Коган И. М.
Как-то на занятии по психологии один из студентов задал вопрос, который волновал многих присутствующих. Звучал он примерно так: «Как объяснить девятилетнему сыну, что такое секс, если он об этом спрашивает?»
Вспоминая нашу дискуссию, могу сказать, что наш разговор коснулся темы стыда и особенностей нашей культуры, которая всегда отличалась стыдливостью. Однако такой поворот темы вызвал, к счастью не у всех, а лишь у некоторых, протест, что выразилось в неприятии чувства стыда как положительного, его отвержении и отождествлении с чувством неполноценности. Другие слушатели были в состоянии колеблющегося смущения, которое свидетельствовало о не сформированной позиции на этот счёт. Не привели к успеху попытки убедить людей в том, что стыд — свойство человеческое и только человеческое (и сущностью его является убежденность человека в том, что он не только существо биологическое, животное, но и духовное), что всякое отождествление с животными оскорбительно для человека, что человек — это существо двусоставное, а именно духовно-телесное, что стыд и все проявления стыдливости связаны с осознанием своей духовной природы и стремлением к ней. Эти размышления по поводу стыда отнюдь не мои, они принадлежат известному философу Владимиру Сергеевичу Соловьёву. Наша дискуссия была прервана звонком, однако развитие диалога продолжилось.
На следующий день «случайная» встреча со студенткой, которая отчаянно отстаивала мысль о стыде как комплексе неполноценности, очень удивила и вместе с тем обрадовала меня. Она первая начала разговор о вчерашней дискуссии и сообщила, что всё последующее время думала об этом и переживала то самое чувство стыда за то, что настаивала на том, что стыд — это комплекс неполноценности, от которого нужно избавляться. Извинилась, сказала, что поняла: комплекс неполноценности ничего общего со здоровой человеческой стыдливостью не имеет, а подразумевала под комплексом неполноценности ложный стыд.
Действительно, комплекс неполноценности ничего общего со здоровым чувством стыда не имеет и является патологическим состоянием, вызванным как различного рода искажениями в осознании своего человеческого достоинства, застенчивостью, связанной иногда с тщеславием, так и с другими барьерами, мешающими полноценному восприятию себя и других людей.
На следующем занятии развитие диалога продолжилось, и была сформулирована проблема: «Дети и секс: что и как говорить детям о сексе?» Сейчас в связи со всеобщей озабоченностью этими проблемами, распространением учебников по половому воспитанию, и в частности учебника для дошкольников, который поразил воображение не только преподавателей, но и «непосвящённых» студентов и родителей, проблема звучит особенно актуально.
ЧУДО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Вопрос поставлен, в аудитории ожидание. А «чудо» ответа звучит очень просто. Оказывается, все как будто «забыли», что, кроме секса, существует другая сфера отношений между мужчиной и женщиной, которую игнорируют так, будто её и не существует. Не существует до такой степени, что если вы скажете о ней подростку или юноше, то они могут не только покрутить пальцем у виска, но и сказать, что это чушь, такого не существует (для них действительно не существует, для них есть только секс, потому что другого не знают). Однако эта сторона отношений никем и никогда не может отмениться, и это то чудо, которое все без исключения ждут и хотят получить. Это та связь между двумя людьми, которая соединяет их в одно, делает единым целым. Такое единство делает человека лучше и чище, одухотворяет его, не оставляя ни следа разочарования, ни тени опустошённости. Человек, переживший радость такой встречи, никогда не забудет то ликование души, когда, любя одного, любишь весь мир, всех людей, плохих и хороших, раздражительных и спокойных, когда молчание двоих вызывает такую полноту, что слова становятся лишними. Такая любовь возможна, когда двое встречаются в Третьем, в Боге. Это соединение двух духовных «Я». Вот об этой светлой, одухотворённой стороне отношений и надо говорить с детьми.
Как, какими словами? Конечно, такими, которые может понять ребёнок, которые соответствуют его возрасту. Если родители или воспитатели хотят раскрыть эту сторону человеческих отношений, то слова найдутся.
Говорить же о сексе, не затрагивая главного в человеческих отношениях, — значит примитизировать проблему, сводить половое воспитание до животного уровня, и в результате учитель, идя на урок литературы в 10—11 класс, думает, а не в обезьяний ли питомник он попал? Это люди или…? Сведение любви к сексу подобно мёду, испорченному ложкой дёгтя. Это вовсе не означает, что секса нет. Он есть как естественное продолжение любви, но не сама любовь, которая шире, выше и важнее для человека. Стремление свести высшее к низшему, любовь к сексу свидетельствует о редукции высшего, об отказе от него. Этим человек сам сознательно обедняет себя, лишает главного, той радости неизреченной, которую можно испытать не плотью, а духом. Вытесняет и выхолащивает лучшее, что заложено в природе человеческой.
