Московская государственная
академия водного транспорта
Кафедра гуманитарных наук
Контрольная работа по
философии
Тема: “Философия Аврелия
Августина”.
Студентка I
курса УП-4
Полунина
Е.А.
Москва 2003
АВГУСТИН (Augustinus) Аврелий — христианский теолог. Родился в г. Тагасте
(Северная Африка). В своем духовном развитии прошел несколько этапов. Проявил способности
к наукам, изучал риторику в Карфагене, затем преподавал красноречие в Риме, а
позже в Медиолане (Милан). В течение 9 лет был приверженцем манихейства —
религиозного учения, исходившего из принципа дуализма добра и зла, света и тьмы
в мире, затем оказался под влиянием скептицизма. Решающую роль в развитии
Августина сыграло его знакомство с неоплатонизмом — философским течением,
опиравшимся на идеи великого древнегреческого мыслителя — Платона. В 387 г.
принял христианство. В следующем году возвратился в свой родной город и стал во
главе местной общины христиан. В 395 году был посвящен в епископы г. Гипона,
руководя всей африканской церковью. Умер во время осады Гипона вандалами.
Августин — автор трактата по эстетике «О прекрасном и пригодном», в котором,
опираясь на идеи Аристотеля, развивал положение о том, что красота представляет
собой единство в многообразии. Однако этот принцип разрабатывался им на
принципиально отличной от античной эстетики основе. Красота в мире, по
Августину, существует не сама по себе и не как отражение идеальной красоты,
сосредоточенной в мире высших смыслов, а как проявление и свидетельство
попечения Творца о твари, постоянное участие Бога в делах мира. Центральный
пункт размышлений Августина — «новый» человек в его отношении к Богу и миру;
становление человека как личности от ветхого к новому, преодоление себялюбия в
любви к Богу. Теоретические основы процесса — философская теология, учение о
тринитарной структуре личности как чистого «я» разработаны в трактате «О Троице».
Широко известна "Исповедь" Августина, где он с глубоким
психологизмом и предельной искренностью описал свою жизнь и основания своей
веры. В ней Августин немало и с непревзойденной интеллектуальной
изобретательностью рассуждает о проблемах времени и пространства. Он ставит
перед собой смелые богословские вопросы: мог ли Бог создать этот мир раньше или
позже, чем создал? что делал Бог до того, как создал мир? Как соотносится Бог с
понятиями времени и вечности? В решении их Августин примыкает к
платоновскому истолкования времени, то есть считает время сотворенной
субстанцией. Мир создан не в текущем времени, утверждает Августин, но
время начинает идти от сотворения мира. Бог находится в вечности, и потому к
ней неприменимы временные понятия: "раньше", "позже",
неправомерно спрашивать Бога, что он делал тогда, когда мира не было.
"Когда не было времени, не было и "тогда"... Всякое время создал
Ты, и до всякого времени был Ты, и не было времени, когда времени вовсе не
было" (Исповедь, с.326). Следовательно, Бог не мог создать мир ни раньше
ни позже, чем создал, то есть время начинает идти только и сразу с сотворением
мира.
Аврелий Августин обсуждает
вопросы долготы и краткости времени, длительности прошлого, измерения времени,
психологические подходы к времени? Время разбивается на прошлое, настоящее и
будущее, причем первого уже нет, третьего еще нет, а настоящее неуловимо, непрерывно
проходит. "Время, становясь из будущего настоящим, выходит из какого-то
тайника, и настоящее, став прошлым, уходит в какой-то тайник" (там же, с.
333). Тем не менее, не могли бы мы измерять какую-то иллюзию, следовательно,
время есть некоторая реальность. Что же мы измеряем во времени, если никак не
можем уловить его суть? - спрашивает он. Реальностью можно назвать и прошлое,
которое было когда-то настоящим, и будущее, которому только предстоит стать
настоящим. Каждый из нас образ прошедшего несет в своей душе, вспоминает о нем.
Будущее видят предсказатели. Значит, существуют на самом деле, имеют не
мечтательное бытие все три ипостаси времени.
В нашей душе находится тот тайник или источник длительности, которым мы
измеряем глубину прошлого, которое существует не само по себе, а только в связи
с глубиной воспоминания. Ничто иное, как память несет слова и образы вещей.
