Федеральное агентство по образованию Югорский государственный университет
ИЯИКНЮ
____________________________________________________________________________________________________________
факультет
Журналистика и литература
________________________________________________________________________________
Белова Н.А.
________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. автора
Методические рекомендации к выполнению
контрольной работы
для студентов заочной формы обучения
Дисциплина ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
название дисциплины
Специальность 031001 – Филология
название и номер специальности
Курс 2
З-3260
Семестр Осенний семестр 2007–2008 учебного года
Ханты-Мансийск – 2007
1. Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы
№ темы | Наименование темы, наименование вопросов, изучаемых на лекции и самостоятельно |
Лекционные темы | 1. Периодизация средневековой литературы. Характеристика населения Европы в позднюю античность. Категории средневековой культуры: наука, личная и общественная жизнь, картина мира средневекового человека. Имя, число, символ в средневековье. Личность и быт человека. Своеобразие религиозного мироощущения. 2. Героический эпос: происхождение, жанровое своеобразие. Поэтика «Песни о Роланде». 3. Поэзия трубадуров. Возникновение и специфика бытования. Проблематика. Любовная тематика и ее воплощение. Стихи Гильема IX, Маркабрю, Бернарта де Вентадорна, Бертрана де Борна, Пейре Видаля. 4. Творчество Данте: жанр сонета в сборнике «Жизнь новая», поэтика «Божественной комедии». 5. Культура Италии на пороге Возрождения. Периодизация Ренессанса. Наука и искусство в Ренессанс. Значение античности. Развитие исторической науки. Общая характеристика литературы. Ренессансный театр. Жанр романа в Ренессанс. Франческо Петрарка: жизнь и творчество. «Книга песен»: особенности циклообразования и жанровое своеобразие. Особенности итальянской новеллы. 6. «Декамерон» Боккаччо. Жизнь и творчество Боккаччо. Композиция «Декамерона» – специфика рамы как знак эпохи, образы рассказчиков, мотив пира во время чумы. Жанр новеллы в «Декамероне»: жанровые источники и новаторство Боккаччо. 7. Англия времен Шекспира. Биографические сведения о Шекспире, литературная репутация. «Шекспировский вопрос»: причины появления и основные версии (Марло, Бэкон, Рэтленды). Сонеты Шекспира: жанр, тематика и проблематика. Английский театр времен Шекспира. Жанровое своеобразие драматургии Шекспира. Общая характеристика жанра хроники. 8. Трагедии Шекспира. Ромео – юность шекспировского героя. Источники шекспировских трагедии и их трансформация. Человек и власть в «Короле Лире», «Макбете» и «Гамлете». Роль надличностных сил в трагедиях Шекспира. Категория времени в трагедиях Шекспира. Образы королей и шутов. Судьба человека и человечества. |
Самостоятельно | 1. Рыцарский роман. Возникновение и проблематика. Значение рыцарского романа. Типология: бретонский, античный и византийский циклы. Особенности бретонского цикла на примере романа Кретьена де Труа: рыцарский кодекс, система образов, любовная проблематика, сказочные мотивы, религиозная проблематика. Сюжет о Тристане и Изольде: проблемы поэтики и проблематики. 2. Городская культура в средние века. Городские малые жанры и их своеобразие («Новеллино», фаблио). Особенности средневекового «животного эпоса». Городской средневековый театр: мистерии, миракли, фарсы, моралите, соти. 3. Культура Франции в средние века. Франсуа Рабле и его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Поэзия и судьба Франсуа Вийона: баллады и «Малое завещание». Новелла во Франции. Поэзия «Плеяды». 4. Испанская литература в Ренессанс. Поэтика «Дон-Кихота» Сервантеса». 5. Англия в средние века. Книга Чосера. История Англии, жизнь человека в средневековой Англии. Чосер: биография и обзор творчества. «Кентерберийские рассказы»: источники и жанровое своеобразие, композиция, система образов – повествователь и рассказчики, функция «Общего пролога». |
2. Основные требования к выполнению, оформлению и защите контрольной работы
Студент должен познакомиться, в первую очередь с текстами по избранной теме, затем с рекомендованной литературой. Приступая к выполнению контрольной работы, студент должен знать, что работа будет зачтена
при условии знания текстов и использования этого знания в контрольной работе;
при условии использования студентом нескольких источников (статей, монографий, справочной и другой литературы) для раскрытия избранной темы;при условии культуры изложения материала: обязательного указания на источники, грамотного цитирования (прямого и косвенного) авторов, определения собственной позиции и обязательного собственного комментария приводимых точек зрения;
при условии грамотного оформления контрольной работы: соблюдения всех структурных элементов работы: титульный лист (по форме), развернутый план, обязательные сноски и заключение, библиография.
