Предание - то, что дошло до наших дней непосредственно из глубины веков и поэтому сохранило дух того времени. "Преданья старины глубокой..." - так говорит А.С. Пушкин о событиях, описанных в "Руслане и Людмиле".
Слово "легенда" в сознании современного человека еще более связано с вымыслом, откровенно неправдоподобной историей, которая приукрашивает действительность.
Но в научной литературе о фольклоре эти понятия имеют иное, более четкое значение. Предания и легенды - это жанры устного народного творчества. Предания - рассказы исторического содержания, народная и историческая проза. Легенды - рассказы религиозного содержания. Различия между преданиями и легендами народное сознание не делает. Да и современная наука не всегда может провести четкую грань между ними.
Название "предание" достаточно точно отражает суть этого жанра. Это рассказ, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению.
Грамотность и книги были доступны немногим. А знать свое место в истории, разбираться в событиях хотелось почти каждому человеку. И вплоть до XIX столетия предания заменяли простому народу историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом. Предания не отображают весь ход событий. Они уделяют внимание отдельным ярким моментам истории.
Предания часто освещают происхождение того или иного народа. Обычно речь идет о каком-нибудь предке, родоначальнике, с которым связано название племени или народа (этноним).
В преданиях есть много такого, о чем нельзя прочесть в книгах. Прошлое в преданиях обычно приукрашивается. Так, рассказывается, что в прежние времена жили не обыкновенные люди, а великаны; поэтому, человеческие кости, найденные на месте былых сражений русских с литовцами или чудью (одним из финских племен), будто бы поражают своей величиной. Разбойничьи или казачьи атаманы в былые годы тоже обладали какими-то волшебными свойствами: например, Ермак, по преданию, неуязвим для пуль, Разин - колдун и т.д.
Разумеется, нашли свое отражение в преданиях и реальные обстоятельства.
О свойских царях и щедрых разбойниках.
Почти во всех преданиях в центре любого события всегда стоит одна яркая личность: князь, разбойник. Атаман, генерал и т.д. Эта личность и определяет все происходящее.
В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири и т.д. Но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам или другим источникам.
Особый интерес для народной исторической прозы представляет частная жизнь исторической личности. Яркие, выдающиеся деятели хотя и отличаются в преданиях от обычных людей, но по каким-то признакам похожи на простых смертных. У них есть своя личная жизнь, они могут заниматься делами отнюдь не героическими, будничными, напрямую общаться с простонародьем и т.п. Рассказывается, например, как Петр I становится крестным отцом сына бедного крестьянина, как один из крупнейших полководцев XVIII в. граф Румянцев ловит рыбу в своем имении, а Суворов шутит со своими солдатами.
Часто предания исполнены иронии: даже великие деятели в них могут ошибаться, заблуждаться, выступать в смешном свете. В этом еще одна важная особенность преданий: они не только закрепляют исторические события в народной памяти, пусть даже приукрашивая, но и приближают их к повседневности. Поэтому в рассказах помимо прославленных личностей и громких событий встречаются герои и обстоятельства, неизвестные за пределами данной местности.
Множество преданий посвящено тому, как был основан тот или иной город и освоены новые территории, как возникли те или иные географические названия. Эти сюжеты также связаны с деятельностью какого-либо одного выдающегося человека.
Названия городов, сел, рек, озер порой связываются с каким-то событием местного значения (которого в действительности могло и не быть).
Среди героев преданий часто встречаются разбойники и силачи.
Разбойники грабят, убивают людей, прячут награбленное, зарывают клады, которые никто не может разыскать. Существуют рассказы про целые разбойничьи деревни: жители заманивали проезжих к себе ночевать, а потом убивали их; или днем занимались обычным трудом, а по ночам грабили.
Однако далеко не всегда в преданиях разбойники предстают злодеями. Нередко речь идет о благородных народных заступниках, раздававших награбленное бедным. Среди них упоминаются Разин и Пугачев.
