Начало школьной жизни для некоторых детей превращается в настоящую "борьбу" с родной речью. Хорошо справляясь с предметами математического цикла, ученик оказывается не в ладах с русским языком.
Стойкое нарушение чтения психоневрологи называют дислексией, письма - дисграфией. Иногда у одного и того же ребенка наблюдаются оба вида расстройства, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.
Наша справка
РАНЕЕ считалось, что основной причиной при дисграфии является социальная и педагогическая запущенность. Теперь специалисты склонны видеть причину в наличии ММД (минимальной мозговой дисфункции), так как у таких детей обнаруживаются клинические симптомы и элекроэнцефалографические феномены, свидетельствующие о нарушении работы подкорковых структур мозга.
Не надо бояться диагноза "ММД", на то они и "минимальные" нарушения, что, в общем, не мешают нормальному развитию ребенка. Но если вашему ребенку поставили такой диагноз, обратитесь дополнительно к психиатру. Справиться с этой проблемой не всегда в силах психолога или логопеда, иног-да требуется лекарственная терапия, она поможет активизировать работу коры головного мозга.
Проблемы нарушения письма и речи у школьников
ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек, при этом ею страдают около 5-6% школьников. Согласно наблюдениям ученых, существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как он наблюдается сразу у нескольких членов отдельных семей. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: Б-П, Д-Т, Г-К, Ж-Ш. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются.
ПРИ ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах такие ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, причем в написании этих слов они допускают грубые ошибки. В результате у них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. (Примечательно, что взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить текст для поздравительной открытки или короткое письмо. Даже работу они стараются найти такую, где не надо ничего писать.) У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или крючок в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно. К тому же если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
Если у ребенка нарушен речевой слух, позволяющий понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого, то ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде буквы, выделенной из быстрого потока речи. Обучение такого ребенка (с дефектным речевым слухом) грамоте - очень сложная педагогическая проблема. А учить надо, поскольку искажение одного-двух знаков меняет смысл слова. К примеру, сравните слова: "дочка - точка", "угол - уголь" или же "чашка - Сашка".
Наряду с речевым слухом человек должен обладать особым зрением на буквы, чтобы запомнить и воспроизвести их очертания. Получается, что для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.
На деле дисграфиками и дислексиками становятся практически все дети, которые пришли в школу, не зная алфавита. Как не вспомнить доказанное еще в начале века предположение о том, что при обучении навык чтения должен предшествовать навыку письма. Таким образом, если не заняться вплотную сначала чтением, отложив на время письмо, дети неизбежно попадают во вспомогательные школы, где на коррекцию дислексии могут уйти годы, а дисграфия так и останется. Сегодня же большинству детей приходится в укороченные сроки (за 2-4 месяца) параллельно осваивать и чтение и письмо. При этом нарушается (!) формирование и того и другого навыка, а результат - необходимость борьбы и с дислексией, и с дисграфией.
Можно ли эффективно помочь детям с нарушениями чтения и письма?
Да, таким ребятам вполне по силам овладеть школьной грамотой, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то месяцы. Суть таких уроков - тренировка речевого слуха и букварного зрения. Особо важной является объективная комплексная диагностика, предшествующая практической помощи ребенку. Ведь неправильно выбранные коррекционные программы и методы работы не просто не дают положительного результата, но усугубляют ситуацию, приводят к задержке и нарушению развития.
Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся. Здесь нужна помощь специалиста - квалифицированного логопеда. Именно он может дать верную оценку процессу развития речи у младшего школьника, установить насущные проблемы и приступить к их разрешению. Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно в своей работе логопед прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов.
Признаки, которые должны вас насторожить
1. Ошибки, возникающие при нарушении программирования и контроля функции письма.
Инертное повторение слов при письме: "Мишиши...на" - вместо "Мишина машина".
Предвосхищение букв: "покловок" - вместо "поплавок".
Слипание слов: "На елижит" - вместо "На ели лежит".
2. Признаки и ошибки детей с ослабленным тонусом коры головного мозга.
Быстрое утомление по сравнению с детьми того же возраста, и в результате - появление ошибок, аналогичных описанным в 1-м пункте.
3. Ошибки, возникающие при нарушении ориентировки в пространстве:
Трудности в удержании строки.
Буквы неустойчивой формы и разного размера.
