Композиция книги, способствует выявлению контраста между впечатлениями и испытаниями, выпавшими на долю Ника до и после войны. Здесь особенно важен парадоксально благополучный и, несмотря даже на некоторые очень тяжелые эпизоды, светлый, оптимистичный и открытый в будущее довоенный мир Ника, представленный в контрасте безысходно трагическому послевоенному миру, решительное неблагополучие которого не может быть полностью компенсировано никакими радостями, тем не менее немаловажными.
Вполне вероятно, что фамилия Адаме произведена Хемингуэем от имени Адам (Хемингуэй любил кое-что «прятать» в тексте), а довоенная и послевоенная история Ника составляет своеобразную параллель истории Адама до и после изгнания из рая, причем переломным моментом для главного героя сборника (утрата этической невинности, чувства бессмертия, наивных представлений и тому подобного) является мировая война.
Заметим, кстати, что в художественных текстах Хемингуэя литературные и другие аллюзии встречаются довольно часто. Итак, можно сказать, что, помимо контраста, обусловленного расположением «военных» главок в довоенной истории Ника, сборник дает еще и контраст психологии, душевного состояния Ника в начальных и конечных новеллах, посвященных этому герою. Роль контраста вообще очень велика в создании хемингуэевского синтеза, о чем подробнее будем говорить далее. Заметим, что шпрота нравственной проблематики, захватываемой Хемингуэем в книге, вынуждает писателя не ограничиваться историей одного только Ника, но и посвятить шесть рассказов (здесь мы не будем говорить о «Моем старике») обрисовке душевного состояния других персонажей, каждый из которых своеобразно воплощает общее мировое неблагополучие.
История Ника Адамса начинается в рассказе «Индейский поселок».
Мальчик присутствует на операции кесарева сечения, которую его отец делает в далеко не больничных условиях грязной индейской хижины. Поранивший ногу муж роженицы (он лежит на верхних парах и уже давно слушает крики жены), не в силах вынести ее мучений, перерезает себе горло бритвой, что обнаруживается только после удачного завершения операции. Уже в этом рассказе содержится ключ к пониманию общего ангорского замысла сборника, а кроме того, Хемингуэй сразу же демонстрирует перед читателем важнейшие идейно-стилистические особенности своего творчества 20-х годов. Некоторые из этих особенностей сохранят значение весомых черт авторского стиля и в дальнейшем, вплоть до последних произведений.
Суть рассказа ясно выражена в его заключительных строках, позволяющих понять все предыдущее и точно установить, что рассказ написан не о самом докторе, смерти индейца, индейском поселке или тому подобном, а о Нике и его отношении к миру:
«- Почему он убил себя, папа?
- Не знаю, Ник. Не мог вынести, должно быть…
- Трудно умирать, папа?
- Нет. Я думаю, это совсем нетрудно, Ник. Все зависит от обстоятельств.
Они сидели в лодке. Ник – на корме, отец – на веслах. Солнце вставало над холмами. Плеснулся окунь, и по воде пошли круги. Ник опустил руку в воду. В резком холоде утра вода казалась теплой. В этот ранний час на озере, в лодке, возле отца, сидевшего на веслах, Ник был совершенно уверен, что никогда не умрет».
Итак, мальчик только что видел насильственную смерть, да еще в обстановке, которая должна была значительно усугубить впечатление, вообще не предназначенное для детей, и все-таки он совершенно уверен в собственном бессмертии. Хемингуэй, используя обычный для него частный синтез, на протяжении всего рассказа косвенными средствами «нагнетает атмосферу», причем Ник все время остается в поле зрения автора и читателя. Отмечая эту особенность рассказов о Нике, И. Л. Финкельштейн справедливо пишет:
«…все показано сквозь восприятие Ника и в то же время бесстрастно-объективно. Это столь характерное для Хемингуэя органическое сочетание субъективного и объективного отражает самую суть его метода изучения и творческого преображения действительности».
