Z думаю, что те, кто занимается геометрией, счетом и тому подобным, предлагают в любом своем исследовании, будто им известно, что такое чет и нечет, фигуры, три вида углов и прочее в том же роде. Это они принимают за исходные положения и не считают нужным отдавать в них отчет ни себе, ни другим, словно это всякому и без того ясно. Исходя из этих положений, они разбирают уже все остальное и последовательно доводят до конца то, что было их рассмотрения. Rогда они вдобавок пользуются чертежами и делают отсюда выводы, их мысль обращена не на чертеж, а на те фигуры, подобием которых он служит. Выводы они свои делают только для четырехугольника самого по себе и его диагонали, а не для той диагонали, которую они начертили. Так и во всем остальном. То же самое относится к произведениям ваяния и живописи : от них может падать тень, и возможны их отражения в воде, но сами они служат лишь образным выражением того, что можно видеть не иначе как мысленным взором. - Ты прав. - Вот об этом виде умопостигаемого я тогда и говорил: душа в своем стремлении к нему бывает вынуждена пользоваться предпосылками и потому не восходит к его началу, так как не в состоянии выйти за пределы предполагаемого и пользуется лишь образными подобиями, выраженными в низших вещах, особенно в тех, в которых она находит и почитает более отчетливое их выражение...
Символ пещеры.
После этого ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию...ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там под ногами и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол. - Это я себе представляю. - Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всякие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат. - Странный ты рисуешь образ, и странных узников! - Подобных нам. Прежде всего, разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры ? - Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно? - А предметы, которые проносят там, за стеной? Не то же ли происходит и с ними? - То есть? - Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят? Если бы в их темнице отдавалось эхом все, что бы ни пронес любой из проходящих мимо, они приписали бы эти звуки чему-нибудь иному, а не проходящей тени? Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо предметов.
Понаблюдай же их освобождение от оков неразумия и исцелений от него, иначе говоря, как это все у них происходило, если бы с ними естественным путем случилось нечто подобное. Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернут шею, пройтись, взглянуть вверх - в сторону света ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившийся к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд?
Если бы такой человек опять спустился туда и сел бы на то же самое место, разве не были бы его глаза охвачены мраком при таком внезапном уходе от света Солнца. А если бы ему снова пришлось состязаться с этими вечными узниками, разбирая значения тех теней? О нем стали бы говорить, что из своего восхождения он вернулся с испорченным зрением, а значит, не стоит даже и пытаться идти ввысь. А кто принялся бы освобождать узников, чтобы повести их ввысь, того разве они не убили бы, попадись они в руки?
Так вот это уподобление следует применить ко всему, что было сказано ранее: область, охватываемая зрением, подобна тюремному жилищу, а свет от огня уподобляется в ней мощи Солнца. Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, - это подъем души в область умопостигаемого. Если ты все это допустишь, то постигнешь мою заветную мысль - коль скоро ты стремишься ее узнать, - а уж бога ведомо, верна ли она. Итак, вот что мне видится: в том, что познаваемо, идея блага - это предел, и она с трудом различима, но стоит только ее там различить, как отсюда напрашивается вывод, что именно она - порождает свет и его владыку, а в области умопостигаемого она сама - владычица, от которой зависит истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни. - Я согласен с тобою, насколько мне это доступно. - Тогда будь со мной заодно еще вот в чем: не удивляйся, что пришедшие ко всему этому не хотят заниматься человеческими делами; их души всегда стремятся ввысь. Да это и естественно, поскольку соответствует нарисованной выше картине. - Да, естественно.
Другие работы по теме:
Экономическая мысль Древней Греции 5
Экономическая мысль Древней Греции Для данного общества характерно развитие рыночной экономики и частной собственности. Отсюда интерес философов к проблемам микроэкономики, но не теоретическим, а прикладным. Одним из таких философов был Ксенофонт, написавший работу «Экономика», т.е. «Закон домашнего хозяйства», а также Платон («Государство», «Законы») и Аристотель («Никомахова этика»), поднимавшие в своих трудах экономические проблемы.
Учение Платона о государстве 4
Кафедра философии и гуманитарных наук. Эссе по курсу «Философия» Тема: «Учение Платона о государстве» «В образцово устроенном государстве жены должны быть общими, дети - тоже, да и все их воспитание будет общим»
Определение понятий
Определение — логическая операция, раскрывающая основное содержание понятия. Платоновское определение человека.
Политическая мысль Древнего Востока
Text Text Государство Аристотеля менее едино, чем у Платона. В нем есть место частной собственности, семье. По Аристотелю, государство - воплощение справедливости, закона, сфера выражения общего интереса свободных граждан. Однако не все существующие формы государства способны в равной мере справедливо распределять блага согласно достоинству лиц.
Идеальное государство Платона 3
Содержание 1. Введение 2 2. Мировоззрения Платона 3 3. Четыре формы отрицательного государства. 4 4. Идеальное государство Платона. 5 5. Четыре «доблести» идеального государства. 7
Учение Платона о государстве и законах 2
Содержание: Введение ……………………………………………………………………..3 Платон о государстве ……………………………………………………… 4 Платон о законах …………………………………………………………… 7 Заключение ………………………………………………………………… 10
Сократ и Платон
Введение Философия-это всё единосущее и схваченное в мыслях : это квинт эссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Здесь мы рассматриваем двух величайших философов древности Сократа и Платона их неоценимый вклад в науку и культуру.
