И.Г. Захаров, доктор технических наук, профессор, контр-адмирал; В.В.Емельянов, кандидат технических наук, капитан 1 ранга; В.П. Щеголихин, доктор технических наук, капитан 1 ранга; В.В. Чумаков, доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы
В 50-60-е годы в ходе строительства новых кораблей ВМФ перед военно-морской медициной стояли важные исследовательские задачи. Требовалось изучить физиолого-гигиенические аспекты длительного и непрерывного пребывания личного состава в герметично замкнутых объемах, выполнить идентификацию качественных параметров обитаемости, обосновать рациональное размещение экипажей на вновь строящихся кораблях, разработать научно обоснованные подходы к построению режимов лечебной рекомпрессии для водолазных специалистов, а также исследовать токсичность специальных топлив, масел. При этом практические рекомендации и предложения по совершенствованию обитаемости на кораблях формулировались по результатам экспериментальных исследований на животных и данным, полученным в ходе натурных испытаний. Следует отметить, что формирование новых научных направлений в те годы в части оптимизации обитаемости на кораблях неразрывно связано с именем генерал-майора медицинской службы профессора С.А.Веденяпина, который возглавлял 17-й НИИВМФ с 1948 по 1956г.
С внедрением на кораблях атомной энергетики предметом особого внимания военно-морских врачей стали вопросы обеспечения радиационной безопасности личного состава. Эта проблема обладала безусловной новизной не только с точки зрения понимания сущности происходящих в организме процессов и интерпретации регистрируемых общебиологических эффектов, но и в плане установления научно обоснованных границ допустимого уровня облучения.
В 1957г. 17-й НИИ ВМФ был реорганизован в управление обитаемости 16-го НИИВМФ, а в 1960г. управление вошло в состав 1-гоЦНИИМО. Начальником управления назначен генерал-майор медицинской службы А.М.Зотов. Организационные штатные и структурные изменения в руководстве исследовательской военно-морской медицины сыграли положительную роль в плане реализации достижений медицины в практику кораблестроения. В эти годы существенно обновилась лабораторная база управления. Были созданы уникальные экспериментальные стенды, на которых проводились исследования на животных с целью изучения влияния основных фактов обитаемости на организм. Вместе с тем понимание того, что практические рекомендации военно-морских врачей должны опираться не только на результаты экспериментальных исследований на животных, но и на данные, полученные при обследовании людей, привело к принятию решения о строительстве специального стенда.
Стенд по своим техническим возможностям позволял воссоздавать условия обитаемости, реально существующие в отсеках подводных лодок. Первые 27-, 30-, 60-, 120-суточные испытания на стенде с участием добровольцев позволили получить важную информацию о динамике изменений клинико-физиологических показателей в процессе длительной герметизации и оценить функциональные возможности человеческого организма в целом. В результате был сделан важный практический вывод о целесообразности ограничения сроков пребывания корабельных специалистов в гермообъемах до 120 суток. В ходе многосуточных испытаний моделировались условия, при которых отдельные параметры обитаемости периодически выходили за пределы регламентированных величин. Одновременно испытывались некоторые новые образцы медицинского оборудования и технические средства обеспечения обитаемости, которые впоследствии внедрены на кораблях. Научное руководство за проведением стендовых испытаний было возложено на профессоров А.Н.Бухарина, В.Г.Алтухова, И.А.Сапова, а группу добровольцев-испытуемых возглавляли М.В.Жуков, А.Н.Бухарин, Л.А.Морозов, Ю.С.Угулава. Главным итогом многолетней работы коллектива управления явились первые научно обоснованные гигиенические нормы и требования к обитаемости надводных кораблей и подводных лодок. За серию научно-исследовательских работ по обоснованию медико-технических требований к обитаемости кораблей ВМФ группа военно-морских врачей была удостоена Государственной премии. Среди них: Е.М.Иванов, А.А.Шереметьев, О.В.Варнаков, А.Н.Бухарин, И.Ф.Жильцов, А.В.Миртов, И.А.Сапов, Л.А.Тиупов, С.В.Миропольский.