В самом деле, рассказ написан от третьего лица, но все конкретное действие неизменно протекает перед глазами Ника. Мало того, Хемингуэй, как это вообще ему свойственно, где только возможно не ограничивается зрительными впечатлениями своего героя, по дает и восприятие им внешнего «через» работу других органов чувств. Вещность, ощутимость, осязательность внешнего мира, обладающего плотностью, запахом, вкусом, - важнейшая черта хемингуэевского стиля, связанная, в конечном счете, с мировоззрением писателя. Читатель же воспринимает происходящее не только «вместе» с Ником. В произведении оказывается как бы два зрительных плана: иногда то, что происходит перед глазами героя, резко увеличивается, но в основном мы видим и общую картину, и наблюдающего ее Ника одновременно. В тех случаях, когда общая картина как бы занимает весь «экран», не оставляя места для фигуры Ника, его присутствие все равно ощущается, так как именно его чувства составляют основной предмет повествования автора, чего нельзя сказать о других персонажах. Дядя Джордж может куда-то отойти или сесть в другую лодку, от отца можно и отвернуться, индейцы уходят на дорогу, чтобы не слышать криков роженицы, но сам Ник не «уходит» ни на минуту, а это вновь возвращает нас к вопросу о том, что же мальчику приходится перенести в жалкой хижине индейца.
Доктор Адаме рассказывает сыну а родовых схватках, но вот роженица опять закричала. «Ох, папа, - сказал Ник, - разве ты не можешь ей дать чего-нибудь, чтобы она не кричала?». Хемингуэй ничего не сообщает о силе крика, не описывает его, но крик не теряет для читателя своей реальности (еще раньше мы узнаем, что все мужчины поселка ушли на дорогу, туда, где не слышны крики женщины); во время операции доктор спрашивает Ника, нравится ли ему роль ассистента, на что Ник отвечает буквально одним словом, но автор не забывает добавить: «Он смотрел в сторону, чтобы не видеть, что делает отец» ; через две строки вновь следует показательная реплика: «Ник не смотрел туда», а еще через три строки: «Ник не стал смотреть. Всякое любопытство у него давно пропало». Зато, когда доктор обнаруживает, что муж роженицы зарезался, Ник все прекрасно видит, он «случайно» именно в этот момент занимает подходящую позицию. Итак, ясно, что Хемингуэй не упускает никакой возможности подчеркнуть тяжесть впечатлений, обрушившихся на мальчика. Нужно это, помимо всего прочего, чтобы максимально усилить уже приводившуюся концовку рассказа.
В основе рассказа контраст между тем, что мальчик увидел и перенес, и чувством бессмертия. Трагедия, показанная в рассказе, это трагедия не Ника, а других людей. Переживания Ника – только частный случай, который не мог определить (и ни в какой мере не определил) жизнь героя. В это время у Ника все еще впереди, и это все выглядит осязательно прочным, обещающим, надежным. Заключительное предложение рассказа важно во всех отношениях. Дело даже не только в том, что мальчик испытывает обычное в детстве чувство бессмертия, пусть в необычных обстоятельствах. Посмотрим, в какой конкретной обстановке это чувство пришло к нему. Здесь важно буквально каждое слово, и очень показательно, что Хемингуэй не разбил заключительную фразу на несколько более коротких, хотя вполне мог это сделать, не нанося существенного ущерба ритму повествования. Информация, заключенная в последней фразе, крайне многозначительна. Кончилась страшная ночь мук и смерти, наступает рассвет, как бы символизирующий рассвет жизни Ника; мальчик уже не в зловонной хижине, а па озере, в лодке; он не один – рядом с ним отец. Все выглядит в высшей степени оптимистично, жизнеутверждающе. Но… все это остается таким только до тех пор, пока в жизнь не врывается действительно трагичное, тот общий (а не частный) трагизм, который разобьет наметившуюся надежду и густо окрасит прекрасный в своей невинности мир. Этим трагическим для писателя и его героя стала мировая война. Обратимся к предшествующей рассказу главке и увидим, что она звучит подобно зловещему хохоту злых богов, хорошо знающих, что смертным не уйти от судьбы. При сопоставлении рассказа с главкой становится ясно, что, по мнению автора, только одна трагедия – война – проводит непереходимую границу между миром нормальным и прекрасным, при всех его ужасах, и – трагическим, становящимся в своем трагизме нелепым и извращенным. Страх адъютанта из главки выступает в качестве иронического фона рассказа, того самого фона, который скрытно опровергает оптимистическую уверенность мальчика.
Список литературы
Другие работы по теме:
Литературный герой РОБЕРТ ДЖОРДАН
РОБЕРТ ДЖОРДАН (англ. Robert Jordan) - герой романа Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол» (1940). Р.Д. - это обобщенный образ лирико-биографической прозы Хемингуэя, итог развития образов Ника Адамса («В наше время», 1925), Джейка Барнса («Фиеста» /«И восходит солнце»/ 1926) и Фредерика Генри («Прощай, оружие!», 1929).
