Ксения Федосова
В образовательной практике нашего лицея компьютерные технологии используются широко. Если не упоминать о том, что делается с помощью компьютера для учеников, а говорить только о том, что делают сами лицеисты в течение учебного года, то в первую очередь стоит упомянуть владение Power Point. Все наши ребята за учебный год успевают дополнительно к обычным занятиям написать курсовые работы - собственные исследования по самым разным предметам и направлениям. В конце года проходит защита курсовых работ: каждый лицеист представляет полученные им результаты в виде доклада и презентации. Способность быстро и грамотно работать в Microsoft Word, чтобы набрать текст курсовой и подготовить нужные графики-схемы-диаграммы, а потом еще и выполнить презентацию – это тот базовый уровень, который приходится осваивать всем тем, кто еще не успел этого сделать до поступления к нам.
На моей специализации – фольклористике – курсовые работы пишутся по материалам, записанным в экспедиции. То есть сами ребята, прежде чем выполнять исследование, едут в глухие деревни и расспрашивают старожилов об истории их края, о местных традициях и самых разных интересностях: во что одевались бабушки, когда все было самотканое; что танцевали, когда не было магнитофонов; как и что ели, когда в деревне еще не построили магазина, а про холодильники и слыхом не слыхивали – обо всем том, что сегодняшнему горожанину, а особенно москвичу, и в голову прийти не может. Другой мир – именно это хочется показать. Что была возможна жизнь без электричества и супермаркетов. И вот здесь поджидает парадокс: та, возможная, другая жизнь, которая «была» и уже почти прошла, - та жизнь, которая, казалось бы, по своей природе противоположна современным информационным технологиям, - именно с помощью этих технологий только и может быть зафиксирована, сохранена, актуализирована и тем самым засвидетельствована в современном пространстве. Потому что современное пространство – информационное. Когда это стало понятно, пришлось нам разрабатывать такие технологии, которые бы позволяли как-то транслировать наш опыт встречи с иной культурой, при этом не ломая и не искажая саму эту культуру.
Итак, что это за технологии. Иными словами - как мы работаем. Сложно представить себе компьютер в деревенском доме, не так ли? Тем более – несколько компьютеров и ноутбуков, сканер, принтер, десяток цифровых диктофонов рядком на длинном столе у бревенчатой стены. Тем не менее, именно такова мизансцена нашей экспедиционной работы. Наш рабочий инструмент – цифровой диктофон, с которым мы каждый день отправляемся на запись. Улов – два-три часа звучания каждый день – пространные интервью с жителями деревни. Таким образом, прежде всего каждому участнику экспедиции приходится потренироваться в чисто технических навыках: освоить сам диктофон, повозиться с перекачиванием файлов с компьютера и на компьютер, разобраться с форматами записи.
Следующий шаг: каждое интервью требуется описать – составить к нему своего рода содержание. Иначе запись будет лежать мертвым грузом, никто и никогда не выудит из нее нужной информации. А если этих записей – 15-20 часов от каждого участника за десять дней работы? А участников – 15 человек? Значит, необходимо изобретать такую форму описания и систематизации материала, чтобы можно было находить информацию разного типа, да не только по своим записям, а по записям коллег, и не только по свежим следам, а и через несколько месяцев в Москве, когда подзабудешь уже, о чем говорил с Марьей Ивановной и что сказал в интервью Федор Матвеевич, а дело как раз дойдет до курсовой. Эту проблему более-менее решили: изобрели такую базу данных, в которую сами школьники уже в экспедиции могут добавлять материал и в которой его удобно хранить и использовать. Конечно, ребятам приходится попотеть, пока они разберутся с принципами хранения записей. Но мне кажется, это совершенно необходимо. И не только потому, что без этого невозможно пользоваться архивом. То, как укладывается материал в базу данных, сразу очень много говорит об устройстве местной традиции в целом, как бы дает его портрет. Это – сразу ключ в руках исследователя и небезразличного гостя.
Ну а дальше, когда необходимое - техника записи и обработки освоена, - начинается творчество.
