Соловьиный сад
Автор: Блок А.А.
1
Я ломаю слоистые скалы
В час отлива на илистом дне,
И таскает осел мой усталый
Их куски на мохнатой спине.
Донесем до железной дороги,
Сложим в кучу, - и к морю опять
Нас ведут волосатые ноги,
И осел начинает кричать.
И кричит, и трубит он, - отрадно,
Что идет налегке хоть назад.
А у самой дороги - прохладный
И тенистый раскинулся сад.
По ограде высокой и длинной
Лишних роз к нам свисают цветы.
Не смолкает напев соловьиный,
Что-то шепчут ручьи и листы.
Крик осла моего раздается
Каждый раз у садовых ворот,
А в саду кто-то тихо смеется,
И потом - отойдет и поет.
И, вникая в напев беспокойный,
Я гляжу, понукая осла,
Как на берег скалистый и знойный
Опускается синяя мгла.
2
Знойный день догорает бесследно,
Сумрак ночи ползет сквозь кусты;
И осел удивляется, бедный:
"Что, хозяин, раздумался ты?"
Или разум от зноя мутится,
Замечтался ли в сумраке я?
Только всє неотступнее снится
Жизнь другая - моя, не моя...
И чего в этой хижине тесной
Я, бедняк обездоленный, жду,
Повторяя напев неизвестный,
В соловьином звенящий саду?
Не доносятся жизни проклятья
В этот сад, обнесенный стеной,
В синем сумраке белое платье
За решоткой мелькает резной.
Каждый вечер в закатном тумане
Прохожу мимо этих ворот,
И она меня, легкая, манит
И круженьем, и пеньем зовет.
И в призывном круженье и пенье
Я забытое что-то ловлю,
И любить начинаю томленье,
Недоступность ограды люблю.
3
Отдыхает осел утомленный,
Брошен лом на песке под скалой,
А хозяин блуждает влюбленный
За ночною, за знойною мглой.
И знакомый, пустой, каменистый,
Но сегодня - таинственный путь
Вновь приводит к ограде тенистой,
Убегающей в синюю муть.
И томление всє безысходней,
И идут за часами часы,
И колючие розы сегодня
Опустились под тягой росы.
Наказанье ли ждет, иль награда,
Если я уклонюсь от пути?
Как бы в дверь соловьиного сада
Постучаться, и можно ль войти?
А уж прошлое кажется странным,
И руке не вернуться к труду:
Сердце знает, что гостем желанным
Буду я в соловьином саду...
4
Правду сердце мое говорило,
И ограда была не страшна.
Не стучал я - сама отворила
Неприступные двери она.
Вдоль прохладной дороги, меж лилий,
Однозвучно запели ручьи,
Сладкой песнью меня оглушили,
Взяли душу мою соловьи.
Чуждый край незнакомого счастья
Мне открыли объятия те,
И звенели, спадая, запястья
Громче, чем в моей нищей мечте.
Опьяненный вином золотистым,
Золотым опаленный огнем,
Я забыл о пути каменистом,
О товарище бедном моем.
5
Пусть укрыла от дольнего горя
Утонувшая в розах стена,
- Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна!
И вступившая в пенье тревога
Рокот волн до меня донесла...
Вдруг - виденье: большая дорога
И усталая поступь осла...
И во мгле благовонной и знойной
Обвиваясь горячей рукой,
Повторяет она беспокойно:
"Что с тобою, возлюбленный мой?"
Но, вперяясь во мглу сиротливо,
Надышаться блаженством спеша,
Отдаленного шума прилива
Уж не может не слышать душа.
6
Я проснулся на мглистом рассвете
Неизвестно которого дня.
Спит она, улыбаясь, как дети,
- Ей пригрезился сон про меня.
Как под утренним сумраком чарым
Лик, прозрачный от страсти, красив!...
По далеким и мерным ударам
Я узнал, что подходит прилив.
Я окно распахнул голубое,
И почудилось, будто возник
За далеким рычаньем прибоя
Призывающий жалобный крик.
Крик осла был протяжен и долог,
Проникал в мою душу, как стон,
И тихонько задернул я полог,
Чтоб продлить очарованный сон.
