ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 10.1
Общение как реализация общественныхи межличностных отношений. Значение общениядля развития индивида и общества
Многие социологи и психологи определяют степень значимости общения в системе межличностных отношений по-разному, с учетом специфики. Одни предпочитают рассматривать общение как основу общественных отношений, другие — как последствия отношений. Существует мнение, что общение — это отражение общественных отношений в сознании людей и самого общества. Общение можно представить как систему невидимых связующих нитей, пересекающих все сферы деятельности человечества, оно способствует реализации безличных, постоянных и переменных отношений.
Процесс общения зависит от сознательного и бессознательного инстинктов индивида. Если сознательное общение выражается в конкретных и заранее спланированных актах, то бессознательное происходит естественным образом. Психологи склонны считать общение совокупностью социального и психологического инстинктов. Для социальных психологов общение — это основной компонент развития индивида. Участники общения зачастую неосознанно определяют его место в межличностных отношениях.
В процессе общения человек берет на себя исполнение некой межличностной роли, возможной в системе групповых связей. Эта роль зависит от влияния его индивидуальных психологических особенностей. Если человек обладает сильными психологическими качествами, то его роль в межличностных отношениях будет соответствовать понятию «лидер», и наоборот — психологически слабый человек становится исполнителем роли «козла отпущения». Выражение личностных качеств в процессе ролевого общения обязательно вызывает ответные реакции других его участников.
Межличностные отношения выражаются посредством эмоций. Отечественные социальные психологи различают три вида
эмоциональных проявлений индивида: аффекты, эмоции и чувства. Эти проявления многогранные и различны по силе выражения, которая зависит от ситуации. Чувства принято делить на две группы. Первая группа — конъюнктивные чувства, которые сближают людей, объединяют их цели, желания. Вторая группа — дизъюнктивные чувства, имеющие разрушающую силу и отрицательно сказывающиеся на отношениях.
Общественные отношения складываются из межличностных отношений. Если межличностные отношения строятся на взаимном доверии и притяжении, то общественные основаны на единстве профессиональных и общественных целей, независимо от чувств и личных мнений.
Современная жизнь заставляет искать новые методы оценки общения. Значение проводящихся с этой целью исследований велико, так как анализ связи общественных и межличностных отношений дает возможность понять сущность человека, его ориентиры во взаимодействии с окружающим миром, а также состояние его внутреннего мира. В отличие от отечественных коллег западные исследователи предпочитают понятию «общение» термин «коммуникация». Вместе с тем разница в наименовании не означает различие сущности, поэтому и общение, и коммуникация идентичны.
Структура общения. Коммуникативный компонент общения
Исследователи выделяют множество разновидностей структуры общения. Достаточно распространена структура, включающая коммуникативную, интерактивную и перцептивную части. Коммуникативная часть структуры общения подразумевает простой обмен информацией. Интерактивная часть общения основана на взаимодействии индивидов. Перцептивная часть выражается в восприятии и познании друг друга индивидами с целью поддержания интерактивной части общения.
Коммуникативная часть общения представляет собой взаимный обмен индивидами кодированной информацией с целью дальнейшего ее использования, которое возможно только в случае, если оба участника распознают систему кодировки информации. Препятствия, возникающие при кодировке и де-
кодировке, часто имеют социальную или психологическую основу. Информация, которой оперируют коммуникаторы, может быть разной по характеру и по сути: просьба, приказ, пожелание, сообщение, намек.
Простейшие модели коммуникации — вербальная и невербальная. Вербальная коммуникация использует в качестве-кодировки речь. Невербальная — четыре группы средств общения: паралингвистические и экстралингвистические, оптико-кинетические, а также проксемика и визуальный контакт.
Паралингвистические и экстралингвистические средства общения представляют собой различные околоречевые надбавки, с помощью которых человек может передавать смысловую окраску своей речи (паузы, покашливание, растягивание слов и т.д.). Оптико-кинетическое общение выражается жестами, мимикой. Проксемика организует общение в пространстве и времени. Визуальное общение предполагает зрительное восприятие друг друга общающимися.
Г. Д. Лассуэлл предложил модель коммуникативного процесса, состоящую из пяти вопросов.
Кто говорит?
Что сообщает?
Кому?
По какому каналу?
С каким эффектом?
