З десь может стоит более подробно поговорить об этом важнейшем человеческом чувстве. Как всякое человеческое чувство, чувство стыдливости находится под мощным общественным воздействием. Инстинкт, общественное воздействие, а также личностная интеллектуальная проработка, пусть и не всегда сознаваемая, формируют в человеке определенный “барьер стыдливости”. Общество, исходя из условий и целей, может воздействовать на этот барьер в сторону как повышения, так и понижения. Государство также может своей политикой воздействовать на него, особенно в тоталитарных государствах. Например, политика КПСС с начала тридцатых годов, была направлена на усиление инстинкта стыдливости, на формирование в обществе высокого барьера стыдливости. В то же время сама Октябрьская революция и начальное послереволюционное развитие шло под лозунгами “сексуальной революции”, что включало в себя, в том числе, и разрушение этого инстинкта, понижение барьера стыдливости.
Интересно, что лозунги сексуальной революции в Советской России двадцатых годов вытекали из теории коммунизма, разработанной ее классиками – Марксом, Энгельсом, Августом Бебелем и другими. Эта теория предполагала распад моногамной семьи и переход на удовлетворение сексуальных потребностей в “свободной любви”. Воспитание же детей должно было быть полностью возложено на государство. Виднейшей сексуальной революционеркой первых лет революции была Александра Коллонтай, выдающаяся русская женщина, которая выдвинула известную теорию “стакана воды”, по которой сексуальная потребность есть обычнейшая физиологическая потребность, удовлетворение которой не должно быть ничем осложнено, и сексуальный контакт не содержит никаких особых специфических факторов по сравнению с актом “выпить стакан воды” для удовлетворения жажды. Ясно, что для этого необходимо было резкое понижение барьера стыдливости, почему и сама сексуальная революция двадцатых годов проходила под лозунгом “Долой стыд!”.
Сексуальная революция в России двадцатых годов на сорок лет предвосхитила сексуальную революцию шестидесятых на Западе, связанную с движением хиппи.
Но в начале тридцатых годов вместе с ликвидацией нэпа произошла и ликвидация сексуальной революции. Государство вновь приступило к возведению высочайшего барьера стыдливости, были приняты жесткие меры вплоть до репрессивных по усилению в обществе инстинкта стыдливости.
Это прямо было связано с индустриализацией. Индустриализация потребовала массового скопления людей на самом тесном пространстве в бараках, землянках, общежитиях и т.д., в которых люди проживали семьями буквально бок о бок, друг на друге. И в условиях величайшей тесноты и плотности человеческого общения лозунги свободной любви были более чем неуместны. В такой плотности человеческого существования свободная любовь могла бы буквально взорвать и без того существовавшие в тяжелейших условиях человеческие коллективы. Именно это потребовало как бы выведения секса из сферы общественного и личностного внимания.
Вот почему тридцатые-пятидесятые годы характеризуются полным запретом на сексуальную тематику в средствах массовой информации. Если в середине двадцатых годов в печати свободно обсуждались такие вопросы как “Может ли комсомолец заниматься онанизмом”, то уже в тридцатые годы на всякие вопросы сексуальной тематики был наложен жесточайший запрет, в обществе формировались отношения полного пренебрежения этой сферой человеческого естества.
Чем можно объяснить такое резкое изменение в отношении коммунистических властей к проблемам секса?
Это легко объяснить исходя из принципа сохранения и трансформации человеческой психической энергии.
Во время революции была разбужена гигантская социальная энергия масс, благодаря которой была осуществлена социальная революция, выиграна гражданская война. Окончание гражданской войны поставило задачу канализации этой энергии в другое русло, ведь мгновенно погасить эту энергию было невозможно. И в качестве одного из важнейших способов отвода этой энергии с его разрушительного, военного направления и была предпринята попытка направить ее в сферу секса, ибо секс также требует больших затрат психической энергии, секс одна из самых психоэнергозатратных сфер человеческого бытия. И сексуальная революция позволяла психическую энергию общества, канализация которой в условиях мирного времени на разрушительные цели войны и истребления представлялась уже опасной и ненужной, направить в более безопасный канал сексуальной энергетики.
Но наступило время индустриализации, построения социалистического общества, потребовалось всю психическую энергию общества направить уже на цели построения социализма, на цели участия в строительстве, производстве, науке. И теперь отвлечение психической энергии на секс становилось помехой. Именно поэтому секс и его проблемы были удалены из средств массовой информации, с центра общественного внимания и интереса на задний план, фактически, в подполье. Более того, были предприняты попытки даже саму сексуальную энергетику поставить на службу делу коммунистической партии. В книгах, кинофильмах, искусстве того времени в качестве важнейшей проблемы стал фигурировать конфликт между направлением энергии на построение социализма и ее направлением на секс.
