С.В. Перевезенцев
(2-я пол. XVII в.)
Инок Евфросин — старообрядческий писатель. Судьба его нам практически неизвестна. В 60-е годы XVII столетия Евфросин находился в Курженской обители, близ г. Повенца, где был близок к знаменитому вождю старообрядчества игумену Досифею. В начале 90-х годов он жил в пределах Калуги и Белева. Некоторые исследователи предполагают, что он был тем Евфросином, по имени которого в начале XVIII века назывался старообрядческий толк “евфросиновщина”.
В историю религиозно-философской мысли России Евфросин вошел как автор “Отразительного писания о новоизобретенном пути самоубийственных смертей”, написанного в 1691 г. и дошедшего до нас в единственном списке. Впрочем, в самом “Отразительном писании…” упоминаются еще несколько его сочинений, которые сейчас неизвестны. Текст “Отразительного писания…” опубликован в 1895 г. Х. Лопаревым.
“Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей” — это полемический трактат, направленный против учителей и последователей самосожжения в старообрядчестве. В контексте данного исследования, оно интересно своим “переходным характером”. Написанное на рубеже двух эпох — Руси Древней и России Новой — это сочинение тоже несло в себе черты нового времени. При этом отдельные элементы светского миросозерцания наиболее ярко проявились в решении главного вопроса всей книги: допустима ли добровольная смерть и правомерно ли обречение живого существа на физические страдания.
Проблема, поставленная Евфросином была более чем актуальна в то время. В 80-е годы XVII в. официальная власть резко усилила репрессии против старообрядцев. По указу 1685 года сторонников “старой веры” повелевали в одних случаях жечь в срубе, в других — бить кнутом. Раскаявшихся в “расколе” отправляли до конца дней под строгий надзор в монастырь, а укрывателей “раскольников” определяли наказывать батогами, кнутом и даже отправляли в ссылку, а имущество виновных забиралось в казну.
В этих условиях в старообрядческой среде вновь оживляется учение об антихристе, причем наибольшим влиянием начинает пользоваться учение о духовном или мысленном антихристе. Сторонники этого учения считали, во-первых, что антихрист уже явился в мир, а, во-вторых, под его личиной понималось не какое-либо конкретное лицо, а вся “никонианская” Церковь в целом. В 1694 году учение о приходе мысленного антихриста было провозглашено в качестве догмата на старообрядческом соборе в Новгороде. В первой статье определений этого собора говорилось: “Несомненно нам верить и прочим учение творить, еже есть: …антихрист царствует в мире ныне, но царствует духовно в видимой Церкви…”. А утверждение учения о уже состоявшемся воцарении антихриста, влекло за собой и ожидание самого скорого “конца света”.
Многие последователи “старой веры” в поисках спасения от антихриста и искренне веря в спасительную силу мученичества, избирали смерть — самосожжение. Конечно, большую роль в этом сыграли возрожденные и даже усилившиеся среди старообрядцев аскетические настроения, уверенность в греховности всего сущего, презрение к телесной жизни во имя жизни духовной и вечной. Только с середины 70-х годов до 1691 г. групповые самосожжения унесли жизнь более 20 000 человек, а самый массовый характер самосожжения приобрели как раз во второй половине 80-х годов XVII века, как ответ на репрессии властей.
Религиозно-философское основание самосожжений создал еще протопоп Аввакум. Он первым одобрил “гари” (т.е. самосожжения), как акты мученичества, а сама “огненная смерть” в его изображении представала как блаженная смерть праведников, освобожденная от боли и страха. Своих сподвижников он уверяет в том, что самовольно вошедший в огонь мученик обязательно увидит Христа и “ангельские силы с ним”, которые “емлют души те от телес, да и приносит ко Христу, а Он, Надежа, благословляет и силу ей подает божественную”. Позднее взгляды Аввакума на “огненную смерть”, как на средство достижения райского блаженства, были не только усвоены, но и усилены другими идеологами старообрядчества — Семеном Денисовым, Иваном Филипповым, Петром Прокопиевым.
