Мирча Элиаде, Ион Кулиано
Источники.
Важнейшие непосредственные источники религии германцев восходят к эпохе викингов. Эдда в стихах (Старшая Эдда) на исландском языке включает десять стихотворных текстов о богах и восемнадцать - о героях. Эдда в прозе (Младшая Эдда) произведение исландского историка Снорри Стурлусона - представляет собой учебник скальдической поэзии в трех частях, предисловие к которому (Гюльфагиннинг) является введением в норвежскую мифологию. Первая часть истории норвежских королей Хеймскрингла ("Круг земной"), написанной Снорри, посвящена мифической родословной скандинавских правителей.
Космогония.
Космогония описана в Младшей Эдде на основе трех эддических поэм: Речи Высокого, Речи Гримнира и Прорицание вельвы (ясновидящей). Вначале была лишь великая бездна, именуемая Гинунгагап. Прежде Земли на свет явился мир смерти Нифльхейм. Из великого колодца Хвергельмир вытекали одиннадцать рек; на юге располагалась раскаленная страна Муспелль, принадлежавшая Черному Великану Сурту. Вода рек, коснувшись Гинунгагапа, становилась ледником, но под действием муспелльского огня на льду появился человекоподобный гигант Имир. Из пота его правой подмышки родилась чета великанов, а одна его нога родила сына от другой. Из растаявшего льда вышла корова Адумла. Она питала Имира молоком, а сама питалась соленым льдом. Из этого льда родился Бури. Сын Бури Бор женился на Бестле, дочери великана Бельторна. От них родились три сына: Один, Вили и Ве. Три божественных брата убили гиганта Имира, в крови которого утонули все великаны, кроме Бергельмира с его потомством. Боги перенесли Имира в середину Гинунгагапа; из его плоти образовалась земля, из крови - вода, из черепа - небо, из костей - горы, ил волос - деревья и т.д. Звезды - это искры, вырвавшиеся из Муспелля; их ходом управляют боги. Посредине круглой земли, окруженной великим океаном, боги построили из ресниц Имира укрепление Мидгард и поселили в нем созданных вскоре людей. Когда же они построили собственное жилище - Асгард - творение завершилось. Первую человеческую чету Один сотворил их двух деревьев, Аска и Эмбли (Ясеня и Ивы), найденных им на берегу океана. Он дал им жизнь, Хенир - способность ощущать, а Лодур - человеческий облик и речь.
Мир стоит под сенью мирового древа Иггдрасиля - axis mundi (букв. "ось мира" - лат.), - держащего небесный свод. По западноскандинавским верованиям, Иггдрасиль - это ясень; под ним ежедневно собирается совет богов. Три корня Иггдрасиля уходят в три мира: мир мертвых (Хель), мир льдистых великанов и мир людей. У подножья древа бьют три источника (первоначально, видимо, один и тот же): Урд, источник судьбы, Мимир, источник мудрости, и Хвергельмир, источник всех земных рек. Из горы дерева течет животворная влага аур.
Теология.
Боги делятся на две группы: асы и ваны. Асы живут в Асгарде; важнейшие из них - Один и Тор. В начале времен асы вели с ванами долгую войну, завершившуюся обменом заложников: ван Ньерд и его сын Фрейр поселились у асов, а Мимир и Хенир - у ванов. Роль в этой войне ванской богини Фрейи неясна; возможно, что она вносит в Астгард похоть, от которой асы никогда не смогут избавиться. Она научила Одина магическому искусству (сейдр).
Уже Юлий Цезарь и особенно Тацит (Германия) сообщили нам важные сведения о германских богах. Тацит отождествляет бога Одина-Водана с Меркурием. Такое толкование было распространено еще в IV в., когда германцы назвали день Меркурия - среду - "днем Водана" (англ. Wednsday, нидерланд. woensdag и т.п.) Этому богу - "царю всяческих божеств" (regnator omnium deus) приносят человеческие жертвы. Других богов отождествляют с Марсом и Геркулесом или Юпитером, богом грома. Тацит упоминает также о таинственной богине, эквивалентной Кастору и Поллуксу.
Эсхатология.
