Экономический рост и проблемы экологии.
Пока экологическая опасность возрастает, экономисты не дремлют. Все большее внимание уделяется объяснению экономических причин экологической проблемы. Одной их них некоторые экономисты считают экономический рост.
Постоянное развитие экономики, наращивание производственных мощностей, рост ВНП, увеличение выпуска продукции как самоцель-вот что характеризует экономический рост.
Наиболее емкое определение этого термина дал американский экономист С.Кузнец:
Экономический рост – долгосрочное увеличениепроизводственной способности страны, основанное на техническом прогрессе, способное обеспечить население растущим многообразием материальных благ.
Влияет ли в действительности экономический рост на окружающую среду?
Мнения экономистов по этому поводу разделились.
Противники экономического роста, прежде всего, озабочены ухудшением состояния окружающей среды. Они утверждают, что индустриализация и экономический рост порождают такие отрицательные явления современной жизни, как загрязнение, промышленный шум и выбросы, ухудшение облика городов, транспортные заторы и т. д. Все эти издержки экономического роста возникают, поскольку производственный процесс лишь преобразует природные ресурсы, но не утилизирует их полностью. Практически все, что вовлекается в производство, со временем возвращается в окружающую среду в виде отходов. Чем значительнее экономический рост и выше уровень жизни, тем больше отходов должна будет поглотить или попытаться поглотить окружающая среда. В любом достаточно развитом обществе дальнейший экономический рост может означать только удовлетворение все более насущных потребностей при возрастании угрозы экологического кризиса. Поэтому некоторые экономисты считают, что экономический рост должен целенаправленно сдерживаться.
К этой позиции близка «теории нулевого роста», основанная на изучении взаимосвязи роста народонаселения1, истощения природных ресурсов и ухудшении окружающей среды. Согласно ей, единственный выход состоит в прекращении или, по крайней мере, стабилизации экономического роста на некотором оптимальном уровне, не угрожающем природным условиям.
Однако существует и противоположная точка зрения.
Сторонники экономического роста считают, что его связь с состоянием окружающей среды слишком преувеличена. На деле эти проблемы можно отделить друг от друга. Если общество совсем откажется от экономического роста, сохраняя ВНП на постоянном уровне, ему все же придется выбирать между различными структурами производства, и этот выбор будет влиять на состояние окружающей среды и качество жизни. Обществу все же нужно определить, сохранять ли естественную красоту леса или вырубать его на дрова. И если лес вырублен, необходимо решить, использовать ли древесину для строительства домов или пустить ее на рекламные стенды.
Согласно защитникам этого подхода, загрязнение является не столько побочным продуктом экономического роста, сколько результатом неправильного ценообразования, а именно: значительная часть естественных ресурсов (реки, озера, океаны и воздух) рассматривается как "общая собственность" и не имеет цены. Поэтому эти ресурсы используются чрезмерно интенсивно, что ухудшает их состояние. Загрязнение окружающей среды является примером побочного результата или перелива издержек. Решение этой проблемы возможно при введении законодательных ограничений или особых налогов ("платы за стоки"), чтобы компенсировать пороки системы ценообразования и предотвратить нерациональное использование естественных ресурсов. Сторонники этой точки зрения не отрицают серьезных проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, но считают, что ограничение экономического роста их не решит. Суть их позиции: "Чтобы ограничить загрязнение, нужно ограничить именно его, а не экономический рост".
В настоящее время очевидно, что остановить экономический рост нельзя, т.к. существует и обратная связь: одним из его источников является количество и качество самих природных ресурсов.
В противоречии «окружающая среда – экономическое развитие» речь идет не столько о дилемме: или экономическое развитие, или чистая среда, - сколько о необходимости достичь общей цели: обеспечить такой уровень развития, который бы подразумевал не только создание материальных благ, необходимых обществу, но и поддержание « в чистоте» окружающей среды. На этом и основан принцип экологического развития.
Как достичь гармоничного экономического и экологического развития? Что в настоящее время экономика может реально сделать для экологии? Именно этому и посвящена следующая глава.
1 Данная концепция имеет сходство с законом Т.Мальтуса (население возрастает в геометрической прогрессии, средства к существованию – в арифметической.), т. к. делает акцент на росте численности населения.
Цит. по : «Пределы роста»/ “the Limits to growth”/ Meadows D.L.: New York, 1972.
3
Другие работы по теме:
Современная рыночная экономика и ее характеристика
Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой — проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и услуги производить и в каком объеме.
Финансовые ресурсы предприятия 3
МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКАЯ АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КСЮИ) ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ социально-экономический факультет
Социальная экология 2
2 становление соц эко Предыстория социальной экологии начинается с появления человека на Земле. Провозвестником новой науки считают английского богослова Томаса Мальтуса. Он одним из первых указал на то, что существуют естественные границы экономического роста, и требовал ограничить рост населения: «Закон, о котором идет речь, состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи» (Мальтус, 1868, с. 96); «… для улучшения положения бедных необходимо уменьшение относительного числа рождений» (Мальтус, 1868, с. 378).