Замена одних букв другими, близкими по написанию: "Нлассная работа" - вместо "Классная работа"
Устойчивая зеркальность букв: "чпражнение" - вместо "упражнение"
Даже частое повторение не приводит к исчезновению ошибок в хорошо знакомых словах, например: "Классная работа"
Нарушение порядка букв: "Део дк" - вместо " Декабрь"
Преобладание ошибок, связанных с гласными буквами, даже ударными.
Другие работы по теме:
Невидимая рука А.Смита (Магический шестиугольник)
“Невидимая рука” А. Смита. (Магический 6-ти угольник). Включает в себя 6 эл-тов Колебание массы и норм прибыли. (Эти колебания управляют р.э.). Те сферы бизнеса, кот. В данный момент производятся в данной прибыли и достигаются большей нормой прибыли и туда переливаются эк. ресурсы. Т.к. каждый субъект р.э. хочет получать большую массу прибыли, тогда этот субъект со своими рес-сами устремляется в те сферы бизнеса, в кот. это обеспечивается.
Достоверность
Защищая достоверность, Витгенштейн защищал позитивное знание конца ХIХ в., которому он всегда парадоксально оставался верен.
Игнатий Мариупольский
Игнатий Хазадинов ; 1715(1715), Греция — 16 февраля 1786, Мариуполь) — греческий митрополит. Родиной был остров Фермия в Греции, где он родился в 1715 году в знатном роде Гозадини. С юных лет воспитывался на святой горе Афон, где он и принимает монашеский постриг. Позже становится священником, а затем и епископом.
Роль оленя в мифологическом универсуме
Наиболее репрезентативным памятником древнего искусства Сибири являются оленные камни, широкая распространенность которых свидетельствует о том, что олень был едва ли ни самым мифологически значимым животным.
Баал
Баал, Балу, Ваал («владыка», «господин»), важнейший персонаж в сиро-палестинской мифологии, представленный многочисленными местными божествами.
Сошествие во ад
Эта икона, возникшая в глубокой древности (по-видимому, в XII столетии), иконографией своей обязана во многом свидетельству, заключенному в апокрифическом Евангелии от Никодима.
Эффект плацебо
Плацебо (от стиха лат. Placebo Domino in regione vivorum, в церковнославянском переводе Благоугожду пред Господем во стране живых, Пс. 114:9) — физиологически инертное вещество, используемое в качестве лекарственного средства, положительный лечебный эффект которого связан с бессознательным психологическим ожиданием пациента.
Москва - центр православия
План: 1.Митрополит Пётр и сутьба Москвы. 2.Владыка Алексий. 1)Одной из важнейших причин возвышения Москвы стал прочный стратегическийсоюз московских князей с православной церковью. Московские князья раньше другихосознали выдающуюся роль православия в тех условиях. Они постарались заручитьсяподдержкой как высших чинов церкви, так и русских монахов-передвижников, начав-ших во 2/3 14 века беспримерное по масштабу и последствиям дело монастырской ко-лонизации (освоение русских земель).
Анализ баллады Жуковского Кубок
Автор: Жуковский В.А. Василий Андреевич Жуковский – один из лучших литературных личностей России. Получив хорошее образование, отлично владея иностранными языками, он рано начал писать стихи и переводить иностранных поэтов. Одним из его известных произведений является баллада «Кубок».
Письмо президенту о проблемах России
Автор: Сочинения на свободную тему Уважаемый Владимир Владимирович Путин! Я надеюсь, что моё письмо дойдёт до Вас, и Вы узнаете моё мнение о том, как сделать наше будущее лучше.
Сочинение по картине В.М. Васнецова Баян
Сочинение по картине В.М. Васнецова "Баян" Автор: Разное Перед нами картина В.М.Васнецова «Баян». Эта картина очень близка к эпизодам древнерусского произведения «Слово о полку Игореве». Оно глубокими корнями связано с народной культурой, с народными языком, с народным мировоззрением, отвечало народным чаяниям, оно создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг наибольшей силы.
Тутанхамон
«Кто убил а?» С именем фараона Тутанхамона, правившего Древним Египтом с1361 по1352год донашей эры, связано множество загадок. «Владыка тайн» -так небез основания называют егоегиптяне.
Техника бега по прямой на короткие дистанции
Техника бега по прямой на короткие дистанции Бег на короткие дистанции по сравнению с бегом на длинные дистанции проходит в более высоком темпе, с большой скоростью. Особенностью техники бега на короткие дистанции является низкая посадка (сильно согнуты ноги, приподняты плечи) и активные движения рук.
