«КТО ИМЕЕТ УШИ СЛЫШАТЬ, ДА УСЛЫШИТ!»
(ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ ЗЛА. ПО ПОВЕСТИ В. РАСПУТИНА «ПОЖАР» И РОМАНУ В. АСТАФЬЕВА «ПЕЧАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ»).
В произведениях современных авторов все более открыто начинают звучать ноты отчаяния. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» — сказано в Евангелии. Нельзя не вспомнить эти слова, читая повесть Валентина Распутина «Пожар» (1985).
На складах сибирского поселка лесозаготовителей внезапно вспыхивает пожар. Внезапно, но не случайно. «Пьяная стрельба, поножовщина, утонувшие и замерзшие, задавленные на лесосеках» рабочие, всеобщая безалаберность и безответственность стали обычным, повседневным явлением в Сосновке. Сумятица и разброд еще более усилились с появлением «бригады оргнабора» — незванных пришельцев, прозванных архаровцами и различаемых по «коротким и дерганным движениям».
За картинами реального пожара без труда угадывается общий символический план изображения: все наше общество, по мысли В. Распутина, охвачено силой дьявольского пламени. Отсюда — всесветность события, космические масштабы его показа. Главному герою Ивану Петровичу Егорову кажется, что рвущиеся на пожаре голоса исходят не от конкретных людей: «это стены, земля, небо и берега звучат человечьими словами — чтоб понятно было людям».
Но более всего Ивана Петровича поражает поведение поселковых жителей, стремящихся не столько потушить разбушевавшийся огонь, сколько поживиться за счет государства. Тащили все, что можно было утащить, а «маленький, скрюченный в три погибели» архаровец с «бабьим именем Соня» погиб, сражаясь за бутылку даровой водки.
Однако нашлись и те, кто вместе с главным героем не поддались всеобщему безумию. Как солдат на поле битвы, пал смертью храбрых сторож дядя Миша Хампо, сам Иван Петрович и его жена Алена не щадили себя, спасая государственное добро, и даже один из «архаровцев» Сашка Девятый оказался верным и сноровистым помощником.
Конец повести многозначителен: на рассвете Иван Петрович покидает поселок. Пожар перевернул его жизнь, показав то недоброе в душах людей, что раньше скрывалось под приличной видимостью, а теперь выступило наружу.
Почти одновременно с «Пожаром» Распутина вышел роман В. Астафьева «Печальный детектив» (1986). Преднамеренно акцентируя внимание на темных сторонах жизни, сгущая зло, которое (пусть и временно) потеснило собой добро, В. Астафьев воссоздает, в сущности, ту же охваченную бесовским пламенем действительность, что и В. Распутин в своей повести. Стремлением понять природу зла объясняется выбор центрального героя романа — бывшего милиционера Леонида Сошнина, который, как этого требует его профессия, прежде всего обращает внимание на мерзости жизни. А их немало, и обрисованы они писателем по степени нарастания, реалистически ярко.
Молодой шофер Ванька Стригалев способен просидеть в своей «Волге» сутки, «не читая, а о чем-то медленно думая». Родители беспутной Юльки, живя «в свое удовольствие», катаясь вокруг Европы и по ближним странам, откупаются от дочери дорогими заграничными подарками. Сирота «при родителях», предоставленная самой себе пятнадцатилетняя Юлька тем временем «добивала себя с кавалерами». Кочегар Чича Мезенцев умер, месяцами не выходя из своей кочегарки, куда его жена каждый вечер приносила по пол-литра водки. Незадачливая бессердечная «мамуля» решила «хитро» избавиться от своего новорожденного ребенка, закрыв его в автоматической камере хранения на вокзале.
Рушатся общество, человек, семья. Люди забывают о своем долге и перед родителями, и перед детьми. Что можно сказать о матери и отце — «книголюбах», которые, устав от троих детей и заимев четвертого, уморили его голодом, скрываясь «не где-нибудь, не на темном чердаке, а в читальном зале областной библиотеки имени Ф. М Достоевского»? Или другой пример. «Папа с мамой поругались, подрались», ушли из дома и загуляли, забыв о своем дитяти, которому не было и трех лет. И когда пришло время взламывать дверь, люди настали ребенка, научившегося ловить тараканов,— «он питался ими».