5. Контрольную работу нужно выполнять в школьной тетради, на обложке которой следует привести необходимые сведения:
Югорский государственный университет Факультет заочного обучения
Специальность
Группа | ||
Контрольная работа по | ||
Номер варианта | дисциплина | |
семестр 200 - | 200 | учебного года |
осенний, весенний Студент | ||
фамилия, имя, отчество Номер зачетной книжки | ||
Адрес: | ||
Дата предоставления на проверку_
4. Условия задач (заданий) в контрольной работе надо переписать полностью без сокращений. Для замечаний преподавателя на страницах тетради оставлять поля.
4.1
4.2.
4.3. Контрольная работа своевременно передается студентом на факультет заочного обучения для проверки, рецензирования и оценки.
4...Если контрольная работа при рецензировании не зачтена, студент должен внести необходимые изменения и представить работу на повторную рецензию.
4...Студент должен быть готов во время зачета или экзамена дать пояснения по решению задач соответствующей контрольной работы.
5. Выбор варианта и задач (заданий) контрольной работы
5.1. Вариант контрольной работы
Студенты сами выбирают темы контрольных работ по своему усмотрению.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.
Своеобразие воплощения представлений о мире и человеке в народном героическом эпосе.
Жанровое своеобразие рыцарского романа.
«Божественная комедия» Данте. Концепция идеала. Классификация человеческих грехов.
Жанровое многообразие воплощения нового отношения к Человеку в лирике Петрарки.
Жанр новеллы в творчестве Бокаччо. Художественное своеобразие книги «Декамерон».
Сонеты Шекспира. Развитие и преодоление петраркистских традиций.
Комедии У. Шекспира. Жанровое своеобразие комедии «Сон в летнюю ночь».
Роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»: идейный замысел и его эволюция от 1 к 5 книге.
Роман Сервантеса «Дон Кихот». Стратегия текста.
Планы и литература для контрольных работ см.: Черноземова Е.Н., Луков В.А. История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения. Практикум. М., 2004.
Литература для подготовки:
История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение. М., 1987.
Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия. М., 1976. Т. 1-2.
Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. Хрестоматия. М., 1976.
Рассадин В.Л. Курс лекций по русской и зарубежной литературе. Нижневартовск, 2001.
Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. М., 1996.
Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Культура эпохи Возрождения. М., 1996.
Западно-европейский эпос. М., 1977.
Михайлов А.Д. Роман и повесть Высокого Средневековья // Средневековый роман и повесть. М.. 1974. С. 5-31.
Абрамсон Н.А. От Данте к Альберти. М., 1976. Гл. 4-5.
Штейн А.Л. Джованни Бокаччо и его «Декамерон» // Бокаччо Дж. Декамерон. М., 1994. С. 3-28.
Бахтин М.М. Товрчество Ф. Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса. Любое издание.
Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М., 1986. С. 49-57, 124-131, 187-205.
Барг М.А. Шекспир и история. М., 1979. С. 44-57.
Гражданская З.Т. От Шекспира к Шоу. М., 1982. С. 4-30.
Багно В. Дорогами «Дон Кихота». М., 1988.
СПИСОК ТЕКСТОВ
Песнь о Роланде
Песнь о Сиде
Песнь о Нибелунгах
Роман о Тристане и Изольде
Лирика вагантов, трубадуров, миннезингеров
Лирика Вийона
Данте. Новая жизнь. Божественная комедия
Петрарка. Книга песен
Боккаччо. Декамерон
Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль
Сервантес. Дон-Кихот
Шекспир. Сонеты. Сон в летнюю ночь. Венецианский купец. Буря. Зимняя сказка. Макбет. Король Лир. Гамлет. Ромео и Джульетта.
