Доклад о трактате Абиларда о Проблеме Универсалий
Как понимать слова, обозначающие классы и подклассы вещей? Значат ли они что-то конкретное, т.е. существуют ли реально или же находятся только в нашем понимании (в уме)? Если они существуют, то телесные они или бестелесные? Отделены ли они от физических вещей или расположены в последних?
На эти вопросы пытались давать разные ответы, и к 10-11 векам сформировались два лагеря: номиналистов и реалистов пытавшихся предлагать свои трактовки. Номиналисты говорили, что слова вообще, и универсальные слова в частности, не имеют никакого реального содержания, и чисто условны, а потому существуют подобно сотрясениям воздуха. Реалисты говорили, что слова имеют реальное существование, выражая то, что собой представляют вещи в реальности. При анализе обеих концепций возникали логические проблемы, которые надо было разрешить. Абелард предложил свое решение проанализировав, подробно позиции разных известных писателей обоих лагерей. Его решение было синтетическим, т.е. не чисто номиналистическим, и не чисто реалистическим.
Слова вообще, которыми мы называем физические (т.е. воспринимаемые чувствами) вещи явно относятся
к чему-то. Как? Они символически (вибраторно) обозначают некую принадлежность вещи, которая призвана отличать именно эту вещь. Поэтому язык реально описателен, т.е. слова, хотя и символы (т.е. нереальны сами по себе, по своей природе), все же абстрагируют из вещей нечто реальное и неотъемлемо им принадлежащее. Поэтому разговор о мире физики имеет смысл, т.е. слова учувствуют в реальности и часто помогают трансформировать ее. Нереальное не могло бы влиять на мир реальный, а это на практике неприменимо к словам. "Дайте мне воды!" и дают именно определенную физическую субстанцию. "Налейте мне в бак бензина!" - И наливают именно бензин, а не воду. Однако есть возможность манипулирования словами, т.е. отравить человека, предложив ему вместо воды, т.е. того, о чем он просил и имел в виду, бензина, а в бензобак его машины могут налить воды, сделав опять же неправильно относительно его реальной потребности, оформленной в его уме
, выраженной словом и несомненно понятой
манипулятором.
Абилард считает, что есть ум человеческий и божественный. Человеческий чаще всего
формирует концепции о вещах после
восприятия их через чувства, абстрагируя из вещей что-то реально им принадлежащее, но что приходит в его ум через посредство чувств. Однако есть случаи непосредственного
проникновения в ум божественный т.е. формирования в человеческом уме концепции непосредственно из божественного интеллекта, даже когда физическая вещь еще и не сотворена Богом, но только задумана, т.е. у нее еще нет актуализированного существования. Знание же о такой несуществующей еще вещи может уже быть достоянием человека, т.е. само по себе быть реальным знанием будущего физического мира (Пророчества!) Это говорит о том, что такая концепция может иметь и независимое от существующей физической вещи бытие. В последнем случае Платоновское понимание физики применимо, тогда как Аристотелевское, относящееся к иному более обычному случаю, описанному ранее, неприменимо. Но две позиции легко примиряются, когда мы внимательно различаем к чему каждая относится.
Однако пока я говорил о конкретных вещах и концепциях этих вещей, обычно выражаемых словами. Как же обстоит дело с универсальными словами, т.е. словами обозначающими не какую-то реально существующую вещь, а названиями целых классов вещей? В этом случае дело обстоит сложнее. Слова, обозначающие классы, в определенном смысле тоже характеризируют конкретные вещи в общем и расплывчато, но не определяют вещи конкретно. Говоря: "человек велик ", - мы не имеем в виду какого-то конкретного человека, такого то роста, и веса, и имени..., но некоторым образом утверждение все же реально относится
и к тому конкретному человеку. Здесь формируется концепция, расплывчатая и неопределяющая в одном смысле, но весьма непустая в другом смысле, т.е. когда например мы имеем в виду, что и тот конкретный человек "создан по образу Бога", или что у него есть потенциальность великого творчества, понимания, любви, счастья, и т.п. Однако все последние характеристики относятся ко всем
человеческим индивидуумам, т.е. универсальны. Хотя при этом они не относятся к, скажем, камням или червякам, т.е. мы не говорим в таком же смысле
"червяк велик!" Все конкретные физические единицы, описываемые универсальной концепцией, в определенном общем смысле, описываются реально
, хотя и не конкретно, т.е. та концепция не выражает определенного характера каждого отдельного индивидуума, присущего только ему.