Духовное оцепенение, внутренняя спячка, безразличие, бездушие общества привели к току, что на ведущие роли чаще всего выдвигаются властолюбивые, бездуховные, пустые, неспособные к созидательной деятельности люди, вроде тещи Сошнина Евстолии Сергеевны Чащиной, которую все время держали на «должностях, где можно и нужно много говорить, учить, советовать, бороться, но ничего при этом не делать». Подобные «пустобрехи», по мысли Астафьева, и «проорали деревню», довели ее до того, что «села наши и пашни опустели».
Леонид Сошнин, чаще других сталкивающийся с человеческими пороками и преступлениями, воспринимает мир в серых, сумрачных тонах, которые впоследствии сливаются в темные цвета. И вот уже в сознании героя возникает символический образ «душной трубы» в «черной саже», из которой вылетел «на метле веселой бабой-ягой или юрким бесом диавол в человеческом облике и принялся горами ворочать». А в людях «под покровом тонкой человеческой кожи и модных одежд» спрятался жуткий, «себя пожирающий зверь».
Однако никто не рождается преступником или негодяем, ими становятся—и чаще всего добровольно Поэтому Астафьев, описывая прошлое своих персонажей, стремится подчеркнуть то хорошее и светлое начало, которое когда-то определяло их поведение. Так, до предела опустившаяся женщина, по кличке Урна, ставшая «особенным существом со слепой, полубезумной тягой к пьянству и безобразиям», имела когда-то мужа и детей, была талантливой самодеятельной певицей Спившийся Чича Мезенцев, как выясняется, имел награды не только за боевые, но и трудовые заслуги Даже преступник, угнавший самосвал и задавивший насмерть ни в чем не повинных прохожих, был отмечен значком «за спасение людей на пожаре».
Емким смыслом наполнена нарисованная писателем симво-лическая сцена: посреди «беспросветной, серой планеты», в центре Вейска, по самой «середке» проспекта Мира, неспешно следовала пегая лошадь с хомутом на шее Пока ее хозяин «подзасел» в буфете с мужичками, она, «ученая, самостоятельная», двигалась по направ-лению к своей конюшне.
Казалось бы, малопримечательный эпизод, но В Астафьев умеет в будничном и малом обнаружить значительное и большое. Неупорядоченной, развороченной, бездушной действительности, неразумности и суетности человеческого существования противопоставляется размеренное, неспешное шествие умного животного, как бы напоминающего людям об их утраченном природном достоинстве Вот почему «коняга» производит «оживление» на улице: народ, «единодушно» провожавший лошадь глазами, «светлел лицами, улыбался» Заулыбался и Леонид Сошнин, ощутивший, как что-то «сместилось» в его душе, и погода «дурная не так уж гнетуща», и проблемы бытия не так уж неразрешимы.
« Жить дальше и помнить тех, кто жил до них», — такова одна из итоговых мыслей главного героя, которую, разумеется, разделяет сам автор произведения «Помнить» — значит хранить и передавать от поколения к поколению духовно-нравственные традиции предков, восстановить разорванную «связь времен» и как-то налаживать расколотую, надтреснутую жизнь. Астафьев приходит к той же мысли, что и Распутин: спасение может быть найдено в любви к жизни и людям, по сравнению с которой «все остальное в мире — пыль, хлам, дешевка ».
Важно только услышать эти призывы современных писателей и прислушаться к их тревожным голосам.
Другие работы по теме:
Можем ли мы увидеть звук
Text Основы нейронауки гласят: слуховая система воспринимает звук, зрительная система отвечает за восприятие визуальных образов. Системы работают независимо друг от друга. Основы нейронауки гласят: слуховая система воспринимает звук, зрительная система отвечает за восприятие визуальных образов.