Силачи в преданиях - всегда простые люди, представители той среды, в которой о них и рассказывается: среди казаков - это казак, в бурлацких рассказах - бурлак. Такой силач превосходит всех физической мощью и обычно не имеет равного противника, но во всем остальном такой же, как все. Но иногда такие герои наделяются и мифологическими, волшебными чертами. Один из самых известных героев-силачей - Рахта (или Рахкой) Рагнозерский, прозванный так по названию деревни Рагнозеро в Карелии.
Такие персонажи указывают на связь преданий с другими фольклорными жанрами, в центре которых стоит исключительная личность: с былинами, историческими песнями, сказками, народными верованиями.
Как Христос хлеб собирал
Слово "легенда" на латыни буквально значит "то, что следует читать". Первоначально так называли жития святых, в которых содержались примеры христианской добродетели и благочестивого поведения. Позже под легендами стали понимать вообще поучительные и благочестивые истории. А затем и просто истории, в которых происходит что-то необычное, чудесное, но воспринимается это как происшедшее на самом деле.
В легендах наряду с людьми и животными действуют Бог и святые, ангелы и бесы. Если предание обращено в прошлое, то в легенде время действия не оговаривается. Это или священное время - когда Бог сотворил мир, или речь идет о событиях, которые могли происходить когда угодно.
Все происходящее в легендах описывается и оценивается с точки зрения соответствия христианским нормам жизни - как их понимает народная традиция. В событиях, изображаемых в легендах, много невероятного. Но понятия "правдоподобно" или "неправдоподобно" к ним неприменимы.
В легендах Христос или святые часто спускаются на землю и неузнанные ходят по ней, награждая праведников и наказывая грешников. Такие сюжеты строятся на контрасте между тем, что думает о неприметных странниках человек, и тем, кто они на самом деле. Наказание или награда следуют незамедлительно или обещаны в будущей жизни, в аду или раю.
Бывает, что легенды перекликаются со сказками. Отличие их в том, что сказки рассказываются для веселья, для забавы. А легенды, несмотря на сходство сюжетов, воспринимаются совершенно серьезно, как действительный случай, из которого следует сделать выводы, извлечь мораль.
Сюжеты легенд черпали не только в устной, но и в письменной культуре. Среди письменных источников на первом месте стоят апокрифы. Легли в основу легенд и некоторые библейские события.
Христианские образы и сюжеты часто накладываются на древние народные поверья.
Легендарные сюжеты нашли отражение не только в литературе, но и в иконописи. Самый распространенный тип иконы Святого Георгия - "Чудо Георгия о змие" - связан с легендой, а не с житием этого святого. Это изображение, где Святой Георгий на коне попирает и пронзает копьем змея, было настолько популярно, что стало гербом Московской Руси, а затем и Москвы.
Легенды и предания - живой жанр. Они окружают нас и по сей день. Народная культура по-прежнему на свой лад ведет счет событиям, отбирая то, что представляется самым важным. И слухи, которые рождает и разносит современная молва, в будущем вполне могут дойти до потомков диковинными историями.
Другие работы по теме:
Легендарное царство Кито
Древняя история Латинской Америки порой неотделима от легенды, правда дополняется мифом, а реальность – преданиями забытых народов.
Колдовской эпос у народов коми
Основными компонентами классического героико-эпического сюжета являются борьба и победа богатыря над могучим противником.
Предания и легенды о чуди
Как и у других народов Русского Севера, у к.-з. и к.-п. были достаточно широко распространены фольклорные сюжеты о чуди - древнем населении данной территории, предшествующем современному.
Горький м. - Автор и рассказчик в песне о соколе
“Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых - вот мудрость жизни!” М.Горький В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу “рассказ в рассказе”. Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым языком передает читателям услышанное.
Мифы - Сказание о создании ночи1
Мне очень нравится читать мифы и легенды разных стран и народов. Как по разному и в то же время как похоже древние люди живущие в разных местах представляли себе строение мира и человека причины смены времен года смену дня и ночи возникновение в Мне очень нравится читать мифы и легенды разных стран и народов.