Вывод один: детям нужно не половое просвещение, ограниченное вопросами секса, которое уже привело к сексуальным искажениям, а раскрытие другой, высшей, целомудренной стороны отношений между полами. Страх, что дети узнают о сексе «в подворотне», не обоснован хотя бы тем, что всё равно «узнают», вы их от этого сейчас не убережёте. Уберечь может только правильное, полное понимание смысла человеческих отношений. Десакрализация, сведение этих отношений до уровня физиологии может иметь и уже имеет последствия значительно худшие. Когда молодой человек не знает или ничего не хочет знать об истинных чувствах, а интересуется лишь менструальным циклом своей соседки по парте, то это страшно. Целомудрие предполагает целостное, не расщеплённое представление. Там, где нарушена эта целостность, соответственно, есть неполное, искажённое восприятие мира. В этом искажённом, неполном, расколотом мире сейчас находятся дети.
Восстановление целостности означает восстановление целомудрия, иерархии «дух — душа — тело». Это является единственным средством профилактики извращённых представлений об отношениях между полами, единственно правильным путём полового воспитания. К сожалению, знание физиологии и сам физиологический акт не делают человека счастливым. Источником счастья является то чувство любви, которое сейчас умышленно игнорируется, чтобы внушить человеку: «Ты не человек, ты животное, забудь о своём богоподобии и иди, как собака, заниматься любовью, выяснив при этом по календарю цикл своей избранницы». Не правда ли мерзко, особенно перед детьми? Хотя, как знать, может, кто-то уже этого и не чувствует.
Закончить главу хочется отрывком из стихотворения А. К. Толстого «И. С. Аксакову»:
Но всё, что чисто и достойно,
Что на земле сложилось стройно,
Для человека то ужель,
В тревоге вечной мирозданья,
Есть грань высокого призванья
И окончательная цель?
Нет, в каждом шорохе растенья
И в каждом трепете листа
Иное слышится значенье,
Видна иная красота!
Я в них иному гласу внемлю
И, жизнью смертною дыша,
Гляжу с любовию на землю,
Но выше просится душа;
И что её, всегда чаруя,
Зовёт и манит вдалеке —
О том поведать не могу я
На ежедневном языке.
(Выделено И. К.)
Список литературы
Другие работы по теме:
Гитлер и Церковь
Разрушенная экономика, безработица, инфляция, общенациональный комплекс неполноценности… Нет, я не об Украине, а о Германии 1933 года. В этих условиях многие, вероятно, как и у нас, мечтали о порядке, «сильной руке», национальном возрождении.
Как научить ребенка вежливости
«Здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Как говорят взрослые – волшебные слова. Вам незнакома такая картина ? Стоят двое взрослых и ребенок. Ребенку протягивают конфету, он берет и тут же мама начинает громко говорить : «а что нужно сказать?»
Можно ли воспитать лидера и как это сделать?
Прежде чем взяться за этот труд, попробуйте ответить самим себе на вопросы, предложенные психологом Верой Брофман: Почему я хочу это сделать? А хочет ли мой ребенок становиться лидером? Какие качества я хочу в нем развивать и как я это буду делать?
Депрессия
Депрессия или депрессивный синдром (от лат. depressio - подавленность) - психическое состояние или заболевание, сопровождающееся чувством подавленности, тоски, тревоги, страха.
Внимание и цивилизация
Воздействие информационной цивилизации на развитие внимания. Самопрограммирование и внимание. Развитие внимания с помощью тестирования и тренировки. Активное внимание. Пассивное внимание.
Жестокий комплекс
В жизни каждого человека бывают ситуации, когда он ощущает себя неполноценным, но это вовсе не комплекс. Комплекс неполноценности - это перманентное ощущение своей дефектности, которое человек испытывает всю жизнь.
Комплекс неполноценности
Комплекс неполноценности - термин индивидуальной психологии Альфреда Адлера, вышедший из своего чисто терминологического употребления и ставший обыденным понятием в речи современных горожан.
Что говорит о неврозе Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд утверждал, что в раннем детском возрасте — обычно в первые три года жизни и не позже пятого года — у ребенка появляется ряд влечений, которые не кажутся ему недозволенными или запретными. Эти влечения носят сексуальный характер.
Индивидуальная психология Адлера
Индивидуальная психология А.Адлера (1870-1937) Альфред Адлер - знаменитый австрийский психолог, который имея собственный опыт борьбы с физическими недугами с самого начала посвятил себя проблеме неполноценности органов, их компенсации и социальному интересу.
Психология Альфреда Адлера
Один наиболее выдающийся психолог, разошедшийся с Фрейдом и избравший путь создания своей собственной теории стал Альфред Адлер . Он с самого начала горячо поддерживал широту и новизну теории Фрейда. Однако со временем он заявил о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни.
Невроз в трактовке Адлера
Невроз в трактовке Альфреда Адлера. Адлер Альфред австрийский психиатр Альфред Адлер (Alfred Adler, 1870-1937) начинал как сподвижник Фрейда, но впоследствии опроверг его взгляды на сексуальность и создал собственную школу индивидуальной психологии. Адлер полагал, что неврозы не следствие подавленной сексуальности, а реакция на чувство неполноценности.
