Игры разума в
творчестве Пелевина
Разуму, сознательному и
бессознательному, манипуляциям с сознанием отводится огромное место в
творчестве Пелевина.
Слова несут в себе
огромную силу. Их можно воспринимать как сознательно (аудиально или визуально),
так и бессознательно. Нейролингвистическое программирование занимается тем,
чтобы менять убеждения посредством не только вербального, но и невербального
контакта. Классическое НЛП ориентировано на гуманистическое направление
(устранение стрессов, депрессий, конфликтных ситуации и личных проблем), но существует
и так называемое «боевое НЛП», целью которого является манипулирование людьми,
подмена их убеждений и установок. Нейропрограммирование может встречаться не
только в устной речи, но и на письме.
Рассмотрим
использование приемов «боевого НЛП» на примере произведений Пелевина. Основную
форму автор откровенно отметил в одном из своих последних сборников рассказов -
5П.
«…-Седьмую форму
отрабатываю, — сообщил генерал. — Сначала подстройка и ведение, затем разрыв
шаблона, потом опущение и присоединение...» («П5»)
Подстройка у Пелевина
проста и универсальна. Конечно, она отличается от устоявшейся схемы
НЛП-присоединения. Сложно делать подстройку к каждому читателю в отдельности,
имеющему определенную репрезентативную систему, не видя его жестов и мимики.
Пелевин выбирает отличный тактический прием. Он использует в своих
произведениях не только выдуманных персонажей, но и реально существующих или
существовавших героев, которые хорошо знакомы читателям. Как то Ельцин, Чапаев,
Че Гевара, Березовский и другие. Иногда подстройка осуществляется через
повторение мотива или идеи предшествующего произведения (Generation
«П» - Ампир V).
После установки моста
между автором и читателем, происходит ведение. Пелевин выводит своих героев за
рамки нашего представления о них, утверждая через диалоги или монологи свою
точку зрения.
Следующий этап Пелевин
часто нарушает. Вместо того, чтобы «разорвать шаблон» («разрыв шаблона» - «зависание»
читателя при резком попадании из привычной ситуации в непривычную, в частности,
при неожиданном поведении автора), автор иногда использует прием «внутреннего
конфликта»:
« - Понял, - сказал
Татарский. - Кажется, понял... То есть как, подожди... Выходит, что те
определяют этих, а эти... Эти определяют тех. Но как же тогда... Подожди... А на
что тогда все опирается?» (Generation «П»)
«Ботвиник, стоявший у
истока нового поколения техник нейролингвистического контроля, может быть с
полным правом назван не только главным технологом всех идеологов, но и главным
идеологом всех технологов...» Лена перечитала это место три раза, но все равно
не поняла, о чем речь» (П5)
Читатель, на
подсознательном уровне пытается решить неразрешимый конфликт (выявить суть
вышесказанного). Создается ощущение, что автор всеведущ, знает больше, чем
читатель. Но поскольку того, о чем Пелевин говорит, нет нигде за пределами
выстраиваемой им фразы, он всегда будут разбираться в предмете намного лучше читателя
и выглядеть «продвинуто и умно». (Интервью Пелевина)
Сам прием «разрыва
шаблона» свойственен Пелевину. Его очень легко определить. Как таковой, он
вводит читателя в состояние, близкое трансовому. Существует много приемов
достижения цели:
1)
Обсценная
лексика: «– Слышь, старый Перун! Потренируемся?
–
Я не старый Перун, товарищ генерал, – ответил тот угрюмо. – Моя фамилия Громов.