Таким образом, смерть праведника в огне считалась великим благом, объявлялась “легкой” и противопоставлялась “лютой”, мучительной смерти грешника. А ведь еще со святоотеческих времен считалось, что “легкая” смерть та, за которой душу ожидает вечное блаженство. Зато за “лютой”, тяжелой смертью должны последовать адские мучения. Точно также трактовалась и спасительная, очищающая сила огня.
Необходимо также сказать, что представители официальной Церкви, резко осудившие самосожжения, толковали их значения в диаметрально противоположном ключе — как “лютую” смерть, “бесовское дело”, действие, обрекающее душу на вечную гибель.
Впрочем, и в среде старообрядцев не было единства в отношении к самосожжениям. А одним из наиболее последовательных обличителей “огненной смерти” стал инок Евфросин. В своем “Отразительном писании…” он приравнивает ее к самоубийству, влекущему за собой церковное проклятие. Следовательно, самосожжение, да еще совершенное с радостью — это греховное деяние, ибо человек покушается на Божию волю, и сам выбирает свой смертный час.
Но “Отразительное писание…” интересно не только богословскими рассуждениями Евфросина. Дело в том, что в этом сочинении, как отмечает А.С. Елеонская, впервые в старообрядческой литературе, появляются новые мотивы — он не принимает “огненную смерть” потому, что она несет с собой уничтожение и деформацию человеческого тела.
Новизна в данном случае состоит в следующем. Большинство старообрядческих идеологов воспринимали телесные мучения или как аскетические подвиги во имя спасения души (“истязание плоти”), или как наказания за грехи. Однако инок Евфросин смотрит на данный вопрос совсем по-другому — он отвергает боль и страдания как явления, несовместимые с нормами человеческого существования.
И неслучайно много места Евфросин посвящает детальному, натуралистическому описанию процесса самосожжения: “Телеса … жареным мясом пахнут”; сварившаяся кровь “клокочет” и “взбивается” вверх пеной; кипят и тела людей — один “яко есть кровь красен”, “ин же желт и бел же другий”, “ов же ужаснее, черн бо являшеся”. Так и кажется, что писатель стремится вызвать у своих читателей отвращение к физическим страданиям, неприятие их.
А о тех “учителях”, которые побудили свою паству к приятию “огненной смерти” и заживо похоронили людей в огне, он отзывается очень резко и пишет о “нечеловеческом естестве учителей сих окаянных”. К сторонникам “огненной смерти” Евфросин применяет и другие термины — “мрачные детины”, “истлители”, “палачи”, “учители-мучители”, “темные старцы” и др. Обличает он и конкретных проповедников “огненной смерти”, перечисляя многие имена. Даже авторитет протопопа Аввакума, к тому времени уже возведенного старообрядцами в ранг святых, он подвергает сомнению.
В своем протесте против бессмысленных телесных страданий, инок Евфросин выступает и против голодной смерти. Дело в том, что среди старообрядцев было распространено убеждение — лучше “гладом скончаться”, нежели сесть за один стол с никонианами. Евфросин же не видит никакого кощунства в том, что муки голода заставляют человека забыть о своей вере. Так, он не осуждает двух сестер, изнемогшим от голода, которым вместо еды приносят Евангелие — “Вот де пища духовная”. Евфросин жалеет сестер: “Слушать бедные не могут, гладом и жаждею изнеистовившеся”.
Интересно, что большое число сторонников добровольной смерти во имя веры среди старообрядцев инок Евфросин объясняет, помимо прочего, еще и их невежеством, необразованностью. Он утверждает, что нельзя “одними тетратками”, пусть и написанными самим Аввакумом, “управити” “всю вселенную”. “Аввакумовы писма”, несущие “огненную смерть”, вообще выступают у Евфросина своеобразным символом невежества. В свою очередь, он призывает “покопать книжные жилы”, искать мудрости у “искусного мужа… в учении и в правилах ведомцу и хитрецу”.
В целом же, выступая против апокалиптического отношения к реальной действительности, инок Евфросин утверждает, что жизнь — это “великий дар Божий”, и нельзя самовольно “убегать” от “долгих трудов и потов”, ее наполняющих. Больше того, тот, кто толкает людей на путь самоубийства, является настоящим врагом “светлой России”, виновником ее “опустения”.
