ВЕЛИКАЯ АЛАНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ И НАСКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ХРИСТА
Летом 2000 года была обнаружена наскальная икона Господа Иисуса Христа. Икона написана яичной темперой в византийском стиле X века. Для того чтобы понять, как появилось столь уникальное изображение в горах Черкеска, необходимо обратиться к истории этой местности...
Мы не станем повторяться и цитировать историков, подробно описывая историю христианства на Кавказских горах - чуть ли не со времен апостольских. Особое внимание христианизации Кавказа уделил император Юстиниан Великий (527-565). Это задолго до рождения ислама! На Кавказе было открыто в VI веке несколько епархий, в составе Константинопольской патриархии.
"Грузинские летописи свидетельствуют о том, что VI Вселенский Собор подчинил Мцхетскому патриаршему престолу Осетию и Черкесию". (Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон. История Христианства на Сев. Кавказе до и после его присоединения к России. Москва - Пятигорск, 1992г., с.19 -20.) Видимо, после Юстиниана Великого влияние Византии слабело на Кавказе и далекий центр на Босфоре не мог удержать за собой эти кафедры, ввиду чего и передал их Грузинскому патриарху. Но позднее - в эпоху Палеологов Византия осознала величину своей утраты: Грузинская патриархия не могла быть проводником национальной политики Византии на Кавказе, так что параллельно существовали кафедры Константинопольского патриарха - на территориях, которые носили международное значение (торговые пути государственного значения). И в X веке византийские императоры вновь вынуждены были обратить серьезное внимание на кавказские земли, используемые ими и как естественный пограничный кордон, и как "место встречи" различных культур на пересечении торговых путей. Бог не оставляет без Своего Промышления "людей, седящих во тьме" (Мф. 4:16) язычества: когда они созрели для принятия проповеди о Христе - создалась благоприятная историческая ситуация, благодаря которой императоры Византии вспомнили о пограничных народах и распространили на них свое политическое влияние, а вместе с тем несли и Свет Православия.
X - XIV века - это время очередного демографического реванша, а значит, благоприятной почвы для религиозных миссий. Политический кризис (всегда присутствующий при любом реванше - демографическом, этно-культурном, социальном и т.п.) вызывает озабоченность в тех кругах, которым важно контролировать ситуацию, чтобы не потерять своей стабильности. Эта озабоченность проявляется в окультуривании и религиозном просвещении иноземной, угрожающей государству массы. Так Промыслитель Бог наполняет смыслом все земные, исторические "случайные" события, через них приводя людей к Свету Истины... В эпоху Палеологов на смену ослабевшим епархиям Юстинианова периода приходит Великая Аланская архиепископия, вскоре получившая статус митрополии, в которую входили и земли черкесов. И по сей день остались следы этой некогда величественной крепости. В районе Нижнего Архыза сохранилось множество архитектурных памятников. Сам Н. Архыз расположен в ущелье реки Большой Зеленчук, "где сохранились остатки трех храмов Византийской постройки; вероятно [это] и был центр Аланской епархии, упоминаемой в византийских письменных источниках с начала X и до XIV века.... Весьма вероятно, что именно крупное городище - Нижний Архыз, с четырьмя расположенными на нем храмами, и было центром этой епархии". (Там же, с.47.)
Митрополит Гедеон обращает внимание на то, что в окрестностях ущелья сохранилось множество памятников: каменные статуи воинов - христиан (их плечи и чело украшены крестом, а в руках - чаша, символизирующая выпитые до дна страдания). Это подтверждает историческую догадку о том, что митрополия была и военной крепостью, центром византийского влияния на Кавказе. "Совершенство архитектурных форм храмов и росписей, наличие следов большого города говорит, что здесь был центр Аланской державы. В пользу этого говорит и удобное географическое положение - по дороге через Клухорский перевал в Абхазию, а по Б. Зеленчуку и Лабе - к устью Кубани", - замечает историк аланов и их потомков-осетин Б.Синтский. (цит по: м. Гедеон.... с.46.)
