Анна Шевякова
Источник желания учиться - в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях.
Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой.
В. А. Сухомлинский.
Вот ребенок впервые приподнял голову, чтобы посмотреть, куда удаляется мама, вот сделал первое движение в сторону игрушки, чуть позже – сказал первое слово для обозначения того, чего ему хочется. Все это – первые проявления сознательной деятельности ребенка, которая определяются его мышлением.
По определению А. В. Брушлинского, мышление – это всегда искание и открытие существенно нового (здесь имеется ввиду, что открываемое в процессе мышления новое является таковым по отношению лишь к предшествующим стадиям мышления и вообще всей жизни данного индивида, а не всего человечества) (1). Уже маленький ребенок, по мере формирования у него элементарных видов мыслительной деятельности, начинает открывать новое. Например, он задумывается над устройством той или иной игрушки, пытается понять некоторые отношения между людьми, овладевает все более сложными навыками и умениями.
В то время, когда ребенок развивается, у него начинают последовательно включаться различные гены, определяющие направление дальнейшего развития его центральной нервной системы (Анохин К. В., 2000), и по этой последовательности развитие малыша можно подразделить на различные периоды, “ступеньки” развития. Начало каждой новой “ступеньки” можно определить как появление нового информационного “измерения” в системе знаний ребенка об окружающем мире (осязание, зрение), или качественное увеличение объема получаемой информации (ползание, понимание речи).
Каждая “ступенька” обозначает период работы над новым ощущением и активное его использование. Уже известные факты дополняются новыми свойствами (маму он уже знает, но теперь он ее еще и видит). А познавание новых объектов идет с использованием всех имеющихся знаний.
Итак, “ступеньки”:
Новорожденный (первые две-три недели).
Через тактильные ощущения ребенок ощущает мир. На этом этапе у него образуются ”физические” образы. В основу образа ложатся впечатления от ощущения, полученные с помощью слуха, осязания и обоняния (8, 9).
Двух–трехнедельный.
Ребенок начинает видеть. В это время он начинает ощущать взаимосвязи между присутствием близкого человека (мама подошла) и своим последующим эмоциональным состоянием. Осознает, какая его реакция вызовет соответствующую реакцию у мамы, и пользуется этим.
3) Ребенок начинает двигаться в нужном ему направлении (трех–шестимесячный).
Каждый раз, с освоением какого-то нового движения, ребенок более активно исследует окружающий мир. Благодаря этому уменьшается его эгоцентризм (он для себя еще центр мира, но уже на пороге понимания, что если ему что-то надо, то для достижения цели ему надо сделать какие-то движения (подползти)).
4) Пяти - семимесячный.
Ребенок постепенно начинает идентифицировать себя как человечка. В первую очередь, это выражается в том, что он начинает себя “ощущать” отдельно от мамы. До этого – ее руки, ноги – воспринимаются как продолжение его собственного тела. Появляется комплекс “испуга”, т. е. ребенок боится незнакомых, плачет в отсутствии привычного лица. Параллельно с этим формируется модели взаимоотношений с близкими людьми, которые, впоследствии, сложно переделать. Тот человек, который в это время был наиболее близок к ребенку, и с которым ребенку было комфортнее всего, становится наиболее близким ему на долгое время (таким образом осуществляется импритинг).
Спустя некоторое время возникает момент, когда ребенок может сказать “нет”. Это уже следующая стадия идентификации его как человечка (4).
До этого возраста не нужно нагружать ребенка фактическими знаниями. Даже при больших усилиях эффект от этого небольшой. Более того, это вредно, т. к. все усилия ребенка в это время направлены на развитие его органов чувств, а эти “уроки” могут содействовать тому, что он, недоразвив свои органы чувств, перескочит на подаваемый материал. Лучше стимулировать его различными способами (показывать яркие картинки, игрушки, гладить его разными (по фактуре) тканями, включать красивую музыку, разговаривать с ним). Более подробно эти способы описаны в книге С. Лупан (12).
5) Стадия “предговорения” (восьми–двенадцатимесячный)
Еще задолго до того, как младенец впервые произнесет правильно выбранное слово, его мозг будет готовиться к этому, занимаясь планированием миллиарда действий и выработкой понятий. Дамазиу предположили, что речь можно рассматривать как трехкомпонентную систему: образование слов, представление понятий и промежуточные процессы, играющие роль посредников между первыми двумя компонентами (3). В возрасте же восьми-двенадцати месяцев, перед тем, как ребенок начнет говорить, в его мозге закрепляются взаимосвязи:
предмет – слово (название)
действие – слово
Все эти связи имеют эмоциональную окраску. И когда они образуются в полной мере, начинают формироваться зачатки абстрактного мышления.
Однако бывают и отклонения: некоторые дети с дефектами понятийных систем тем не менее научаются грамоте. Это связанно с тем, что созревание речевых процессов не всегда идет параллельно формированию понятий (3).
Существует чередование открытий в области физической активности и в области словообразования. Оно заключается в том, что пока ребенок осваивает какое-нибудь новое движение (п. 3), - развитие в области словообразования (п. 5) на время замедляется.
Потом совершенное открытие дает новый импульс к развитию понятийных связей.