Литературный герой ОЛЕ-ЛУКОЙЕ
ОЛЕ-ЛУКОЙЕ (дат. Ole Lukoie - букв. «Оле закрой глазки») - герой сказки Х.К.Андерсена «Оле-Лукойе» (1849). В основе образа - предания о божестве, усыпляющем малышей. У Андерсена этот образ распадается на два, и обоих зовут О.-Л. В интерпретации Андерсена О.-Л. (в обоих своих воплощениях) - великий сказочник.
Фольклор - Устное народное творчество
Истоки народного поэтического творчества или фольклора от английского folk оге народное знание народная мудрость берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать поэтому все свои знания передавали в устных рассказах.
Мифы - Деметра и персефона1
У каждого народа на Земле сохранились древние мифы и предания насчитывающие тысячи лет. В них отразились представления наших предков об окружающем мире о появлении человека и животных о причинах стихийных явлений природы.
Разное - песнь роланде героический эпос средневековья
Песнь о Роланде принадлежит французскому героическому эпосу средневековья. В ее основе лежат легенды о походе. Карла Великого французского короля. Главный герой этой поэмы. Роланд. В его образе воплотились представления французского народа о рыцарс Вас защитить увы я не был в силах.
Для чего нужно изучать сочинения устного народного творчества
На уроках украинской литературы мы изучаем сочинения устного народного творчества. Сказки и легенды, поговорки и пословицы, загадки и песни. Но нужны они современному школьнику? Думаю, нужны. Потому что фольклор отображает взгляды народа, его мораль и этику, показывает взаимоотношения с людьми и природой, знакомит с обычаями, традициями, обрядами народа.
Сказка о золотом петушке 2
Сказка о золотом петушке Автор: Пушкин А.С. «Сказка о золотом петушке» - последняя из написанных А.С.Пушкиным сказок. Поэт написал её в 1834 году, в период глубоких раздумий над судьбой Отечества. Композиция сказки очень похожа на композицию «Легенды об арабском астрологе» В.Ирвинга, знакомство с которой подтолкнуло А.С.Пушкина на её создание.
Легенда и рыцарский роман
Каролинсское возрождение, собрав лучших представителей западной образованности при дворе императора, воспитало целое поколение богословов, учёных и литераторов, рассеявшееся по франкской земле, оживившее старые центры культуры и создавшее в аббатствах и епископских городах новые.
Романсеро
Предания и легенды о крушение вестготского королевства носили на себе печать двойственного влияния: арабского и христианского (северные провинции). Примешивались и отголоски европейской рыцарской интерпретации.
Тара Ирландия
План Тары Холм Тара (ирл. Teamhair na Rн, «Холм королей») — длинная невысокая возвышенность в Ирландии возле реки Бойн в графстве Мит, в 32 км к северу от Дублина, сложенная из известняков. На холме находится множество древних памятников. Тара считается древней столицей Ирландии (до XII века), резиденцией и местом коронации Верховных королей (ирл.
Дайны
Введение 1 Особенности и характеристика 1.1 Форма 1.2 План Введение 2 Изучение 3 Любопытные факты Введение Да́йны (ед. ч. Да́йна, от лит. и латыш. Daina) - латышские и литовские народные песни, самая яркая составляющая литовского и латышского фольклора и латышской литературы. Рассматриваются как часть народного эпоса латышей и литовцев, их народной музыки и поэзии на протяжении многих веков.
Ашина
Введение 1 Легенды о происхождении Ашина 2 Восточная ветвь 3 Западная ветвь 3.1 Правители западной части Тюркского каганата 3.2 Каганы западно-тюркского каганата
Верховный король Ирландии
(англ. High King of Ireland, ирл. Ard Rн Йirinn) — в древности глава Ирландии, резиденция которого находилась в королевстве Миде, в Таре[1][2]. Земли Миде были окружены королевствами Улад, Коннахт, Лейнстер и Манстер, и короли этих королевств были относительно добровольными подданными Верховного короля[3].