Внеурочная деятельность по предмету Список творческих работ, ов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их резу
Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их результаты (за три года)
Воплощение военной темы в новеллах Хемингуэя
Говоря о «мировоззренческих» особенностях авторской манеры Хемингуэя, мы неизменно вынуждены, хотим того или нет, обращаться к теме войны, соотносить с пей так или иначе каждую рассматриваемую черту.
Особенность творческой манеры Хемингуэя
Кем является для нас личность этого писателя, который вызывает достаточно противоречивое отношение к себе? В начале ХХ века он был для солдат «отцом Хемингуэем», а кем он является для человечества начала ХХI века? Человек чрезвычайных способностей, который привлекает внимание не только произведениями, но и жизнью.
Новаторство прозы Эрнеста Хемингуэя
Величайшим представителем так называемого «потерянного поколения» не случайно считается Эрнест Хемингуэй. Жизненный опыт его был разнообразным, он был участником Первой мировой войны, впечатление от которой стало его первым университетом жизни и отразилось на всем его творчестве (во многих, особенно ранних его произведениях, ощутимы автобиографические моменты).
Философско-символическое содержание повести-притчи Хемингуэя Старик и море
Повесть «Старик и море» — одно из последних завершенных произведений легенды американской литературы Эрнеста Хемингуэя, своеобразный итог творческих поисков автора. Литературоведы определяют жанр этого произведения как повесть-притча, то есть произведение, которое рассказывает о судьбе и определенных событиях жизни героя, но этот рассказ имеет аллегорический характер, глубокое моральное и философское содержание.
Человек в XX веке глазами Хемингуэя
Из американских писателей больше всего меня привлекает Эрнест Хемингуэй. Его книги читаются с большим интересом. Прочитав одно произведение, чувствуешь в себе желание узнать, что еще написано было этим писателем.
Человек в огне революции и гражданской войны
Автор: Пастернак Б.Л. Революция, как правило, для любой страны, для ее народа – период страшных метелей и красных закатов. Писателям, рожденным суровым временем революции и гражданской войны, «нужно» правдиво и понятно объяснить «время перемен». «Нужно» для потомков, «нужно» для истории и сознания людей.
Творчество Эрнеста Хемингуэя
Таинственная недосказанность в произведениях Хемингуэя, его отношение к своим героям, используемые приемы. Особенности раскрытия темы любви в произведениях Хемингуэя, ее роль в жизни героев. Место войны в жизни Хемингуэя и тема войны в его произведениях.
Вечные темы в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Роман-эпопея "Война и мир". Толстой - тонкий психолог. Многогранность и сложность человеческой личности в главных героях романа. Духовная красота героев Толстого.
Ника Самофракийская
Эпоха эллинизма Крылатая Ника («Победа») одна из прекраснейших статуй эпохи эллинизма. Среди жанров эпохи эллинизма важное место занимают декоративные статуи, украшавшие сады и парки, царские дворцы и виллы. Широкое распространение получают многофигурные группы с запутанным мифологическим сюжетом.
Список войн XVII века
Введение 1 1600—1609 2 1610—1619 3 1620—1629 4 1630—1639 5 1640—1649 6 1650—1659 7 1660—1669 8 1670—1679 9 1680—1689 10 1690—1699 Введение 1. 1600—1609
Вторая Македонская война
Введение 1 Предпосылки к войне 2 Ход войны 3 Итоги войны Вторая Македонская война Введение Вторая Македонская война (200 до н. э. - 197 до н. э.) - война между Римом и Македонией.
Тринадцатилетняя война
Тринадцатилетняя война (нем. Dreizehnjдhriger Krieg, польск. wojna trzynastoletnia, также известна в западной литературе как « Война городов ») 1454—1466 годов — война между Польским королевством и Тевтонским орденом за доминирование в Восточном Поморье. В результате войны Польша получила выход к Балтике.
Фан Тхи Ким Фук
Введение 1 Фотография 2 Известность 3 Дальнейшая жизнь Список литературы Введение Фан Тхи Ким Фук (вьетн. Phan Thị Kim Phъc; р. 1963), более известная как Ким Фук — вьетнамка, получившая мировую известность благодаря фотографии американского корреспондента Ника Ута во время Вьетнамской войны.
По ком звонит колокол
Введение 1 Сюжет 2 Персонажи 3 Экранизация Список литературы Введение «По ком звонит колокол» (англ. For Whom the Bell Tolls) — роман Эрнеста Хемингуэя, вышедший в 1940 году. Рассказывает историю Роберта Джордана, молодого американского бойца Интернациональных бригад, отправленного в тыл франкистов, к партизанам, во время Гражданской войны в Испании.