В 60-егоды были достигнуты значительные результаты в деле усовершенствования существующих и в создании новых образцов технических средств очистки воздушной среды корабельных помещений от вредных химических веществ и радионуклидов. Разработаны общие принципы построения систем и типовые схемы автономных узлов рециркуляционной и локальной очистки воздуха от вредных примесей. Создана установка для адсорбции радиоизотопов криптона и ксенона. Модернизированы аппараты и системы электрохимической регенерации воздуха. Одна из работ, выполненная при активном участии сотрудников управления, была отмечена Ленинской премией, а М.Д.Хабиев стал ее лауреатом.
В целом следует отметить, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые выполнялись в 60-е годы, во многом носили пионерский характер и сыграли важную роль в обеспечении длительного и безопасного пребывания людей в герметично замкнутых объемах. В эти годы в управлении было положено начало формированию самобытных научных школ В.З.Аксель-Рубинштейна, А.Н.Бухарина, И.Ф.Жильцова, В.В.Кустова, А.В.Миртова, В.П.Молчанова, А.П.Румянцева, Н.В.Саватеева, И.А.Сапова, Л.А.Тиунова, В.Г.Чвырева и других ученых.
Благодаря работам Л.А.Тиунова (впоследствии академика РАМН) особо бурное развитие получило токсилогическое направление военно-морской медицины. При этом решались как прикладные задачи, связанные с проведением санитарно-химических и токсилогических исследований полимерных материалов кораблестроительного назначения, идентификация качественных и количественных параметров воздушной среды корабельных помещений и вопросы экспериментального обоснования санитарных регламентов, так и фундаментальные проблемы, расширяющие представления о механизмах токсического действия ксенобиотиков на организм.
В 1974г. принято решение о выведении из состава управления обитаемости подразделений, занимающихся проблемами химической и радиационной безопасности, и формировании на их основе самостоятельного управления при 1-м ЦНИИМО. Это управление до 1983г. возглавлял И.И.Мартынов.
Создание лабораторной базы, на которой выполнялись исследования, заложило фундамент современных представлений о радиационной безопасности объектов ВМФ. Кроме того, в ходе исследований выбраны оптимальные варианты систем электрохимической регенерации для подводных лодок нового поколения и созданы более совершенные ее образцы. Успешно решались вопросы защиты кораблей ВМФ от поражающего действия оружия массового уничтожения. Разрабатывались средства и методы радиационного и газового контроля и принципы аэрозольной маскировки. Отдельные технические решения, предложенные сотрудниками управления обитаемости для реализации в кораблестроении, сыграли существенную роль в повышении скрытности подводных лодок.
С 1970 по 1977г. управление обитаемости возглавлял генерал-майор медицинской службы П.И.Горбатых. В этот период выполнена новая серия стендовых испытаний, в ходе которых ставилась задача обосновать медико-технические требования к обитаемости сверхмалых подводных лодок. Этой работе предшествовали исследования на животных по изучению влияния шума, вибрации, неионизирующих излучений, параметров микроклимата, вредных химических веществ на организм применительно к специальным условиям. Одновременно был модернизирован стенд, где размещался профилакторий. В стендовых условиях воссоздана модульная схема компоновки корабельных помещений, что позволило оценить функциональные возможности человеческого организма на перспективных кораблях.
В 1982-1983гг. проведены крупномасштабные уникальные испытания на 160-суточную герметизацию добровольцев на модернизированном стенде обитаемости. К этой работе были привлечены многие организации и ведомства, участвующие в проектировании и строительстве кораблей ВМФ. Основное руководство испытаниями осуществлялось 1-м ЦНИИМО (А.Н.Бухарин). Обоснованный с медицинской точки зрения режим труда и отдыха подводников, а также предложенный в ходе испытаний модульный принцип компоновки корабельных помещений был вскоре реализован в практике отечественного кораблестроения. По завершении этой работы большая группа сотрудников управления обитаемости была отмечена государственными наградами, в том числе руководитель группы В.Н.Носов.
В 80-е годы были выполнены исследования с целью создания автоматизированных средств оценки сложной комплексной системы корабль-человек на основе определения и прогнозирования состояния здоровья и работоспособности экипажа и выработки объективных рекомендаций по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и реабилитации больных. Значительный вклад в координацию работ по внедрению автоматизированных систем диагностики и методов лечения сделан Научным советом ВМФ по медицинской кибернетике (И.И.Тынянкин, Н.Т.Потемкин, В.В.Жеглов, В.И.Касаткин).