И вот последняя находка, которой благословил Господь нашу землю - это оглавное изображение Господа Иисуса Христа. Находится он на отвесной скале, метров двести над рекой Б.Зеленчук. Сам образ помещен в естественную скальную нишу, прикрытую сверху каменным козырьком. В ясную солнечную погоду, под прямыми лучами солнца образ не видно. Но в пасмурную погоду, а также утром и вечером можно заметить тусклое изображение, писанное на гладкой каменной поверхности умелым византийским иконописцем. Хотя издали кажется, что изображение рельефно. Поразительно сходство этого изображения с "оттиском" Лика Спасителя на Туринской Плащанице.
События религиозного характера должны быть осмыслены, т.к. в них является Божия воля; даже если ничего особо "чудесного" нет, все равно в религиозной плоскости - это чудо. Чудесно то, что в материальных вещах, в исторических памятниках мы приобщаемся к благодеяниям Божиим; чудесно то, что в исторических предметах мы можем видеть их духовный смысл. Чудесно не только то, что превосходит законы природы, но и то, что при всем своем натурализме может нас приобщить к метафизической реальности. И в этом смысле архызский образ - величайшее чудо: под вдохновением Святаго Духа десница изографа изобразила икону, которая своей духовной глубиной поражает всех, кто ее видел - даже не особо воцерковленных людей. Вот как описывает свое восхождение к Иконе кубанский фотограф: "Широко открытыми глазами Спаситель спокойно смотрел на меня, грешника... Я стал на колени и сказал сам себе: "Бог есть"! Каменную икону и меня разделяла площадка в полтора метра. С фотокамерой в руках я боязно приступаю к съемке. Постоянно ощущаю и Лик, и пропасть за моей спиной". (Спас Нерукотворный у Н.Архыза. П.Ткаченко, "Патриот", № 1, 2001.) "Вездесущий взор огромных... глаз проникает в самые потаенные глубины души человека", делится своими впечатлениями С.Малахов.
Чудесно также и то, что этот образ, сохранившийся в веках от распада под воздействием стихий природы, был сокрыт "до времени" от разметывающего вихря советского атеизма.
Но почему этот образ был явлен именно сейчас, именно в эти дни? Почему Господь не открыл этот образ в начале 90-х, во время массового религиозного ажиотажа? Хочется не исчерпать эту тайну, а благоговейно над ней поразмыслить. На мой взгляд, здесь рука Провидения указывает нам на соотнесение времен: X век, как и конец XX - начало XXI века - это времена колоссальных нестроений и демографического реванша на Кавказе. Но духовный взор людей X века не упустил этой миссионерской ситуации. Не упустим ли мы?
Список литературы
Монах Феогност (Пушков). Великая аланская митрополия и наскальный образ Христа
Другие работы по теме:
Вышеславцев Борис Петрович
Вышеславцев Борис Петрович- философ и богослов. Разрабатывал проблематику "философии сердца", антропологии, теории культуры.
Слово у Плащаницы Спасителя
Сегодня Святая Церковь, возлюбленные, выносит для нашего поклонения и лобызания Святую Плащаницу с изображением Спасителя нашего и Господа в окружении Богоматери и многих Его учеников.
Иконостас
Возникновение иконостаса. Полностью сохранившийся высокий иконостас, исполненный в 1425-27, находится в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. В русских храмах 15-16 вв. состав иконостаса (число рядов и количество икон в них) мог быть различным.
Святой Андрей
Андрей, Св. (ум. ок. 60 н.э.), один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа. Проповедовал Царство Божье жителям Каппадокии, Галатии и Вифинии, кочевникам скифских степей, народам Фракии, Македонии, Фессалии и Ахай.
Антихрист
Антихрист, антагонист Христа, узурпирующий его имя или права.
