Реферат: Методические рекомендации к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения

Остальные рефераты » Методические рекомендации к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения

Федеральное агентство по образованию Югорский государственный университет


ИЯИКНЮ

____________________________________________________________________________________________________________

факультет


Журналистика и литература

________________________________________________________________________________

Белова Н.А.

________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. автора


Методические рекомендации к выполнению

контрольной работы

для студентов заочной формы обучения


Дисциплина ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


название дисциплины


Специальность 031001 – Филология


название и номер специальности


Курс 2

З-3260


Семестр Осенний семестр 2007–2008 учебного года


Ханты-Мансийск – 2007


1. Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы


№ темы Наименование темы, наименование вопросов, изучаемых на лекции и самостоятельно
Лекционные темы

1. Периодизация средневековой литературы. Характеристика населения Европы в позднюю античность.

Категории средневековой культуры: наука, личная и общественная жизнь, картина мира средневекового человека. Имя, число, символ в средневековье. Личность и быт человека. Своеобразие религиозного мироощущения.

2. Героический эпос: происхождение, жанровое своеобразие. Поэтика «Песни о Роланде».

3. Поэзия трубадуров. Возникновение и специфика бытования. Проблематика. Любовная тематика и ее воплощение. Стихи Гильема IX, Маркабрю, Бернарта де Вентадорна, Бертрана де Борна, Пейре Видаля.

4. Творчество Данте: жанр сонета в сборнике «Жизнь новая», поэтика «Божественной комедии».

5. Культура Италии на пороге Возрождения. Периодизация Ренессанса. Наука и искусство в Ренессанс. Значение античности. Развитие исторической науки. Общая характеристика литературы. Ренессансный театр. Жанр романа в Ренессанс.

Франческо Петрарка: жизнь и творчество. «Книга песен»: особенности циклообразования и жанровое своеобразие. Особенности итальянской новеллы.

6. «Декамерон» Боккаччо.

Жизнь и творчество Боккаччо. Композиция «Декамерона» – специфика рамы как знак эпохи, образы рассказчиков, мотив пира во время чумы. Жанр новеллы в «Декамероне»: жанровые источники и новаторство Боккаччо.

7. Англия времен Шекспира. Биографические сведения о Шекспире, литературная репутация. «Шекспировский вопрос»: причины появления и основные версии (Марло, Бэкон, Рэтленды). Сонеты Шекспира: жанр, тематика и проблематика.

Английский театр времен Шекспира. Жанровое своеобразие драматургии Шекспира. Общая характеристика жанра хроники.

8. Трагедии Шекспира. Ромео – юность шекспировского героя. Источники шекспировских трагедии и их трансформация. Человек и власть в «Короле Лире», «Макбете» и «Гамлете». Роль надличностных сил в трагедиях Шекспира. Категория времени в трагедиях Шекспира. Образы королей и шутов. Судьба человека и человечества.

Самостоятельно

1. Рыцарский роман. Возникновение и проблематика. Значение рыцарского романа. Типология: бретонский, античный и византийский циклы. Особенности бретонского цикла на примере романа Кретьена де Труа: рыцарский кодекс, система образов, любовная проблематика, сказочные мотивы, религиозная проблематика. Сюжет о Тристане и Изольде: проблемы поэтики и проблематики.

2. Городская культура в средние века. Городские малые жанры и их своеобразие («Новеллино», фаблио). Особенности средневекового «животного эпоса».

Городской средневековый театр: мистерии, миракли, фарсы, моралите, соти.

3. Культура Франции в средние века. Франсуа Рабле и его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Поэзия и судьба Франсуа Вийона: баллады и «Малое завещание». Новелла во Франции. Поэзия «Плеяды».

4. Испанская литература в Ренессанс. Поэтика «Дон-Кихота» Сервантеса».

5. Англия в средние века. Книга Чосера.

История Англии, жизнь человека в средневековой Англии. Чосер: биография и обзор творчества. «Кентерберийские рассказы»: источники и жанровое своеобразие, композиция, система образов – повествователь и рассказчики, функция «Общего пролога».