Конец света связан с деятельностью одного из важнейших персонажей германской мифологии - Локи, родом великана, но участвующего во всех делах асов. Он сын великанши Лаувей; от его связи с великаншей Ангрбодой рождаются волк Фенрир и Змей Мидгарда (другое название Ермунганд мировой змей), окружающий мир, - грозные, погибельные существа. Локи может быть описан как общий всем мифологиям мира персонаж, именуемый трикстером: более древнее, чем боги, существо, хитроумное, обычно злое, иногда двуполое или транссексуальное, вместе с тем - нелепое и смешное. Выступая в женской роли, Локи рожает восьминогого жеребца Слейпнира от иноходца Свадильфари; отсюда пошла порода существ, именуемых флагды. В Старшей Эдде Локи не обнаруживает никаких злых наклонностей: только в поэме Перебранка Локи ему приписывается множество дурных поступков.
Один из них, имеющий прямое отношение к концу света, - убийство Бальдра, светлого сына Одина. Бальдр видел свою смерть в пророческом сне. Мать его Фригг взяла клятву со всех вещей в мире не причинять Бальдру вреда, но забыла росток омелы. Локи, завидуя Бальдру, превратился в старуху и выведал у Фригг эту тайну. Тогда он дал слепому богу Хеду, брату Бальдра, прут омелы, подвел его к Бальдру и велел бросить в него прут якобы в знак радости. Этим ударом Бальдр был убит, но богиня Хель согласилась отпустить его, если все живое и мертвое на земле его оплачут. Тогда все, даже камни, стали плакать о его погибели - кроме великанши Текк, под видом которой скрывался сам Локи. Условие не было выполнено, и Хель оставила Бальдра у себя.
В наказание за убийство Бальдра боги привязали Локи к камню кишками его собственных сыновей. Над ним нависает змея, яд которой капает на голову Локи, причиняя ему страшные муки. Но перед концом света хитрец сбежит оттуда.
Рагнарек ("судьба богов") или конец света наступит не мгновенно. Разрушение уже коснулось самого древа Иггдрасиль: его листву съел олень, кора книет, а корни поедает змей Нидхегг. После идиллического начала истории боги начали между собой бессмысленную войну, в ходе которой в Асгарде завелась похоть. Предпоследний акт трагедии - убийство Бальдра. Последний - разгул всех чудовищных сил, которые асам удалось на время покорить: Локи и его потомков, волка Фенрира и великого мирового змея. После того, как явятся страшные предзнаменования, на Асгард набросятся все силы разрушения: Локи во главе безжалостных великанов и сурт, властелин Муспелль, со своими огненными демонами, которые подожгут мироздание. Асы и их противники уничтожат друг друга: волк Фенрир убьет Одина, сын Одина Видар убьет Фенрира, Тор и великий змей убьют друг друга, Сурт убьет Фрейра; все небесные огни погаснут, и погруженную во мрак землю поглотит море. Затем земля снова выйдет на поверхность, станет владением благого и невинного Бальдра и безгрешного людского рода; они станут жить под золотым небосводом.
Шаманизм и воинская инициация.
Шаманические черты заметны у Одина - верховного аса, обладающего магической силой сейдр. Как и у шаманов, у Одина есть волшебный восьминогий конь (Слейпнир) и два всезнающих ворона; он может изменять обличье, вызывать мертвых и т.п.
Берсерки.
Один также является богом войны, и его воины имеют особую судьбу: после смерти они идут е к Хель - богине преисподней, - а в небесный дворец Вальхаллу. Итак, смерть воина равноценна высокому, экстатическоиму по природе мистическомиу опыту. Воин достигает состояния берсерка (буквально "носящего медвежью шкуру") - сочетания смертоносной ярости с невозмутимостью - подражая поведению хищников, в первую очередь волка.
В германском обшществе Один - бог "ярлов", знати, но не пользуется популярностью у "карлов" (свободных людей): их бог - Тор. Вооруженные банды Одинатерроризируют деревни. Кроме того, Один требует человеческих жертв, которые вешают на деревьях - возможно, в воспоминание о том, что сам Один, раненный копьем, девять месяцев висел на дереве Иггдрасиль. Так он получил магическое знание рун и бесценный дар поэзии.
Проф. Д.П. Шантеппи де ля Соссей говорит о том, что служение богам не составляло самостоятельной сферы, т.к. культ во всех отношениях сросся с общественной и частной жизнью. Жрецы имели юридическую силу и политическое влияние (Тацит), осуществляли уголовное право. Жертвоприношения также стояли в тесной связи с разнообразными условиями общественной жизни. Так, праздничные и политические собрания могли сопровождаться жертвоприношениями, часто имеющими мантический характер.