Главный конфликт стал заключаться в том, что истинный строитель социализма полюбил, направил свою сексуальную энергию на лицо, которое является не очень хорошим строителем социализма, и как благодаря сексуальной энергетике и плохой строитель социализма становится хорошим строителем социализма и направляет в результате свою психическую энергию в правильное русло, указываемое партией.
Социализм требовал канализации всей или подавляющей части психической общественной энергии на общегосударственные цели – на дело строительства заводов, освоения новейшей науки, космоса, на оборону страны. Для него было нежелательным отвлечение существенной части этой энергии на частные, негосударственные нужды, каковым являлся секс. Секс был превращен в глубоко интимное, частное дело самих людей, обсуждение сексуальных проблем на общественном уровне было практически закрыто. А для того, чтобы этого обсуждения не было даже и на частном уровне, и требовалось создать высокий барьер стыдливости. Вспомним, что еще десять лет назад у нас практически не существовало самого слова “секс”, на эти темы не издавалась литература, в кино проблемы секса ставились исключительно в связи с любовью и сводились разве что к самым невинным поцелуям. Даже сами граждане в своем частном общении не могли обсуждать эти проблемы ввиду высокого барьера стыдливости. Сами слова сексуальной тематики были общественным табу и целиком лежали в области ненормативной лексики. Вспомним, что когда появилось видео и началось массовое дублирование фильмов с элементами эротики, то возникла проблема, как назвать по-русски само половое действие, которое не имело бы ауры нецензурной брани. Именно тогда появилось слово “трахаться”.
В языке, насчитывающем несколько тысячелетий, имеющим одну из величайших в мире литератур не нашлось слова для определения одного из важнейших и распространеннейших человеческих действий. Даже сами сексуальные отношения сводились к чисто физиологическим действиям без слов. У советского человека не было слов, с помощью которых он мог бы обсудить сексуальные проблемы даже наедине со своим сексуальным партнером. А если использовались какие-то слова, то все они входили в состав ненормативной лексики. И потому столь искренен был знаменитый ответ одной дамы по телевидению “У нас секса нет”. Ответ был полностью верен, в советское время секса как общественного явления не было, секс лежал всецело в индивидуально-интимной сфере.
Список литературы:
1. “Азбука секса”, В. Жириновский, В. Юровицкий.
Другие работы по теме:
Сексуальная уверенность
Сексуальная уверенность - что это такое? И желает ли знать на этот вопрос наша культура с ее культом тела и тягой к эротике?
Сексуальная революция
План Введение 1 Сексуальность и общество до сексуальной революции 2 1960-е 3 Дальнейшие перемены в обществе 3.1 Продолжение раскрепощения нравов 3.2 Контрреволюция
Сексуальная возбудимость
Сексуальная возбудимость, оцениваемая категориями реакций организма на воздействие окружающей среды, особенно на межперсональное влияние, обозначает степень податливости, готовности и легкости возникновения сексуального возбуждения.
Гармония сексуальная
Гармония сексуальная (греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность), взаимное и полное физическое и психическое удовлетворение интимными отношениями.
Батавская революция
Батавская революция — термин, который используется в нидерландской историографии для обозначения периода заката Республики Соединённых провинций. Нидерландская государственность в следующий за Батавской революцией период (1795—1806) приняла форму Батавской республики.
Бельгийская революция
Бельгийская революция — революция в Бельгии против господства Нидерландов. После провозглашения Бельгийского государства вызвала Бельгийско-нидерландскую войну.
Социалистическая революция
Социалистическая революция — пролетарская революция, высший тип социальной революции, осуществляющей переход от капиталистической общественно-экономической формации к коммунистической формации. Согласно марксистской теории, социалистическая революция — пролетарская революция, в ходе которой происходит взятие политической власти рабочим классом,экспроприация класса капиталистов, уничтожение деления общества на классы, ликвидация эксплуатации человека человеком на основе общественной собственности на средства производства.
Португальская революция 1910
План Введение 1 Предпосылки 2 Ход событий Введение Португальская революция 1910 года — буржуазная революция, упразднившая монархию и установившая республиканскую форму правления. В результате революции монархия была упразднена. Королевство Португалия перестало существовать. Возникла Первая португальская республика (5 октября 1910 — 28 мая 1926).
Фадеев a. a. - Гражданская война в романе а. фадеева разгром
К лучшим произведениям А. Фадеева двадцатых годов относится роман “Разгром”. “Я могу их определить так, - говорил Фадеев. - Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все не способное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе.
Гистидин
Гистидин требуется при следующих состояниях и заболеваниях: атеросклероз, гепатиты, гипоацидные состояния, пониженная сексуальная активность и др. Поскольку он связывает цинк, большие дозы его могут привести к дефициту этого металла.
Поэт и герой о последнем периоде творчества Гумилева
Книги замечательного русского поэта Николая Гумилева не переиздавались у нас на родине с начала двадцатых и до конца восьмидесятых годов. Они были большой редкостью. Сегодня же стихи этого поэта как бы возвращаются из небытия на свое место в нашей многообразной культуре, становятся общенациональным достоянием нашей литературы.
