ТРИ НЕБЕСНЫХ АРХАРА
В период с 21 по 23 августа т.г. автором этой статьи в целях поиска и фотофиксации наскальных рисунков вновь был осмотрен небольшой горный массив Кызыл-Кара, расположенный в Жарминском районе в 15 километрах на запад от села Уш-Биик. Ввиду малодоступности для местного населения обнаруженные здесь петроглифы, к счастью, не подвергались порче со стороны вандалов, которые иногда бескорыстно и безнаказанно уничтожают ценные памятники нашей истории и культуры. Однако наскальные рисунки испытывают разрушительное воздействие природных факторов: от сезонных перепадов температуры и осадков в виде дождей и тающего снега поверхность камней нередко разрушается, отслаивается, в результате чего многие петроглифы исчезли или постепенно исчезают либо покрываются разноцветным лишайником.
Среди нанесенных на камни рисунков животных, людей и иных изображений находятся фигуры трех архаров, стоящих в ряд (рис. 1). Между первым и вторым животным, на уровне их ног имеется круглое пятно, вероятно, обозначающее ружейную пулю, угодившую в дичь. Летом прошлого года я срисовал увиденное в полевую тетрадь, где делал памятные записи о результатах археологической разведки здешних мест. Во второй приезд прихватил с собой цифровую видеокамеру, чтобы сфотографировать многочисленные петроглифы. Несколько раз выходил в горы в безуспешных поисках именно этой композиции, так как увидел в ней отражение образов древнего мифологического сюжета. В нынешнем году лишь со второй попытки, благодаря ориентировочным записям в своей старой тетради, наконец-то мне удалось найти на склоне невысокого холма у западного края массива ранее виденное изображение горных баранов.
Рисунок 1 – Наскальный рисунок, обнаруженный среди петроглифов горного массива Кызыл-Кара, расположенного близ села Уш-Биик в Жарминском районе ВКО. Фото Х.Ш. Илиуфа – 2009 г.
Осенью, когда начинается сезон охоты, можно наблюдать, как над восточной стороной горизонта восходят три яркие звезды, выстроившиеся на одной воображаемой линии с равными интервалами между ними. В казахской народной астрономии это красивое созвездие (астеризм) – Пояс Ориона называется “Три архара”. Поразительно, но в фольклоре казахов и алтайцев сохранился древний космогонический миф, истоки которого относятся, вероятно, к III тысячелетию до нашей эры. Легендарный лучник Когалдай-мерген (Кудай-берген), преследуя трех архаров, взошел вслед за ними на небеса и одним выстрелом поразил убегающих зверей (рис. 2). Образы этого весьма архаичного сказания оказались связанными с некоторыми заметными звездами неба Северного полушария земли.
Рисунок 2 – Пиктографическая композиция из четырех мизансцен (эпоха неолита - III тыс. до н.э.). Петроглифы выбиты на валунах близ родника Буырлы-булак в Шубартауском районе Восточно-Казахстанской области
Словно окрашенная в кровь архаров красная звезда Бетельгейзе, находящаяся рядом с Поясом Ориона, называется казахами Oq, букв. ‘стрела’. Другая яркая звезда – Ригель, расположенная ниже Перевясла, именуется “Серым кремнем Когалдая” (рис. 3). Вероятно, альфа созвездия Большого Пса – Сириус представляет собой воплощение образов мифического охотника-богатыря, поразившего одной стрелой трех диких животных, и его лошади. Следует отметить, что этот замечательный персонаж встречается в фольклоре ряда этносов Северной Евразии. Поднявшись от горных вершин в звездное небо, пораженные стрелой (пулей) рогатые звери продолжают свой неутомимый бег. Их вечно преследует Небесный всадник со своими собаками, которые превратились в созвездия Большого и Малого Псов. У древних греков этот стрелок-великан получил имя по названию сочетания звезд – Орион, в армянской мифологии он известен как охотник и первопредок Хайк. Осетины почитали в сонме других божеств могучего небесного всадника Уастырджи (Уац Герги, букв. ‘Святой Георгий’).