И, спускаясь по камням ограды,
Я нарушил цветов забытье.
Их шипы, точно руки из сада,
Уцепились за платье мое.
7
Путь знакомый и прежде недлинный
В это утро кремнист и тяжел.
Я вступаю на берег пустынный,
Где остался мой дом и осел.
Или я заблудился в тумане?
Или кто-нибудь шутит со мной?
Нет, я помню камней очертанье,
Тощий куст и скалу над водой...
Где же дом?
- И скользящей ногою
Споткаюсь о брошенный лом,
Тяжкий, ржавый, под черной скалою
Затянувшийся мокрым песком...
Размахнувшись движеньем знакомым (Или всє еще это во сне?),
Я ударил заржавленным ломом
По слоистому камню на дне...
И оттуда, где серые спруты
Покачнулись в лазурной щели,
Закарабкался краб всполохнутый
И присел на песчаной мели.
Я подвинулся, - он приподнялся,
Широко разевая клешни,
Но сейчас же с другим повстречался,
Подрались и пропали они...
А с тропинки, протоптанной мною,
Там, где хижина прежде была,
Стал спускаться рабочий с киркою,
Погоняя чужого осла.
6 января 1914 - 14 октября 1915
Другие работы по теме:
Литературоведение
Первое знакомство с литературоведением часто вызывает смешанное чувство недоумения и раздражения: почему кто-то учит меня, как нужно понимать Пушкина?
Блок а. а. - Призрачность мечты
Критика и разоблачение "страшного мира", фальши к убожества его морали, власти чистогана, проникшей во все поры буржуазного общества, мещанского самодовольства и хамской "сытости" - самая сильная в идейном отношения сторона поэзии Блока. Самая сильная, но не единственная. Блок жил не одной критикой и разоблачением, так же как и не ограничивался тем лишь, что повествовал о тоске и муке затертого лживой жизнью, выбитого из колеи, измучившегося человека.
Прочее - Мир романа
Мир романа "Мы" Евгения Замятина, русского писателя, стоявшего у истоков сатирической антиутопии XX века, суров и сумрачен. Это мир "нумеров", а не личностей, досконально во всем расчисленный огромный механизм Единого Государства с идеально притертыми "винтиками".
Афанасий фет - Пейзаж в творчестве а. а. фета
Распахни мне объятья твои, Густолистый, развесистый лес! Движение реализма в русском искусстве XIX века было настолько мощным, что все выдающиеся художники испытали на своем творчестве его влияние. В поэзии А. А. Фета это влияние реализма в особенности сказалось в стихах о природе.
Замятин е. и. - Роман-антиутопия е. замятина мы
Роман Е. Замятина Мы был написан в году. Время было сложное и судьбоносное и поэтому произведение написано в необычайном жанре антиутопии. Ведущая тема драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства.
Лермонтов м. ю. - Особенности жанра поэмы в творчестве м. ю. лермонтова
Борьба есть условие жизни. В. БелинскийПоэма один из самых интересных и трудных жанров литературы. Уже само положение поэмы в системе родов литературы указывает на своеобразие этого жанра. С одной стороны поэма может принадлежать к эпосу та Жанр поэмы один из любимейших в творчестве.
Пейзажная лирика Некрасова
Картины природы никогда не были для Некрасова главной поэтической темой: обыкновенно все его внимание поглощали напряженные человеческие отношения. Пейзажные зарисовки, если и возникают в его стихах, то в связи с этими отношениями.
Пейзаж в творчестве Фета
"Природа у него — точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ… Если назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то она сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер декоративный" – пишет об Афанасии Афанасиевиче Фете Самуил Яковлевич Маршак.
Лирический герой в поэзии Блока
Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и ХХ веков и обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока.
Лирический герой Александра Блока
Стихотворения великого поэта являются в первую очередь его дневником, отражающим мысли личности в момент создания очередного литературного шедевра. Ведь, на мой взгляд, любое стихотворение истинного поэта — это шедевр. Стихотворение очень трудно написать так, чтобы оно не соответствовало состоянию творца.
