К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
Сравнение
— мышление сопоставляет вещи, явления
и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации;
Анализ
— мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.
Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность - уодних к анализу, у других к синтезу.
Бывают умы аналитические, главная сила которых— в широте синтеза.
Абстракция
— выделение одной какой-либо стороны. свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.
Обобщение
(или генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются' общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.
Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает, РАССУЖДЕНИЕ — это работа мысли над суждением.
Рассуждение является обоснованием,
если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.
Рассуждение является умозаключением,
если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.
Таким образом, к операциям мышления относят сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Мышление осуществляется к понятиях и представлениях, и главной формой протекания мышления является рассуждение, как работа над суждением. Дедуктивное рассуждение называется обоснованием, дедуктивное — умозаключение.
Мышление может происходить на
разных уровнях, таких
как наглядное мышление и
мышление отвлеченное, теоретическое. Как уже отмечалось, человек не может мыс-
лить только в понятиях без представлений, в отрыве от наглядности, но также не может мыслить лишь чувственными образами без понятий. Поэтому эти два уровня мышления взаимосвязаны.
Но возможен случай, в котором отвлеченное теоретическое мышление почти не требуется. Это, в частности, элементарные практические задачи. Некоторые люди пре- красно справляются со сложными теоретическими задачами, обнаруживая при этом высокий уровень мышления, но оказываются порой беспомощными, когда нужно найти выход из затруднительной практической ситуации .И наоборот: люди, прекрасно ориентирующиеся в очень сложных практических ситуациях, могут оказаться неспособными решить элементарную теоретическую проблему. Для объяснения этого нужно подчеркнуть различия между последовательностью мыслительных операций в одном и другом случае. В непосредственно-действенной ситуации можно, сначала уяснить лишь начальный этап решения, обозначить первоначальные необходимые действиями реализовать их. При этом происходит немедленное изменение ситуации и выявляются попутные изменения, которые до совершения действия были не предусмотрены. Таким образом, действие, выполняемое на первых этапах мыслительного процесса, освобождает от необходимости предусмотреть, представить и учесть все многообразие изменения ситуаций, которое оно вносит и которое нужно было бы заранее учесть при решений задачи, протекающей не непосредственно в самом ходе действия.
Мышление как процесс — это анализ, синтез и обобщение, посредством которых человек ставит и решает задачу (вычленяет ее условия и требования, соотносит их друг с другом, выявляет искомое и т.д.). Личностный аспект мышления составляют прежде всего мотивация и способности человека (т. е. его отношение к решаемой задаче, к другим людям и т.д., в чем проявляются и формируются его побуждения к мыслительной деятельности и его умственные способности).
Процессуальный, динамический аспект мышления не тождествен операциональному (операционному). Первый шире второго и включает его в свой состав в качестве необходимого компонента. Любая интеллектуальная операция, умственное действие и т. д., или система таких операций не содержит в себе всех условий своего формирования и применения. Лишь в ходе актуального (протекающего в данное время) мыслительного процесса решения данной конкретной проблемы человек раскрывает необходимые условия образования и функционирования соответствующих умственных действий и операций. Не операции порождают мышление, а процесс мышления порождает, операции, которые затем в него включаются. Мышление как процесс (искания и открытия существенно нового) является формирующимся, т.е. изначально полностью не заданным, не затрагивающим, не запрограммированным. И поэтому вся его детерминация объективно выступает как процесс, как нечто образующееся, динамичное, а не заранее и целиком готовое. Это значит, что не только интеллектуальные операции, но и мотивация мышления именно формируется в этом процессе, а не привносится в него извне уже в законченном виде.
Другие работы по теме:
Структура банка
На самом верхнем уровне коммерческого банка будут находиться совет директоров (правление банка) и создаваемые им комитеты, затем президент банка и вице-президенты, каждый из которых будет руководить некоторой совокупностью банковских отделов и групп.
Контрольная работа по финансовой математике
Задание на контрольную работу по предмету «Финансовая математика» (вариант 2) Найти величину процентов, полученных кредитором, если за предоставление в долг на полгода некоторой суммы денег он получил от заемщика в совокупности 6,3 тыс. руб. При этом применялась простая процентная ставка в 10% годовых.
Креативное мышление в действии
Многие люди, в силу их традиционной системы обучения, тяготеют к аналитическому мышлению. Лишь немногие, используя латеральные приемы, вводят в действие креативные процедуры.
Философский язык в Испании XVII века
Невозможно научно подойти к анализу философского языка определенной эпохи без предварительного указания лингвистической теории, которая выбирается как теоретическая схема исследования.
Генетическая психология Жана Пиаже
Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта.
Подготовка больного к операции 2
Ярославский медицинский колледж Реферат: по теме: « Подготовка больного к операции » Выполнила: Студентка 3 АК « А » Проверила: Соловьева Т. Н Содержание:
Недержание мочи у мужчин
Причиной недержания мочи у мужчин не всегда является возраст, нередко проблема возникает после перенесенной операции на предстательной железе или каких-либо болезней мочеполового тракта.