Тесно срослись с жизнью древний культ богов и вера в духов. "Однако, - замечает проф. Д.П. Шантеппи де ля Соссей, - "во всяком случае это нечто другое, чем жреческий обрядовый календарь, который мы отрицали у германцев".
Кроме того, заметно влияние мантики и магии. Существовали как мантика знамений, так и внутреннее познавание, присущее духу прорицателя. Не менее было распространено волшебство, о чем свидетельствуют литература и народные суеверия.
В сагах и мифах германцев прославляется мужество, рассудительность и хитрость; наиболее желательные блага - победа, слава и богатство. К правдивости отношение двоякое - то ее необходимость настойчиво подчеркивается, то она остается в пренебрежении. Главная мысль и в эпосе и в сагах - никто не может убежать от своей судьбы - фатальная сила рока.
Другие работы по теме:
Древне-восточная философия, сходство и различие
Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.
Философия и Религия 7
Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в филосо фии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исхо
Гендерные аспекты христианской добродетели и чистоты
Гендерные роли формируются культурой. Русская христианская культура характеризуется высокой субстанцией власти. Именно поэтому семья в России ориентирована на жесткие гендерные роли. Религия имеет влияние на формирование социальных установок (Г. Оппорт).
Религия и её роль в жизни государства
, общества, человека – одна из самых непростых и закрытых тем и мало кто берётся за то, чтобы дать исчерпывающую объективную оценку. Религия важна и нужна не для политики, не для государства, а для общества, для человека. А, говоря о человеке и о себе в частности, я предпочитаю говорить не о религии, как таковой, а о вере, о ядре и основе религии.
Буддизм религия или философское учение
Государственный университет –Высшая школа экономики Факультет права Реферат по профессиональной деятельности юриста Буддизм – религия или философское учение?
Мировые религии 3
Мировые религии. Одной из древнейших форм культуры является религия. Религия – это определённые взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашедшие себе приверженцев среди народов, говорящих на разных языках, - буддизм, христианство и ислам.
Религия Бон
Религия Бон, существовала в Тибете задолго до рождения Будды Гаутамы, а в некоторых удаленный районах, ее традиции передаются до сих пор.
Миф и религия
Миф и религия — формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь.
Освальд Шпенглер: религия - душа культуры
Шпенглер исходил из тезиса, что существует столько же миров, сколько людей и культур, и каждый такой мир “оказывается постоянно новым, однократным, никогда не повторяющимся переживанием”.
Буддизм 7
Буддизм - одна из величайших религий, получившая свое распространение во многих странах мира среди народов, говорящих на разных языках. Имея многовековую историю, буддизм не только не исчерпал себя как устаревшая религия, а наоборот - и по сей день остается живым для миллионов людей, составляя основу их мировоззрения и играя важную духовную, эстетическую и политическую роль в жизни ряда государств.
Роль религии в современном обществе
Мамонова О.А. (СФЭИ г. Ставрополь) Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту
Абсолютная религия - научная религия новой эры
Что такое Абсолют, астрал, гиперпространство, антигравитация, телепортация? Как возникла вселенная? Что лежит в основе всего? Где живут боги? Как летать быстрее света? Где находятся Рай и Ад? Ответы на эти и многие другие вопросы дает Абсолютная религия.
Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни
Cвязь политики с другими сферами общественной жизни неразрывна и многообразна. Это причинно-следственные связи, которые раскрывают обусловленность происхождения и характера протекания политических процессов неполитическими (экономическими, идеологическими, культурными и др.) факторами, и функциональные связи, которые отражают взаимозависимость политики от других сфер жизни общества как относительно самостоятельных систем регулирования социальных процессов.
Религия право и политика
ПОЛИТИКА РЕЛИГИЯ ПРАВО Религия, политика и право три совершенно разных сферы, но в тоже время все эти сферы переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие права и политики мы уже определили ранее , теперь попытаемся определить взаимодействие религии с политикой и правом. Религия и политика на протяжении долгого времени так или иначе соприкасались и соприкасаются друг с другом.
О культуре и религии Бали
В большинстве государств с древности и до наших дней культурные ценности являются неотъемлемой частью религии, а соблюдение религиозных канонов становится основой жизненной философии.
Союз православных граждан
«Сою́з правосла́вных гра́ждан» — российская общественная организация религиозно-патриотической направленности. Образован в 1995 году.[1] Председателем Союза православных граждан является Валентин Лебедев. Включает в себя около 60 различных организаций.