Экология – школьный предмет или образ жизни?
Размышление преподавателя о важности введения предмета "Экология" в программу общеобразовательной школы. Главное для учителя биологии и экологии, чтобы дети научились видеть проблемы охраны природы, размышлять, пытались как-то сами изменить ситуацию.
Экология как наука
Как самостоятельная наука экология сформировалась приблизительно к 1900 г. Термин "экология" был предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Следовательно, это сравнительно молодая наука.
"Законы" экологии Коммонера
Четыре закона Коммонера - "Все связано со всем", "Все должно куда-то деваться", "Природа знает лучше", "Ничто не дается даром" и их разъяснение.
Природная среда
Характеризуя природную среду Земли с экологической точки зрения, эколог на первое место всегда может ставить освещения типов и особенностей существующих в нем взаимосвязей между всеми природными процессами и явлениями.
Расчетная работа по Экологии
Дано: n = 1,14 м B=450 мі/ч = 450/3600 = 0.125 мі/с Q = 35 МДж/мі T = 150°C Решение: H = 25*n = 25*1.14 = 28.5 м x=7*H = 7*28.5 = 199.5 м d = 0.5n = 0.57 (мг/мі), Где А = 160 – коэффициент, зависящий от местности;
Основные законы и принципы экологии
Рассмотрение принципов теории Бари Коммонера, законов минимума, необходимости, пирамиды энергии, понятия сукцессии (последовательная смена сообществ пол влиянием времени), биоценоза, толерантности, сопротивления среды, устойчивости природного сообщества.
Экология и будущее жизни на Земле
Проблема экологии является одной из глобальных проблем современности. Особенность этой проблемы заключается в том, что она имеет общемировой характер, то есть затрагивает интересы всех народов мира, угрожает гибелью всему человечеству.
Проект по деталям машин
Московский Государственный Университет Инженерной Экологии Кафедра «ОКО» Проект по деталям машин Задание 7, Вариант 1, Режим 3 Работу выполнил Бармин Вадим Группа М-33 Работу проверил Ватчин И.Г.
Айтматов ч. - Проблемы современного общества в романе ч. айтматова плаха
В романе Чингиза Айтматова “Плаха” затронуты многие проблемы современного общества. Писатель коснулся очень важных вопросов, которые могут встать перед человеком, если ему небезразлична судьба наша собственная и судьба будущих поколений. Чингиз Айтматов коснулся проблем наркомании, пьянства, экологии, а также нравственных различных проблем общества.
Тема Аудиторные
СТРУКТУРА КУРСА Тема Аудиторные занятия Форма контроля Самостоятельная работа Лек. Лаб. Сем. Биология как наука о жизни. История биологии. Реферат Тест
Проблемы экологии проблемы выживания человечества
На изломе веков мы часто ставим вопрос, который был главным в прошлом. Кажется, ответов было достаточно. И все же рискнем сказать, что это понимание последствий НТР, о которой было сказано так много громких слов. Действительно, НТР много изменила в человеческой цивилизации. Это дало основания кое-кому даже отождествлять ее с духовностью общества.
Человек и биосфера
В первой половине семидесятых годов XX века в Советском Союзе впервые были подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал повествование в рассказах "Царь-рыба".
Экология культуры 2
Экология культуры Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь?
Историческая психология и социология истории
Историческая психология и социология истории В научном журнале Историческая психология и социология истории освещаются проблемы междисциплинарных исследований на стыке истории, культурной антропологии, психологии, социологии, семиотики, экономики, экологии и политологии.
Костюшко-Моризе, Натали
Натали Костюшко-Моризе (фр. Nathalie Kosciusko-Morizet; род. 14 мая 1973(19730514)) — французский политический деятель. Родом из семьи с большим политическим прошлым. Дальний предок Костюшко-Моризе был братом Тадеуша Костюшко. Её дед Жак Костюшко был послом Франции в США, прадед Андре Моризе — сенатором, отец, Франсуа Костюшко-Моризе (род. 1940), является мэром Севра.
Экономический кризис в Грузии 2008 2010
Экономический кризис в Грузии — экономический кризис в Грузии 2008—2010 годов, произошедший на фоне мирового экономического кризиса. Ход кризиса Развившийся с начала 2008 года мировой экономический кризис отразился на экономике Грузии.[1] С весны 2008 возникли проблемы с финансовыми ресурсами, упала инвестиционная активность, сократилось потребление.[1]
Арский Юрий Михайлович
(Кандидат геолого-минералогических наук (1965), доктор геолого-минералогических наук (1979). Профессор (1981).) Родился 25 ноября 1936 г. в г. Ленинграде. Окончил геологический факультет МГУ (1959).