Вопросы для подготовки к зачету по курсу «Зарубежная литература средних веков и Возрождения» для студентов ФЗО
Принципы средневековой картины мира. Хронологические рамки. Факторы, определяющие развитие культуры средневековья.
Общая характеристика литературы средних веков. Жанрово-тематическая классификация.
Жанровое своеобразие героического эпоса. Отличие героического эпоса от эпоса раннего средневековья. Поэтика «Песни о моем Сиде».
Принципы эпической картины мира в «Песни о Роланде».
Традиции УНТ в «Песни о Нибелунгах». Особенности пространственно-временной организации.
Культ Прекрасной дамы и его выражение в поэзии провансальских трубадуров. Основные жанры. Анализ творчества одного поэта.
Рыцарский роман: возникновение, значение, тематические группы. Общая характеристика Бретонского цикла. Романы о короле Артуре. Романы о Граале.
Сюжет о Тристане и Изольде: варианты, проблематика, образы монархов, сказочные мотивы, особенности образной системы, тема любви и ее воплощение, художественное пространство. Реализация в рыцарском романе представлений средневекового человека
Городская литература средних веков. Фаблио и шванки. Тип героя.
Жизнь и творчество Данте Алигьери. Данте как «последний поэт средних веков и первый поэт Нового времени». Новаторство Данте в цикле «Жизнь новая».
«Божественная комедия» Данте как философско-художественный синтез средневековой культуры и пролог к литературе Нового времени. Картина мира, понятие греха и добродетели, композиция. Анализ части «Ад».
Возрождение как тип культурного сознания. Предпосылки возникновения. Хронологические рамки. Картина мира.
Периодизация литературы эпохи Возрождения. Тип героя. Жанровое своеобразие. Общая характеристика культуры Возрождения.
Новаторство Ф. Петрарки в жанре сонета. «Книга песен» как произведение итальянского Ренессанса: трактовка любви, тип лирического героя, языковые средства.
Творчество Дж. Бокаччо. Композиция «Декамерона». Антиклерикальные и антифеодальные мотивы. Жанровый синтез анекдота и новеллы.
Франция XI–XV вв. Особенности Возрождения во Франции. Французский гуманизм. Религиозное и мирское в культуре Франции.
Поэзия Фр. Вийона как предтеча французского Возрождения. Тип героя, конфликт, жанровое своеобразие. Взаимодействие традиций средневековой культуры и Возрождения в поэмах «Малое завещание» и «Большое завещание».
Франция XVI века. Франсуа Рабле: биография, история создания книги, литературная репутация Творчество Фр. Рабле. Гуманистические идеалы Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Композиция романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Фр. Рабле. М.М. Бахтин о карнавальной природе романа.
Возрождение в Англии. Биография В. Шекспира и «шекспировский вопрос». Периодизация творчества.
Художественное мастерство Шекспира в жанре сонета. Композиция, конфликт, эволюция лирического героя, принципы поэтического видения мира (метафоричность).
Отражение проблем позднего Возрождения в шекспировских трагедиях. Вырождение титанизма («Макбет»), кризис духовных ценностей, распад человеческих отношений («Король Лир», «Отелло»). Анализ одного произведения на выбор.
Образ Гамлета: эволюция, проблема выбора, «гамлетовская скорбь».
История создания трагедии Шекспира «Гамлет». «Образные лейтмотивы», композиция, система образов.
Возрождение в Испании. Своеобразие развития испанской литературы. Жизнь и творчество Сервантеса.
Жанровый синтез рыцарского, пасторально-рыцарского и плутовского романа в «Дон-Кихоте» Сервантеса. Сюжет-ситуация. Осмеяние рыцарской литературы и феодальных идеалов в романе.
Образ Дон-Кихота и его двойственность. Эволюция героя. Гуманистические идеалы Возрождения как основа мировоззрения Дон-Кихота.
Образ Санчо Пансы как представителя народа в романе Сервантеса «Дон-Кихот». Принципы создания характера. Эволюция героя.