распоряжении которого были уличные сторожа из стрельцов, пушкарей или посадских людей, а в Москве — ещё решёточные приказчики. Объезжие головы из дворян и детей боярских (иногда из посадских людей) надзирали за сохранением общественной тишины и спокойствия, за безопасностью от огня и за тем, чтобы в городе не было драк, грабежей, разбоев, воровства, распутства и прочего.
Банников, Георгий Петрович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Саратовский драматический театр 3.2 Фильмография Список литературы Введение
Театр Пиквик
План Введение 1 История 2 Стоимость билетов (кино) 3 Интересные факты 4 Смотрите также Введение Театр Пиквик (англ. Pickwick) расположен в городе Парк Ридж (пригород Чикаго), штат Иллинойс.
Бобров, Алексей Николаевич
План Введение 1 Театр 1.1 Тольяттинский ТЮЗ 2 Кино 2.1 Фильмы 2.2 Сериалы Введение Алексей Николаевич Бобров (15 января 1985 года) — российский актёр. В 2009 году окончил РАТИ-ГИТИС (мастер курса — Алексей Бородин). Лауреат Всероссийского конкурса артистов-чтецов им. Я.Смоленского, лауреат конкурса чтецов ГИТИСа.
Антадзе, Додо Константинович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Постановки в театре Список литературы Введение Додо Константинович Антадзе (груз. დოდო კონსტანტინეს ძე ანთელავა; Додо (Исаак) Константинович Антадзе; 1900—1978) — советский актёр, театральный режиссёр, народный артист СССР (1971).[1]
Болдин, Всеволод Владимирович
План Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Центральный академический театр Российской армии 2.1.2 Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой
Драгилев, Борис Борисович
План Введение 1 Биография 1.1 Работы на курсе 2 Театральные работы 2.1 Молодёжный Театр на Фонтанке 2.2 Роли репертуара в других театрах и антреприза 2.2.1 Театр Дождей
Бутенко, Эдуард Валентинович
План Введение 1 Биография 2 Режиссёрские постановки 2.1 Львовский театр Советской армии 2.2 Днепропетровский Русский драматический театр им. М. Горького
Пиччини, Никколо
Введение 1 Биография 2 Среди сочинений 3 Постановки в России Список литературы Введение Вито Никколо Марчелло Антонио Джакомо Пиччинни (итал. Vito Niccolт Marcello Antonio Giacomo Piccinni; 16 января 1728(17280116), Бари — 7 мая 1800, Пасси, близ Парижа) — итальянский и французский композитор.