Последние годы с помощью компьютера удается прямо в экспедиции делать довольно серьезные проекты. Один из наиболее объемных – электронная энциклопедия старинного поморского села Варзуга, что на Терском берегу Белого моря. Проект лежит в Интернете в открытом доступе (e-project.redu/virtual/varzuga/index.htm). В тот год удалось не только обработать и выложить и рассказы варзужан (то есть взятые у них нами интервью), но и отсканировать и отснять много материала, который собрали варзужские школьники, очень интересующиеся собственной историей. В энциклопедию включили большое интервью с настоятелем Успенского прихода с. Варзуги о. Митрофаном (Баданиным). Отсканировали и несколько больших книг о Варзуге. Ребята составили диалектный словарь. С помощью GPS навигаторов сделали карту села. В общем, работали дружно. Хотели составить максимально полное, насколько нас хватит, описание самых разных сторон жизни села.
А в последний год вышли на другой принцип – сделали википедию одного села, а именно с. Азаполье Мезенского р-на Архангельской области. Она тоже доступна в Интернете: 1553/projects/azap/cath.htm. Википедия отличается от энциклопедии своей открытостью. В этот раз мы пришли к тому, что описание не должно претендовать на исчерпывающую полноту, потому что где же будет тогда место изменениям, живой жизни? То, что получилось, - это скорее взгляд из одного мира на другой: ребята выбирали себе те темы, которые казались им интересными, и писали на эти темы небольшие статьи, делали и подбирали фотографии. Так и сложилась википедия Азаполья. Там есть и простые статьи о конкретных предметах: цепахи, братыня, ладка, рюжа – не знаете, что это такое? Загляните, там написано. Есть – о праздниках, природе, местных названиях, церковной жизни, о наших замечательных собеседниках, которых принято называть серьезным словом «информант». Мезенское село глазами московской школьной экспедиционной группы. Маленькие открытия, поэзия конкретного, удивление известному и малоизвестному.
В этом году поедем в Забайкалье. Мы уже работали там несколько лет назад, но тогда никакого проекта выполнить не получилось. А запрос был: директор школы очень хотела, чтобы получилось что-то подобное. Будем надеяться, что сможем в этом году. Что в виртуальность компьютерных пикселей удастся уловить нашу встречу с настоящей жизнью.
Другие работы по теме:
Производство серной кислоты нитрозным способом
Технологическая схема производства серной кислоты контактным путём хорошо известна из школьных учебников. В нашей стране используется и другой, так называемый нитрозный, способ её получения.
Информационно-коммуникативная компетентность воспитателя
В наше время любая информация будь то передовой опыт или инновационные технологии в образовательном процессе воспитателям предлагается представить в виде презентации, но для многих воспитателей это серьезная проблема, так как они не владеют КТ.
Автоматизированния система обучения программированию
Актуальной проблемой совершенствования учебного процесса является разработка программного обеспечения для его проведения. Очевидным пробелом является почти полное отсутствие средств обучения основам программирования.
Парадоксальный эффект советской школы
Советская школа была хороша тем, что она являлась очень сильно ухудшенным вариантом дореволюционной гимназии, причем это не парадоксалистское суждение в духе Оскара Уайльда, а простая констатация факта.
1. Введение в предмет
Целью курса является изучение принципов и освоение практических навыков параллельного программирования с использование технологии mpi
Изучение и анализ программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии
Лабораторная работа №1 Изучение и анализ программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии Цели: формирование начальных умений и навыков анализа школьных программ; изучение структуры и содержания программ по вариативным курсам; выявление возможных межпредметных связей при профильном обучении школьников.
Первый советский ПК
В 1982 году появилась на свет первая советская персональная ЭВМ «Агат». «Агат» устанавливали в первых школьных компьютерных классах, и на нем ребята осваивали азы информатики и ВТ.
Команды системного администратора
В этой статье собраны основные команды прописываемые в командной строке Windows NT/2000/XP для выполнения определенной сетевой функции.
Системы программирования
Ассемблер предоставляет программисту полную свободу действий при разработке программы, что одновременно является и его достоинством, и недостатком.