В 1987-1994гг. решались новые проблемы. В частности, получили развитие исследования, имеющие своей целью изыскание высокоэффективных антидотов и фармакологических средств, повышающих работоспособность корабельных специалистов, изучалось влияние электромагнитных излучений на организм и выполнялись исследования по их регламентированию. Было положено начало созданию уникальных средств газового контроля, позволяющих на новом уровне осуществлять мониторинг воздушной среды корабельных помещений. Созданы чувствительные средства дозиметрического контроля в кабельном исполнении. Нашла практическое воплощение идея оснащения кораблей новыми средствами камбузного оборудования.
Были развернуты исследования, ставящие своей целью оценить физиологические возможности организма при длительном и непрерывном пребывании людей в пожаробезопасной газовой среде. Работами руководили: Герой Социалистического Труда профессор В.В.Семко, профессора М.А.Гребеник и В.В.Чумаков. В группу испытуемых, которые в течение длительного времени находились в искусственно созданной пожаробезопасной газовой среде, были включены сотрудники управления А.Н.Алехин, А.С.Никишин, С.Г.Денскевич.
Другие работы по теме:
Авианосцы серии Москва
Советские моряки всегда мечтали об авианесущих кораблях. В 30-е годы осуществлению этой мечты мешало политическое руководство страны, которое слышать не хотело о кораблях этого типа.
Авианосцы типа Индепенденс
Тип «Индепенденс» (англ. Independence class) — серия лёгких авианосцев США периода Второй мировой войны. Спроектированы в 1941 году, когда США испытывали нехватку кораблей этого класса, а новые тяжёлые авианосцы типа «Эссекс», как ожидалось, были бы готовы не раньше 1944 года. Для ускорения строительства было решено перестроить в лёгкие авианосцы часть лёгких крейсеров типа «Кливленд».
Безъядерная Новая Зеландия
Безъя́дерная Но́вая Зела́ндия (англ. Nuclear-free New Zealand) — принцип внутренней и внешней политики Новой Зеландии, накладывающий полный запрет на использование ядерной энергии в стране, а равно запрет на постоянное или временное присутствие в стране ядерного оружия и ядерных энергетических установок.
Клит офицер
Под этим именем известны и другие персонажи античности, смотри Клит. Клит (греч. Κλείτος, лат. Cleitus) (ум. 318 до н. э.) — Македонский адмирал в армиях диадохов.
Перепечин, Иван Михайлович
Иван Михайлович Перепечин (?—1819) — капитан 1-го ранга, участник Чесменского морского сражения. В 1749 году поступил на службу матросом, в 1752 году определён учеником Морской академии, а в 1754 году переведён кадетом в Морской корпус и 14 апреля 1758 года произведён в мичманы.
Нападение на Датч-Харбор
Введение 1 Предыстория 2 Бой 3 Итоги Нападение на Датч-Харбор Введение Нападение на Датч-Харбор — одно из боевых столкновений в ходе Тихоокеанской кампании во время Второй мировой войны. Произошло 3—5 июня 1942 года, близ острова Амакнак, к западу от Аляски.
Первое Роченсальмское сражение
Противники Швеция РоссияКомандующиеКарл Август Эренсверд (швед. Carl August Ehrensvдrd)Карл Генрих Нассау-Зиген (принц Нассау-Зигенский)Силы сторон49 кораблей86 кораблейВоенные потери39 кораблей2 корабля
Эландское сражение 1789 года
Введение 1 Силы сторон 1.1 Список русских кораблей 2 Ход сражения 3 Потери Эландское сражение 1789 года Введение Эландское сражение состоялось 15 (26) июля 1789 года у южной оконечности острова Эланд в Балтийском море между русским и шведским флотами.
Линейные корабли типа Саут Дакота
Тип «Южная Дакота» или «Саут Дакота» (англ. South Dakota class) — серия линейных кораблей США. Последние корабли, спроектированные в рамках ограничений Вашингтонского договора, они также оцениваются многими специалистами как одни из наиболее удачных кораблей, созданных в этих рамках. В 1939—1942 годах были построены четыре корабля этого типа.
Эзельский бой
Введение 1 Прелюдия к сражению 2 Участвовавшие корабли 3 Сражение 4 Итоги Список литературы Эзельский бой Введение Эзельский бой — морское сражение, произошедшее 4 июня 1719 года, на заключительном этапе Великой Северной войны, между эскадрами боевых кораблей России и Швеции.