Центрально-Европейская операция
Введение 1 Предыстория 2 Расстановка сил 2.1 Союзники 2.2 Германия 3 Ход операции 4 Итоги Центрально-Европейская операция Введение Центрально-Европейская операция (вторжение западных союзников в Германию, Центрально-Европейская кампания; 22 марта – 11 мая 1945) – последняя стратегическая военная операция войск союзников против немецкой армии в ходе Второй мировой войны.
Битва за Сайпан
Битва за Сайпан — сражение Тихоокеанской кампании Второй мировой войны, проходившее на острове Сайпан, одном из Марианских островов, с 15 июня по 9 июля 1944 года. Это сражение стало первым в Марианской наступательной операции военных сил США.
Кольмарская операция
Введение 1 Предыстория 2 Расстановка сил 2.1 Союзники 2.2 Германия 3 Ход операции 4 Итоги Список литературы Кольмарская операция Введение Кольмарская операция (20 января – 9 февраля 1945) – стратегическая военная операция войск США и Франции против немецкой армии в ходе Второй мировой войны с целью ликвидации окружённой в районе Кольмара немецкой группировки.
Операция Prime Chance
Операция «Главный шанс» (англ. Prime Chance) — военная операция ВМС США, проводившиеся практически параллельно с операцией «Искренние намерения» с августа 1987 года по июнь 1989 года в Персидском заливе с целью обеспечения безопасности для судов, ходивших под американским флагом во время ирано-иракской войны.
Операция Орлиный коготь
Введение 1 План 2 Ход операции 3 Жертвы 3.1 США 3.2 Иран Список литературы Введение Операция «Орлиный коготь» (англ. Eagle Claw) была проведена 24 апреля 1980 года вооружёнными силами США в Иране с целью спасения 53 заложников из посольства США в Тегеране.
Рейнская операция
Рейнская операция (кодовое название — «Пландер» ) — стратегическая военная операция вооружённых сил союзников против немецких войск в ходе Второй мировой войны с целью форсирования Рейна, часть Центрально-Европейской операции.
Голландская операция 1944
Введение 1 Предпосылки 2 Цели сторон 3 План Операции 3.1 Операция «Маркет» 3.2 Операция «Гарден» 4 Итоги 5 Кинематограф Список литературы Введение Голландская операция (1944) — (кодовое наименование Маркет Гарден англ. Market Garden) военная операция союзников, проводившаяся с 17 сентября по 25 сентября 1944 года на территории Голландии и Германии во время Второй мировой войны.
Операция Earnest Will
Earnest Will (в переводе — «Искренние намерения» или «Твёрдые намерения») — кодовое название операции ВМС США по конвоированию кувейтских танкеров в Персидском заливе во время ирано-иракской войны. Самая крупная морская конвойная операция после Второй мировой войны.
Операция Peninsula Strike
«Peninsula Strike» (в переводе — «Удар по полуострову»)— название первой крупной военной операции США после свержения режима Саддама Хусейна в Ираке в период Иракской войны.
Вторжение США в Панаму
План Введение 1 Предпосылки 2 Военная операция 3 Интересные факты Список литературы Введение Вторжение США в Панаму (англ. United States invasion of Panama) — вторжение США в Панаму 20 декабря 1989 года.
Операция Йехошуа
Операция «Йехошуа» (Операция «Иисус») — операция по спасению эфиопских евреев[1] из Судана в Израиль, проведенная в январе 1985 г. Джордж Буш-старший, в то время вице-президент США, заручившись согласием руководства Судана, организовал при поддержке ЦРУ авиарейс Хартум — Тель-Авив. Таким образом, в продолжение операции «Моисей», из Судана в Израиль было вывезено еще 800 эфиопских евреев[2][3][4].
Логический тип данных. Операции сравнения
Логические, или булевские, данные предназначены для хранения логических значений "истина" или "ложь". Логические переменные и константы имеют тип Boolean и занимают в памяти 1 байт. Существует всего две логические константы - TRUE и FALSE.
Операции сложения и вычитания
Алгоритм выполнения операции сложения, вычитания. Сложение чисел в столбик. Проверка получившихся результатов, переведение их в другую систему счисления. Перевод числа 128 из 8-й в 10-ую систему счисления и числа 11011101 из 2-й в 10-ую систему счисления.
Тесты по Информатике 2
Тест по информатике Алгоритмы: виды, свойства 9 класс по учебнику Угриновича Н.Д. Алгоритм-это: Указание на выполнение действий, Система правил, описывающая последовательность действий, которые необходимо выполнить для решения задачи,
Принципы обучения чтению и моделирование текста
С. А. Вишнякова Санкт-Петербург, СПБГМА Остановимся на так называемых специальных принципах [Ляховицкий 1981], сфера действия которых затрагивает область обучения чтению, и рассмотрим их реализацию при моделировании научного текста. С методической точки зрения это важно, так как предлагаемая концепция связана в первую очередь с пониманием при чтении.
Английский язык
Местоимения much, many, little или few и их употребление. Модальные глаголы can, may, must или need. Предложения, в которых употреблены модальные глаголы и их эквиваленты, причастия настоящего и прошедшего времени. Сказуемые в страдательном залоге.