–
Хуемов. Ты перед тем, как старших поправлять, из‑за
щеки вынь, чмо пернатое»;
(«Зал
поющих кариатид»)
2)
Множественное
повторение: «Хуфу — это имя крокодила? — Нет. Хуфу — это имя фараона. — Фараон
Хуфу кормит крокодила? — спросил Игорь. — Или крокодила кормят фараоном Хуфу?»;
(«Кормление крокодила Хуфу»)
3)
Чрезмерная
терминология: «задача шизосуггестирования будет выполнена в результате
удержания нейтрализуемого лица у телеэкрана в течение достаточно длительного
промежутка времени»;
4)
Сюда
же можно включить и псевдо документальные статьи, заимствованные из различных
языков цитаты, в большинстве своем адаптированные для русского сознания («Пар
костей не ламент», «Parliament
– is unЯва»,
«the only bush i trust is mine…» (Единственный куст, которому я верю – это тот,
который растет у меня между ног)
Опущение (стирание) –
НЛП техника, связанная со стиранием из сознания уникальных характеристик
каждого феномена в отдельности. Также характерный прием для Пелевина: «А в
будущем ни одного произведения искусства не будет создаваться просто так; не за
горами появление книг и фильмов, главным содержанием которых будет скрытое
воспевание "Кока-колы" и нападки на "Пепси-колу" - или
наоборот» (G«П»). В данном случае
эпоха Колы и эпоха Пепси исключает индивидуальность, о чем персонаж говорит
открыто и убежденно. Чаще всего, этот прием используется после «разрыва
шаблона», чтобы не дать читателю выйти из состояния мгновенного транса и
внушить ему определенное мнение на подсознательном уровне. Опять же автор манипулирует
сознанием читателя, навязывая ему свою точку зрения.
Затем происходит
обратная подстройка для возвращения читателя в первоначальное состояние.
Заключительная цикловая подстройка может отсылать к персонажам, с которыми
читатель познакомился ранее. На протяжении всего цикла должно соблюдаться
условие чередования бытовых и философских рассуждений, для постоянной
стимуляции подвешенного состояния сознания: «Опохмелиться было все-таки можно…
Метод, в сущности, гурджиевский, - объяснил человек. - Относится к так
называемому "пути хитрого человека". В нем ты рассматриваешь себя как
машину» Далее идет рассуждение о конструкции машины, ее рецепторах и
заканчивается все скрытой метафорой поколения Колы и Пепси.
Этот основной цикл
методик может быть неполным. Часто встречаются единичные приемы, не зависящие
друг от друга.
Одна из главных методик
НЛП у Пелевина – методика «новой упаковки»:
Рассуждения о
вау-импульсах (нервных воздействиях, которые посылает медиа-мембрана к каждой
клетке Oranusa (или ротожопы).
Каждая клетка этого организма – есть человек), identity
(цель рекламной магии, субъект медиа-воздействия, управляемый исключительно
остаточными вау-факторами), Внутренняя Монголия (которая одновременно и
Пустота, и Нирвана – блаженное состояние), криптоспик (разговорную технику,
внедрявшую в сознание собеседника специальные микрокоманды, сами по себе
безвредные, но в контексте выверенной фразы образующие что-то вроде бинарного
оружия), гламур и дискурс. Ничего нового Пелевин не изобретает. Он использует уже
существующие факты для того, чтобы заново, в новой форме донести их до
читателя, ориентировать его на определенную позицию мышления, манипулировать
его сознанием.
Пример: легенду об
Оранусе и вау-имупльсах читателю преподнесли как голый факт: человек тратит
свою жизнь на то, чтобы заработать деньги и потратить их. Логично предположить,
что особого интереса и отклика этот факт бы не вызвал. нейролингвистический
программирование пелевин разум
Методика Пелевина
состоит в том, чтобы взять какую-либо известную сентенцию, миф или субъект, и
«одеть» его в новую упаковку, украсив несколькими неологизмами и
профессиональными терминами. Следует отметить, что интерес писателя к
нейро-лингвистическому программированию – давний, но любительский. Может
показаться, что, манипулируя читателем через текст произведений, Пелевин программирует
его на принятие авторского мировоззрения или отношения к определенному факту. Но
автор не скрывает применение приемов НЛП, а иногда даже откровенно на них
намекает, что противоречит основной сути нейро-программирования и вынуждает не
просто «усвоить» «внедренную» информацию, как того требует НЛП-практик, но и
дает возможность ее обнаружить и проанализировать, акцентируя на ней внимание
читателя.