Влияние семьи на становление личности 2
Влияние семьи на становление личности Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Альфред Адлер
(1870 – 1937) Адлер представитель психоаналитического направления в психологии. Создал научную школу «индивидуальной психологии». В своем учении Адлер отстаивал принцип внутреннего единения психической жизни личности, отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознанием и бессознательным.
. Тема а
Бельских Татьяна Александровна; предметное профессиональное направление деятельности – природоведение, занимательная зоология
Основные закономерности ВНД детей
. Профилактика. ВНД – это деятельность внешнего отдела ЦНС, который регулирует поведение человека. Слуховой анализатор начинает функционировать с 6 месяцев с момента зачатия. Если мать разговаривает, читает стихи, книги, слушает музыку со своим ребенком, то он наиболее развит после рождения.
Движения младенца
Иногда новорожденный вздрагивает так сильно, что разводит руки, за этим следует медленное хватательное движение, как будто ребенок что-то обнимает; в тоже самое время он сжимает кулачки, часто с удивительной силой. Это — естественный рефлекс.
Рефлексы новорожденных
ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ Рефлексы новорожденных: Рефлекс Моро В ответ на громкий звук ребенок разводит в стороны руки и сводит их в исходное положение. Рефлекс можно вызвать, если лежащего на руках ребенка резко опустить вниз на 20 см, а затем вернуть его в исходное положение (реакция на линейное ускорение).
Наша песня, наша дума
Много веков песня сопровождала украинцев на протяжении всей жизни. Новорожденный ребенок слышал первую в жизни и, наверное, наилучшую и нежнейшую песню - материнскую колыбельную. Подрастая, он сам начинал петь песни: весной - веснушки, летом - купальские, зимой - колядки, щедривки и т.п.. Потом приходила первая любовь, а с ним - лирические, задушевные песни.
Легко или тяжело быть молодым
Автор: Сочинения на свободную тему Я сейчас нахожусь в том возрасте, когда мне еще трудно назвать себя взрослым, но я уже и не ребенок. Меня еще не затронули взрослые проблемы, хотя я часто задумываюсь, кем буду, как сложится моя жизнь, но и в футбол и баскетбол я с детским удовольствием поиграю, забывая, что ростом почти догнал отца.
Составляющие патриотизма
Россия - это наш родной край, земля, где мы родились, впервые увидели и познали мир, услышали колыбельную песню, родной язык, ощутили любовь и ласку.
Самые уязвимые в нашем мире- это дети
Автор: Сочинения на свободную тему Детство -это самая светлая и яркая часть жизни человека.Приходя в этот мир слабое и беззащитное дитя может, рассчитывать лишь на помощь и заботу взрослых.Ребенок начинает познавать окружающую действительность в зависимости от того, как ему это преподносят. Каким вырастет малыш, во многом зависит от того, как относятся к этой жизни его родители.Какие ценности преобладают в семье, что занимает приоритетное положение - материальное или духовное -показатель того, чему отдаст предпочтение в будущем теперешний ребенок.Дети очень мягкий и податливый материал,что же мешает воспитать гармонично развитую личность, а что помогает этому процессу? Мне кажется, прежде всего поведение самих родителей.Кто из них думает о душе маленького человека,когда на глазах у него затевает скандал с соседкой или начинает осуждать друзей,знакомых, кто заботится о том ,какие шрамы
Чего достойны в жизни слова
Сочинение-размышление Грудной ребенок еще лежит в колыбели, а родители уже разговаривают с ним. Обращаются к ребенку с нежными, ласковыми словами. Утешают ребенка, стараются понять, что малыш хочет «сказать».
Лапти
Автор: Бунин Иван. Пятый день на дворе вьюга. В хуторском доме тяжело болен ребенок. В бреду он просит дать ему какие-то красные лапти. Мать рядом плачет от беспомощности и страха. Муж ее в отъезде, до доктора не доехать. Нефед принес соломы и спрашивает про состояние ребенка. Про лапти он говорит: «Значит, надо добывать.
Speak white
(англ. Speak white!) (дословный перевод Говори на белом) — выражение в англоязычных странах (особенно в таких странах как США и Канада), которое белые колонизаторы употребляли, когда слышали малопонятную им речь негров или индейцев на пиджине, креольских или автохтонных языках. Ругательство было позднее популяризованно в антиколониальной, антиимпериалистической, художественной, а затем и научно-исторической литературе как один из символов колониализма, ксенофобии, расизма и сегрегации.
Роль русского языка в современном мире
Единый язык русской нации, язык международного общения в современном мире. Усиливающееся влияние русского языка на другие языки. Замечательный язык мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря, богатейшей художественной литературы.
Педофилия
Педофилия (лат. pais - дитя + philia - любовь): разновидность полового извращения, сексуальное влечение к детям, в сексологии - психосексуальная склонность к детям обоего пола. Пол ребенка не имеет большого значения, поскольку тело ребенка с признаками незрелости составляет сильный сексуальный стимул, роль которого подобна роли фетиша.