Ближайшие
соседи австралийцев - племена о-ва Тасмании, видимо родственные им и по происхождению.
Они были совершенно истреблены колонизаторами еще в XIX в., раньше, чем могло
начаться их изучение: последняя представительница коренного населения Тасмании
умерла в 1877 г.
Тасманийцев,
пока они существовали, никто специально не изучал; имеются только отдельные
разрозненные наблюдения соприкасавшихся с ними случайных людей. Эти наблюдения
были сведены воедино в очень ценной работе X. Линг-Рота "Аборигены
Тасмании" (1890).
О
быте и культуре тасманийцев известно очень мало. Но видимо, по своему образу
жизни, хозяйственному и общественному укладу они мало отличались от
австралийцев и жили такими же мелкими охотничьими общинами. Правда, они во
многом были беднее, может быть, примитивнее австралийцев.
Некоторые
наблюдатели (Бретон, Джоргенсон, Уидоусон), по-видимому исходя из христианского
понимания религии, утверждали, что у тасманийцев вообще нет ни малейшей
религиозной идеи. В советской литературе тоже высказывалось мнение о том, что
тасманийцы представляли собой еще дорелигиозную стадию развития*. Но это
малоправдоподобно. О религии тасманийцев наши сведения крайне скудны, но все же
достаточно оснований полагать, что у них религиозные верования существовали.
*
(См. В. Ф. Зыбковец. Дорелигиозная эпоха. М., 1959.)
Следы
тотемизма
Вопреки
распространенному в литературе мнению, можно предполагать, что у тасманийцев
были элементы тотемизма. Некоторые наблюдатели замечали, что тасманийцы
соблюдают какие-то пищевые запреты, притом разные: один человек воздерживался
от мяса самцов кенгуру, другой - от мяса самок и т. д. Это напоминает
тотемическую табуацию. Правда, среди пищевых запретов были и такие, которые
едва ли имели отношение к тотемизму. У тасманийцев существовал, например, общий
запрет есть всякую чешуйчатую рыбу, из морских животных они употребляли в пищу
только моллюсков. Трудно сказать, чем могло быть вызвано это предубеждение
против употребления рыбы в пищу вообще, но не исключено, что оно никак не было
связано с религией.
Вполне
возможно, что тотемическое значение имели и те раскрашенные гальки, о которых
упоминают некоторые наблюдатели. Тасманийцы связывали эти предметы с
определенными людьми ("отсутствующими друзьями").
Погребальные
обычаи
Погребальные
обычаи тасманийцев были сравнительно сложны. У них были разные способы
захоронения умерших: зарывание в землю, воздушное погребение, трупосожжение и
даже вторичное погребение, когда оставшиеся после кремации кости хоронили и
воздвигали над ними особый шалашик из жердей и коры. Некоторые носили с собой
кости умерших как колдовское средство. Из всего этого видно, что существовали
какие-то суеверные представления, связанные с умершими.
Зачатки
знахарства
У
тасманийцев, видимо, еще не выделились какие-нибудь колдуны, шаманы. Даже
знахарство (лечебная магия) было в зачаточном состоянии. По одному старому
сообщению (1842), за больными и умирающими ухаживали женщины, а
специалистов-врачевателей не было ("никто не выдавал себя за более
знающего, чем другой, в назначении и выполнении лечения"). Однако, по
сообщению Уеста (1852), "были некоторые, практиковавшие больше, чем другие,
и поэтому называвшиеся у англичан докторами"*.
* (Н. Ling-Roth. The aborigines of Tasmania, 2-й ed. 1899, p. 65.)
Ночной
дух
Подавляющее
большинство авторов, наблюдавших тасманийцев, сходятся в утверждении, что
тасманийцы боялись ночного духа (Ли, Джеффриз, Дов), боялись ночной темноты
(Лайн, Уест, Уокер), верили в злых духов, которые появляются ночью (Гендерсон)
и т. п. Трудно сказать, чем была вызвана боязнь темноты или ночного духа;
возможно, что действительная причина этой боязни - боязнь нападения врага ночью,
врасплох. Как бы то ни было, этот страх был связан с какими-то суеверными
анимистическими представлениями. В сообщении Дэвиса указывается имя ночного
злого духа - Намма. Робинзон называет другое имя злого духа - Раэго-Раппер, "которому
они приписывают все свои несчастья"; они полагали, что он связан с громом
и молнией*.
*
(Ling-Roth, р. 55.)