Каменный Остров
Мое любимое место в Петербурге – это Каменный остров. Он расположен между Большой и Малой Невкой, так же он омывается речкой Крестовкой. Больше всего мне нравиться сидеть на набережной возле двух Сфинксов. От туда хорошо видно как суетятся машины на Песочной набережной и Каменноостровском мосту. Вдали, виднеется высокое здание, когда наступает вечер это здание просто не возможно не заметить.
Жизнь Будды
Будда родился человеком в Северной Индии, сыном Короля Шуддходаны и Королевы Маха Майя Деви. Ему было дано имя Принц Сиддхартха Гаутама.
Мольер - Почему смешон господин журден
Ж. Б. Мольер написал более тридцати комедий. В них он высмеж ханжество лицемерие тупость и легкомыслие дворянскую спесь и чванливость французских буржуа.
Сочинения на свободную тему - Майская гроза 1
Случалось ли вам когда нибудь попасть под первый весенний дождь. Оказаться в поле в разгар грозы. Слышать близкие раскаты грома и видеть сверкающие молнии в грозовом небе Эти впечатления остаются надолго пугающие и захватывающие одновременно очаровыв.
Пушкин а. с. - Стихотворение а. с. пушкина . .. вновь я посетил. ..
Назрел конфликт с великосветским обществом которое не могло простить. Пушкину его духовного превосходства. Хозяйство разваливается растут неоплатные долги. Пушкин пытается разорвать этот круг принимает решение порвать со столичной жизнью поселиться Вот опальный домик Уже старушки нет уж за стеною Ни кропотливого её дозора.
Краткое содержание Крыжовник Антон Павлович Чехов
Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалеку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка.
Без страстей и противоречий нет жизни По роману Толстого Война и мир
В ней слезы и радость, слабость и сила, любовь … жизнь. Наташа Ростова — любимая героиня не только Л.Н.Толстого. Да разве можно не любить ее! Она завораживает сразу, и ты начинаешь следовать за ней страница за страницей, пьешь по глоточку удивительную судьбу девочки, девушки, женщины, сотканную из «страстей и противоречий».
Краткое содержание Глазами клоуна Генрих Бёлль
Тале Шнир среди бёллевских персонажей, пожалуй, наиболее эксцентричен, и не только в силу своего темперамента, но и по роду занятий. Сам он на первой же странице романа рекомендуется читателю так: «Я клоун, официальное наименование моей профессии — комический актер». Конфликтная динамика внутренних монологов Г.
Толстой Федотка
Лев Николаевич Толстой Федотка Толстой Лев Николаевич Федотка Лев Николаевич Толстой Федотка Федотка Жил в деревне в бедной семье мальчик. Звали его Федотка. Вырос мальчик и послал его отец к старшему брату в город на заработки по кровельному делу. Приехал Федотка к старшему, стал учиться работать. И не успел научиться порядком, как старший брат заболтался, бросил работу и пропал куда‑то.
На Кавказе
Автор: Есенин С.А. Издревле русский наш Парнас Тянуло к незнакомым станам, И больше всех лишь ты, Кавказ, Звенел загадочным туманом. Здесь Пушкин в чувственном огне
Картина Саврасова Грачи прилетели
Автор: Разное Эта картина вызывает особое, задушевное впечатление. Чем дольше смотришь на нее, тем больше проникаешься любовью чистоте природы. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на ноздреватом снегу выстроились в ряд покривившиеся березки. На их голых ветвях расположилось множество грачиных гнезд, вокруг суетятся сами хозяева этих своеобразных птичьих домишек.
Красная Шапочка
Автор: Перро Шарль. В деревне живет маленькая девочка, любимая мамой и бабушкой, которая сшила ей красную шапку. Однажды Красная Шапочка несла бабушке гостинцы (пироги, горшочек свежего масла) и встретила волка. Узнав, куда направляется девочка, он первым добежал до бабушки, сьел старушку, переоделся в ее одежду и улегся в кровать.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина Вновь я посетил
Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Вновь я посетил" Автор: Пушкин А.С. В 1835 году Пушкин последний раз побывал в Михайловском – на похоронах матери. В том же году было написано стихотворение «Вновь я посетил…» - поэтический итог жизни. Стихотворение вбирает в себя весь жизненный опыт, но не повторяет его, а преображает.