Линейные корабли типа Южная Дакота 1920
Это статья об американских линкорах типа «Южная Дакота», строительство которых прекращено по Вашингтонскому договору 1922 года. О линкорах типа «Южная Дакота» времён Второй мировой войны см. Линейные корабли типа «Южная Дакота».
Военная история Пуэрто Рико
17 век 24 сентября 1625 года нидерландский капитан Балдуино Энрико (Boudewijn Hendricksz) бросил якоря у побережья близ Сан Хуана со своей флотилией из 17 кораблей и 2000 человек. Энрико послал письмо губернатору Пуэрто Рико Хуану де Арго с предложением сдать остров. Де Арго отказался. Он был опытным военным и ожидал атаки в направлении Бокерона.
Корабль 3 ранга парусный
Введение 1 Начало (XVII в) 2 Век паруса (1756-1815) 2.1 64-пушечный корабль 2.2 74-пушечный корабль 2.2.1 Обычный 2.2.2 Большой 2.3 80-пушечный двухдечный корабль
Кабрал, Педру Алвариш
Педру Алвареш Кабрал Пе́дру А́лвариш Кабра́л (порт. Pedro Бlvares Cabral, иногда порт. Pedralves Cabral; 1467 или 1468 — ок. 1520) — португальский мореплаватель, которому принадлежит честь открытия Бразилии.
Список кораблей и судов ВМС США
Введение 1 Авианосцы 2 Десантные корабли 3 Плавающие транспортные доки 4 Корабли береговой высадки 5 Судна для спец операций 6 Вспомогательные 6.1 Судня обеспечения
Эландский бой
Введение 1 Подготовка к бою и силы сторон 2 Описание сражения 3 Потери сторон и итоги сражения 4 Состав флотов в сражении 4.1 Русский флот: 4.2 Шведский флот:
Гогландское сражение
Введение 1 Описание сражения 2 Потери сторон и итоги сражения 3 Состав флотов в сражении 4 Источники Гогландское сражение Введение Гогландское сражение — морское сражение 6 (17) июля 1788 года в районе о. Гогланд (Финский залив), во время русско-шведской войны 1788—90.
Сражение у Пондишери
Сражение у Пондишери (англ. Battle of Pondicherry) — морское сражение, состоявшееся 10 сентября 1759 года между английской и французской эскадрами у Коромандельского побережья Индии на широте Порто-Ново (в 10 милях южнее Пондишери), в ходе Семилетней войны. Завершилась победой англичан.
Бразилия в Первой мировой войне
. Бразилия вступила в Первую мировую войну 26 октября 1917 года, на стороне Антанты. Первоначально Бразилия провозгласила нейтралитет (4 августа 1914 года). Но, после провозглашения Германией неограниченной подводной войны, в результате какой было потоплено несколько бразильских кораблей, Бразилия объявила войну Германии.
Mare Island NSY
Введение 1 История 2 Список построенных кораблей 2.1 АПЛ Список литературы Введение Спутниковый снимок на южной части п-ова Маре-Айленд Mare Island Naval Shipyard (Военно-морская вервь Маре-Айленд, MINS) – верфь и военно-морская база США, расположенная на западной окраине города Вальехо (Vallejo, шт.
Поход на Панаму 1671
План Введение 1 Список кораблей, участвовавших в Панамской экспедиции Список литературы Введение Поход на Панаму был осуществлён в 1671 году. Под командованием пиратского адмирала Генри Моргана собралось 36 кораблей (28 английских, вооружённых 180 пушками с 1326 человек команды и 8 французских, вооружённых 59 пушками и с 520 человек команды) и тридцать два каноэ — всего 1846 человек при 239 пушках. 2 декабря 1670 года на борту флагманского фрегата «Satisfaction» состоялся совет, на котором капитаны договорились, что им следует совместно захватить город Панаму.
Ревельское сражение
План Введение 1 Подготовка к бою и силы сторон 2 Описание сражения 3 Потери сторон и итоги сражения 4 Состав флотов в сражении 5 Источники Ревельское сражение
Бой 12 декабря 1781
План Введение 1 Предыстория 2 Ход боя 3 Последствия 4 Силы сторон Список литературы Бой 12 декабря 1781 Введение Бой 12 декабря 1781 года, или второй бой у острова Уэссан (англ. Second Battle of Ushant) — морской бой между французской и британской эскадрами в Бискайском заливе, произошедший 12 декабря 1781 года, во время Американской войны за независимость.