Церковные праздники
Дни Страстной седмицы — время благоговейного приготовления каждого верующего к великому празднику Пасхи, когда нам следует по возможности чаще посещать храмовое богослужение и соблюдать особо строгий пост.
Нерукотворный Образ
Лик Христа, чудесно напечатленный на плате (убрусе) Самим Спасителем в дар царю Авгарю, - вот то знамя, которое украсило Церковь. Сия победа осенила и утвердила православное почитание образа в двух естествах и единой ипостаси.
Доказательство теоремы Ферма для n 3
Доказательство великой теоремы Ферма для показателя степени n=3 Великая теорема Ферма формулируется следующим образом: диофантово уравнение: Аn+ Вn = Сn (1)
Доказательство Великой теоремы Ферма для степени n 3
Файл: FERMA-n3-algo © Н. М. Козий, 2009 Украина, АС № 28607 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВЕЛИКОЙ ТЕОРЕМЫ ФЕРМА ДЛЯ ПОКАЗАТЕЛЯ СТЕПЕНИ n=3 Великая теорема Ферма для показателя степени n=3 формулируется следующим образом: диофантово уравнение:
Доказательство Великой теоремы Ферма 6
Файл: FERMA-ЛАРЧИК © Н. М. Козий, 2009 Авторские права защищены свидетельством Украины 28607 Доказательство Великой теоремы Ферма Великая теорема Ферма формулируется следующим образом: диофантово уравнение:
Доказательство теоремы Ферма для n 4
Доказательство великой теоремы Ферма для показателя степени n=4 Великая теорема Ферма формулируется следующим образом: диофантово уравнение: Аn+ Вn = Сn (1)
Я пришел не судить мир, но спасти мир
(Образ Христа в литературе ХХ века) Изображение Иисуса Христа в русской литературе вплоть до ХХ века практически отсутствует. Испытывая трепетное, благоговейное отношение к Богу, которое закладывалось с детства религиозным воспитанием, писатели долгое время не решались воплощать его образ на бумаге.
Образ Христа и загадка финала поэмы Блока Двенадцать
Интерпретация поэмы А. А. Блока «Двенадцать», особенно ее финала, — один из самых интересных и загадочных вопросов в творчестве поэта. Вышедшая вскоре после статьи «Интеллигенция и революция», написанная словно на одном дыхании в течение января 1918 года, поэма вызвала двойственное к себе отношение.
Анализ финальной главы поэмы Блока Двенадцать
В поэме «Двенадцать» Блок хотел добиться правдивого изображения послереволюционного времени со всеми его контрастами, сумятицей, неразберихой. В 12-й главе смешение интонаций достигает своего апогея: здесь присутствуют отголоски всех звучавших в поэме ритмов, обобщенных литературным, книжным по стилю финалом.
Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Соня Мармеладова - центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия даны ей от Бога, запечатлены в ее душе - они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков.
Открытый финал в поэме А. Блока "Двенадцать"
Интерпретация поэмы А. Блока "Двенадцать", особенно ее открытого финала, как одного из самых загадочных вопросов в творчестве поэта. Полемический характер поэмы: контрастное изображение двух миров, мирового пожара, революционного переустройства жизни.
Нижне-Архызское городище
Введение 1 История 2 Информация о городище Список литературы Введение Нижне-Архызское городище (Архызское городище) — археологический памятник X—XII веков, остатки крупного аланского города на Северном Кавказе.
Иконография Казанской иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря
Фролова Ю. В. Иконография иконы восходит к самому распространенному в византийском искусстве типу - "Одигитрии". "Казанская" икона не имеет характерного жеста правой руки Богоматери, указывающей на Богомладенца Христа, как истинный путь спасения падшего человечества. Руки Марии не изображены на иконе и как бы сокрыты от зрителя.