Количество конкретного воспоминания для нас равно силе и глубине впечатлений.
Точно также и предсказание, предварительное обдумывание на основании тех
образов, которые находятся у нас внутри, в памяти, рисуют нам облик будущего.
Следовательно, говорит Августин, нет ни будущего, ни прошлого самих по себе, а
есть три лика одного времени - настоящее прошедшего, настоящее настоящего и
настоящее будущего, связанные с памятью и впечатлением, которые суть важнейшие
инструменты понимания времени. Бог хочет сказать нам, что мы не должны
допускать рассеивания внимания; наша обязанность по отношению к сущему -
помнить все, прошедшее удерживать в своей душе.
Более отчетливо, чем философы античности, Августин выделяет понятие
пространства, которое тогда в основном называлось местом. Для него так же как и
время, пространство имеет некоторую реальность независимо от наполняющих его
вещей. Он называет пространство не передвигающимся сосудом, то есть не
совпадающим с границами тел.
Рассуждения Аврелия Августина значительно очистили от наслоений традицию
Платона и Аристотеля и развили субстанциальную концепцию времени, приверженцы
которой стремятся обосновать независимость течения времени и существования
пространства от движения материальных тел. Логические построения и неожиданная
постановка вопросов Августина о времени и пространстве всегда вызывали
философский интерес; они способны и сегодня служить источником новых образов и
ассоциаций.
Другие работы по теме:
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Проблема души и тела
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Проблема души и тела К числу традиционных антропологических вопросов средневековой философии относится проблема соотношения души и тела. Само собой понятно, что мыслители этой эпохи не могли пренебречь теми выводами, которые были сделаны античными философами, в первую очередь Платоном и Аристотелем.
История философии
Тестовые задания по теме «История философии» Наименование дидактической единицы № задания Тема задания История философии Философия древности Философия Средних веков
Философия Августина и Фомы Аквинского
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ НИЖНЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РЕФЕРАТ Тема: Философия Августина и Фомы Аквинского
Державно-правова концепція Аврелія Августина
Августин Блаженний як найбільший представник латинської патристики, одна із ключових фігур в історії європейської філософії й теології. Характеристика вчення Аврелія Августина як однієї із перших системних християнських державно-правових концепцій.
Экзаменационный билет по предмету философия
Экзаменационный билет по предмету ФИЛОСОФИЯ Билет № Охарактеризуйте теоретический уровень мировоззрения. Объясните подход Гераклита к характеристике субстанционально-генетического начала мира Вселенной.
Время
В ХХ в. под влиянием общей теории относительности время понимается как четвертое измерение, главное отличие которого от первых трех (пространства), заключается в том, что время необратимо (анизотропно).
Философия Дании
Для развития датской философии характерны переработка идей, заимствованных из Германии и Англии, отсутствие склонности к систематическим построениям, тяготение к этической и психологической проблематике.
Место и роль философии в культуре 3
3. место и роль философии в культуре Назначение и функции философии в культуре Во-первых, философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи, являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры.
Плотин 2
Плотин (204/205 – 270 гг. ) – это древнегреческий философ, основатель неоплатонизма. Плотин родился в Ликополе (Египет). По сообщениям Порфирия, Плотин стыдился своего происхождения и никогда никому не говорил о дне своего рождения, но всегда отмечал дни рождения Сократа и Платона.
Философия культуры
Философия культуры, культурфилософия- это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. немецким романтиком А. Мюллером.
Искусство и натурфилософия
Гуманистические идеи обрели себя не только в рамках studia humanitatis, они пробивались в живописи и поэзии еще в ХIII - ХIV вв. Искусство Италии в этом смысле было колыбелью Возрождения.
Патристика. Отцы церкви
Патристика - (от греч. pater - отец) обозначает совокупность теологических, философских и политико-социологичеких доктрин христианских мыслителей 2 - 8 веков, так называемых отцов церкви.
Августинцы
Августинцы, неофициальное наименование членов нескольких монашеских орденов Римско-католической церкви, руководствующихся уставом, который приписывается св. Августину.
Философия права
Философия права-наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем.