Другие работы по теме:
Блез Паскаль Биография
Text Французский религиозный философ, писатель, математик и физик Блез Паскаль родился в Клермон-Ферране в семье высокообразованного юриста, занимавшегося математикой и воспитывавшего своих детей под влиянием педагогических идей М. Монтеня. Получил домашнее образование; рано проявил выдающиеся математические способности, войдя в историю науки как классический пример отроческой гениальности.
Трактат о реальном Едином Мире
В. Князев Трактат о реальном Едином Мире (реферат) Представленные материалы полностью отражают мое понимание Единого Мира (в дальнейшем - ЕМ) и позволяют с новых позиций взглянуть на саму сущность ЕМ, понять его истинное строение, определить его основные фундаментальные составляющие и их взаимосвязи, которые существенно отличаются от принятых в настоящее время мнений.
Паскалю Пиа. Миф о Сизифе
Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) — философское эссе Альбера Камю, написанное им в 1942 году. Считается программным произведением в философии абсурдизма.
Популярно о философии
Философия, любовь к мудрости. Универсальность самого языка общения и универсальность логики. Разные школы философской мысли с их многочисленными приверженцами. Способности к формальной логике и к интеллектуальным интуициям.
Особенности средневековой философии
В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах.
Падартхадхармасанграха
Падартхадхармасанграха (санскр.– «Компендиум характеристик категорий»), комментарий к Вайшешика-сутрам, но фактически самостоятельный трактат, составленный в 6 в. Прашастападой.
Мадхава
Мадхава (санскр.) = Видьяранья, индийский философ адвайта-веданты 14 в., министр царя южноиндийского государства Виджаянагар и, возможно, позднее – глава шанкаровского монастыря в Шрингери (Майсор).
Место и роль философии в культуре 3
3. место и роль философии в культуре Назначение и функции философии в культуре Во-первых, философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи, являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры.
Об интуиции и формальном умопостроении
Разговор о пустословии о предмете и противопостовляемом ему переживании истинного опыта этого предмета сам по себе всегда очень скользкий и потому нуждается в освещении, чтобы ему самому не стать пустословием.
Анкета
для проведения опроса населения по проблеме бездомных животных. 1. Считаете ли вы, что в городе существует проблема бездомных животных? а) да б) нет в) не знаю
Гитара в XVIII веке
В XVIII столетии по-прежнему процветало гитарное исполнительство. В Испании гитаре уделялось большое внимание. Появилось много школ и методических пособий, из которых особенной популярностью пользовался трактат Федерико Моретти.
Авраам бен-Хия
(ивр. אברהם בר חייא, лат. Abraham Judaeus; 1065—1136) — еврейский математик и астроном, живший в Барселоне. Латинизированное имя
Искусство войны
Введение 1 Создание 2 Концепции 3 Переводы на другие языки Список литературы Введение «Искусство войны» Сунь Цзы (кит. трад. 孫子兵法, упр. 孙子兵法, пиньинь Sūn Zǐ bīng fǎ, палл. Сунь-цзы бинфа, дословно — «Законы войны (военные методы) почтенного (учителя) Суня»; другие названия: Трактат Учителя Суня, Сунь-цзы о военном искусстве) — самый известный древнекитайский трактат, посвящённый военной стратегии и политике.
Виндзорский договор 1386
Виндзорский трактат , подписанный в Виндзоре в 1386 году при бракосочетании Жуана I, первого португальского короля Ависской династии, с Филиппой Ланкастерской, дочерью Джона Гонта, положил начало англо-португальскому союзу, самому длительному в дипломатической истории, продолжавшемуся вплоть до мировых войн XX века.