Вопрос
о вере в небесного бога
В
сообщениях некоторых наблюдателей говорится, что тасманийцы кроме ночного духа
верили и в какого-то дневного. Патер В. Шмидт приложил немало усилий, чтобы
сделать из этого дневного духа верховного небесного бога. Он даже истолковывал
при помощи филологических натяжек одно из имен какого-то мифического существа -
Тиггана-Маррабуна - как эпитет небесного бога: Крайний-Единый-Выдающийся*. Этот
домысел не имеет под собой ровно никаких оснований. У тасманийцев, конечно, не
было культа небесного бога. Но возможно, что какие-то мифологические образы
были связаны с обычаем инициации, намеки на который имеются в отдельных
сообщениях (рубцы на теле тасманийцев, наличие каких-то вращательных дощечек, на
которые женщины не смели смотреть).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта mifoteka
Другие работы по теме:
Древне-восточная философия, сходство и различие
Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.
Философия и Религия 7
Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в филосо фии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исхо
Гендерные аспекты христианской добродетели и чистоты
Гендерные роли формируются культурой. Русская христианская культура характеризуется высокой субстанцией власти. Именно поэтому семья в России ориентирована на жесткие гендерные роли. Религия имеет влияние на формирование социальных установок (Г. Оппорт).
Религия и её роль в жизни государства
, общества, человека – одна из самых непростых и закрытых тем и мало кто берётся за то, чтобы дать исчерпывающую объективную оценку. Религия важна и нужна не для политики, не для государства, а для общества, для человека. А, говоря о человеке и о себе в частности, я предпочитаю говорить не о религии, как таковой, а о вере, о ядре и основе религии.
Буддизм религия или философское учение
Государственный университет –Высшая школа экономики Факультет права Реферат по профессиональной деятельности юриста Буддизм – религия или философское учение?
Мировые религии 3
Мировые религии. Одной из древнейших форм культуры является религия. Религия – это определённые взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашедшие себе приверженцев среди народов, говорящих на разных языках, - буддизм, христианство и ислам.
Религия Бон
Религия Бон, существовала в Тибете задолго до рождения Будды Гаутамы, а в некоторых удаленный районах, ее традиции передаются до сих пор.
Миф и религия
Миф и религия — формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь.
Освальд Шпенглер: религия - душа культуры
Шпенглер исходил из тезиса, что существует столько же миров, сколько людей и культур, и каждый такой мир “оказывается постоянно новым, однократным, никогда не повторяющимся переживанием”.
Буддизм 7
Буддизм - одна из величайших религий, получившая свое распространение во многих странах мира среди народов, говорящих на разных языках. Имея многовековую историю, буддизм не только не исчерпал себя как устаревшая религия, а наоборот - и по сей день остается живым для миллионов людей, составляя основу их мировоззрения и играя важную духовную, эстетическую и политическую роль в жизни ряда государств.
Роль религии в современном обществе
Мамонова О.А. (СФЭИ г. Ставрополь) Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту
Абсолютная религия - научная религия новой эры
Что такое Абсолют, астрал, гиперпространство, антигравитация, телепортация? Как возникла вселенная? Что лежит в основе всего? Где живут боги? Как летать быстрее света? Где находятся Рай и Ад? Ответы на эти и многие другие вопросы дает Абсолютная религия.
Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни
Cвязь политики с другими сферами общественной жизни неразрывна и многообразна. Это причинно-следственные связи, которые раскрывают обусловленность происхождения и характера протекания политических процессов неполитическими (экономическими, идеологическими, культурными и др.) факторами, и функциональные связи, которые отражают взаимозависимость политики от других сфер жизни общества как относительно самостоятельных систем регулирования социальных процессов.
Религия право и политика
ПОЛИТИКА РЕЛИГИЯ ПРАВО Религия, политика и право три совершенно разных сферы, но в тоже время все эти сферы переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие права и политики мы уже определили ранее , теперь попытаемся определить взаимодействие религии с политикой и правом. Религия и политика на протяжении долгого времени так или иначе соприкасались и соприкасаются друг с другом.
О культуре и религии Бали
В большинстве государств с древности и до наших дней культурные ценности являются неотъемлемой частью религии, а соблюдение религиозных канонов становится основой жизненной философии.
Союз православных граждан
«Сою́з правосла́вных гра́ждан» — российская общественная организация религиозно-патриотической направленности. Образован в 1995 году.[1] Председателем Союза православных граждан является Валентин Лебедев. Включает в себя около 60 различных организаций.