Фельетон
В нашей стране сложно писать фельетоны и вообще что-то смешное. Потому, что сама наша жизнь – сплошной фельетон. Вот, наступили холода. Мы померзли при минусовой температуре за окном и отключенных батареях. Дождались, - батареи потеплели. Зато в половине города тут же из кранов горячей воды стала течь чуть тепленькая: «Не фиг, - надо полагать, - баловать!» И это еще хорошо.
Соня и Раскольников читают Евангелие
Сцена чтения Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Раскольникова в том, что жить без Бога нельзя, сможет ли своим примером направить его в веру.
Слово в ранних произведениях М. Горького
Любовь Горького к слову хорошо известна. Горький призывал молодых литераторов «слышать и видеть язык», глубоко продумывать свои произведения, с тем чтобы избегать «хлама торопливых и непродуманных слов».
Слон-живописец
Автор: Михалков С. Слон-живописец написал пейзаж, Но раньше, чем послать его на вернисаж, Он пригласил друзей взглянуть на полотно: Что, если вдруг не удалось оно?
Волшебство сказок
Автор: Сочинения на свободную тему Есть такое удивительное предназначение – в обычной жизни видеть и слышать сказки, знать, где живут волшебные существа, понимать, какие из них добрые, а какие злые, как с ними встретиться. Это все о сказочниках. Они ведают, где находится тридевятое царство, тридесятое государство, куда уходит время и кто протирает звезды, чтобы они сияли на небосклоне.
Басни
(по произведениям Эзопа и Ивана Крылова) Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и неисчерпаемая, что на протяжении многих столетий ею пользуются баснописцы. Они создают новую форму для басни, рифмуют ее, но не считают нужным изменять ее содержание, которое есть завершенным, а потому вечным.
Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина
Богатство художественного содержания пушкинской лирики неохватно, непостижимо, неисчерпаемо. Философская лирика Пушкина. Высшие философские ценности для поэта. Море для Пушкина – символ свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека.
Театр как синтетический вид искусства
Театр как синтетический вид искусства .Театр заключает в себе многообразие многих форм художественного творчества, опираясь на отдельные виды искусства. Это не метафора, когда говорят о музыкальности живописи, о музыкальности архитектуры, пластичность литературных героев. Какое же различие между реально звучащим звуком музыкального инструмента и звуком, запечатленным в живописных полотнах? Для этого нам необходимо различать художественное произведение как
Определение зависимости порога слышимости от частоты
Ознакомление с особенностями восприятия на слух сигналов звуковых частот минимального уровня. Принцип проведения измерений. Экспериментальное определение уровня порога слышимости для различных частот звукового диапазона, схема аппаратурного комплекса.
Авианосцы серии Москва
Советские моряки всегда мечтали об авианесущих кораблях. В 30-е годы осуществлению этой мечты мешало политическое руководство страны, которое слышать не хотело о кораблях этого типа.
Сотовая связь
Развитие систем массового обслуживания потребовало доведения линий связи до каждого человека. Причем, именно до человека, а не до квартиры, где он живет, или офиса, где он работает.
Герундий
после глаголов с предлогами. Герундий после существительных с предлогом. To be afraid of To be capable (in*) of To be disappointed at To be engaged in To be fond of
У кошки слезятся глаза
Жалобы на повышенную слезоточивость у кошки ветеринарному врачу приходится слышать довольно часто. Особенно от владельцев персидских кошек, многие из которых искренне считают повышенную слезоточивость в порядке вещей.
Велимир Хлебников
Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников дебютировал в печати в 1908 году. В 1910 году его произведения были опубликованы в альманахах "Студия импрессионистов" и "Садок судей", ознаменовавших рождение русского литературного футуризма.