Рисунок 3 – Расположение Пояса Ориона и самой яркой звезды неба Северного полушария Сириуса, которые связаны единым мифом о небесной охоте
Сюжет преследования дичи стал известен многим народам Евразии в разных вариантах Дикой охоты. У монголов Пояс Ориона имеет название, которое переводится на русский язык как “Четыре маралухи”, что свидетельствует о включении в группу из трех ярких звезд небольшой звезды, расположенной рядом с ними (рис. 4). С течением времени мифологические представления о Небесном стрелке в культуре разных народов изменялись, варьировали, став основой образа бога-громовержца, мечущего стрелы-молнии.
Рисунок 4 – Сцена охоты на диких животных. Настенная фреска в одном из мавзолеев, Джамбульская область. Середина XIX века. Фото А.И. Тереножкина - 1936 г.
Его стали воспринимать как покровителя воинов, охранителя стад животных, подателя небесной влаги, обеспечивающей плодородие и т.д. Среди разных народов небесное божество было известно под именами Зевс, Тин, Юпитер, Перун, Тор, Укко и т.д. На Ближнем Востоке у древних евреев этот бог под племенным именем YaHWeH “Иегова ~ Яхве” (записывалось в виде тетраграмматона
YHWH) стал единым, боги других народов считались враждебными демонами. Так возникла идея единобожия – монотеизм, характерная для авраамического цикла религий: иудаизма, христианства и ислама.
Следует сказать, что навстречу образу Небесного стрелка-охотника, который был усвоен народами евразийского севера и со временем проник в культуру Ближнего Востока и Европы как антропоморфный Бог грозы, с юга шли представления о звероподобном божестве-повелителе влаги, восходящие к реальному виду животного, обитавшему в тропическом и субтропическом поясах – крокодилу, хозяину рек теплых стран. Известно, что это крупное водное пресмыкающееся выступало тотемом у многих народностей, проживающих близко к экватору. Крокодилам приносили в жертву девушек, считая, что териоморфный предок в образе речного хищника берет красну девицу в супруги. С берегов далекой африканской реки Нил на север, в Сибирь попал мифологический сюжет о поглощении крокодилом Солнца (рис. 5). В Древней Индии был известен вариант этого сказания, в котором четвероногий дракон Раху нападает на Солнце. Представления о причинах затмения дневного и ночного светил в виде мифа о нападении на Солнце и Луну громадного хищного существа (крокодила, дракона, чудовищной рыбы или огромного волка) со временем распространились на огромной территории Евразии и Северной Африки.
Рисунок 5 – Изображение дракона (огромного крокодила), пытающегося проглотить небесное светило. Нанесено красной краской на Шишкинские скалы. Верхняя Лена (Восточная Сибирь)
Могучий дракон, владыка морей, озер и рек, приносящий проливной дождь, полыхавший огнями-молниями, как повелитель благодатной небесной влаги обрел крылья, чтобы летать среди грозовых туч. Изображение дракона было символом императора Китая. Но в культуре северных народов крылатый змей чаще всего представал враждебным существом, залегающим реки, требующим дани в виде людей и скота. С опасным чудовищем в виде гигантского крокодила или крылатого огнедышащего змея сражаются и побеждают его не только сказочные богатыри, своим подвигом освобождающие водные потоки для страдающих от жажды жителей городов и селений, но и боги (рис. 6).
Рисунок 6 – Изображение хищного животного на одном из камней Писаной скалы, расположенной на правом берегу реки Томь в районе деревни Писаная (Западная Сибирь). Над его пастью круглое пятно – небесное светило. Перед гигантским крокодилом находится богатырь с вознесенным мечом
В библейской мифологии упоминается крокодил или гигантский змей Левиафан. Над этим драконом, чудовищем водного мира одерживает победу ветхозаветный бог. Бога-громовержца Юпитера, который был известен как покровитель земледельцев под именем Георгий, изображали сидящим на коне и поражающим копьем страшного змея. Впоследствии античный бог, получив эпитет “Победоносец”, был причислен христианами к разряду святых (рис. 7).
Рисунок 7 – Святой Георгий поражает копьем змея. Барельеф из собора в Киеве. XI в.
Сопоставление наскальных изображений с мифическими сюжетами и образами позволяет нам приблизиться к истокам древних мифологических представлений, проследить генезис некоторых религиозных образов и фольклорных персонажей, так как сказки зачастую представляют собой осколки древних мифологических сказаний.