2. Основные требования к выполнению, оформлению и защите контрольной работы


Студент должен познакомиться, в первую очередь с текстами по избранной теме, затем с рекомендованной литературой. Приступая к выполнению контрольной работы, студент должен знать, что работа будет зачтена

при условии знания текстов и использования этого знания в контрольной работе;

при условии использования студентом нескольких источников (статей, монографий, справочной и другой литературы) для раскрытия избранной темы;

при условии культуры изложения материала: обязательного указания на источники, грамотного цитирования (прямого и косвенного) авторов, определения собственной позиции и обязательного собственного комментария приводимых точек зрения;

при условии грамотного оформления контрольной работы: соблюдения всех структурных элементов работы: титульный лист (по форме), развернутый план, обязательные сноски и заключение, библиография.

5. Контрольную работу нужно выполнять в школьной тетради, на обложке которой следует привести необходимые сведения:

Югорский государственный университет Факультет заочного обучения

Специальность

Группа

Контрольная работа по

Номер варианта дисциплина
семестр 200 - 200 учебного года

осенний, весенний

Студент



фамилия, имя, отчество

Номер зачетной книжки



Адрес:





Дата предоставления на проверку_

4. Условия задач (заданий) в контрольной работе надо переписать полностью без сокращений. Для замечаний преподавателя на страницах тетради оставлять поля.

4.1

4.2.

4.3. Контрольная работа своевременно передается студентом на факультет заочного обучения для проверки, рецензирования и оценки.

4...Если контрольная работа при рецензировании не зачтена, студент должен внести необходимые изменения и представить работу на повторную рецензию.

4...Студент должен быть готов во время зачета или экзамена дать пояснения по решению задач соответствующей контрольной работы.

5. Выбор варианта и задач (заданий) контрольной работы

5.1. Вариант контрольной работы

Студенты сами выбирают темы контрольных работ по своему усмотрению.


ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.


Своеобразие воплощения представлений о мире и человеке в народном героическом эпосе.

Жанровое своеобразие рыцарского романа.

«Божественная комедия» Данте. Концепция идеала. Классификация человеческих грехов.

Жанровое многообразие воплощения нового отношения к Человеку в лирике Петрарки.

Жанр новеллы в творчестве Бокаччо. Художественное своеобразие книги «Декамерон».

Сонеты Шекспира. Развитие и преодоление петраркистских традиций.

Комедии У. Шекспира. Жанровое своеобразие комедии «Сон в летнюю ночь».

Роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»: идейный замысел и его эволюция от 1 к 5 книге.

Роман Сервантеса «Дон Кихот». Стратегия текста.


Планы и литература для контрольных работ см.: Черноземова Е.Н., Луков В.А. История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения. Практикум. М., 2004.


Литература для подготовки:


История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение. М., 1987.

Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия. М., 1976. Т. 1-2.

Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. Хрестоматия. М., 1976.

Рассадин В.Л. Курс лекций по русской и зарубежной литературе. Нижневартовск, 2001.

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. М., 1996.

Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Культура эпохи Возрождения. М., 1996.

Западно-европейский эпос. М., 1977.

Михайлов А.Д. Роман и повесть Высокого Средневековья // Средневековый роман и повесть. М.. 1974. С. 5-31.

Абрамсон Н.А. От Данте к Альберти. М., 1976. Гл. 4-5.

Штейн А.Л. Джованни Бокаччо и его «Декамерон» // Бокаччо Дж. Декамерон. М., 1994. С. 3-28.

Бахтин М.М. Товрчество Ф. Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса. Любое издание.

Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М., 1986. С. 49-57, 124-131, 187-205.

Барг М.А. Шекспир и история. М., 1979. С. 44-57.

Гражданская З.Т. От Шекспира к Шоу. М., 1982. С. 4-30.

Багно В. Дорогами «Дон Кихота». М., 1988.


СПИСОК ТЕКСТОВ

Песнь о Роланде

Песнь о Сиде

Песнь о Нибелунгах

Роман о Тристане и Изольде

Лирика вагантов, трубадуров, миннезингеров

Лирика Вийона

Данте. Новая жизнь. Божественная комедия

Петрарка. Книга песен

Боккаччо. Декамерон

Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль

Сервантес. Дон-Кихот

Шекспир. Сонеты. Сон в летнюю ночь. Венецианский купец. Буря. Зимняя сказка. Макбет. Король Лир. Гамлет. Ромео и Джульетта.