Идеальное государство Платона 2
Идеальное государство Платона В своих воззрениях на государство Платон исходил из того ,что существует идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения - искажения в реальном мире вещей.
Платон - подборка разных материалов
Государственный Университет по Землеустройству Контрольная работа по истории политических и правовых учений Тема: «Платон» Шифр 95066 заочный факультет
Учение Платона об идее
Учение Платона об «идее» Платон (427-347 до н.э.) — великий мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру. Платон говорит: «Мир это не просто телесный космос, и отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое — с человеческим».
Обычай и закон в античном мире
Характеристика и особенности учения Платона об идеальном, его место в мировой философии. Анализ работ великого философа "Государство", "Закон" и "Федон". Понимание Платоном сущности государства, заложение основ социальной философии, значение его учения.
Демокрит и Платон
Демокрит из Фракии Материалист, человек энциклопедических знаний. Работал во всех направлениях: в этике, математике, физике, астрономии, медицине, теории музыки.
Политические взгляды Платона
Платон (427-347до н.э.), ученик Сократа, изложил свои взгляды на государство , демократию, политические режимы и формы правления в своем известном произведении “Государство”.
Понятие материи
Платон - родоначальник понятия о материи. Аристотель о материи.
Политические учения древнего мира 2
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Конфуций. Фундаментальную роль в истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551—479 гг. до н. э.).
: Государственный строй в понимании Платона
Наиболее значимым для нас стал труд Платона посвященный государственному строю. По его теории государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей
Платон об управлении
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».
Платон Каратаев и Тихон Щербатый по роману Толстого Война и мир
Одной из важнейших проблем в романе «Война и мир» является проблема национального характера. В огне Отечественной войны 1812 года русский народ проявил, по мнению Толстого, все свои важнейшие черты. Главной из них писатель считал «скрытую теплоту патриотизма», которая привела к сплочению всей нации в борьбе с французскими захватчиками. «Дубина народной войны», захватившая не только армию, но и поднявшая самые широкие народные слои, соединившиеся в партизанских отрядах, выявила в русском человеке черты яркого, активного, деятельного характера, готового мстить врагам до конца.
Бал в доме Фамусова
Автор: Грибоедов А.С. Бал в доме Фамусова играет большую роль для понимания комедии. Первым прибывает Чацкий, ищущий новой встречи с Софьей, и он уже успевает каждому дать «ненужный» совет, послать в чей-нибудь адрес очередную колкость, ненароком оскорбить кого-нибудь.
Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Главные герои романа Л. Н. Толстого «Вой-па и мир» - представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья - Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.
Бохай
Введение 1 История 2 Государственное устройство и культура Введение Бохай (кит. 渤海) или Пархэ (кор. 발해) (698—926), — первое государство тунгусо-маньчжуров, располагавшееся на территории Маньчжурии, Приморского края, и в северной части Корейского полуострова. В 926 году Бохай было завоёвано киданями.
Уйгурское идыкутство
Введение 1 Создание 2 Государственное устройство 3 Экономика 4 Взаимоотношение с другими государствами 5 Союз с монголами 6 Упадок Введение Уйгурское Турфанское идыкутство, Уйгурское государство Идыкутов, Уйгурское государство Кочо — феодальное государство в Восточном Туркестане. Образовалась в результате распада Уйгурского каганата.
Абалдуев, Платон Никитич
Платон Никитич Абалдуев (?—1788) — генерал-майор, герой войны против польских конфедератов. В военную службу вступил 21 апреля 1748 года, служил по армейской кавалерии.
Венгерское государство
Венгерское государство Венгерское государство (венг. Magyar Бllam) — государство-сателлит нацистской Германии, образованное в 1944 году после отстранения регента Миклоша Хорти от власти. Вождь венгерской национал-социалистической партии Скрещенных Стрел Ференц Салаши стал «Национальным лидером» (венг.
Политико-правовое учение Платона
Основные функции государства, по Платону, сводились к следующему: • Социальная (удовлетворение потребностей) – достижение равного уровня удовлетворения потребностей и, как следствие, искоренения бедности и богатства. • Воспитательная – воспитание моральных качеств в человеке. • Защитная (Платон отрицал захватнические войны). • Обеспечение условий для развития философии.
Апулей
Апулей (Apuleius) Люций (ок. 125 — ок. 180) — римcкий ритор, писатель, философ-платоник. Учился в Карфагене, затем в Афинах и Риме; путешествуя, посетил Самос и Фригию, был посвящен в мистерии Исиды и др. таинства.
Аристотель
В Древней Греции в 4-м в. до н. э. существовала удивительная школа, где собирались лучшие умы, для того чтобы обсудить важные проблемы: как устроена природа? Каким должен быть человек? Как надо управлять государством? Что есть прекрасное?