Хаджи-Мурат ИЛИУФ, кандидат филологических наук, полковник полиции в отставке, член краеведческого общества “Прииртышье”
Другие работы по теме:
7 чудес Башкортостана
«СЕМЬ ЧУДЕС БАШКОРТОСТАНА» Башкирский дикий мед Башкортостан – единственное место на Земле, где сохранилось бортевое пчеловодство (добыча дикого лесного меда). Ученые многих стран изучают состав Башкирского меда, но искусственно создать подобное лекарство пока не удается. Уникальность Башкирского меда состоит в многообразии целебных свойств.
Скубкулбтуры современного общества
СООБЩЕНИЕ СУБКУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Выполнила ученица 11 «э» класса МОУ «СОШ №103» Ткачёва Алёна Субкультура в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком. манерой поведения, одеждой и другими аспектами.
Происхождение комет
Мелкие кометы происходят преимущественно в Солнечной системе, главным образом на ее периферии, где количество комет, по-видимому, исчисляется многими миллиардами и триллионами.
Эксцентриситет
Небесные тела Солнечной системы, обращающиеся вокруг Солнца, тормозятся в газово-пылевой среде во время галактических зим неравномерно на протяжении всей своей орбиты.
Происхождение Солнца
Планета-гигант еще раньше произошла из ледяной планеты, а та - из кометы. Эта комета произошла на периферии Галактики одним из тех двух способов, которыми происходят кометы на периферии Солнечной системы.
Конденсация диффузной материи
Рост небесных тел происходит, за счет вычерпывания диффузной материи небесными телами, за счет падений на небесные тела Солнечной системы других, меньших по массе и размерам небесных тел; и за счет конденсации диффузной материи.
Изменение плотности небесных тел
Небесные тела можно разделить по плотности на две большие группы: силикатные тела с плотностью около 3 г/см3 и выше, и ледяные и газовые тела с плотностью около 2 г/см3 и ниже.
Торможение небесных тел
Все движущиеся в газовой или иной среде тела, как известно, тормозятся, вследствие чего их скорость движения уменьшается. Это относится и к небесным телам Солнечной системы.
Классификация небесных тел
На первый взгляд, все небесные тела Солнечной системы имеют самые различные характеристики. Однако, все их можно по их составу разделить на три большие группы. К одной группе можно отнести наиболее плотные тела Солнечной системы.
Увеличение небесных тел
Рост небесных тел осуществляется тремя способами: падением на поверхность небесных тел других, меньших тел, которые, падая на их поверхность, увеличивают их массу.
Возраст небесных тел
Возраст небесных тел определяют разными методами. Самый точный из них состоит в определении возраста горных пород по отношению количества в ней радиоактивного элемента урана к количеству свинца.
Применение спектрального анализа
Методом, дающим ценные и наиболее разнообразные сведения о небесных светилах, является спектральный анализ. Он позволяет установить из анализа света качественный и количественный химический состав светила, его температуру.
Астрономия
Астрономия — наука о Вселенной и населяющих ее объектах: планетах, звездах и гигантских звездных системах — галактиках. Название этой древней науки, изучающей небесные тела, образовано от греческих слов "астрон" — звезда и "номос" — закон.
Вселенная
Когда говорят о Вселенной, обычно понимают под этим понятием небесные тела, космическое пространство и все то, что его заполняет: газ, пыль, электромагнитное излучение и т. д.
Наскальные рисунки древних людей
Древние цивилизации были не слишком развиты, относительно познаний их в области химии и физики. Возможно, из-за этого появилось множество мистических теорий, обожествления явлений природы, огромное значения придавалось смерти человека, его отходу в другой мир. Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о многом из того, что происходило в их жизни.
Street Painting на улицах городов
Street Painting или Madonnari (на итальянском) - рисунки на асфальте, произведения городской живописи. Street Painting, одно из направлений стрит арта (street art), отличается от граффити (классического): “уличная живопись” имеет дело с асфальтом (тротуаром), а граффити (graffiti) - со стенами зданий, заборами и прочими вертикальными поверхностями.
Графика
Графика — это рисунок. Сделанный художником на .бумаге. Рисунок обычно черно-белый, в отдельных случаях цветной. Обычно рисунок, выполненный карандашом, углем, тушью, а в некоторых случаях цветными карандашами или акварельными красками.
Петроглифы
На восточном берегу Онежского озера и в низовье реки Выг (перед ее впадением в Белое море) расположены петроглифы - уникальные памятники монументального искусства эпохи неолита (IV - II тысячелетия до нашей эры).