Другие работы по теме:
Арсений Мацеевич
Введение 1 Биография 2 Проповеди и богословские труды 3 Реабилитация и канонизация 4 Труды Список литературы Арсений (Мацеевич) Введение Митрополит Арсе́ний (в миру Александр Иванович Мацее́вич; 1697(1697), Владимир-Волынский — 28 февраля 1772, Ревель) — епископ Православной Российской Церкви; митрополит Ростовский (1742 — 1763).
Преподобный Иоанн Лествичник
Исследование и характеристика жития преподобного Иоанна Лествичника. Притчи о монахе и его учениках. Причина написания "Лествицы". Описание пути монаха по ступеням духовного совершенства. Образ святого Иоанна как образец для подражания на пути поста.
Зиновий Отенский
Зиновий был широко образованным, глубоко начитанным человеком, прекрасно знающим Священное Писание, труды Отцов Церкви и другую христианскую литературу. Он обладал самостоятельными взглядами на многие вопросы духовной жизни.
Преподобные Геннадий и Никифор Важеозерские
И Геннадий, и Никифор важеозерские были учениками святого Александра Свирского, оба они, хотя и в разное время, совершали иноческие подвиги на озере Важе, из которого вытекает река Важинка, впадающая в Свирь… .
Житие преподобного Иоанна Кущника
Будучи еще двенадцатилетним мальчиком, Иоанн весьма заметно выделялся из среды своих сверстников, так что даже учителя удивлялись его способностям и выдающемуся для юного возраста развитию. Но он преуспевал не только в мирском, но и в духовном любомудрии
Сошествие во ад
Эта икона, возникшая в глубокой древности (по-видимому, в XII столетии), иконографией своей обязана во многом свидетельству, заключенному в апокрифическом Евангелии от Никодима.
Иконы Матери Божией
Не в полной ясности видим мы изображение Бога Отца, первой ипостаси Пресвятой Троицы, в стенной росписи храмов, на изображениях на крестах, на иконах - не в самодовлеющей силе, а во взаимоотношении к другим Лицам Пресвятой Троицы.
Крещение Господне, Богоявление
Крещение Господне называют Богоявлением, ибо в событии Крещения проявилось участие всех трех Лиц Пресвятой Троицы: Бога Отца, открывающегося в гласе, Бога Духа Святого в виде голубя, осеняющего воды, и Бога Сына, принимающего Крещение от Иоанна.
Сретение Господне
Старец Симеон, по преданию священник Иерусалимского храма, за свое неверие обреченный дожить до глубочайшей старости, чтобы удостовериться в пришествии Христовом, дождаться и увидеть, и держать на руках Христа.
Рождество Пресвятой Богородицы
В Рождестве Матери Божией Церковь и святые отцы прославляют великую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Весь человеческий род был испытан, и ни одной не нашлось достойной понести Божество неопально, кроме Приснодевы Марии, которая, принадлежа человеческому, падшему роду, оставалась, по удостоверению Церкви, кроме греха.
Всемирное Воздвижение Креста Господня
Подобно тому, как четыре конца креста с помощью середины - центра - твердо держатся и крепко связываются, так и через посредство Силы Божией содержится и высота, и глубина, и длина, и ширина, то есть вся как бы видимая и невидимая тварь.
Годовой круг
В литургическом движении совершаемых служб, Церковь образует как бы великий круг - венец лета, круг, который сообразно с космическим солнечным кругом образует год, заключающий в себе двенадцать малых кругов.
Празднование Всем святым
Отчего Церковь избрала именно этот день для празднования Всем святым? Потому что этот праздник можно назвать завершением празднования Сошествия Святого Духа на апостолов.
Нерукотворный Образ
Лик Христа, чудесно напечатленный на плате (убрусе) Самим Спасителем в дар царю Авгарю, - вот то знамя, которое украсило Церковь. Сия победа осенила и утвердила православное почитание образа в двух естествах и единой ипостаси.
