Карпов А. Ю.
ДАНИИЛ, игумен одного из южнорусских (черниговских?) монастырей, паломник, писатель (начало XII в.). Известен как автор «Хождения» — первого дошедшего до нас русского описания путешествия в Святую Землю (Палестину). «Хождение» получило широкое распространение в русской письменности и дошло до нас более чем в ста пятидесяти списках, самый ранний из которых датируется второй половиной XV в.
Биографические сведения о Данииле практически отсутствуют. Известно лишь, что свое путешествие он совершил между 1104 г. (взятие крестоносцами г. Акры, о принадлежности которой Иерусалимскому королевству говорит Даниил) и 1113 г. (кончина киевского князя Святополка Изяславича, упомянутого Даниилом). Предлагались и более точные датировки: 1106—1108 (М. А. Веневитинов) или 1104—1107 гг. (Ю. П. Глушакова). Сам себя Даниил называет игуменом «Руския земля»; некоторые подробности в его описании Святой Земли, в частности упоминание речки Сновь (в Черниговском княжестве), с которой русский паломник сравнивает Иордан, позволяют предположить, что он жил в Южной Руси и был игуменом какой-то южнорусской обители, возможно, в Черниговской области. Предположение о том, что Даниил был постриженником киевского Печерского монастыря, не находит подтверждений в источниках.
В своем «Хождении» Даниил подробно описывает путь из Константинополя в Иерусалим, указывая расстояния между важнейшими пунктами. Вместе с сопровождающими его паломниками он посетил по пути о. Крит, г. Ефес, о-ва Патмос, Родос, Кипр, г. Яффу, причем сообщил о всех их святынях и просто достопримечательностях. Но главное внимание в своем произведении он уделяет подробному описанию Святой Земли. В Иерусалиме Даниил прожил 16 месяцев в подворье лавры Св. Саввы и за это время «могох походити и испытати вся святая си места». Ему удалось найти проводника — некоего жившего в Лавре «мужа свята и стара деньми и книжна вельми» — и с его помощью обойти «вся святаа та места: и въ Иерусалиме и по всей земли той… и до Тивириадъскаго моря… и до Фаворы, и до Назарефа, и до Хеврона, и до Иордана, и по всем тем местом…». В своем рассказе Даниил обнаруживает прекрасное знание не только библейской, но и апокрифической, а также житийной литературы; вместе с тем исследователи отмечают в «Хождении» яркие описания природы, чисто житейские зарисовки, меткие сравнения и т. п. Все это характеризует Даниила как незаурядного писателя.
Даниил общался и с королем Иерусалимским Балдуином I (1100—1118), который весьма благоволил русскому паломнику. На этом основании полагали даже, что Даниил выполнял какие-то дипломатические поручения киевского князя Святополка Изяславича, но для этого, кажется, нет достаточных оснований. С разрешения Балдуина Даниил поставил в канун Великой Субботы «кандило» (лампаду) на Гробе Господнем «от всея Русьскыя земля». С гордостью пишет он и о том, что «во всех местех святых не забых имен князь русскых, и княгинь, и детей их, епископ, игумен, и боляр, и детей моих духовных, и всех христиан николиже не забыл есмь». Ощущая себя представителем всей Русской земли, Даниил записывает для поминания в ектениях в лавре Св. Саввы имена русских князей: Михаила-Святополка Киевского, Василия-Владимира Мономаха, Давыда, Михаила-Олега и Панкратия-Ярослава Святославичей (князей черниговских и муромского), Андрея-Мстислава Всеволодовича (внука волынского князя Давыда Игоревича, князя Смоленского?), Федора-Мстислава Владимировича (сына Мономаха, князя Новгородского), Бориса и Глеба Всеславичей, причем, как показал в своем исследовании В. Л. Янин, располагает их в строгом иерархическом порядке в соответствии с принятым в то время на Руси принципом старшинства.
В литературе было высказано предположение, согласно которому игумен Даниил мог быть одним лицом с будущим юрьевским епископом Даниилом (поставлен на кафедру в 1114; † 1122), однако оснований для этого явно недостаточно. Другое предположение — о том, что Даниил был автором «Слова о том, како первое погании суще языци кланялися идолом», — представляется бездоказательным.