Другие работы по теме:
Философия права Гегеля
Гегель является гениальным мыслителем - диалектиком , внесшим выдающиеся вклад в прогресс человеческого познания . Замаетное место во всем творчестве Гегеля занимали проблемы государства и права . Гегель вошел в историю как классик не только философской , но и политико - правовой мысли .
Игровая зависимость
Text 0)Отсутствие игровой зависимости («социальный» игрок). На этой стадии игра обусловлена познавательным интересом и используется для развлечения, отвлечения, расслабления, отдыха, отключения от проблем (семейных, личностных, потенциальных) 0)Отсутствие игровой зависимости («социальный» игрок).
Маяковский в. в. - Маяковский
Маяковский о месте поэта в рабочем строю alignjustifyМаяковский о месте поэта в рабочем строю рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до конца продумать свои взгляды на сущность литературы и на положение и задачи писателя в социалистическом обществе.
Есенин с. а. - Тема родины и природы в лирике с. есенина
Тема Родины одна из главных в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней с родной для него. Рязанщиной. Но из деревни. Константинове поэт уехал совсем молодым жил потом и в Москве и в Петербурге и за границей С.
Тема Кол-во страниц
Игровая деятельность в жизни ребенка. Психолого-педагогическая характеристика игры
Матричная игра
Вариант 1. 1. Для матричной игры, заданной платёжной матрицей A, найти: все максиминные стратегии игрока 1; все минимаксные стратегии игрока 2; все седловые точки;
Сергей Прокофьев
Сочинение-миниатюра с элементами биографии В музыке, так же, как и в литературе, есть много прекрасных произведений, созданных для детей. Почти все композиторы в своем творчестве обращаются к детской тематике, наверное потому, что им приятно вспоминать свое детство. Одним из таких выдающихся композиторов был Сергей Сергеевич Прокофьев, который уже в 5 лет сам начал сочинять музыку.
Девятый сон Веры Павловны
Автор: Пелевин Виктор. Рассказ напоминает развернутую рецензию на «Что делать?» Чернышевского. Немного запоздала, правда, рецензия-то, но выполнена классно, мастерски. Героиня в должности туалетной уборщицы, рассуждающая о философских материях и стремящаяся изменить мир (!) — это такая же фантастика, как первоисточник.
Стихотворение Маяковского Скрипка и немножко нервно
Поэзия В. Маяковского авангардная по сути. Возможно, что стихотворение «Скрипка и немножко нервно» написана под аккомпанемент модернистских скрипичных концертов. Это психологически тяжелая музыка, которая выворачивает все нервы.
Стихотворение Блока О, я хочу безумно жить
Каждый поэт обращается в своем творчестве к различным темам: судьба родины, тема любви, образ природы, философские мотивы. Но творца волнует, безусловно, назначение и роль поэтического творчества. Роль поэта во все времена важна, но каждый по-своему понимает смысл лирики.
Михаил Шолохов Судьба человека
Тема Второй мировой войны нашла свое достойное место в творчестве многих известных мастеров слова. Один из них - русский писатель Михаил Шолохов. Как и в творчестве немецкого писателя Генриха Бэлля, рассказ пронизывает мысль: война противоестественна и антигуманна.
Пелевин Виктор
(1962 - ...) Родился в 1962 году. В 1979 году окончил московскую среднюю школу № 31 (сейчас гимназия им. Капцовых № 1520). В 1984 окончил Московский энергетический институт (МЭИ), учился в Литературном институте им. Горького. Работал в одном из первых в стране небольших частных издательств, участвовал в издании текстов Карлоса Кастанеды, древнекитайских буддистов.
Маяковский и революция
После Октября направление в творчестве Маяковского обрело особую четкость: служение революции, ориентация на Ленина.
Игровая проза Виктора Пелевина
В сфере гуманитарных наук отсутствуют согласованность, единый подход к осмыслению такого явления, как постмодернизм. Определения, которые дают философы, социологи, историки и теоретики культуры, порой не имеют ничего общего.
