В современной отечественной литературе отчетливо проявляется связь с традициями литературы предшествующих десятилетий. В поле зрения писателей оказываются такие проблемы, как проблемы личности и коллектива, формирование человека, осмысление связи времен - настоящего и прошлого, а также ряд других проблем. В печати продолжают появляться горестные по своей тональности произведения о массовых нарушениях законности, связанных с именем Сталина. Почему же по-прежнему в центре внимания 30-е годы, на мой взгляд, самые тяжелые, самые драматичные в истории нашего общества? Я думаю, что это не случайно: мы не хотим повторения подобных трагедий. В связи с этим мне бы хотелось подробнее остановиться на двух произведениях - романе Анатолия Рыбакова “Дети Арбата” и романе Евгения Замятина “Мы”.
Повышенный интерес к “Детям Арбата” объясняется тем, что писатель впервые в нашей литературе подробно и правдиво описал психологию Сталина в качестве государственного деятеля, человека, у которого слились воедино представления о благе народном и благе собственном. Под собственным благом подразумевалась безграничная власть, которая беспощадно убирала со своего пути всех, кто был не согласен с режимом. “Дети Арбата” - это роман о столичной молодежи 30-х годов, чья юность проходила в атмосфере культа личности Сталина. Автор рассказывает о том, как по-разному проявлялись люди в тяжелых испытаниях. В романе мы видим картину жестокости и страха, люди боятся высказать свое мнение, поддержать товарища на собрании. Сегодня нам, может быть, легко судить то время, теперь нам многое известно о Сталине, а каково было им, жившим в период безоговорочного поклонения вождю, ведь для большинства советских людей Сталин был тогда больше чем икона.
Вождь народов - страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Вина Сталина заключается в том, что он был одержим идеей безмерного могущества. Люди для него были только материалом для достижения цели. Сталин считал, что страдания вызывают величайшую энергию. Рыбаков мастерски обрисовал те объяснения и оправдания, которые позволяли Сталину с легкой душой обрекать на страдания и смерть миллионы людей.
По его мнению, народ надо силой заставить пойти на жертвы во имя будущего, а для этого нужна жесткая власть, которая способна внушить страх. Как тут ни вспомнить теорию Раскольникова из романа Достоевского “Преступление и наказание” о “сильных мира сего” и “тварях дрожащих”! В России возникает целая плеяда палачей, главной фигурой которой становится следователь. В “Детях Арбата” следователь Дьяков верил “не в действительную виновность, а в общую версию виновности”. Он запутывает Сашу Панкратова: то играет на его честности, то запугивает, то обещает освобождение. В те времена “хорош” был только тот следователь, который уговорами, пытками, угрозами расправы над близкими мог заставить человека подписать признание в преступлении, им не совершенном. У Рыбакова на примере одноклассника Саши, Юрия Шарока, мы видим, как люди становятся такими палачами.
Ведущая тема романа Замятина “Мы” - драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Замятин, по специальности инженер-кораблестроитель, лучше других знал, как создается механизм, где винтики нужны для формирования единого целого. Но люди * это не просто винтики в сложной государственной машине, а живые существа, у которых своя, одна-единственная жизнь. Когда человека превращают в винтик, он теряет свою яркую, неповторимую индивидуальность и деградирует как личность. История показала, что превращение людей 8 совокупность винтиков ведет к преступлению перед человечеством. В романе “Мы” в фантастическом облике предстает перед нами возможный вариант будущего общества, в котором “сильные мира сего” мечтают о людях-роботах. Перед читателем разворачивается “математически совершенная жизнь” Единого Государства. Это мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-“нумеру”, лишенному имени, было внушено, что “наша несвобода” есть “наше счастье”, а “счастье” это заключается в отказе от своего “я” и растворении в безличном “мы”.
Замятин как бы предвидел события истории нашей страны. В своем романе-антиутопии он показал, что в обществе, где все направлено на подавление личности, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но и здесь власти находят выход: у человека операционным путем удаляют фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. И все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет ни при каком режиме. Писатель говорит нам, что не существует идеального общества. Жизнь - это стремление к идеалу. И когда это стремление оставляет человека, жизнь его теряет смысл.
Произведения, подобные роману Рыбакова “Дети Арбата” и роману Замятина “Мы”, позволяют нам по-новому взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. Такие книги несут свет в нашу жизнь.
Другие работы по теме:
Клуб молодой семьи
Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств Предмет: Культурология семьи и детства Экзаменационная работа Клуб молодой семьи
Тема сталинизма в литературе - Осуждение сталинизма в произведениях современной литературы.
В течение 30 лет нашим людям внушалась мысль о величии Сталина, его умении все предусмотреть и о том, что по мере продвижения страны к лучшему будущему врагов становится все больше. И чем громче хвалили Сталина, тем больше беззаконий и преступлений совершалось. Но и после его смерти долгие десятилетия людей приучали к тому, что нужно думать, говорить и писать так, как велено сверху.
Тема сталинизма в литературе - Критика сталинизма в советской литературе
Память-вьюга, в глаза не мети, Мы собьемся с победной дороги!.. Враг народа не может идти. Он упал. Обморожены ноги. Юрий Кузнецов В истории советской России 30-е годы считаются наиболее сложными и противоречивыми. Это время бурных успехов индустриализации, время спортивных праздников, воздушных парадов, время неуклонного роста военной мощи СССР.
Достоевский ф. м. - Тема
Тема "маленького человека" впервые была затронута в творчестве А.С.Пушкина ("Станционный смотритель"), Н.В.Гоголя ("Шинель"),М.Ю.Лермонтова ("Герой нашего времени"). Герои произведений этих выдающихся писателей - Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч - стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу.