ИЗДАНИЯ:
Путешествие игумена Даниила по Святой Земле в нач. XII в. / Изд. А. С. Норов. СПб., 1864; Житье и хожение Даниила Русьскыя земли игумена: 1106—1107 гг. / Изд. М. А. Веневитинов // Православный Палестинский сборник. 1883. Т. 1. Вып. 3; 1885. Т. 3. Вып. 3 (9); Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. С. 26—117 (подг. текста и перев. Г. М. Прохорова).
Список литературы
Веневитинов М. А. Хождение игумена Даниила в Святую Землю в нач. XII ст.: Исследование // ЛЗАК. 1884. Т. 7 (1876—1877). № 1. С. 1—138; Данилов В. В. К характеристике «Хождения» игумена Даниила // ТОДРЛ. Т. 10. М.; Л., 1954. С. 92—105; Янин В. Л. Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и «Хождение игумена Даниила» // ТОДРЛ. Т. 16. М.; Л., 1960. С. 112—131; он же. Сфрагистический комментарий к «Хождению игумена Даниила» // ВИД. Т. 26. СПб., 1998. С. 117—124; Глушакова Ю. П. О путешествии игумена Даниила в Палестину // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сб. ст. к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963. С. 79—87; Творогов О. В. Даниил // СККДР. Вып. 1. С. 109—112.
Другие работы по теме:
Андреев Даниил Леонидович
Андреев непосредственно продолжал традиции философии всеединства Соловьева, развивая их на основе сложного соотношения принципов толстовства и классического славянофильства.
Мирополит Даниил
Будущий митрополит всея Руси Даниил (ум. 1547 г.) был родом из Рязани. Известно, что он был иноком, а после смерти Иосифа Волоцкого, игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря (с 1515 г.).
Монастырь св.Тихона Задонского
Один из главных миссионерских центров Северной Америки . Играл ведущую роль в деле распространения православия на американском континенте.
Монастыри святой горы Афон
Патриаршая и исполнительная власть Афонской монашеской "республики". Перечень монастырей и их расположение.
Учение Даниила Заточника о верховной власти
Традиции русской политической мысли домонгольского периода нашли свое выражение в произведении, приписываемом Даниилу Заточнику и появившемуся в период феодальной раздробленности.
Москва в XIII веке
Монголо-татарское нашествие на Москву. Даниил Александрович - основатель московского княжества.
Шпаргалка по Москвоведению
Во 2 половине 1 тысячелетия наш. эры пришли славяне (ВЯТИЧИ). К северо-западу от современной Москвы жили КРИВИЧИ. В 11-12 веках их земли входили в Смоленское княжество, а ближайшими
Краткое содержание Моление Даниила Заточника
«Моление», как и многие другие произведения древнерусской литературы, лишено повествования о событиях. Весь текст — это обращение Даниила Заточника к князю, прошение его о милости. Главное, на что предполагает опираться в жизни Даниил, — это собственный ум. «Одежда у меня скудная, а разума много». Даниил просит князя избавить его от нищеты и горя, защитить «страхом грозы твоей».
Моление Даниила Заточника
"Моление Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу" - памятник, возникший в начале XIII века - представляет собой послание некоего Даниила к князю Переяславля северного Ярославу Всеволодовичу.
Монастыри Пскова
Text Один из самых известных монастырей России. Он построен в глубоком лесном овраге, по которому протекает ручей Каменец. Крепостные стены протянуты по склонам оврага и, пересекая его, опускаются на довольно большую глубину, образуя цифру «V», опущенную нижним углом в заросший лесом глубокий овраг.
Борятинские
Введение 1 Происхождение рода 2 Описание герба 3 Известные представители рода Борятинских Список литературы Введение Боря́тинские — старинный русский княжеский род.
Лексель, Андрей Иванович
Андрей Иванович Лексель (швед. Anders Johan Lexell; 24 декабря 1740(17401224)—11 декабря (30 ноября) 1784) — русский астроном, математик и физик шведского происхождения, проведший в России большую часть жизни.
Пядь
План Введение 1 Виды пяди 2 История 3 Cтарорусская пядевая система мер 4 Близкие единицы 5 Пословицы Список литературы Введение Пядь (пяда, пядень, пядка, пяденька) (от общеслав. pęti — натягивать или вероятнее от старорусского слова «пясть» — ладонь, кисть руки[1]) — старорусская единица измерения длины.