Наскальные рисунки в Гобустане
Введение 1 Исследования 2 Рисунки 3 Галерея Наскальные рисунки в Гобустане Введение Наскальные рисунки в Гобустане, сделанные в период мезолита, находятся в Гобустанском заповеднике.
Накше-Рустам
Введение 1 Гробницы царей династии Ахеменидов 2 Древние скальные рельефы 3 Сасанидские рельефы 4 Куб Заратустры Введение Накше-Рустам (перс. نقش رستم , Naqš-e Rostam — рисунки Рустама) — археологическая зона, расположенная в 6 км к северу от Персеполя в Иране.
Акронический восход
— последний восход звезды, который происходит после захода Солнца. В процессе годового движения Солнце перемещается среди звёзд прямым движением с запада на восток. Поэтому, если в какой-то начальный момент времени восход звезды происходил после захода Солнца, то со временем, по мере приближения Солнца к звезде, время восхода этой звезды будет всё ближе и ближе ко времени захода Солнца.
Уайт, Джон
Джон Уа́йт (англ. John White; ок. 1540, Англия — ок. 1593, Европа) — английский художник и мореплаватель, друг Уолтера Рэли. Один из первых английских колонистов, в 1585 году в составе экспедиции Ричарда Гренвилла отправившихся в Северную Каролину. Некоторое время был губернатором острова Роанок, после чего вернулся в Англию.
Ремезовская летопись
(также «История Сибирская» и «Летопись Сибирская, краткая Кунгурская») — одна из сибирских летописей. Время написания летописи датируется от конца XVII века до 1703 года. Автором считается Семён Ульянович Ремезов, возможно также участие его сыновей и отца.
Хорсшу-Каньон
План Введение 1 История 2 Наскальные изображения 3 Доступ Введение Хорсшу-Каньон (англ. Horseshoe Canyon, ранее известный как Барьер-Каньон англ. Barrier Canyon) — находится к западу от Грин-Ривер и к северу от Национального парка Каньонлендс в округе Мейз, штат Юта, США. Известен произведениями наскального искусства, стиль которых получил название «стиль Барьер-Каньона».
Наскальные рисунки в Альте
План Введение 1 Культурный и исторический фон 2 Открытие и реставрация 3 Музей Альта 4 Изображения и их интерпретация 4.1 Животные 4.1.1 Медведи 4.2 Сцены охоты и рыбалки
Петроглифы Гямигая
План Введение 1 Галерея 2 См.так же 3 Петроглифы в России 4 Петроглифы в мире 5 Ссылка Введение Наскальная живопись Гямигая, относящаяся к IV—I тысячелетиям до. н. э. и включая период бронзы и раннего железа расположена на территории Ордубадского района, к востоку от села Насирваз, неподалёку от границы Азербайджана с Арменией.
Наскальная живопись в горах Сьерра-де-Сан-Франсиско
Наскальная живопись в горах Сьерра-де-Сан-Франсиско (исп. Sierra de San Francisco) представляет собой доисторические наскальное панно, обнаруженные в штате Баха-Калифорния в Мексике. Изображения сделаны на потолках и стенах каменных пещер. Впервые их обнаружил иезуит Франсиско Хавьер в XVIII веке.
Николаев, Александр Васильевич
План Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Рисунки Введение Николаев Александр Васильевич (1887—1957), русский, советский художник, заслуженный работник искусств Узбекской ССР, живописец, график.
Доисторический Египет
Доисторический Египет Доисторический период на территории Египта заканчивается ок. 3100 г. до н. э. образованием единого государства и установлением власти I династии.
Джон Одюбон
Американский орнитолог и художник, сделавший рисунки всех известных в начале 19 в. птиц Северной Америки.
Управління зображеннями
Управление изображениями Используя папку «Мои рисунки», можно систематизировать изображения, хранящиеся на компьютере, и передавать их в общий доступ другим пользователям, работающим на компьютере или в Интернете. При сохранении изображений, получаемых с помощью цифровой камеры или сканера, Windows по умолчанию помещает их в папку «Мои рисунки».
Система небесных координат
Горизонтальная система небесных координат. Экваториальная система небесных координат. Эклиптическая система небесных координат. Галактическая система небесных координат. Изменение координат при вращении небесной сферы. Использование различных систем коорд