Первый вопрос предполагает анализ управления коммуникативным процессом, второй — анализ содержания сообщений. Суть третьего вопроса заключается в анализе аудитории, которой сообщения адресуются, четвертый вопрос направлен на анализ средства коммуникации, а пятый вопрос позволяет проанализировать результат общения. Данная модель демонстрирует формирование процесса общения.
Структура общения включает понятие «дистанции общения». ! Дистанция между общающимися может быть публичной, официально-деловой, межличностной и интимной. Каждая из них определяет расстояние, которое будет комфортным для общения. Публичная дистанция (более 3,7 м) позволяет выступать перед большими аудиториями. Официально-деловая, или социальная, дистанция (от 1,2 до 3,7 м) подходит для общения между незнакомыми или поверхностно знакомыми людьми.
Межличностная дистанция (от 0,5 до 1,2 м) предполагает дружеское, приятельское общение. Интимная дистанция, (от 0 до 0,5 м) предназначена для общения близких и родных людей.
Интерактивная часть общения подразумевает общение людей в сфере профессиональной деятельности и может быть кооперативной и конкурентной. Кооперативное общение подразумевает совместную координацию действий. Любая совместная деятельность основана на добровольной кооперации участников. Конкуренция противоположна кооперации и представляет собой одну из форм конфликта.
Перцептивная часть общения основана на понимании и взаимном восприятии друг друга. Перцепция — это познавательный процесс, в ходе которого происходят анализ и осмысление получаемой через органы чувств информации об окружающем мире..
Коммуникативным компонентом общения считается совокупность умений, знаний, навыков, которые с возрастом начинают регрессировать. Общение в любой сфере деятельности подразумевает не только обмен информацией, но и параллельное обучение и получение опыта»' Коммуникативные компоненты развивают способность восприятия другого человека как равноправного партнера по общению, умение вызывать доверие, формировать совместное мышление, а также предугадывать возникновение конфликтных ситуаций. Коммуникативные компоненты предполагают и конструктивную критику.
Вместе с тем, любое общение связано с возникновением коммуникативных барьеров, препятствующих взаимодействию индивидов. К барьерам взаимодействия относятся мотивацион-ный, этический барьеры и барьер стилей общения. Кроме того, выделяют барьеры восприятия и понимания: эстетический, социального положения, отрицательных эмоций, состояния здоровья, психологической защиты, установки, двойника, нежелания общаться. Общение людей настолько многогранно, что определить четкие границы барьеров довольно сложно.
Современная жизнь способствует увеличению числа барьеров общения. Для их преодоления следует слушать себя, контролировать свои эмоции и поведение, чаще «ставить» себя на место партнера и рассматривать ситуацию с объективной точки зрения.
Феномен каузальной атрибуции. Феномен межличностной аттракции
Теория каузальной атрибуции об интерпритациях причинности в процессе социального восприятия определяет особенности поведения индивида в результате психической проекции. Определенный образ человека накладывается на его собственный, в результате чего этот образ воспринимается как подлинный. Основным элементом каузальной атрибуции считается совокупность внешнего вида человека и того образа, которым его наделяют окружающие. Сама атрибуция предполагает приписывание образа. Автором теории каузальной атрибуции является Ф. Хайдер.
Для исследования феномена каузальной атрибуции значимой стала теория Э. Джонса и К. Девиса, которые выяснили и упорядочили причины возникновения межличностной атрибуции. Также в теорию каузальной атрибуции вошли теории Д. Бёма (самовосприятие), Т. Келли (поиск причин поведения).
Теория каузальной атрибуции основывается на трех тезисах.
Любой человек старается осознанно или неосознанно объяснить свои или чужие поступки.
Все поступки людей закономерны.
Причинные объяснения всегда оказывают существенное влияние на сознание людей.
Каузальная атрибуция применяется как идентификация или категоризация, как основные критерии оценки. Психологи и психотерапевты советуют при проведении каузальной атрибуции не только опираться на личные опыт и знания, но и стараться ставить себя на место идентифицируемого человека. Наблюдая за поведением человека в естественных условиях, можно выявить, какие эмоции у него преобладают, какие действия может предпринять человек в следующий момент. При смене обстановки люди могут менять и свое поведение. В одинаковых ситуациях многие используют поведенческие шаблоны, усвоенные посредством воспитания или влияния окружающих.