Поэт и революция в лирике Маяковского 2
Поэт и революция в лирике Маяковского Владимир Владимирович Маяковский был создателем нового типа лирики, необычайно раздвинувшей свои границы, вышедшей на широкий простор политической и социальной действительности. Подобные «прорывы» совершались, конечно, лирикой и в прежние времена, но никогда — в таком масштабе.
Анализ эпизода Смерть Фролова
Анализ эпизода "Смерть Фролова" Автор: Фадеев А.А. Произведения о революции и Гражданской войне, вышедшие в 1926—1927 годах, носили, в известной степени, итоговый характер. Эти произведения ставили острые вопросы гуманистического смысла революции, полемизируя друг с другом. Авторы этих романов принадлежали разным направлениям в русской литературе двадцатых годов.
Образ Евгения Онегина
Автор: Пушкин А.С. Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» является величайшим произведением первой половины девятнадцатого века. Пушкин исследует вопрос жизни на примере Евгения Онегина и Владимира Ленского. Также автор поднимает вопрос нравственных исканий дворянской интеллигенции двадцатых годов девятнадцатого века.
М.А.Булгаков Добро и зло в романе Мастер и Маргарита
Сочинение Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и Маргарита” На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" -- одна из ключевых, автор показывает читателям эту вечную борьбу добра и зла.
Как решает Пушкин проблему социальное и человеческое в Капитанской дочке на примере 2-3 эпизодов
по выбору) Автор: Пушкин А.С. В конце двадцатых - начале тридцатых годов Пушкин обращается к изучению русской истории. Писателя интересовали переломные моменты в судьбе России, а также великие личности, которые влияли на ход исторического развития страны. Результатом трудов Пушкина стали такие произведения, как «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник».
Печорин и Онегин
Автор: Лермонтов М.Ю. Печорин и Онегин принадлежат к тому общественному типу двадцатых годов девятнадцатого века, которых называли «лишними» людьми. «Страдающие эгоисты», «умные ненужности» - так образно и точно определил сущность этого типа Белинский.
Вторая народная революция на Филиппинах
Вторая народная революция на Филиппинах Вторая народная революция на Филиппинах — цепь событий, произошедших в 2000—2001 годах, венцом которых стало свержение Джозефа Эстрады, обвинённого в разгуле коррупции в стране, с поста президента и приход к власти Глории Арройо.
Апрельская революция в Корее
Апрельская революция (также известная как Революция 19 апреля Движение 19 апреля , кор. 4·19 혁명) — серия волнений и беспорядков в Республике Корея в 1960 году, вылившихся в свержение Первой республики и установление Второй республики.
Преданная революция книга
Преданная революция Преданная революция: Что такое СССР и куда он идет? ) — книга, написанная Л. Д. Троцким, в которой дается анализ политического режима в СССР и его перспектив.
Ирано-византийские войны
Введение 1 Ирано-византийская война 420—422 годов 2 Ирано-византийская война 502—506 годов 3 Ирано-византийская война 526—532 годов 4 Ирано-византийская война 542—562 годов
Культурная революция в СССР
культурная революция в СССР — совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры»[1] . Термин «культурная революция» введен В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»:
Пролетарская революция журнал
Введение 1 Основные сведения Список литературы Пролетарская революция (журнал) Введение «Пролетарская Революция» — исторический журнал, издавался в Москве в 1921—1941 годах.
Мюнстерская коммуна
План Введение 1 Предыстория 1.1 1532 1.2 1533 2 История 2.1 1534 2.2 1535 Введение Мюнстерская коммуна (нем. Tдuferreich von Mьnster) — теократический режим, установленный анабаптистами в Мюнстере (Вестфалия) в 1534—1535 во главе с Яном Матисом, а после его гибели (5 апреля 1534) Иоанном Лейденским.
Буржуазно-демократическая революция
Буржуазно-демократическая революция - общественный переворот, в результате которого укрепляется власть буржуазии, проводятся широкие демократические преобразования. Победа революции укрепляет именно политические позиции буржуазии. Примеры: Нидерландская революция, Английская революция, Синьхайская революция, Великая французская революция и другие.
Революция 1848 1849 годов в Чехии
План Введение 1 Причины и задачи революции 2 Хронология револции Список литературы Введение Революция 1848—1849 гг. в Чехии — буржуазно-демократическая революция в Чехии, одна из европейских революций 1848—1849 гг.
Значение промышленного переворота
Промышленная революция представляет собой одно из самых важных явлений в истории человечества, позволивших ряду стран вступить в полосу стремительного развития производительных сил и навсегда покончить с экономической отсталостью.
Билеты по Истории 1 курс МТЭТ РГТЭУ
Правление Павла 1. Внутренняя политика Правление Павла 1. Внешняя политика. Первые преобразования Александра 1. (1801-1803) Преобразовательная деятельность Сперанского.