Оре, Луис Херонимо де
Лу́ис Херо́нимо де Оре́ (исп. Luis Jerуnimo de Orй, 1554, Уаманга, Перу — 30 января 1630, Консепсьон, Чили). Перуанский священнослужитель и миссионер, монах ордена францисканцев. Четвёртый архиепископ Чили (1620—1630).
Научно-исследовательский центр Мизеса
План Введение 1 Основная деятельность 2 Проекты 3 Награды Список литературы Введение Научно-исследовательский центр Мизеса — структурное подразделение аналитического центра «Стратегия». Негосударственный белорусский исследовательский центр, созданный в 2002 году экономистами, аналитиками, преподавателями социогуманитарных дисциплин, философами и представителями других профессий, названный в честь экономиста австрийской школы Людвига фон Мизеса.
Размышления о причинах величия и падения римлян
План Введение 1 План Введение 2 Цитаты 3 Значение Список литературы Введение Размышления о причинах величия и падения римлян (фр. Considйrations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur dйcadence) — философско-исторический трактат Шарля-Луи де Монтескьё. Первое издание вышло в 1734, исправленное издание в 1748.
Берлинский трактат 1878
Берлинский трактат — международное соглашение, подписанное 1 (13) июля 1878 года как итог Берлинского конгресса. Трактат изменил условия ранее подписанного Сан-Стефанского договора в ущерб России и славянским народам Балканского полуострова.
Биография Гроция Гуго
Гроций Гуго ( 1538 - 1645 ) - известный голландский юрист, государственный деятель и писатель, родился в 1583 г. Восьмилетним мальчиком он писал уже латинские стихи; в одиннадцать лет он сделался студентом лейденского университета. Здесь он удивлял своих учителей (Скалигера, Юния и др.) своими обширными познаниями, к которым, казалось, и университет не мог ничего прибавить.
Пьер Абеляр
Французский философ, теолог и поэт. В споре о природе универсалий (общих понятий) развил учение, названное позже концептуализмом.
Анаций Манлий Торкват Северин Боэций
Боэций (Boethius, Boetius) Анаций Манлий Торкват Северин (ок. 480—524 / 526) — рим. философ, теолог и поэт. Был выходцем из знатного рим. рода, образование получил, по-видимому, в Риме, в доме близкого друга своей семьи патриция Аврелия Меммия Симмаха.
Абеляр
Абеляр, Пьер (Petrus Abaelardus лат., Pierre Abelard фр.) средневековый философ и теолог. Родился в окрестностях Нанта в благородной семье. Избрав карьеру ученого, отказался от права первородства в пользу младшего брата.
Алан Лилльский
Алан Лилльский (Alain de Lille, Alanus de Insulis) (ок. 1120/1130—1202/1203) — фр. теолог, философ и поэт; «универсальный доктор» (doctor universalis).
Абеляр Пьер
Пьер Абеляр (1079-1142) - самый значительный представитель Средневековой философии периода ее расцвета. Абеляр известен в истории философии не только своими взглядами, но и своей жизнью.
Аль-Фараби Абу-Наср Ибн Мухаммед
Философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма, переплетающегося с неоплатонизмом. Прозвище - Второй учитель (после Аристотеля).
Буль (Boole), Джордж
Его работы «Трактат о дифференциальных уравнениях» (1859г.) и «Трактат о вычислении предельных разностей» (1860г.) оказали колоссальное влияние на развитие математики. В них нашли свое отражение наиболее важные открытия Буля.
Абеляр, Петр
Абеляр, Петр (Abelard, Abailard) (ок. 1079–1142), французский философ и теолог-схоласт.
Ибн Баджжа
Ибн Баджжа, Абу Бакр Ибн Йахйа (лат. Авемпаце) (ок. 1082 – 1139), врач, философ, визир во времена правления Альморавидов.