Другие работы по теме:
Одушевленность материи и детское мышление
Часть материи одушевлена - это, по крайней мере, мы с вами - люди-человеки с высокоогранизованной психикой и сложной нервной системой (самой сложной из известных на сегодня, не считая нервных систем посланцев других миров, если таковые имеются).
Диалектическая логика
Диалектическая логика (от греч. dialegomai — веду беседу) — филос. теория, пытавшаяся выявить, систематизировать и обосновать в качестве универсальных основные особенности мышления коллективистического общества.
Логическое мышление детей 7-10 лет и его развитие
В процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в результате способствует их развитию, упрочению формальных логических связей.
Как подготовить ребенка к современной школе?
Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми.
Развитие памяти. Как правильно использовать свой тип мышления
Большинство психологов считают, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером его восприятия мира, с типом мышления. Условно людей можно разделить на две категории: одни мыслят теоретически, другие эмпирически.
Теория Штерна
Штерн был одним из первых психологов, поста вивших в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка.
Великолепная дюжина
Психологический анализ воспитательного мероприятия. ТЕМА: Великолепная дюжина. Цель: выявить и развить имеющиеся представления детей, их кругозор.
Диагностика познавательных процессов
Методика "Достань тележку", исследующая развитие мышления детей 3 лет, ее характеристика и содержание, проведение и оценка результатов. Методика "Достань ключик" для детей 4-5 лет. Исследование уровня мышления детей 6 лет с помощью специальной методики.
Развитие логического мышления у дошкольника
Примеры использования наглядного материала для развития у дошкольников логического мышления и мелкой моторики рук. Задания для тренировки памяти. Упражнения на формирование внимания. Задания для развития речи, словесно-логического мышления у детей.
Клуб молодой семьи
Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств Предмет: Культурология семьи и детства Экзаменационная работа Клуб молодой семьи
«Философия паркура»
Вырастая, человек часто становится вдали от всего, с чем сталкивался в детстве, все его движения более скованные, а свою скорость он показывает в те моменты, когда с утра опаздывает на работу, толкая и задевая рядом спешащих
Коррекционная работа логопеда и воспитателя
Коррекционно – воспитательная работа в группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда.
Ожирение у детей. Причины, течение, лечение, профилактика
Причин для возникновения ожирения много. В первую очередь - неправильное питание, начиная с первого года жизни, когда перекормы или большое количество в пище жиров и углеводов ведет к быстрому росту и накоплению жировых клеток.
Структура отитов у детей по данным ЛОР-отделения ПЦ НЦМ-РБ
Макаров.С.Н., Аммосова.Е.П., Петров.И.Ф. Медицинский институт ЯГУ, ПЦ НЦМ-РБ №1 Заболевания ЛОР - органов является наиболее распространенной патологией у детей. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) каждый четвертый ребенок подвергнут заболеваниям ЛОР органов.
Рахит
Схема профилактики а Группы женщин и детей Сроки Суточная доза вит. Д Длительность приема Антенатальная профилактика Здоровые беременные женщины: Из группы риска по Д-гиповитаминозу (поздние гестозы, сахарный диабет, ревматизм, ГБ):
Золотой луг
М. М. Пришвин написал много книг о природе. Своими произведениями он приближает жизнь природы к жизни детей, стремится сделать её доступной, интересной и понятной им.
Проблема "Отцов и детей"
Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции.
Феличе Бурбон-Пармский
(итал. Felice di Borbone-Parma, 1893 — 8 апреля 1970), впоследствии принц Феликс Люксембургский , муж Великой герцогини Люксембурга Шарлотты. Принц Феличе был одним из 24 детей Роберта I, смещённого герцога Пармского. Его матерью была вторая жена Роберта — Антония Португальская; его старшей сестрой была Зита Бурбон-Пармская, последняя императрица Австрии.
Гуачимонтонес
Деталь круглой пирамиды и другие руины Разрешение на публикацию любезно предоставила Nancy Гуачимонтонес Уачимонтонес исп. Guachimontones, Huachimontones — археологический памятник доколумбовых времён около мексиканского города Теучитлан, штат Халиско. Памятник относится к так называемой Теучитланской традиции[1] — общества или комплекса обществ, существовавшего в период 300—900 гг. н. э.
Курбский, Семён Фёдорович
Семён Фёдорович Курбский (умер 1527) — князь и воевода на службе у московскоих князей Ивана III и Василия III. Сын князя Фёдора Семёновича, внук первого князя Курбского, детей не имел.
Бланка Французская герцогиня Орлеанская
Бланка Французская (фр. Blanche de France), (1 апреля 1328 — 8 февраля 1393) — французская принцесса из династии Капетингов, посмертная дочь короля Карла IV и Жанны д’Эврё, супруга Филиппа, первого герцога Орлеанского.
Марксистско-ленинская философия
Марксистско-ленинская философия (МЛФ) — философское учение, развившее и последовательно проводящее материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, дополнив его диалектическим воззрением. Построившее, по словам В. Ленина[1], диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей“, то есть развития всего конкретного содержания мира и познания его, то есть итог, сумма, вывод истории познания мира».
Бонгард Михаил Моисеевич
Бонгард Михаил Моисеевич (1924-71), российский ученый в области кибернетики, физиологии зрения и психологии мышления, один из создателей теории узнавания.