Филиппинцы в США
Введение 1 История 2 Расселение 3 Языки и религия 5 Источники Филиппинцы в США Введение Филиппинцы в США (англ. Filipino Americans, часто сокращают как "Fil-Ams") – американцы филиппинского происхождения. Являются второй по численности группой в числе американцев азиатского происхождения.
Кеметизм
Кемети́зм — египетское неоязычество, современная (реконструируемая) этнотеистическая, пантеистическая египетская религия. Название происходит от термина «Кемет», буквально переводящегося с древнеегипетского языка «Черная земля», который использовался обитателями берегов Нила в противоположность пустыне.
Религия Древнего Египта 2
Религия Древнего Египта – весьма интересное и многообразное явление. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д.
Наньчжао
Введение 1 Основание и этнография 2 Расцвет и экспансия 3 Упадок 4 Смены династий 5 Гибель 6 Религия 7 Правители Наньчжао Введение Наньчжа́о (кит. трад. 南詔, упр. 南诏, пиньинь Nбnzhāo) — королевство народа бай, основная территория которого располагалась в современной провинции Юньнань в Китае.
Секуляризация социология
Введение 1 Секуляризация общества 1.1 Процесс секуляризации общества по странам 2 Государственная религия Список литературы Введение Секуляризация (от лат. saecularis — мирской) — в социологии процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм.
Культура Хуншань
Введение 1 Генетические связи 2 Артефакты 3 Религия 4 Фэншуй Список литературы Введение Культура Хуншань (кит. 紅山文化, пиньинь hуngshān wйnhuа) — археологическая культура неолита/халколита в северо-восточном Китае. Находки относятся к периоду V – III тыс. до н.э.[1] и распространены в областях Внутренней Монголии, а также провинций Ляонин и Хэбэй[2].
Замятин, Семён Леонтьев
Семён Лео́нтьев Замя́тин — русский иконописец середины XVII века. Упоминается во вкладной книге Антониево-Сийского монастыря как вкладчик, при игумене Ионе (1597-1634).
Вороницын, Иван Петрович
Иван Петрович Вороницын (28 января 1885(18850128), Нарва — 1938 или 1939) — российский революционер и публицист. Сын подполковника П. И. Вороницына. Вырос в Житомире, в 17 лет ушёл из дома на почве революционных убеждений. Осенью 1902 г. в Харькове вступил в РСДРП. За распространение нелегальной литературы в 1903 г. выслан в Холмогоры, в июне 1904 г. бежал из ссылки и через Берлин и Женеву нелегально вернулся в Россию.
Религия в США
Первая поправка к Конституции США[1], принятая 15 декабря 1791 года, провозглашает отделение церкви от государства, которое отцами-основателями понималось как запрет на установление государственного вероисповедания, наподобие того, что имело место в Великобритании.
Коломбо
Введение 1 История 2 Современный Коломбо 3 Районы города 4 Образование, искусство, религия 5 Достопримечательности 6 Города-побратимы Список литературы
Сеннар феодальное государство
План Введение 1 История 2 Население 3 Религия 4 Социально-экономическое развитие Введение Сенна́р, Сеннарский султанат, феодальное государство XVI—XIX веков в Северо-Восточной Африке на территории современного Судана.
Королевство Далмация
План Введение 1 История 2 Демография 3 Религия 4 Правители Королевство Далмация Введение Королевство Далмация — вассальное королевство, существовавшие с 1815 по 1918 год под властью Габсбургской монархии. Столицей королевства был город Задар.
Дин-и иллахи
План Введение 1 Описание доктрины 1.1 История существования религии 2 Религия дин-и иллахи сегодня Список литературы Введение Дин-и иллахи (араб. دين إلهي «божественная вера») — синкретическая религиозная доктрина, созданная могольским императором Акбаром Великим в попытке объединить индуизм, ислам и некоторые элементы других религий Империи Великих Моголов — христианства, джайнизма и зороастризма.
Православие в исторической судьбе России
на тему: «Православие в исторической судьбе России» работа ученика 10 «А» класса Комарова Дмитрия. Мы живем в двадцать первом веке. В стране, которая имеет большие традиции и великую историю. Официальной религией нашей Родины является христианство, а точнее его разновидность – православие. С 998 года, когда произошло введение христианства на Руси, религия играет значительную роль в жизни нашего государства.
Георг Зиммель
Зиммель Георг (1858-1918)- немецкий философ-идеалист и социолог. Приват-доцент (с 1885) и профессор университетов в Берлине (с 1901) и Страсбуре (с 1914).