Реферат: Время реакции - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Время реакции

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ

4"Применение дифференцированных значений времени реакции

4водителя в экспертной практике"

(Методические рекомендации) Москва, 1987.

... в целях облегчения выбора рекомендуемых значений ВРВ и сокращения их числа интервалы между ними приняты равными 0.2с. ДЗВР предназначены для использования при расчетах, связанных с торможением и маневром АТС.

В конкретных случаях, когда имеются признаки, которые могут характеризовать две или несколько ситуаций из разных групп в таблице (например, выход ребенка на проезжую часть из-за объекта,ограничивающего обзорность, в зоне действия знака "Дети"), рекомендуется принимать в расчет меньшее значение ВР, так как наличие информации о соответствующих ситуационных признаках обязывает водителя быть готовым к каждой из возможных ДТС, тем более к максимально вероятной.

Ситуация, когда в поле зрения водителя находится несколько объектов, которые в равной степени одновременно становятся препятствием, маловероятна. Как правило, водитель в процессе сближения с таким объектом успевает оценить все прочие объекты. Поэтому вносить дополнительные значения ВР если в поле зрения водителя было несколько объектов-препятствий, нецелесообразно.

Если объект (препятствие) малозаметен (например, при свете фар встречных ТС, неконтрастной окраске объекта, что способствует слиянию его с окружающим фоном, или при недостаточном освещении объекта), то в конкретной ДТС, характеристика которой приведена в ч.1 таблицы, ВР водителя следует увеличить на 0,6 с.

Возрастание ВР в этих случаях происходит в основном вследствие ухудшения условий восприятия и соответственно увеличения длительности обнаружения водителем объекта.

На ВР водителя влияют все элементы системы ВАДС, поэтому целесообразно дифференцировать значения ВР в зависимости от типичных ДТС, характеризующихся определенными сочетаниями взаимосвязанных факторов системы ВАДС.

Все ДТС, приведенные в таблице, в первом приближении дифференцированы на сложные (ч.1 таблицы) и свободные (ч.2 таблицы).

В свободных ДТС, в отличие от сложных, возникновение опасности для движения, на которую должен реагировать водитель ТС, не связано с появлением в поле его зрения вероятного препятствия.

Составляющие ВРВ в свободных ДТС, в частности время обнаружения обстоятельства, создавшего опасность для движения, и время оценки возникших условий движения как опасных, меньше, чем при реагировани на появление препятствия. Соответственно меньше и суммарное ВР.

Так, при ослеплении водителя светом фар встречного ТС ПДД однозначно обязывают его снизить скорость или остановиться независимо от наличия препятствия. Время формирования ответного действия в данном случае принимается минимальным, а суммарное ВР - равным 0.8с.

Аналогичен механизм формирования реакции при потере видимости водителем, связанной с неожиданным открытием капота или крышки багажника спереди и в других сложных обстоятельствах.

В случае потери видимости, связанной с внезапным отказом фар, а также при переключении сигнала светофора на красный (после желтого) в свободных ДТС, не связанных с внезапным появлением препятствия, рекомендуется принимать значения ВР равным 0.6с.

Некоторое различие в значениях ВР в указанных случаях связано с определенным "затормаживающим" действием факторов, сопровождающих ослепление или открытие капота, на психофизиологические свойства водителя.

При неожиданном отказе или неэффективности использования одного органа управления ТС, когда водитель вынужден задействовать другой орган, а также при появлении других неисправностей, угрожающих безопасности движения, равно как и в случае физического вмешательства пассажира в процесс управления автомобилем, требуется дополнительное время для повторных попыток водителя воспользоваться органом управления неисправным механизмом, осознания неисправности и приняти иного решения. В этих случаях ВР в свободных ДТС рекомендуется принимать равным 1.2с, а в сложных ДТС, следует увеличивать его на 1.2с.

Если эксперту в его расчетах требуется оценить правильность выбора водителем скорости по условиям дальности видимости дороги или дистанции до движущегося впереди ТС, он должен принимать минимально возможное ВР - 0.3с(ч.3 таблицы), поскольку у него нет оснований исключить возможность того, что водитель за такое время может реагировать на изменение видимости дороги и ее элементов или на торможение следовавшего впереди ТС (лидера), если он (водитель) подготовлен к этому изменению условий движения.

Величина 0.3с соответствует среднему значению времени простой сенсомоторной реакции водителя на тренажере (в экспериментах М.К.Полтева и др.) и минимальному значению времени простой сенсомоторной реакции водителя, полученной при вождении автомобиля в экспериментальных исследованиях, проведенных в ВНИИСЭ в 1985 г.

При движении на постоянном расстоянии за автомобилем-лидером и при ориентировании на загорание его стоп-сигнала обстановка для водителя следовавщего сзади автомобиля сопоставима с экспериментальными условиями определения времени простой сенсомоторной реакции.

И поскольку перед экспертом стоит задача определения минимально допустимой дистанции между попутно движущимися ТС, постольку этому значению дистанции в расчете должно соответствовать минимальное время реакции водителя - 0,3с.

Фактическая дистанция принимаемая водителем, должна быть больше, чем минимально допустимая.

Применение в экспертной практике ДЗВРВ при исследовании ДТП, совершенных в темное время суток, связано с необходимостью различения понятий и величин дальности видимости дороги (ее элементов) и дальности видимости препятствия [ ].

Дальность видимости дороги зависит от ее параметров, освещения и дорожных (атмосферных) условий. Поскольку на проезжей части дороги не должно быть препятствий, которые водитель не может заблаговременно обнаружить, водитель при выборе скорости вправе ориентирповаться только на известный (ожидаемый) раздражитель одного типа - изменение видимости элементов дороги.

Поскольку при расчете максимально допустимой скорости по условиям видимости дороги минимальное время простой сенсомоторной реакции следует принимать равным 0,3с. Скорость выбираемая водителем по условиям видимости дороги, должна быть меньше, чем максимально допустимая.

При возникновении в поле зрения водителя конкретного препятствия ему согласно требованиям ПДД следует принимать меры для предотвращения происшествия. Видимость препятствия на дороге зависит от контрастности размеров препятствия на фоне дороги, объектов придорожной обстановки и т.д., поэтому дальность его видимости может отличаться от дальности видимости дороги. Дальность видимости конкретного препятствия рекомендовано определять путем следственного эксперимента как расстояние от передней части ТС, на котором препятствие может быть четко опознано с места водителя по его характерным признакам.

Поскольку, как это указывалось выше, на проезжей части дороги, предназначенной для движения ТС не должно быть препятствий, которые водитель не может заблаговременно обнаружить, возникновение такого препятствия, как правило, неожиданно для водителя. Следуя со скоростью, выбранной по условиям видимости дороги, он может быть подготовлен к изменениям дорожных условий (поворотов,уклонов и т.д.), но не подготовлен к возникновению неожиданного препятствия, поэтому время его реакции в таком случае увеличивается. Соответственно для реагирования водителя на изменение дорожных условий и появление препятствия требуется разное время.

В последнем случае для решения вопросов, связанных с технической возможностьтю предотвратить происшествие, эксперту рекомендуется принимать ВРВ дифференцированно по ситуациям, приведенным в ч.1 таблицы, с соответствующим увеличением времени на 0,6с, если следствем установлено, что объект был малозаметным. ТАБЛИЦА ----------------------------------------------------------------------------Характеристика ДТС и других Типичные варианты Т 1

обстоятельств (с) -----------------------------------------------------------------------------

1 2 3 -----------------------------------------------------------------------------

1. СЛОЖНЫЕ ДТС

ДТС,предшествовавшая ДТП, Выход пешехода из-за объекта 0.6 свидетельствовала о весьма ограничивающего обзорность, непосребольшой вероятности его возник- дственно вслед за другим пешеходом; новения; начало или изменение движения в 0.6

водитель имел объективную направлении полосы следования ТС певозможность заранее обнаружить шехода, находившегося на проезжей признаки вероятного возникнове- части в поле зрения водителя; ния препятствия, с достаточной начало движения в направлении 0.6 точностью определить место, где полосы следования ТС ребенка, нахомогло появиться препятствие, дившегося на дороге в поле зрения момент возникновения и характер водителя; препятствия, а также необходи- выезд ТС, водитель которого 0.6 мые меры по предотвращению ДТП; имел преимущественное право на дви-

от водителя требовалось жение особое внимание к ДТС. Он должен был постоянно наблюдать за местом вероятного возникновения препятствия и подготовиться к принятию необходимых мер по предотвращению ДТП. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


ДТС,предшествовавшая ДТП Выход пешехода на нерегулируе- 0.8 свидетельствовала о большой ве- мый пешеходный переход или на проезроятности его возникновения; жую часть данного направления на пе-

водитель имел объективную рекрестке в месте, где переход развозможность заранее обнаружить решен; явные признаки вероятного воз- выход пешехода на регулируемый 0.8 никновения препятсивя, но не пешеходный переход или проезжую мог не иметь возможности зара- часть данного направления на регулинее определить с достаточной руемом перекрестке на разрешающий точностью место, где могло поя- сигнал светофора (регулировщика); виться препятствие, момент воз- выход на проезжую часть пешехо- 0.8 никновения и характер пре- да, до этого двигавшегося в том же пятствия, а также необходимые направлении в поле зрения водителя меры по предотвращению ДТП; (с тротуара, обочины, от раздели-

от водителя требовалось тельной полосы, трамвайного полотна повышенное внимание к ДТС. Он или резервной зоны); не должен был отвлекаться от выход пешехода на проезжую 0.8 наблюдения за ней. часть на участке, где переход разре-

шен (если пешеход до выхода до выхо-

да на проезжую часть двигался в ином

направлении, стоял или вышел из

группы людей);

появление пешехода на проезжей 0.8

части на участке, где переход разре-

шен, из-за неподвижного объекта, ог-

раничивающего обзорность, или из

(из-за) находившейся на проезжей

части группы людей;

появление пешехода на проезжей 0.8

части на участке, где переход разре-

шен, из-за ТС, двигавшегося по край-

ней полосе движения; *1*

движение пешехода к обществен- 0.8

ному транспорту или отнего на оста-

новках общественного транспорта;

возникновение препятствия (опа- 0.8

сности), о котором водитель был пре-

дупрежден соответствующим дорожным

знаком;

выезд ТС, водитель которого был 0.8

вынужден сделать это из-за сложив-

шихся обстоятельств;

движение ТС против разрешенного 0.8

направления;

изменение траектории движения 0.8

следовавшего впереди ТС в процессе

его обгона;

экстренное торможение следовав- 0.8

шего впереди ТС во время изменения

траектории заднего для обгона - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

ДТС, предшествовавшая ДТП, Внезапный выход пешехода на 1.0 не содержала явных признаков проезжую часть на участке, где перевероятности его возникновения. ход не разрешен (если пешеход до выОднако в поле зрения водителя хода на проезжую часть двигался в находились (или могли появиться ином направлении, стоял или вышел из с большой вероятностью) объек- группы людей); ты, которые могли создать внезапное появление пешехода на 1.0 опасную обстановку; проезжей части на участке, где пере-

водитель мог не иметь объ- ход не разрешен из-за неподвижного ективной возможности заранее объекта, ограничивающего обзорность, определить место, где могло по- или из (из-за) находившейся на проявиться препятствие, момент его езжей части группы людей; возникновения и характер, а внезапное появление пешехода на 1.0 также необходимые меры по пре- проезжей части на участке, где передотвращению ДТП; ход не разрешен, из-за ТС, следовав-

от водителя требовалось шего по крайней полосе движения*1*; внимание к ДТС. Он не должен появление пешехода на проезжей 1.0 был отвлекаться от наблюдения части на участке, где переход разреза ней шен, из-за ТС, следовавшего не по

крайней полосе движения;

выезд ТС, водитель которого не 1.0

имел преимущественного права на дви-

жение;

поворот ТС на перекрестке без 1.0

подачи сигнала поворота - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

ДТС, предшествовавшая ДТП, Внезапное появление пешехода на 1.2 не содержала признаков возник- проезжей части на участке, где переновения препятствия. Однако в ход не разрешен, из-за ТС, следовавполе зрения водителя находились шего не по крайней полосе движения; объекты, которые могли создать внезапный выход пешехода на 1.2 опасную обстановку; проезжую часть с обчины, вне насе-

водитель не имел объектив- ленного пункта при отсутствии пешеной возможности заранее опреде- ходного движения (если пешеход до лить место, где могло появиться выхода на проезжую часть двигался в препятствие, а также необходи- ином направлении или стоял); мые меры по предотвращению ДТП; движение по проезжей части в 1.2

отводителя не требовалось направлении полосы ТС пешехода, наповышенного внимания к ДТС и чавшего переход при запрещающем сигпостоянного наблюдения за ней нале светофора (регулировщика);

выезд ТС при запрещающем сигна- 1.2

ле светофора (регулировщика);

внезапное появление ТС на про- 1.2

езжей части населенного пункта

(из-за объекта, ограничивающего об-

зорность);

внезапное изменение направления 1.2

движения встречного или попутного ТС

вне перекрестка ( когда признаки

возможного совершения маневра

отсутствовали);

торможение следовавшего впереди 1.2

ТС без включения стоп-сигнала с за-

медлением 3 - 6 м/с2 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

ДТС, предшествовавшая ДТП, Внезапное появление пешехода 1.4 свидетельствовала о минимальной или ТС на проезжей части дороги вне вероятности его возникновения; населенного пункта (из-за объекта,

в поле зрения водителя ограничивающего обзорность); отсутствовали объекты, которые торможение следовавшего впереди 1.4 могли стать препятствием; ТС без включения стоп-сигнала с за-

водитель не имел объектив- медлением до 3 м/с2; ной возможности заранее опреде- неровности и разрушения проез- 1.4 лить место, где могло появиться жей части, находившиеся на проезжей препятствие, момент его появле- части объекты, не предусмотренные в ния и характер, а также необхо- вышеприведенных типичных вариантах димые меры по предотвращению (люди,животные, неподвижные объекДТП; ты, предметы)

водитель мог отвлечься для того, чтобы посмотреть на контрольные приборы, пассажиров или окружающую местность в целях ориентировки - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

2. СВОБОДНЫЕ ДТС

ДТС, в которых не возника- Внезапный отказ фар ТС; 0.6 ет препятствий для движения ТС переключение сигнала светофора 0.6 и сам водитель не создает помех на красный (после желтого) (его автомобиль не является - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - препятствием) для других участ- Внезапное открытие капота или 0.8 ников движения крышки багажника спереди ТС;

внезапное ослепление водителя 0.8

светом фар встречного ТС

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Внезапный отказ или неэффектив- 1.2

ность органа управления ТС, проявле-

ние других неисправностей, угрожаю-

щих безопасности движения;

физическое вмешательство пасса- 1.2

жира в процесс управления ТС - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

3. ОЦЕНКА ВЫБОРА СКОРОСТИ И ДИСТАНЦИИ *2*

Оценка водителем дорожных Выбор водителем скорости ТС по 0.3 условий и обстановки условиям видимости элементов дороги

в направлении движения;

выбор водитилем дистанции при 0.3

следовании за ТС-лидером ----------------------------------------------------------------------------ПРИМЕЧАНИЯ *1* - при появлении пешехода из-за встречного ТС за крайнюю

полосу принимается полоса встречного движения, ближняя

к полосе, занимаемой тем ТС, препятствием для движения

которого является пешеход.

*2* - для расчета максимально допустимой скорости и минимально

допустимой дистанции.


Методические рекомендации подготовлены Ю.Б.Суворовым и являются переработанным и дополненным изданием работы "Применение дифференцированных значений ВРВ в экспертной практике" (М.1983).

АЧ