«История и философия науки»
В соответствии с приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 г. №696 представляются следующие рекомендации по изучению предмета «История и философия науки» и проведению экзамена по этой дисциплине
25
Бытие фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии
работа
I. император марк аврелий в контексте своей эпохи (Рим, II в н э.)
Блаженный Аврелий Августин
(354-430) Пискунова С. И. Повествование в "Исповеди", естественно, ведется от первого лица и автор, на первый взгляд, хочет рассказать читателю о своей жизни. Но доходит оно лишь до момента крещения Аврелия, которое он принял 387 года в возрасте 32 лет (Августин – его крестное имя). Так что основная часть жизни Августина, годы, за которые он напишет книги, сделавшие его главнейшим авторитетом западной церкви (такие, как "О Граде Божьем") были еще впереди.
Берта Кентская
(англ. Bertha), иногда Святая Берта (ок. 539, Франция — 612, Кентербери) — жена кентского короля Этельберта. Считается, что канонизирована после своей смерти в 612 году за то, что смогла убедить Этельберта первым среди королей гептархии принять христианство.
Евгения императрица Франции
Императрица Евге́ния (Евгения/Эухения/Эжени Мария Игнасия Августина Палафокс де Гусман Портокарреро и Киркпатрик де Платанаса де Монтихо де Теба, исп. Marнa Eugenia Ignacia Agustina Palafox de Guzmбn Portocarrero y Kirkpatrick, condesa de Teba; фр. Eugйnie de Montijo, 5 мая 1826 — 11 июля 1920) — императрица Франции, супруга Наполеона III.
Маркоманская война
(166—180) — война германских и сарматских племён с Римом, вызванная передвижениями этих племён на восточных границах Римской империи. Воспользовавшись тяжелым положением Римской империи в связи с Парфянской войной (162-166), эпидемией чумы и неурожаями в Италии, маркоманы, квады, гермундуры, языги и другие племена, нарушив рейнско-дунайскую границу, прошли в Италию.
Философия и общество журнал
Философия и общество (журнал) Философия и общество Научный журнал Философия и общество ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально-философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т.д. Здесь публикуются статьи как философской, так и исторической тематики, материалы по социологическим и экономическим проблемам, философии истории, герменевтике и структурализму, гносеологии и онтологии, глобальным проблемам современности.
Бонифаций VII
Бонифаций VII (лат. Bonifacius VII, ум. 20 июля 985, Рим) — антипапа (июнь — август 974, апрель 984 — 20 июля 985), в миру Франко Ферруччи В 973 году папой был избран Бенедикт VI, сторонник императора Оттона I. Однако партия противников императора в Риме не смирилась с этим. В июне 974 года в результате восстания под предводительством Кресцентия Старшего, папа был свергнут.
Марксистско-ленинская философия
Марксистско-ленинская философия (МЛФ) — философское учение, развившее и последовательно проводящее материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, дополнив его диалектическим воззрением. Построившее, по словам В. Ленина[1], диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей“, то есть развития всего конкретного содержания мира и познания его, то есть итог, сумма, вывод истории познания мира».
Философия Августина Блаженного
Характеристика богословских и философских взглядов Августина, которые сформировали западную ветвь христианства – католичество. Особенности богословской деятельности Августина, а также ее влияния на христианское вероучение. Взгляды на единство церкви.
Виванко, Мануэль Игнасио де
Мануэль Игнасио де Виванко Итурральде — (исп. Manuel Ignacio de Vivanco Iturralde) — (15 июня 1806, Вальпараисо, Чили - 16 сентября 1873, Лима, Перу) — перуанский военный и политический деятель. Президент Перу в 1843 и 1844 годах.
Марк Аврелий
Марк Аврелий (121–180 гг.) был императором Рима с 161 г. Это был деятельный и энергичный правитель, при котором велось несколько войн. В конце его правления в Риме разразилась эпидемия чумы, от которой умер и сам император.
Аврелий Августин
Аврелий (Блаженный) Августин (354—430 гг.) — крупнейший христианский мыслитель и писатель периода патристики, наиболее выдающийся из Отцов Церкви. Именно ему принадлежит заслуга выработки основ первого систематического христианского вероучения.