Ирано-византийские войны
Введение 1 Ирано-византийская война 420—422 годов 2 Ирано-византийская война 502—506 годов 3 Ирано-византийская война 526—532 годов 4 Ирано-византийская война 542—562 годов
Президентские выборы в США 1820
года были третьими и последними выборами в истории Соединённых Штатов, в которых основной претендент избирался практически без оппозиции (Джордж Вашингтон дважды в 1789 и 1792 годах избирался президентом без оппозиции). Президент Джеймс Монро и вице-президент Дэниел Томпкинс были избраны практически без избирательной компании.
Война за наследство
— распространившийся в Европе Нового времени (XVII и XVIII века) тип вооружённого конфликта между государствами, состоявший в споре за наследование выморочного престола того или иного государства. Посадив на пустующий престол своего ставленника, то или иное государство надеялось добиться изменения его внешней политики, а иногда и территориальных уступок.
Адамс, Джон президент
Введение 1 Политическая карьера 2 Президентство 3 Уход из политики 4 Смерть 5 Наследие и память 6 Библиография Введение Джо́н А́дамс (англ. John Adams; 30 октября 1735 — 4 июля 1826) — видный деятель Войны за независимость США, первый вице-президент и второй президент США (1797—1801). Юрист.
Военная история Греции
Древняя Греция Около 1200 до н. э. — Троянская война 800 до н. э. — Мессенские войны 500—449 до н. э. — Греко-персидские войны 460—445 до н. э. — Первая Пелопоннесская война
Гражданская война 2
Введение 1 Гражданские войны в древнем мире 2 Гражданские войны в Средние века 3 Гражданские войны в новое время 4 Гражданские войны XX—XXI веков Список литературы
Президентские выборы в США 1800
Введение 1 Выборы 1.1 Кандидаты 1.2 Результаты выборов Введение Президентские выборы в США 1800 года называют революцией 1800 года. На этих выборах вице-президент Томас Джефферсон, опередивший президента Джона Адамса, стал третьим президентом США. Выборы привели к власти демократическо-республиканскую партию и в конечном итоге вызвали распад федералистской партии.
Война Варшавского герцогства с Австрией 1809
Война Варшавского герцогства с Австрией 1809 года — часть войны Наполеона против Пятой коалиции. Когда началась война пятой коалиции с Францией, в Варшавском герцогстве остался только 14-тысячный корпус военного министра Юзефа Понятовского. Австрия атаковала Саксонию и Варшавское герцогство, в которое вторгся 36-тысячный корпус эрцгерцога Фердинанда Карла Австрийского-Эсте.
Война за независимость Мозамбика
Война за независимость Мозамбика — война между Португалией и Фронтом освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), выступавшим за независимость страны. Часть Колониальной войны Португалии.
Первая Священная война
Первая Священная война Первая Священная война (около 595-583 до н. э.) была вызвана намерением гавани Кирры, расположенной неподалеку от Дельф, взимать пошлины с посещающих Дельфы паломников, что нарушало священные права граждан на свободное посещение святилища. Дельфы были поддержаны Афинами во главе с Солоном.
VI век
Шестой (VI) век длился с 501 по 600 годы по григорианскому календарю. События 525 — Дионисий Малый ввёл летоисчисление от рождества Христова. 532 — восстание Ника, крупнейший бунт в истории Константинополя и Византии.
Война в Южном Таиланде
Война в Южном Таиланде Противники Таиланд Филиппины Новая Зеландия Mujahideen Pattani Movement (BNP) Объединенная Организация Освобождения Патани (PULO)
Вторая тихоокеанская война
План Введение 1 Предыстория и причины 2 Ход военных действий 3 Окончание войны и её итоги Вторая тихоокеанская война Введение Вторая Тихоокеанская война 1879—1883 гг. — война Чили (при поддержке Англии) против Перу и Боливии с целью захвата месторождений селитры на чужой территории, из-за чего иногда называется Селитряная война.
Арауканская война
Арауканская война ПротивникиИспанская империяМапучеКомандующиеПедро де Вальдивия, Гарсия Уртадо де Мендоса, Франсиско де Вильягра, Мартин Гарсия Оньес де Лойола,
Адамс, Джон Куинси
Джон Куинси А́дамс (англ. John Quincy Adams, 11 июня 1767(17670611) — 28 февраля 1848) — 6-й президент США (в 1825—1829 годы), и первый официальный посланник США в России (1809—1814), старший сын второго президента США Джона Адамса.