Виды программного обеспечения, операционной система
Среди множества прикладных программ -- общего назначения и специализированных -- мы выбираем те, что помогут выполнить нужную нам работу. Но есть программа, без которой компьютер вообще не сможет работать.
Компьютерная зависимость
Text Text Graphics Компьютерная зависимость. Graphics Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. . Graphics
Компьютерные вирусы 2 3
Text Что такое вирус? Что такое вирус? Группы вирусов? Каналы распространения? Признаки появления? Виды антивирусов? Graphics
Логическое устройство компьютера
Микропроцессор. Самым главным элементом в компьютере, его «мозгом», является микропроцессор — небольшая (в несколько сантиметров) электронная схема, выполняющая все вычисления и обработку информации. Микропроцессор умеет производить сотни различных операций и делает это со скоростью в несколько десятков или даже сотен миллионов операций в секунду.
Типы программ для компьютеров
Персональные компьютеры – это универсальные устройства для обработки информации. Сам компьютер не обладает знаниями ни в одной области своего применения, все эти знания сосредоточены в выполняемых на компьютере программах. Поэтому часто употребляемое выражение “компьютер сделал” (подсчитал, нарисовал) означает ровно то, что на компьютере была выполнена программа, которая позволила совершить соответствующее действие.
Kaspersky Internet Security 2011
Kaspersky Internet Security 2011 ( 2011 это программа, призванная обеспечить безопасную рабочую среду как в условиях дома так и в условиях офиса. Она обладает рядом полезных функций которые обеспечивают безопасный серфинг интернета, проверку компьютера и внешних запоминающих устройств, таких как флешкарты и диски, на наличие вредоносных программ, а также осуществляет контроль безопасности сети.
Системные программы
Контрольная работа по дисциплине: "Информатика" СОДЕРЖАНИЕ Системные программы Введение……………………………………………………………………………...3 1.Системное программное обеспечение. Понятие и функции……………………4
Устройство ПК 3
Персональные компьютеры имеют четыре иерархических уровня памяти: микропроцессорная память; основная память; регистровая кэш-память; внешняя память.
Команды системного администратора
В этой статье собраны основные команды прописываемые в командной строке Windows NT/2000/XP для выполнения определенной сетевой функции. Пример вида <имя> ,практически пишется как имя. Чтобы запустить командную строку необходимо нажать Пуск - Выполнить ввести "cmd" Enter или OK.
Основные периферийные устройства ПК
К основным периферийным устройствам компьютера можно отнести принтер и сканер. Принтер предназначен для вывода информации с компьютера на бумагу. Принтеры можно поделить на лазерные и струйные.
Системное программное обеспечение 2
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ» Заочное экономическое отделение
Операционные системы 2 2
Text Text Graphics Операционные системы среды и оболочки Выполнила Гурьева Ольга группа ИС 73-1 Graphics
Что такое интернет
Text Text большая библиотека из разных книг … большая библиотека из разных книг на Web-узлах, состоящие из интернет-страниц
Меры безопасности в работе с компьютером
1. Соблюдайте основные меры компьютерной безопасности Перед тем, как отправиться в путешествие по интернету, необходимо выполнить три важных действия для усиления компьютерной защиты. Перейдите в раздел Как защитить компьютер и выполните в онлайновом режиме эти действия для: •
Классификация программного обеспечения компьютера
Классификация программного обеспечения компьютера. Взаимосвязь аппаратного и программного обеспечения компьютера. Современные компьютеры можно считать универсальными, поскольку они применяются для автоматизации обработки и обмена самой разной информацией практически во всех отраслях современной жизни.
Робертс (Roberts) Эдвард
Робертс (Roberts) Эдвард, американский инженер-электронщик, создатель первого коммерческого персонального компьютера Altair.
Кей (Cay) Алан
Кей (Cay) Алан, американский инженер-электронщик. Разработал принципы создания персонального компьютера.
Тьюринг (Turing) Алан Матисон
Тьюринг (Turing) Алан Матисон (1912 — 54) — гениально одаренный английский математик. В возрасте 24 лет написал работу "О вычислимых числах", которой суждено было сыграть исключительно важную роль в развитии вычислительной математики.