Бой 8 января 1780
Бой 8 января 1780 Противники Великобритания ИспанияКомандующиеадмирал Джордж Родникоммодор Дон Хуан Агустин де ИардиСилы сторон20 линейных кораблей,
Англо-испанская война 1585 1604
Англо-испанская война (1585—1604) ПротивникиАнглияКомандующиеМедин СидоньяСилы сторонИспания — 75 военных, 57 транспортных судов, 8 000 матросов, 2 000 гребцов, 19 000 солдат, 1 000 офицеров, 300 священников, 85 врачейВоенные потериИспания — почти половина кораблей
Португало-персидская война
План Введение 1 Захват Ормуза португальцами 2 Захват Бахрейна 3 Захват Ормуза персами Список литературы Португало-персидская война Введение Португало-персидская война — ряд вооружённых конфликтов с 1507 по 1622 между колониальной Португалией и вассальным Ормузом, с одной стороны, и Сефевидской Персией, поддерживаемой англичанами, с другой.
Азиатская компания
Азиатская компания (дат. Asiatisk Kompagni) — датская торговая компания, созданная в XVIII веке для ведения торговли с Индией и Китаем. История Азиатская компания была основана в 1732 году (по другим данным — в 1730 году) в основном бывшими акционерами пришедшей в упадок Датской Ост-Индской компании и, согласно королевской привилегии, получила монопольное право на ведение торговли со странами, расположенными в районе Индийского океана, и Китаем.
Морское сражение под Керчью 1774
Морское сражение под Керчью произошло 9 июня и 20 июня 1774 г., во время Русско—турецкой войны 1768—1774 гг. Двойное сражение между русским и турецким флотами состоялось южнее Керчи.
Дарданелльское сражение
Дарданелльское морское сражение 1807 , сражение между русской Средиземноморской эскадрой и турецким флотом в районе Дарданелл 10-11 (22-23) мая, эпизод кампании Второй Архипелагской экспедиции русского флота во время русско-турецкой войны 1806—1812 годов. Выиграно русским флотом под командованием Д.
Бой 20-21 апреля 1782
Введение 1 Бой 2 Последствия Список литературы Бой 20-21 апреля 1782 Введение Бой 20-21 апреля 1781 года (англ. Action of 20–21 April 1782 или Third Battle of Ushant) — морской бой в Бискайском заливе между французским отрядом шевалье де Сильо из трех линейных кораблей, сопровождавшим конвой, и отрядом Баррингтона из двух британских линейных кораблей, во время Американской войны за независимость.
Бой 1 мая 1781
Введение 1 Предыстория 2 Бой и последствия Список литературы Бой 1 мая 1781 Введение Бой 1 мая 1781 — дуэльный морской бой, произошедший примерно в 210 милях от Бреста, в котором HMS Canada Королевского флота под командованием капитана Джорджа Кольера (англ. George Collier) догнал, перехватил и взял в плен испанский фрегат Santa Leocadia, капитаном которого был дон Франсиско де Вентузен (исп.
Вахтмейстер, Карл Ханс
Карл Ханс Вахтмейстер (швед. Karl Hans Wachtmeister; 2 апреля (12 апреля) 1689(16890412) — 7 марта (18 марта) 1736) — адмирал шведского флота, граф, сын Ханса Вайхтмейстера старшего.
Русско-шведская война 1788-1790 гг.
Поводом к началу военных действий стал неподобающий, по мнению Густава III, салют, отданный шведской эскадре русскими кораблями. Швеция напала на Россию в то время, когда лучшие русские войска находились на юге.
Грейг, Самуил Карлович
Самуил Карлович Грейг (Сэмюэль Грейг, англ. Samuel Greig; 30 ноября 1736(17361130), Инверкитинг, Шотландия — 15 октября 1788, Таллин) — адмирал. Биография
Баженин Осип Андреевич
Представитель старинного купеческого рода Бажениных, проживавших в Архангельске. Этот род ведет свое происхождение от новгородского посадского человека Симеона Баженина, покинувшего Новгород в 1570 г. во время погрома Ивана IV.