Эбер Финн
Введение 1 Сыновья Миля и племя богини Дану 2 Соправитель Ирландии 3 Потомство Эбер Финн Введение Эбер Финн (англ. Eber Finn) также называемый Светлый Эбер, сын Миля Испанца (Espбine), был, согласно средневековой ирландской легенде и исторической традиции, верховным королем Ирландии и одним из основателей ирландских династий, к которому средневековые специалисты по генеалогии возводили многие знатные ирландские королевские рода.
Химено Гарсес
Химе́но Гарсе́с (исп. Jimeno (Ximeno) Garcйs) (умер в 860) — правитель части земель королевства Памплона (Наварра), находившихся в районе современной Сангуэсы. Предположительно, со-регент королевства (840-е—851/852) во время болезни короля Иньиго Аристы. По его имени получила название династия Хименес, правившая в X—XII веках в Наварре, Арагоне и Кастилии.
Холм Уснех
(англ. Hill of Uisneach, ирл. Cnoc Uisnigh[1]) — один из сакральных центров древней Ирландии в королевстве Миде (наравне с Тарой, к западу от неё), место схождения границ четырёх королевств Ирландии[2]. Здесь друид[3] Миде, сын Брата, сына Деота, зажёг горевший шесть лет огонь (первый священный огонь Ирландии[3]), и отрезал языки раскритиковавшим этот огонь друидам[4].
Лоэнгрин
(англ. Lohengrin) — герой немецких произведений о короле Артуре. Сын Парцифаля (Персиваль), он — рыцарь Святой Чаши Грааля, посланный в лодке, которую тянут лебеди, чтобы спасти деву, которая никогда не должна спрашивать о его происхождении. Его история — это версия легенды о Рыцаре Лебедя.
Легенды дома Романовых
Исторические легенды, связанные с домом Романовых: Проклятие дома Романовых (проклятие Марины Мнишек) — предсказание падения дома Романовых Посмертное явление Марии Милославской
Беккер, Густаво Адольфо
План Введение 1 Биография и творчество 2 Признание 3 Публикации на русском языке Введение Густаво Адольфо Беккер (исп. Gustavo Adolfo Bйcquer, настоящее имя Густаво Адольфо Домингес Бастида, исп. Gustavo Adolfo Domнnguez Bastida; 17 февраля 1836, Севилья — 22 декабря 1870, Мадрид) — испанский писатель-романтик.
Культура казанского ханств
Культура Казанского ханства В культуре Казанского ханства слились воедино многие культурные традиции. Самыми богатыми были традиции Волжской Булгарии и Золотой Орды. Среди казанцев, как и булгар, широко распространена была грамотность. Грамотными были не только представители феодальной знати, духовенства, ханские чиновники.
Вавилон
Аккадское название города Вавилон - Бабили - "Врата бога"; евр. Бавeль "Вавилон" и невалa "преступление", балaл "смешивать".
Горный хрусталь
Горный хрусталь — минерал, чистая природная двуокись кремния, бесцветная, прозрачная разновидность кварца, одна из кристаллических модификаций кремнезёма (SiO2). Чистые бездефектные кристаллы горного хрусталя встречаются относительно редко и высоко ценятся. Практическое значение имеют кристаллы размером от 3—5 см.
Ботлихцы
Ботлихцы, буйхади (самоназвание) коренное население Западного Дагестана в России Численность около 6 тыс. человек. Относятся к андийским народам.
Годоберинцы
Годоберинцы, гъибдиди (самоназв.), народ в России. Численность около 3 тыс. чел. Относятся к андийским народам, коренное население Западного Дагестана.
Табасараны
Табасараны, табасаран (само-назв.), табасаранцы, народ России. Численность в РФ - 93,6 тыс. чел. Коренное население Дагестана. Численность в Дагестане - 78,2 тыс. чел.
Лезгины
Самоназвание - лезгияр, включает также близкие к основному этносу народности: кюринцы, самурцы, кубинцы.
Евсевий Кесарийский
Евсевий Кесарийский (ок. 260 – ок. 340), христианский богослов, «отец церковной истории», епископ Кесарии Палестинской после 315.