Различают поведение установочное и обстановочное. Установочное поведение регулируется на основании тех психологических установок, которые были использованы при воспитании
индивида его родителями, опекунами, обществом, к которому он принадлежит. Установочные барьеры помогают или мешают человеку достичь личных целей, выполнить обещания. Многие установки становятся устаревшими в данное время и могут быть опасными для человека. Поэтому психологи рекомендуют родителям более серьезно относиться к воспитанию своих детей. Обстановочное поведение в основном регулируется ситуационным фактором и зависит от самих ее участников.
Межличностная аттракция'формируется из положительного эмоционального отношения людей друг к другу. Главные исследовательские работы по изучению межличностной аттракции начали проводиться в 1930 гг. исследователями Я. Морено и Т. Ньюкомбом. В то же время в США вышла книга Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние налюдей». Позже на основании тезисов этой книги и теории Морено и Ньюкомба стало актуальным изучение межличностного общения в разных сферах современной жизни.
Многие ученые, поводившие исследования в области межличностных отношений, стали сторонниками теории детерми-нантных факторов аттракции, которые выступают стимулами общения. В 1970 г. А. и Б. Лотт разработали теорию «цепи подкрепления», суть которой заключается в обмене балансовой информацией, составляющей основу аттракции. В процессе общения индивиды обмениваются различными данными и, достигнув понимания, создают предпосылки межличностной аттракции. Позже была разработана и теория научения межличностной аттракции — модель подкрепления эмоций. И. П. Павлов внес в теорию межличностных отношений логику и обусловленность. Он предположил ассоциативную основу возникновения аттракции на примерах развития рефлексов у собак.
Дж. Хоманс выявил, что социальный обмен можно структурировать с помощью экономических факторов. Он объяснил человеческие взаимоотношения на основе коэффициента затрат и приобретений: людям присуще искать выгоду, и для ее достижения они готовы к определенным затратам. Так выглядит теоретическое построение межличностной аттракции. Но эта теория не содержит поправок на поведенческий инстинкт как самый древний и самый надежный метод установления отношений.
индивида его родителями, опекунами, обществом, к которому он принадлежит. Установочные барьеры помогают или мешают человеку достичь личных целей, выполнить обещания. Многие установки становятся устаревшими в данное время и могут быть опасными для человека. Поэтому психологи рекомендуют родителям более серьезно относиться к воспитанию своих детей. Обстановочное поведение в основном регулируется ситуационным фактором и зависит от самих ее участников.
Межличностная аттракция'формируется из положительного эмоционального отношения людей друг к другу. Главные исследовательские работы по изучению межличностной аттракции начали проводиться в 1930 гг. исследователями Я. Морено и Т. Ньюкомбом. В то же время в США вышла книга Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Позже на основании тезисов этой книги и теории Морено и Ньюкомба стало актуальным изучение межличностного общения в разных сферах современной жизни.
Многие ученые, поводившие исследования в области межличностных отношений, стали сторонниками теории детерми-нантных факторов аттракции, которые выступают стимулами общения. В 1970 г. А. и Б. Лотт разработали теорию «цепи подкрепления», суть которой заключается в обмене балансовой информацией, составляющей основу аттракции. В процессе общения индивиды обмениваются различными данными и, достигнув понимания, создают предпосылки межличностной аттракции. Позже была разработана и теория научения межличностной аттракции — модель подкрепления эмоций. И. П. Павлов внес в теорию межличностных отношений логику и обусловленность. Он предположил ассоциативную основу возникновения аттракции на примерах развития рефлексов у собак.
Дж. Хоманс выявил, что социальный обмен можно структурировать с помощью экономических факторов. Он объяснил человеческие взаимоотношения на основе коэффициента затрат и приобретений: людям присуще искать выгоду, и для ее достижения они готовы к определенным затратам. Так выглядит теоретическое построение межличностной аттракции. Но эта теория не содержит поправок на поведенческий инстинкт как самый древний и самый надежный метод установления отношений.
Проблема конфликта в социальной психологии
Коммуникация как процесс общения начинается с совместного положительного решения об обмене информацией с дальнейшим продолжением самого коммуникационного процесса. В нем могут принимать участие неограниченное число людей, каждый из которых должен внести свой вклад в организацию полноценного и эффективного общения. Обмен информацией с большим числом участников этого процесса должен заканчиваться планированием совместной деятельности. В таком случае общение можно считать состоявшимся.