Иконопись Древней Руси
Text Graphics Иконопись Древней Руси. Graphics Христос-искупитель. Мозаики церкви монастыря Хора. Рубеж 13-14 вв. Византия. Graphics
Южный Ильинский храм
Из всех христианских аланских храмов, сохранившихся на территории Карачаево-Черкесии, единственным действующим ныне является Южный храм. Эта церковь, при постройке в X веке, была посвящена св. пророку Илии.
Великая ханьская справедливая армия
Введение 1 История 2 Участие в боевых действиях 2.1 Суйюаньская кампания (1936) 3 Источники Великая ханьская справедливая армия Введение Великая ханьская справедливая армия — коллаборационистская армия, подчиненная государству Мэнцзян. Упразднена в 1937 году.
Дороги инков
(кечуа Qhapaq Сan — Кхапак-Ньан — Великая Дорога) — сеть многочисленных мощёных дорог, проложенных на протяжении нескольких тысячелетий индейскими цивилизациями в Южной Америке в Андском регионе: Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, как на прибрежных равнинах в пустынях, так и в горах, через скалы и ущелья, с помощью навесных мостов и ступеней.
Симеон Юродивый
(Симеон Эмесский[1], Симеон Палестинский, Емесский, Христа ради юродивый) — христианский монах, отшельник, юродивый и святой VI века. Родился в богатой семье и до возраста 30 лет проживал в городе Едесса[2].
Мария Аланская
(греч. Μαρία της Αλανίας) — дочь грузинского царя Баграта IV, которая, став одной из ключевых фигур политической жизни Константинополя 1070-х годов, способствовала приходу к власти Комнинов.
Ринальдо да Сиена
(итал. Rinaldo da Siena, работал в Сиене в последней четверти XIII века) — итальянский художник. Круг произведений, который сегодня приписывается Ринальдо да Сиена, ранее числился за анонимным мастером, известным как Мастер Клариссинок, имя которого, в свою очередь, происходит от иконы, изображающей «Мадонну и Христа на троне» из сиенской церкви Конвенто ди Клариссе (Конвент Клариссинок).
Великая Македония
Объединенная Македония (макед. Обединета Македонија) — популистская, панславянская, пан-балканская идея македонских радикалов-ирредентистов, как антагонизм идеи Великой Албании и Великой Сербии.
Александро-Невский собор Москва
Александро-Невский собор — снесённый кафедральный собор на Миусской площади в Москве. Крупнейший из ряда соборов Александра Невского, построенных на территории Российской Империи. Второй по величине исторический храм Москвы после Храма Христа Спасителя.
Шарлотта великая герцогиня Люксембургская
Шарлотта (полное имя Шарлотта Альдегонда Элиза Мария Вильгельмина, люксемб. D'Charlotte Adelgonde Elisabeth Marie Wilhelmine vu Lлtzebuerg; 23 января 1896, Замок Берг, Люксембург — 9 июля 1985) — великая герцогиня Люксембургская с 1919 по 1964 годы.
Великая Отечественная война победа
Graphics Берлин был взят, Германия сдалась. Впереди были бои на Дальнем Востоке, прекращение боя в Японии, парад победы и Нюренбергский процесс. Впереди были новые сражения, новые смерти и новые победы, но 9 мая 1945 года вошло в нашу историю как день, когда закончилась Великая Отечественная война.
ПА Кропоткин Биография и библиография произведений
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.А.КРОПОТКИНА Анархия, ее философия и идеал. М.,1906. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В.Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание,1906.
Ивaнов Александр Андреевич
При имени этого русского художника мы сразу же вспоминаем его главную картину, которую он рисовал в течение двадцати лет, — «Явление Христа народу».
Молитва перед тетраподом
ПОЧАТКОВА МОЛИТВА (перед тетраподом) + В ім я Отця, і Сина, і Святого Духа. Амінь (3 рази). І стація ІСУСА ХРИСТА ЗАСУДЖУЮТЬ НА СМЕРТЬ ІІ стація ІСУСА ХРИСТА ОБТЯЖУЮТЬ ХРЕСТОМ