Вопросы для подготовки к зачету по курсу «Зарубежная литература средних веков и Возрождения» для студентов ФЗО


Принципы средневековой картины мира. Хронологические рамки. Факторы, определяющие развитие культуры средневековья.

Общая характеристика литературы средних веков. Жанрово-тематическая классификация.

Жанровое своеобразие героического эпоса. Отличие героического эпоса от эпоса раннего средневековья. Поэтика «Песни о моем Сиде».

Принципы эпической картины мира в «Песни о Роланде».

Традиции УНТ в «Песни о Нибелунгах». Особенности пространственно-временной организации.

Культ Прекрасной дамы и его выражение в поэзии провансальских трубадуров. Основные жанры. Анализ творчества одного поэта.

Рыцарский роман: возникновение, значение, тематические группы. Общая характеристика Бретонского цикла. Романы о короле Артуре. Романы о Граале.

Сюжет о Тристане и Изольде: варианты, проблематика, образы монархов, сказочные мотивы, особенности образной системы, тема любви и ее воплощение, художественное пространство. Реализация в рыцарском романе представлений средневекового человека

Городская литература средних веков. Фаблио и шванки. Тип героя.

Жизнь и творчество Данте Алигьери. Данте как «последний поэт средних веков и первый поэт Нового времени». Новаторство Данте в цикле «Жизнь новая».

«Божественная комедия» Данте как философско-художественный синтез средневековой культуры и пролог к литературе Нового времени. Картина мира, понятие греха и добродетели, композиция. Анализ части «Ад».

Возрождение как тип культурного сознания. Предпосылки возникновения. Хронологические рамки. Картина мира.

Периодизация литературы эпохи Возрождения. Тип героя. Жанровое своеобразие. Общая характеристика культуры Возрождения.

Новаторство Ф. Петрарки в жанре сонета. «Книга песен» как произведение итальянского Ренессанса: трактовка любви, тип лирического героя, языковые средства.

Творчество Дж. Бокаччо. Композиция «Декамерона». Антиклерикальные и антифеодальные мотивы. Жанровый синтез анекдота и новеллы.

Франция XI–XV вв. Особенности Возрождения во Франции. Французский гуманизм. Религиозное и мирское в культуре Франции.

Поэзия Фр. Вийона как предтеча французского Возрождения. Тип героя, конфликт, жанровое своеобразие. Взаимодействие традиций средневековой культуры и Возрождения в поэмах «Малое завещание» и «Большое завещание».

Франция XVI века. Франсуа Рабле: биография, история создания книги, литературная репутация Творчество Фр. Рабле. Гуманистические идеалы Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Композиция романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Фр. Рабле. М.М. Бахтин о карнавальной природе романа.

Возрождение в Англии. Биография В. Шекспира и «шекспировский вопрос». Периодизация творчества.

Художественное мастерство Шекспира в жанре сонета. Композиция, конфликт, эволюция лирического героя, принципы поэтического видения мира (метафоричность).

Отражение проблем позднего Возрождения в шекспировских трагедиях. Вырождение титанизма («Макбет»), кризис духовных ценностей, распад человеческих отношений («Король Лир», «Отелло»). Анализ одного произведения на выбор.

Образ Гамлета: эволюция, проблема выбора, «гамлетовская скорбь».

История создания трагедии Шекспира «Гамлет». «Образные лейтмотивы», композиция, система образов.

Возрождение в Испании. Своеобразие развития испанской литературы. Жизнь и творчество Сервантеса.

Жанровый синтез рыцарского, пасторально-рыцарского и плутовского романа в «Дон-Кихоте» Сервантеса. Сюжет-ситуация. Осмеяние рыцарской литературы и феодальных идеалов в романе.

Образ Дон-Кихота и его двойственность. Эволюция героя. Гуманистические идеалы Возрождения как основа мировоззрения Дон-Кихота.

Образ Санчо Пансы как представителя народа в романе Сервантеса «Дон-Кихот». Принципы создания характера. Эволюция героя.