Вход Господень в Иерусалим
Праздник Входа Господня в Иерусалим прямо предшествует Страстной седмице. Эта непосредственная близость к дням Страстей и крестной смерти Спасителя налагает на празднование Входа Господня в Иерусалим как бы страстную печать.
Измененные состояния сознания
Измененные состояния сознания характеризуется, в частности, тем, что в них изменяются язык и речь человека (функциональная асимметрия полушарий головного мозга, виртуальные реальности, гипотеза ливгвистической относительности).
Хлебников в. - Владимир хлебников поэт крайностей
Хлебников возится со словами как крот между тем он прорыл в земле ходы на целое столетие. О. Мандельштам Сами великие поэты не могли уловить образа. Хлебникова. А. Блок например писал. Подозреваю что значителен.
Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь
Согласно преданию, Спасо-Преображенский храм в Гуслицкой волости на реке Нерской был построен митрополитом Киевским и всея Руси Фотием († 1431 г.) в XV веке. Место это издревле называлось «монастырищем», из чего видно, что в древности здесь был монастырь
Тема любви в поэзии Серебряного века 2
"Тема любви в поэзии Серебряного века" Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов) На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека - и экономической, культурной, и политической.... Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом.
Криминологическая характеристика и предупреждение негативных социальных явлений, связанных с преступностью
Лекция тема 9 Криминологическая характеристика и предупреждение негативных социальных явлений, связанных с преступностью. Прежде чем перейти после общетеоретических тем учебной дисциплины “Криминология” к рассмотрению разнообразных форм и видов преступности (криминологической характеристике и профилактике), мы с Вами остановимся на тех социальных явлениях, из которых она либо “произрастает” либо без которых определенные ее (преступности) виды просто не могут существовать (это условия преступности, либо аморальные явления, грань между которыми и преступностью чрезвычайно хрупка.
Зинон Постник
Зинон Постник (Зинон Трудолюбивый; XIV век) — инок Киево-Печерского монастыря, схимник. Святой Русской церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю): 30 января и 28 августа (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер).
Древнерусская литература XIV века
План Введение 1 Оригинальные произведения 1.1 Первая четверть XIV века 1.2 Вторая четверть XIV века 1.3 Третья четверть XIV века 1.4 Последняя четверть XIV века
Вехи истории Нижнего Новгорода
Середина XII - на устье Оки, на территории современного Нижнего Новгорода, основано славянское укрепленное городище, названное современниками "Старым городком".
Концепция новозаветной эсхатологии в романе Достоевского Братья Карамазоы
Введение Достоевский обращен к грядущему. Грядущее — “конец веков” — в своих сроках и содержании зависит от духовного состояния человека. Для автора “Братьев Карамазовых” будущее эсхатологично . Идеей этой проникнуто все повествование романа — не только “Легенда о великом инквизиторе”.
Георгий Грек, митрополит Киевский
Прибыл на Русь из Византии около 1062 г. Как явствует из греческих надписей на принадлежащих ему печатях («Господи, помози Георгию, митрополиту Росии и синкеллу»), одновременно являлся членом императорского сената в Константинополе.
Евфимий Чудовский
Евфимий Чудовский — инок, позднее келарь Чудова монастыря в Москве, один из идеологов “грекофильства”. Достоверные сведения о Евфимии появляются с 1651 г., когда он был одним из “справщиков” (редакторов) Печатного двора.
Инок Евфросин
В историю религиозно-философской мысли России Евфросин вошел как автор "Отразительного писания о новоизобретенном пути самоубийственных смертей", написанного в 1691 г. и дошедшего до нас в единственном списке.
Святитель Василий Великий
Святитель Василий Великий (330—379 гг.) родился в г. Кесарии в Каппадокии. С юных лет он старательно учился в различных школах и вскоре превзошел всех своих учителей. Ища новых знаний, Василий отправился в Константинополь, а затем — в Афины.
Иван III
Иван III (1440–1505), Иван Великий, великий князь Московский и государь Всея Руси, при котором Русское государство окончательно избавилось от зависимости от Золотой Орды и существенно раздвинуло свои границы.