Филиппинцы в США
Введение 1 История 2 Расселение 3 Языки и религия 5 Источники Филиппинцы в США Введение Филиппинцы в США (англ. Filipino Americans, часто сокращают как "Fil-Ams") – американцы филиппинского происхождения. Являются второй по численности группой в числе американцев азиатского происхождения.
Кеметизм
Кемети́зм — египетское неоязычество, современная (реконструируемая) этнотеистическая, пантеистическая египетская религия. Название происходит от термина «Кемет», буквально переводящегося с древнеегипетского языка «Черная земля», который использовался обитателями берегов Нила в противоположность пустыне.
Религия Древнего Египта 2
Религия Древнего Египта – весьма интересное и многообразное явление. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д.
Наньчжао
Введение 1 Основание и этнография 2 Расцвет и экспансия 3 Упадок 4 Смены династий 5 Гибель 6 Религия 7 Правители Наньчжао Введение Наньчжа́о (кит. трад. 南詔, упр. 南诏, пиньинь Nбnzhāo) — королевство народа бай, основная территория которого располагалась в современной провинции Юньнань в Китае.
Секуляризация социология
Введение 1 Секуляризация общества 1.1 Процесс секуляризации общества по странам 2 Государственная религия Список литературы Введение Секуляризация (от лат. saecularis — мирской) — в социологии процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм.
Культура Хуншань
Введение 1 Генетические связи 2 Артефакты 3 Религия 4 Фэншуй Список литературы Введение Культура Хуншань (кит. 紅山文化, пиньинь hуngshān wйnhuа) — археологическая культура неолита/халколита в северо-восточном Китае. Находки относятся к периоду V – III тыс. до н.э.[1] и распространены в областях Внутренней Монголии, а также провинций Ляонин и Хэбэй[2].
Вороницын, Иван Петрович
Иван Петрович Вороницын (28 января 1885(18850128), Нарва — 1938 или 1939) — российский революционер и публицист. Сын подполковника П. И. Вороницына. Вырос в Житомире, в 17 лет ушёл из дома на почве революционных убеждений. Осенью 1902 г. в Харькове вступил в РСДРП. За распространение нелегальной литературы в 1903 г. выслан в Холмогоры, в июне 1904 г. бежал из ссылки и через Берлин и Женеву нелегально вернулся в Россию.
Религия в США
Первая поправка к Конституции США[1], принятая 15 декабря 1791 года, провозглашает отделение церкви от государства, которое отцами-основателями понималось как запрет на установление государственного вероисповедания, наподобие того, что имело место в Великобритании.
Чёрная война
СтороныБританская империяТасманийцыКомандующиеДжордж АртурСилы сторонПотери Чёрная война (англ. Black War) — конфликт между британскими колонистами и тасманийцами в Земле Ван-Димена (Тасмания) в первой половине XIX века, приведший к фактическому истреблению аборигенного населения.[1]
Коломбо
Введение 1 История 2 Современный Коломбо 3 Районы города 4 Образование, искусство, религия 5 Достопримечательности 6 Города-побратимы Список литературы
Сеннар феодальное государство
План Введение 1 История 2 Население 3 Религия 4 Социально-экономическое развитие Введение Сенна́р, Сеннарский султанат, феодальное государство XVI—XIX веков в Северо-Восточной Африке на территории современного Судана.
Королевство Далмация
План Введение 1 История 2 Демография 3 Религия 4 Правители Королевство Далмация Введение Королевство Далмация — вассальное королевство, существовавшие с 1815 по 1918 год под властью Габсбургской монархии. Столицей королевства был город Задар.
Дин-и иллахи
План Введение 1 Описание доктрины 1.1 История существования религии 2 Религия дин-и иллахи сегодня Список литературы Введение Дин-и иллахи (араб. دين إلهي «божественная вера») — синкретическая религиозная доктрина, созданная могольским императором Акбаром Великим в попытке объединить индуизм, ислам и некоторые элементы других религий Империи Великих Моголов — христианства, джайнизма и зороастризма.
Православие в исторической судьбе России
на тему: «Православие в исторической судьбе России» работа ученика 10 «А» класса Комарова Дмитрия. Мы живем в двадцать первом веке. В стране, которая имеет большие традиции и великую историю. Официальной религией нашей Родины является христианство, а точнее его разновидность – православие. С 998 года, когда произошло введение христианства на Руси, религия играет значительную роль в жизни нашего государства.
Георг Зиммель
Зиммель Георг (1858-1918)- немецкий философ-идеалист и социолог. Приват-доцент (с 1885) и профессор университетов в Берлине (с 1901) и Страсбуре (с 1914).