Пелевин и Достоевский на уроке литературы.
Эпоха Гутенберга вступает в свою финальную стадию развития. . Первые ростки новой эпохи виртуальной культуры появились уже сегодня благодаря новому детищу информационной цивилизации - сети Интернет.
Роман Плаха
Автор: Айтматов Ч. Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. В. Белинский Роман “Плаха” — один из интереснейших в творчестве замечательного современного писателя Чингиза Торекуловича Айтматова. “Плаха” продолжает традиции литературы: гуманизации, очеловечивания образа Христа, у истоков которой стоят художники и мыслители Возрождения и которая замыкается “Мастером и Маргаритой” М.
Талант любви в творчестве И.А.Бунина и А.И. Куприна
Автор: Бунин И.А. Любовь – одно из самых светлых и прекрасных человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви – вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. Очень поэтично раскрывают эту тему в своих произведениях замечательные писатели Александр Иванович Куприн и Иван Алексеевич Бунин.
Миттельшпиль
Автор: Пелевин Виктор. Первоначально мне показалось, что этот рассказ — не более чем легкая шутка, простая развлекалка для автора, а заодно и для читателя. Но, вспомнив, что у Пелевина ничего не бывает просто так, я стал внимательней присматриваться к тексту, пытаясь за деревьями увидеть лес. А лес-то стоял, шелестел листвой и не очень расстраивался, что я его не замечаю.
Современный литературный процесс
Виктор Пелевин (р. 1962) вошел в литературу как фантаст. Его первые рассказы, составившие впоследствии сборник "Синий фонарь" (Малый Букер 1993 гг.), печатались на страницах журнала "Химия и жизнь", славящегося своим отделом фантастики. Но уже после публикации в "Знамени" повести "Омон Ра" (1992) - своего рода антифантастики: советская космическая программа в ней предстала полностью лишенной каких бы то ни было автоматических систем - стало ясно, что его творчество выходит за эти жанровые рамки.
Выявление роли хронотопа в произведениях Виктора Пелевина
Анализ творчества Виктора Пелевина. Пространство и время с точки зрения классической физики. Хронотоп как литературный факт. Пространство и время в произведениях "Чапаев и Пустота" и "Желтая стрела". Обращение к внутренней сущности и снам человека.
Новая баллада о востоке и западе
Культура третьего тысячелетия — это культура синтеза. Сегодня особенно важно увидеть единое в многообразии его проявлений, научиться слушать, чувствовать, понимать и принимать другого, познавая себя как часть мира и мир как часть себя.
Виктор Олегович Пелевин. Чапаев и Пустота
Одна из фундаментальных вещей Пелевина построена вокруг одного из самых фундаментальных психологических образов, вокруг архетипа квадрицы. В одной палате психиатрической больницы лежат четверо больных.
Виктор Олегович Пелевин. Омон Ра
Омон Ра вобрал в себя все достоинства, присущие произведениям Пелевина: непредсказуемый сюжет, глубокий смысл и оригинальность символики. Этот роман, как большинство пелевинских книг, оставляет читателю широкое поле для поиска трактовок.
Культ Верховного Существа
План Введение 1 План Введение 2 Культ Разума 3 Внедрение культа в последние месяцы Робеспьера Список литературы Введение Культ Верховного Существа (фр. Culte de l'Кtre suprкme) — религиозный культ, внедрявшийся во время Великой французской революции в 1794 году в виде ряда официальных государственно-революционных празднеств.
Олимпийские игры 5
Олимпийские игры (греч. Olэmpia) Древнейшие и наиболее популярные в Древней Греции общегреческие празднества и состязания. Устраивались в честь бога Зевса, согласно традиции, с 776 до н. э. в Олимпии 1 раз в 4 года. На время объявлялся обязательный для всех греков «священный мир», в это время в Греции не велось военных действий и дороги в Олимпию были безопасны.
Некрасов о предназначении поэта и поэзии
Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Некрасов не исключение. Некрасов уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли в жизни общества.