Железная рука
2 июня 1998 года компания Bahco выпустила 199-миллионный разводной ключ. А всего таких инструментов ежегодно выпускается более 49 миллионов штук.
Битва в заливе Виго
Введение 1 Предыстория 2 Бой 3 Итоги боя 4 Интересные факты Введение Битва в заливе Виго — морское сражение 23 октября 1702 в заливе Виго между англо-голландскими войсками и французским и испанским флотом, произошедшее во время войны за испанское наследство.
Белая рука
(сербск. Бела Рука) — секретная сербская террористическо-националистическая организация, боровшаяся против аналогичной организации «Чёрная рука» и Австро-Венгрии. Создана 17 мая 1912 года генералом Петаром Живковичем, участвовавшим в свержении короля Александра Обреновича в 1903 году.
Фридрих Энгельс Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека
Много тысячелетий назад ,на Земле жила где-то в жарком поясе,на обшироном материке высокоразвитая порода человекообразных обезьян.Они были сплошь покрыты волосами,имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях.Под влиянием в первую очередь,надо подумать,своего образа жизни,требующего,чтобы при лазании руки выполняли иные функции,чем ноги,эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более прямую походку.Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку.наши предки в эпоху перехода от обезьяны к человеку на протяжении многих тысячелетий постепенно научились приспособлять свою руку.Прежде чем первый камень при помощи человеческой руки был превращён в нож,должен был,вероятно,пройти такой длинный период времени,что в сравнении с ним известный нам исторический период являетсянезначительным.Но решающий шаг был сделан,рука
Орда-Эджен
Орда Орду-Ичен (монг. эджен — «хозяин, владыка»; ? — между 1246 и 1251) — монгольский военачальник и государственный деятель; старший сын Джучи, внук Чингис-хана, старший брат Бату, правитель левого крыла Улуса Джучи (традиционно отождествляется с Синей Ордой).
Горловское вооружённое восстание
План Введение 1 Начало конфликта 2 Вооруженные столкновения 3 Следствие и суд Введение Горловское вооружённое восстание (декабрь 1905) — один из эпизодов революции 1905 года в России, имевший место в Горловке, Бахмутского уезда Екатеринославской губ. Конфликт начался, как спор рабочих с администрацией машиностроительного завода по вопросу зарплаты, и вылился в вооруженные столкновения с человеческими жертвами.
Особенности социально-экономического и политического строя Новгорода, Пскова
Новгородско-Псковская земля была расположена на северо-западе Руси. Новгород-крупнейший город древности, торговый и ремесленный центр, стоял на традиционных торговых путях связывавших Балтийское море с Черным и Каспийским. На территории Новгорода возникло одно из первых государств восточных славян-Славия.
Домбрабадское кладбище
План Введение 1 История кладбища 1.1 Храм Святого князя Владимира Список литературы Введение Домбраба́дское городское кладбище — русское городское кладбище № 2 в Ташкенте, расположенное в Чиланзарском районе города недалеко от станции метро «Олмазор»[1]. Поскольку раньше это место Ташкента носило название Домбрабат, то отсюда и название кладбища.
Моче
Введение 1 Культура 1.1 Ремесла 1.2 Жертвоприношения 2 Археологические находки 2.1 Сипанский владыка 2.2 Другие памятники 3 Исчезновение культуры 4 Этническая принадлежность
Казнь Атауальпы
Это трагическая история о вероломстве испанских идальго - после того, как за правителя империи инков его подданными был внесен огромный выкуп, предводителю испанцев Писарро нужно было или выполнять свое обещание - отпустить его на свободу.
Засухин, Пётр Алексеевич
Пётр Алексеевич Засухин (9.01.1900—11.01.1918) — красногвардеец Сущевско—Марьинского района Москвы, молотобоец завода Павлова. Биография Родился 9 января 1900 года в городе Медынь, в семье рабочего спичечной фабрики. Отец на фабрике получил увечье, рука попала в станок и вскоре умер. После смерти отца, в 12 лет Пётр пошёл работать на мельницу к помещику.
Движущие силы антропогенеза
Движущие силы антропогенеза Гребенниковой Марины Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности.
Тренев Константин
Тренев Константин Андреевич (1878—) — советский писатель. Р. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии. Учился в уездном земледельческом училище, в семинарии, окончил три высшие школы.
Архиепископ Лука
Краткая биография архиепископа Луки (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкии).