Я дал себе слово всегда говорить правду…
М.Зощенко Я пишу только за то, что глаза мои Мои собственноручно видели И.Бабель.
Цели урока: - Дать понятие “возвращенной литературы”; обсудить полученные по теме знания; проверить уровень осмысления материала; развивать монологическую речь; развивать коммутативные способности; формировать гражданскую позицию.
Тип урока: урок-семинар
Форма работы: групповая
Оборудование: 1. портреты писателей и поэтов 2. тексты произведений 3. листы для групповой работы. 4. фломастеры. Ход урока.
Вступительное слово учителя. Тема сегодняшнего урока вытекает из уроков, на которых мы с вами видели как взаимодействует время и личность в романе А.Толстого “Петр I”; заглянули в будущее с героями Замятина, стояли в очереди к тюремному окну с А. Ахматовой, задумались над судьбой лирического героя А. Твордовского, ужаснулись правде Шаламова, прожили один день в лагере с Иваном Денисовичем Шуховым, побывали у Черных камней с поэтом Жигулиным.
“ Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем” Нам предстоит обобщить полученные знания, познакомиться с новым понятием
“возвращенная литература”, попробовать извлечь уроки из художественных произведений для того, что страшное прошлое не вернулось.
I. Этап урока. Посмотрите на портреты писателей и поэтов. Вы их узнали. Что общего в их судьбах? Какие произведения из вы знаете? Какие проблемы поднимали они в своих произведениях? Оформите ответ в виде схемы. Ответьте на вопрос. Почему эти авторы и их произведения вошли в разряд
“возвращенной литературы”. Учитель: А. Солженицын. Поэты русские! Я с болью одинокой, В тоске затравленной перебираю вас. Пришел и мой, мой ранний, мой жестокий Час истребления, уничтожения нас. Не знали мы тех лет, отстойных и зрелых, Когда со слов спадет горячность туман. Два наших первенца застрелены в дуэлях, Растерзан третий в реве мусульман. Нас всех, нас всех пред пушкинской гранью Многоголовно гибель стерегла: Безумием, гниением, зеленым умираньем, Мгновенным ли пыланием чела. Повешен тот, а этот сослан в рудник. Иных подбил догадливый черкес… Санкт-петербургские нахмуренные будни Да желть бензинная … небес. Чума на вас, российские поэты! Текучим воском вылиты каким? – Один в петлю, другой – из пистолета, К расстрелу третьего, четвертого в Наросм. Возвращается к нам литература ранее внесенная в, “черные списки”, произведения долгие годы пролежавшие в редакционных портфелях, произведения так называемых диссидентов. Произведения пестрые по социально-политическим, эстетическим ориентациям объединены одним – ярко выраженной антитоталитарной направленностью. А что значит тоталитаризм? Тоталитарное государство, тоталитарный режим? – 6 мин.
II этап. Выступление историков.
III этап. На ХХ съезде КПСС прозвучало “культ личности” Так назвали время правления Сталина. Но ведь был Гитлер, Франко, Пол-Пот. Какова была их цель? На листе №2 напишите как вы понимаете слово. ВЛАСТЬ.
10 мин IV.
Учитель. Объективно жизнь в тоталитарном государстве тяжела и опасна. Осознать мир тоталитарной системы таким, какое он есть на самом деле – это навсегда потерять спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Несмотря на глобальную ложь пропаганды наиболее интеллигентные и внутренне не зависимые люди сохраняют свою точку зрения. Как сказал
О. Мендельштам:
“ Я не смолчу, не заглушу боли, Но начерчу то, что чертить волен.” Какой путь в жизни, в творчестве выбрали писатели и поэты, с творчеством которых мы познакомились? Ученики – художники защищают все свое видение пути Ученики – филологи – свои
-20 I ур.
V. Поэта, писателя можно убить, изгнать из родного дома. Но нельзя этого делать, просто не получится это по отношению к героя произведений.
Какой способ жизни выбирают герои этих авторов? Путь героя Твардовского III гр. Путь Ив.Денисовича III гр. Путь Жигулина II гр. Путь Замятина I гр. Путь мир героини Ахматовой. I гр.
10 мин. VI. Заполнить карту процесса (3)
Задания: Проследить взаимосвязь и последовательность развитию проблемы личности в тоталитарном государстве в изученных произведениях. Изобразить это развитие графически.
Ключевые слова: Замятин, Жигулин, Шамамов, Твардовский, Ахматова, Солженицын. Предупреждения, осуждения, осмысления, покаяние, память, испытание на прочность.
5 мин. VII Какие уроки жизни вы извлекли из уроков литературы. Опираясь на известные вам худ. Произведения, дайте свои пути преодоления тоталитаризма.
VIII Письмо.
Признание в любви. Письмо – благодарность.
IX Оценки.
X Дом.задание. Подготовка к контрольной работе.
Другие работы по теме:
Историческая наука
Давно уже известно, что и камни говорят, если это камни истории. Доказательность выводов – обязательная черта научного знания. История как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников.
Время и характер
В своем понимании времени, в своем ощущении времени человек отличается от других поселенцев нашей планеты. Поэтому хотелось бы выяснить, как наше отношение к этому явлению способствует формированию нашего характера.
Перемещение во времени трехмерного пространства
Для простоты и наглядности введем коэффициент перемещения во времени, и определим его как отношение времени, на которое совершается перемещение к собственному времени затраченному на это перемещение.
Тема времени в пьесе Чехова Три сестры
Тема времени всегда была особенно значимой в произведениях А.П. Чехова, особенно драматических. Жизнь и смерть человека, его прошлое, настоящее и будущее, живая связь времен и связь поколений, скоротечность человеческой жизни и вечность Вселенной — эти вопросы волнуют любого философски мыслящего читателя.
Униженные и оскорбленные в русской классике по пьесе Горького На дне
В своей пьесе Горький как бы подытожил все свои наблюдения за жизнью «бывших людей». Как и в ранних рассказах, здесь герои писателя — «люди дна». Этот мир обездоленных и отверженных обществом Горький знал хорошо, потому что самому когда-то пришлось зарабатывать на хлеб вместе с такими, общаться с ними и пройти многие километры по дорогам России в их компании.
Бессмертное наше счастье Россией зовется в веках По одному или нескольким произведениям русской
Тема России — главное в творчестве А.А. Блока. Образ России видится Блоку через мотивы дороги, ветра, пути. В стихотворении «Россия» Блок исходит в своем понимании России из тютчевских мыслей («Россия, нищая Россия»). Он высказывает предчувствие, что на Россию надвигается что-то страшное, что Россия отдаст «разбойную красу» чародею, который может ее «заманить» и «обмануть»: и вместе с тем выражает веру в то, что Россия не пропадет: «Не пропадешь, не сгинешь ты,// И лишь забота затуманит// Твои прекрасные черты».
Вишневый сад символ гибнущей красоты, чистоты, гармонии
Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 году и впервые поставлена в 1904 году, за год до первой русской революции. В это время Россия стояла на пороге огромных перемен. В пьесе в основных чертах отражается вся Россия. Эта пьеса о прошлом, настоящем и будущем страны Это было время, когда разрушался старый уклад жизни, а на смену ему приходили новые люди - купцы, капиталисты из бывших мужиков вроде Лопахина
Настоящая жизнь, ее версии в романе Льва Толстого Война и мир
Жить для себя одного нельзя — это духовная смерть. «Жизнь только тогда, когда живешь для других», — писал Толстой. В романе этот принцип настоящей жизни является главным. Каратаев считал жизнь настоящей только ту, которая не имеет смысла как отдельная жизнь. Она имеет смысл только как частица целого.
Солженицын
«Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем.» Я дал себе слово всегда говорить правду… М.Зощенко Я пишу только за то, что глаза мои Мои собственноручно видели
Песни Битлз взгляд через годы
Песни "Битлз" (взгляд через годы) Автор: Разное Леннон, Маккартни, Харрисон, Старр... Эти имена нынешняя молодежь уже не так хорошо знает, как раньше. Но те, кто не "балдеет от попсы", ценят и любят все, что создано этой группой. Рассмотрим несколько куплетов из разных песен и попробуем объяснить причину неувядаемости простенького на первый взгляд творчества.
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. 3
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. Автор: Некрасов Н.А. Венцом творчества великого русского поэта Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт описал жизнь крестьян после отмены крепостного прав. Любовь к родному краю всегда томила, мучила и жгла Некрасова. Поэт понимает, что в жизни надо бороться за то, что тебе дорого, и никогда не сдаваться.
Кем я хочу стать
Автор: Сочинения на свободную тему Я часто мечтаю о своем будущем: какое оно будет? Надо много и упорно учиться, чтобы стать капитаном дальнего плавания. Я уже сейчас готовлюсь к этой профессии: изучаю карту, читаю литературу о великих мореплавателях и географических открытиях. Мой любимый герой — капитан Немо Жюля Верна.
О чем меня заставила задуматься пьеса А.П. Чехова Вишневый сад
О чем меня заставила задуматься пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад"? Автор: Чехов А.П. Пожалуй, начну с того, что классическая литература потому и называется таковой, что она нетленна. Вопросы, проблемы, затрагиваемые в пьесе, актуальны и по сей день. Автор обнажил перед читателем проблемы загнивающей эпохи.
В чем смысл жизни человека
"Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить" Бергман И. О смысле жизни задумывается каждый. Но никто не может дать такого ответа, с которым бы согласился весь мир. каждый находи смысл жизни в чем-то своем. Некоторые люди находят его в достижении успеха, продвижении по карьерной лестнице, некоторые в желании стать известными на весь мир, другие заключают смысл в искании смысла, многие находят его в своей семье, в любви, те, кто не может самостоятельно мыслить, ищут смысл в служении Богу...
Художественное своеобразие поэмы Кому на Руси жить хорошо
Автор: Некрасов Н.А. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все волновавшие его проблемы, использованы высшие его художественные достижения.
Я и мое будущее
Автор: Сочинения на свободную тему Наверное, каждый человек задумывается над тем, что будет завтра. И каждому интересно, как повернется его жизнь... Я считаю, человек сам кузнец своего счастья. И как ты живешь сейчас, думаешь, поступаешь - от этого зависит многое. Нужно всегда быть уверенным в себе, иметь цель в жизни, к чему-то стремиться.
Фельетон
В нашей стране сложно писать фельетоны и вообще что-то смешное. Потому, что сама наша жизнь – сплошной фельетон. Вот, наступили холода. Мы померзли при минусовой температуре за окном и отключенных батареях. Дождались, - батареи потеплели. Зато в половине города тут же из кранов горячей воды стала течь чуть тепленькая: «Не фиг, - надо полагать, - баловать!» И это еще хорошо.
Государство будущего и его граждане
Автор: Сочинения на свободную тему В будущем я представляю государство единым на всей планете. Будет одно правительство, которое будет назначаться президентом или иным руководителем. Президент или правитель будет избираться путем голосования всех граждан планеты. Я думаю, что в будущем государстве будет демократия.
Зачем же жить
Автор: Горький М. Прочла произведение Максима Горького «Ма-аленькая», и осталась под глубоким впечатлением. Пыталась ответить себе на вопрос «Зачем же жить?» И я думаю, что жить нужно для того, чтобы понимать - кому-то ты, хоть и ненадолго, даришь кусочек счастья. Жить надо затем, чтобы хоть что-то хорошее в этом мире осталось именно после тебя! А кто это делает? Да практически никто! Все живут ради себя, собственные проблемы кажутся огромными и нерешимыми! Вы не думайте, я не критикую всех без разбору, самое обидное - что я такая же! Иногда чувствуешь себя так паршиво, осознавая, что ты вот ноешь – а есть же те, чьи беды куда хуже.
Социально-философский смысл драмы М. Горького На дне
Автор: Горький М. Из первой ремарки в пьесе “На дне” мы представляем, что на улице весна, все кругом расцветает и вдруг... ночлежка. Здесь живут люди, которым негде больше жить. Здесь плохо, а выхода из положения не видно. Кто-то еще пытается исправить ситуацию, - работает, кто-то уже отчаялся, а кто-то ничего и не может сделать.
Толстой Мыши
Лев Николаевич Толстой Мыши Толстой Лев Николаевич Мыши Лев Николаевич Толстой Мыши Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух, трёх заест. Сошлись мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли вздумать.
Вишневый сад - пьеса о прошлом, настоящем и будущем
Автор: Чехов А.П. “Вишневый сад” — последнее произведение А. П. Чехова. Писатель был неизлечимо болен, когда писал эту пьесу. Он сознавал, что скоро уйдет из жизни, и, наверное, поэтому вся пьеса наполнена какой-то тихой грустью и нежностью. Это прощание великого писателя со всем, что ему было дорого: с народом, с Россией, судьба которой волновала его до последней минуты.
Так кому же на Руси жить хорошо по поэме Николая Некрасова
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” создавалась в середине 70-х годов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народника, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство. Но крестьянские массы остались равнодушными к революционной проповеди народников.
Символом чего является вишневый сад по комедии Чехова Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Пожалуй, для Раневской вишневый сад – это прошлое, это его приятные воспоминания, ведь для нее продать сад, значит, изменить себе, своим привычкам, идеалам, жизненным ценностям. А все былое, связанное с садом, так греет душу и наполняет сердце Любви Андреевны счастьем. Она – человек прошлого, совершенно не приспособленный к жизни, а жить прошлым в своем имении – это самый простой вариант.
Что значит жить по законам чести
Автор: Сочинения на свободную тему Честь – это моральные качества, достойные уважения. Жить по законам чести – это значит быть совестливым, благородным, мужественным, честным, надёжным. Это значит иметь достоинство, уметь дружить.
Владения Норвегии
Введение 1 В Европе 2 Заморские территории 3 Примечание Введение Норвегия, северная Европа и Гренландия, 1599 В настоящем списке представлены все территории мира, когда-либо находившиеся во владении или вассальной зависимости от Норвегии.
Шишков В.Я.
Русский советский писатель. Главная тема творчества настоящее и прошлое Сибири.