Куприн а. и. - Тема любви в прозе куприна
AlignjustifyЕсть у а и Куприна одна заветная тема Он прикасается к ней целомудренно благоговейно и нервно Да иначе к ней и нельзя прикасаться Это тема любви. Иногда кажется что о любви в мировой литературе сказано все Что можно поведать о любви после шекспировской истории.
«Толкового словаря русского языка»
Реферат (лат reffere – докладывать, сообщить) – краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением. (Из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова)
«Тема «Памятника»
«Тема «Памятника» и бессмертия поэта в русской литературе», написанный Грыдиной Анной Олеговной, ученицей 10 класса
Тема Кол-во страниц
Арсентьева, Н. Н и др. Русская и зарубежная литература конца 19-начала 20 века: основные течения. Часть Орел, 1998. 275с. – С. 216 – 233
1Советский Союз и послевоенное устройство мира
Таким образом, тема работы является актуальной, так как послевоенное устройство мира до сих пор оказывает влияние на международную обстановку, а модель однополярного мира, которая казалось бы стала доминирующей после развала СССР подвергается критике со всех сторон, в том числе и в развитых странах
Жизнь и творчество АСолженицына
Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода.
Антивоенный пафос в творчестве выдающихся писателей XX века
Еще Первая мировая война открыла в литературе тему антимилитаризма, национального шовинизма. В образе бравого солдата Швейка выдающийся чешский писатель Ярослав Гашек подверг острой критике имперскую политику, он будто предупреждал, что война разрушает души людей, делает из них бездумных исполнителей чужой воли.
Тема маленького и лишнего человека в творчестве М.Горького
Автор: Горький М. Тема «маленького» и «лишнего» человека присутствует в литературе ещё со времён А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. С каких только сторон не пытались её рассмотреть! «Маленький» человек вызывал у читателя и сочувствие, и жалость, и уважение, и даже насмешку.
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Тема поэта и поэзии в лирике А. Блока
Тема поэта и поэзии имеет в классической литературе глубокие корни и традиции. Александр Блок тоже отдал дань этой теме очень оригинально, без излишнего пафоса и напыщенности.
Роль лирических отступлений А.С. Пушкина Евгений Онегин
Автор: Пушкин А.С. В русской классической литературе нет I произведения, равного по богатству тематики пушкинскому роману «Евгений Онегин». На страницах романа поэт не только повествует о судьбе своих героев, но и делится с читателем своими творческими планами, говорит о литературе, театре и музыке, об идеалах и вкусах современников.
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Отец литературного героя даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который настолько западает отпрыску в душу, что предопределит будущую его судьбу. Выше всего на свете главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Павел Иванович Чичиков ставит деньги и всю жизнь посвятит сколачиванию капитала.
Тема сталинизма
В поле зрения писателей оказались такие проблемы, как личность и коллектив, формирование человека, осмысление "связи времен" - настоящего и прошлого, а также ряда других проблем.
Человек и толпа
«» — известная тема в русской литературе. Эту же тему развивает Зиновий Паперный в статье «Наедине с толпой». Размышление автора о “животрепещущей теме” выдержано в публицистическом стиле. Жанр — проблемная статья с элементами репортажа. Жанровые особенности статьи позволяют определить её строение — классическая трёхчастная композиция.
Старые левые
Введение 1 Термин и краткая и история Список литературы Введение Старые или традиционные левые (англ. The Old Left, англ. Traditional Left) — термин определяющий традиционные (сформировавшиеся до 30-х гг.) направления левой мысли: ленинизма, сталинизма, троцкизма, их вариаций и ответвлений (маоизм, ходжаизм, различные троцкистские тенденции), а также анархизма.
Авдалбегян, Тадэос Айрапетович
Введение 1 Биография Список литературы Введение Тадэос (Тадеос, Тадевос) Айрапетович Авдалбегян (15 октября 1885, Маку, Персия — 1937) — выдающийся армянский учёный-энциклопедист (историк-археолог, марксистский экономист и филолог-лингвист).
Допельгангер
Введение 1 В литературе 2 Двойник в фантастике 3 Двойники в кино Список литературы Введение Допельгангер (нем. Doppelgдnger — «двойник») — в литературе эпохи романтизма демонический двойник человека, антитеза ангелу-хранителю. В некоторых книгах он не отбрасывает тени и не отражается в зеркале. Его появление зачастую предвещает смерть героя.
Советско-китайский раскол
Сове́тско-кита́йский раско́л — дипломатический конфликт между КНР и СССР, начавшийся в конце 1950-х годов. Пик конфликта пришёлся на 1969 год. Окончанием конфликта считается конец 1980-х. Конфликт сопроводился расколом международного коммунистического движения.
Истоки и сущность сталинизма
Введение Сталинизм это идеология и политика, реализованные И. Сталиным и его сторонниками, политическое и идейное течение, противостоящее ленинизму своим теоретическим пониманием социалистической революции и социалистического общества и своей практикой строительства социализма.
Лобатон, Гильермо
Гильермо Лобатон Милья (исп. Guillermo Lobatуn Milla, 1927 — 7 января 1966) — перуанский революционер, лидер Левого революционного движения. По происхождению восходит к негритянскому населению Гаити.
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Осуждение сталинизма в произведениях современной литературы
...Как грозный дух он был над нами, Иных не знали мы имен. А.Твардовский. В течение тридцати лет нашим людям внушалась мысль о величии Сталина, о его умении все предусмотреть и о том, что по мере продвижения страны к лучшему будущему врагов становится все больше. И чем громче хвалили Сталина, тем больше беззаконий и преступлений совершалось.