Бернулли, Даниил
План Введение 1 Биография 2 Научная деятельность 4 Труды в русском переводе Введение Дании́л Берну́лли (Daniel Bernoulli; 29 января (8 февраля) 1700 — 17 марта 1782), выдающийся швейцарский физик-универсал и математик, сын Иоганна Бернулли, один из создателей кинетической теории газов, гидродинамики и математической физики.
Вестник церковной истории
План Введение 1 Редакция 2 История Список литературы Вестник церковной истории Введение «Вестник церковной истории» — периодическое научное издание, приложение к «Православной энциклопедии». Посвящено церковной истории. Основан в 2005 г. Периодичность — четыре номера в год. Главный редактор — С.
Варлаам Печерский
Варлаам (ум. ок. 1067?), первый игумен киевского Печерского монастыря (ранее 1062), а затем киевского Дмитриевского монастырей.
Галицко-Волынское княжество
Галицкое и Волынское княжества выделились (первое - в 90-х годах XI века, второе - в середине XIIв.) и существовали раздельно до 1199 года, когда они были объединены в одно княжество с центром в Галиче Романом Мстиславичем Великим.
Воевода Даниил Федорович Адашев
Родному брату знаменитого деятеля "Избранной Рады" Алексея Федоровича. Адашева воевода Даниил (Данила) Адашев (?-1561) посчастливилось прославиться не придворными интригами, а на славном военном поприще.
Воевода Даниил Дмитриевич Холмский
Потомок тверского княжеского рода Даниил (Данила) Дмитриевич Холмский (?-1493), сын удельного князя Дмитрия Юрьевича Холмского, еще в 1460-х годах перешел на московскую службу и прославился как один из самых боевых воевод Ивана III.
Артеменко, Константин Григорьевич
— советский и украинский актёр и режиссёр. Биография Родился 25 февраля 1925 года в с. Хомивка Житомирской области. Окончил актёрский (1959) и режиссёрский (1957) факультеты Киевского государственного института театрального искусства им. И.Карпеко-Карого.
Шуханов, Даниил Васильевич
Даниил Васильевич Шуханов (1745 – 1814), генерал-майор. Биография «Из молдавского шляхетства». В службе числился с 1755 в Бахмутском гусарском полку. Был участником двух русско-турецких войн второй половины XVIII в. За успешные действия при отбитии турецкого десанта на Кинбурнской косе 18 октября 1787 по представлению А.В.Суворова награждён орденом Св.Георгия 4-го кл. № 242
Даниил Александрович
Введение 1 Дата рождения 2 Юные годы 3 Политика 4 Расширение владений 5 Строительство 6 Семья 6.1 Жена 6.2 Сыновья 7 Место погребения 7.1 Первая версия 7.2 Вторая версия
Кезгайло, Станислав Янович
Станислав Я́нович Кезга́йло (около 1451—1527; Вильна) — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского, великий гетман литовский.
Даниил Заточник
Даниил Заточник, писатель, автор «Слова», или «Моления Даниила Заточника», одного из наиболее выдающихся памятников древнерусской литературы (XII или XIII вв.).
Герман Новгородский
Герман, епископ Новгородский (1078—1095). Постриженник киевского Печерского монастыря. Поставлен на новгородскую кафедру в 1078 г., вероятно, митрополитом Иоанном II.
Святитель Димитрий Ростовский
Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало) (1651–1709) — митрополит Ростовский и Ярославский, проповедник и писатель. Происходил из казаков, учился в Киево-Могилянской академии.
Адашев Даниил Федорович
Младший брат Алексея Адашева. Службу начал при дворе вместе с братом. В 1551 г. в чине стряпчего состоял при воеводах, отвоевавших правый берег Волги у Казанского ханства.
Апостол Даниил Павлович
Малороссийский гетман, преданный интересам России. Апостол с 1682 г. состоял миргородским полковником. Мазепа, достигши гетманства, преследовал Апостола как приверженца Самойловича и лишил его звания.
Авраамий Смоленский
Авраамий, игумен смоленского Положения Ризы Пресв. Богородицы монастыря (последняя четверть XII — первая четверть XIII в.).
Даниил Заточник
Даниил Заточник (кон. XII – нач. XIII вв.) - одна из самых загадочных фигур в древнерусской литературе и религиозно-философской мысли.