Взаимодействие двух участников считается простым общением, привлечение более трех участников — сложным. Участие в процессе общения нескольких групп может быть основано как на взаимопонимании, так и на конфронтации этих групп. Конфронтация может быть выражена в форме конкурентной борьбы. Самым ярким вариантом выражения конкуренции является конфликт.Социальная психология при изучении конфликтов предполагает анализ вторичных социально-психологических аспектов (осознание конфликта каждым участником) и выделение частного класса конфликта. Для того чтобы выполнить обе задачи, необходимо иметь адекватную понятийную схему исследования, которая должна охватывать основные характеристики конфликта. Конфликтные ситуации могут характеризоваться структурой, динамикой, функцией, типологией.
Понятие конфликта можно определить как противостояние разнополюсных точек зрения, взглядов на конкретную ситуацию. Любой конфликт подразумевает отрицательное эмоциональное переживание и тягостные последствия. Чаще всего конфликт можно представить в сочетании трех основных компонентов.
Конфликт основан на противоречии, которое является следствием различия интересов, представлений.
Каждый конфликт затрагивает значимые для участника ценности, которые могут стать причиной негативных эмоций, а эмоции — это основное препятствие к открытому диалогу.
Конфликты предполагают выяснение личных отношений, поиск отрицательных качеств оппонентов и т.д.
Все три компонента конфликтной ситуации варьируются в зависимости от силы самого конфликта, объекта, личностных
и профессиональных характеристик участников конфликтной ситуации.
Структура конфликта рассматривалась социологами по-разному, но сегодня определены следующие ее составляющие: возникновение конфликтной ситуации, наличие участников, объект конфликта (причина конфликта), пусковой механизм конфликта, развитие и разрешение конфликта. Выделяют стадии конфликта: возникновение противоречия между индивидами; выявление желания индивидов развивать конфликтную ситуацию; осознание индивидами сути и источника конфликта; проявление конфликтных отношений; определение участников и сторон конфликта; «затухание» конфликта.
М. Дойч разделил конфликты на деструктивные и продуктивные. Деструктивными называются те конфликты, которые ведут к разобщению людей, вовлекая большое количество участников. Притом в процессе развития конфликта причины его возникновения теряют свое значение, поэтому разрешить такой конфликт довольно сложно. Именно деструктивный конфликт способствует возникновению стрессов и психологического дискомфорта.
Продуктивный конфликт возникает в результате расхождения мнения о решении конкретных задач и не затрагивает личные взаимоотношения. Такой конфликт всегда дает результат, приемлемый для всех участников. Признание правильным решения, предложенного одной из сторон, может стать началом кооперативного взаимодействия. Очень редко деструктивный конфликт перерождается в продуктивный.
Социальная психология изучает много вариантов конфликтов и их течение. Каждый пример конфликтной ситуации можно измерить по степени конфликтности, по вовлеченности участников (внутриличностные, межличностные, межгрупповые, между группой и одним человеком). Кроме того, конфликты могут различаться по уровням: горизонтальные и вертикальные. По времени протекания различают кратковременные и длительные конфликты. Источники также могут быть основой классификации конфликтов: если конфликт возникает в результате проявления личных качеств одного индивида, не приемлемых для других, конфликт является субъективным; если затронуты различные сферы деятельности — конфликт объективный.
Многие социологи выделяют также реалистические и нереалистические конфликты. Первые характеризуются тем, что участники стараются реализовать конкретные планы, поставленные задачи, следуют четко разработанному плану. Вторые не имеют четкой цели, участники нереалистического конфликта скорее стремятся избавиться от накопившейся отрицательной эмоциональной энергии, стресса, агрессии. После достижения участниками целей конфликт сам собой разрешается.
Вопросы и задания для повторения
Объясните суть термина «общение».
Расскажите о межличностных отношениях и реализации общения через межличностные отношения.
Расскажите о структуре общения.
Что такое коммуникативный компонент общения?
Какие барьеры могут быть в общении?
Назовите типы общения, дайте им характеристики.
Раскройте смысл интерактивного компонента общения.
Назовите структурные компоненты конфликта, дайте им краткую характеристику.
Назовите виды конфликтов, раскройте суть каждого вида.
Назовите элементарные модели коммуникации. Дайте им характеристику, приведите примеры для каждой модели.
5