Прекрасная Дама в лирике Александра Блока
Первый лирический сборник Блока, давший поэту известность, — "Стихи о Прекрасной Даме". По композиции он был создан подобно роману с завязкой, развитием действия, апогеем и развязкой. Главные герои данного романа – поэт со своей любимой, взаимоотношение между ними обусловливаются поклонением рыцаря своей даме сердца.
Образ русской земли по Слову о полку Игореве
Образ русской земли (по "Слову о полку Игореве") Автор: Разное Около восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» – гениальное произведение древней русской литературы. «Слово…» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы.
Образ Русской земли на страницах Слова о полку Игореве.
Образ Русской земли на страницах "Слова о полку Игореве". Автор: Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» - великолепный памятник древнерусской литературы. Участившиеся половецкие набеги в 12 веке на Русь вынудили князя Игоря Святославича в союзе с его братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом Ольговичем двинуться на врага.
Велимир Хлебников 2
Велимир Хлебников (1885—1922) Настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников Годы жизни 1885—1922 гг. Входил в число основоположников русского футуризма
"Страшный мир" в лирике А.А.Блока
Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь. Через душу А.Блока прошли все потрясения его времени.
Александр Блок. Цикл стихотворений «Кармен»
В период творческой деятельности А. Блока с 1907 по 1926 года поэт создает два опуса, по масштабу своей значимости сходных с вулканическими взрывами. Одним из них явился цикл стихов «Кармен» 1914-го года.
Прекрасная дама в лирике А. А. Блока
Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века.
Лирический герой А. А. Блока
В конце XIX — начале XX века в русской литературе появляется направление, получившее название “символизм”. Теоретик символизма В. Соловьев так сформулировал его основные принципы. Во-первых, принцип Вечной Женственности.
Соловьиный сад
Автор: Блок Александр. Герой поэмы — она написана от первого лица — рабочий; он приходит в часы отлива к морю, чтобы тяжелым трудом зарабатывать себе на жизнь — киркой и ломом колоть слоистые скалы. Добытый камень на осле свозится к железной дороге. И животному, и человеку тяжело. Дорога проходит мимо тенистого, прохладного сада, скрытого за высокой решеткой.
Анализ поэмы А.Блока Соловьиный сад
Автор: Блок А.А. Перед героем поэмы две дороги. Одна – труд, тяжёлый и однообразный. Другая – любовь прекрасной женщины, покой и очарование соловьиного сада. Герой оставляет свою жалкую хижину, верного помощника осла и идёт туда, в манящий соловьиный сад. Но очень скоро он понимает, что счастье было там, на каменистых тропинках, по которым он шёл со своим ослом.
Александр Александрович Блок 2
г. Барнаул Доклад по теме: Александр Александрович Блок Ученика 11 класса “Б” школы № 110 Толстова Дмитрия 2009 Семья. Детство и образование. Отец, Александр Львович Блок, - юрист, профессор права Варшавского университета, мать, Александра Андреевна, урожденная Бекетова (во втором браке Кублицкая-Пиоттух) - переводчица, дочь ректора петербургского университета А.
Страшный мир в лирике А. А. Блока
Автор: Блок А.А. Александр Блок был поэтом, который не отделял свою жизнь от творчества. Он писал в порыве вдохновения, но через душу Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий, трагедия “вочеловечения”.
Тема пути в лирике А. А. Блока
Тема пути получает свое развитие в поэме “Соловьиный сад”. Мы видим непокой, смятение лирического героя, желание любви и успокоения. Но так как для Блока жизнь — это вечный поиск и движение, то необходим выбор.
Символизм
Символизм - первое литературно-художественное направление европейского модернизма, возникшее в конце ХIХ в. во Франции в связи с кризисом позитивистской художественной идеологии натурализма.
Александр Блок и Любовь Дельмас
Такое бывает: поэт способен провидеть то, что его ждет, может, скажем, напророчить себе встречу с женщиной. Так случилось, например, с Александром Блоком. Еще в ранних его стихах возникает образ цыганки, слышатся звон монист, удары в бубен.