В наши дни японцы все чаще вступают в контакт с иностранцами и вынуждены общаться с теми, кто привержен культурным ценностям, совершенно отличным от японских. В межкультурном общении японцам приходится разбираться в обычаях и поведении иностранцев, но они также вынуждены в первую очередь и в большей степени осознавать свои собственные культурные ценности, многие из которых проявляются на уровне подсознания, инстинктивно. Две такие концепции, имеющие основополагающее значение в жизни японцев, называются хоннэ и татэмаэ.
В Японии термины хоннэ и татэмаэ довольно часто используются в разговоре, но сами по себе они редко бывают понятны до конца. Их можно определить следующим образом.
Эти два слова часто относят к примеру дихотомии, когда противопоставляются действительно испытываемые личные чувства и оценки, возникающие под влиянием требований к соответствующему социальному статусу. Хоннэ — это чей-то личный глубокий мотив или намерение, в то время как татэмаэ относится к мотивам или намерениям, социально ориентированным, которые создаются, поощряются или сдерживаются волеизъявлением большинства (Honna и Hoffer, 1986, с. 94).
Для многих людей слова не всегда соответствуют истинным намерениям. В этих ситуациях японцы называют неискренние высказывания словом татэмаэ, а действительные намерения — хоннэ. Подобное явление можно обнаружить не только в Японии, оно распространено в большинстве других стран. Японцы широко пользуются хоннэ и татэмаэ в повседневной жизни, так как считается добродетелью не выражать прямо свои истинные чувства и намерения. Правда, при общении представителей разных культур эта дихотомия может стать препятствием, так как она нередко приводит к замешательству и неправильному пониманию.
Для уяснения сущности хоннэ и татэмаэ и характера их функционирования в Японии важно исследовать определенные черты японской культуры, такие как нелюбовь к прямым высказываниям и стремление к гармонии и соблюдению традиционных обычаев. Японцы не любят выражаться прямолинейно из опасения задеть чувства других, поэтому они обычно следят за тем, что говорят, и часто прибегают к татэмаэ, чтобы избежать трений в общении с окружающими. Например, когда гость посещает какой-нибудь дом в Японии и наступает время ужина, хозяева обычно часто говорят: «Вы не поужинаете с нами?» На самом деле это не приглашение, а скорее скрытый намек, что пора и честь знать. Иностранцев подобная практика может сбивать с толку, но для японцев это вполне в порядке вещей, привычный способ общения. Так что правильный ответ на приглашение совместно отобедать будет: «Спасибо, я не голоден». Такой тип поведения принят в японской повседневной жизни.
В Японии с древних времен культивируется уважительное отношение к гармонии, именуемое духом во. Татэмаэ применяется для поддержания этой гармонии и создания комфортной атмосферы. Хоннэ ориентируется на личный, внутренний мир, а к татэмаэ прибегают чаще всего во время деловых встреч, которые обычно проходят до вольно официально, потому что татэмаэ согласуется с общепринятыми общественными стандартами. Татэмаэ, таким образом, как смазочное масло, используется для сохранения согласия между людьми.
Японцы хорошо понимают разницу между хоннэ и татэмаэ, поскольку они выросли с этими двойственными понятиями. Они легко и умело переключаются с одной позиции на другую и редко осознают, что такое поведение может привести к неправильному пониманию и замешательству людей, не привыкших к подобному стилю общения.
Список литературы
HonnaN., HofferB. (eds.) An English dictionary of Japanese culture. Tokyo: Yuhikaku, 1986.
Другие работы по теме:
Основные идеи марксистской философии
К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс 1820-1895). Главная работа Маркса-капитал", одна из работ Энгельса - "Анти-йоринг". Существует 3 группы основных идей философии Маркса:
Основные идеи марксистской философии
Основных идей философии Маркса. Общественное бытие - материальная жизнь общества. Производительные силы. Производственные отношения. Тип общества. Общественное сознание.
Синтоизм
Синтоистская религия политеистична. По представлениям синтоистов, весь мир населен миллионами ками — божеств и духов. Во главе же всего пантеона богов стоит солнечная богиня Аматэрасу Омиками.
О воспитании уважения к старшим в Японии
Японская этика это некий синтез древних воззрений и идеалов конфуцианства, буддизма и даже до некоторой степени христианства, это – "Буси-до". Тяга к идеалу Буси-до объясняется у японцев всенародной любовью к сакуре, символу красоты
Японская модель делового поведения
Японская модель делового поведения долгое время являлась образцом для управленцев всего мира. Не случайно Япония сумела достичь экономического прогресса в короткие сроки. Таковой она остается и сейчас.
Групповое сознание японцев (Сюдан исики)
В японском обществе люди в первую очередь ориентируются на интересы своей группы и уделяют групповой гармонии больше внимания, чем индивидуальным устремлениям.
Концепция японской зависимости (Амаэ)
Амаэ можно приблизительно перевести как «зависимость от благожелательности других». Это «ключевая концепция для понимания личных свойств и особенностей характера японцев».
Фараон
Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести как царь, король или император. Фараон был верховным правителем м одновременно верховным жрецом.
Вишневые сады Японии
Цветение сакуры быстротечно, и обычно цветы держатся лишь пару недель, до первого весеннего ливня. Цветы сакуры для японцев означают быстротечность и хрупкость жизни, а потому были в почете и у самураев, готовых в любой момент отдать жизнь за хозяина.
Веер – долгий путь признания
Происхождение веера до сих пор точно не установлено. И китайцы, и индийцы утверждают, что они начали пользоваться веером задолго до японцев.
Намвьет
Наньюэго Намвьет (вьетн. Nam Việt, в китайской традиции 南越国 Наньюэ , «Южное Юэ») — древнее царство на территории северного Вьетнама и китайских провинций Гуандун и Гуанси. Основным источником по его истории является хроника «Ши цзи» Сыма Цяня.
Битва за Рабаул
Введение 1 Силы сторон 2 Атака и захват Рабаула 3 Последствия Список литературы Битва за Рабаул Введение Битва за Рабаул — сражение Тихоокеанской кампании Второй мировой войны, проходившее на острове Новая Британия, одном из меланезийских островов, с 23 января по февраль 1942 года. Это сражение позволило японцам захватить порт Рабаул, укрепить город и организовать основную базу для продолжения наступления вглубь территории Папуа — Новой Гвинеи по направлению к порту Порт-Морсби.
Чхондогё
(кор. 천도교, 天道敎) — национальное религиозное движение Кореи, возникшее в XX веке в качестве преемника движения Тонхак XIX века. С корейского языка переводится как Небесный путь.
Нападение на Датч-Харбор
Введение 1 Предыстория 2 Бой 3 Итоги Нападение на Датч-Харбор Введение Нападение на Датч-Харбор — одно из боевых столкновений в ходе Тихоокеанской кампании во время Второй мировой войны. Произошло 3—5 июня 1942 года, близ острова Амакнак, к западу от Аляски.
Битва за Атту
Введение 1 Предыстория 2 Битва 3 Итоги сражения Список литературы Битва за Атту Введение Битва за Атту (операция «Песчаный краб», англ. Sandcrab) — операция армии США по освобождению острова Атту от японских войск в ходе Тихоокеанской кампании во время Второй мировой войны. Проходила с 11 по 30 мая 1943 года.
Имджинская война
Введение 1 Первая война 2 Вторая война 3 Итог Имджинская война Введение Доисторическая Корея Кочосон, Чингук Ранние королевства: Пуё, Окчо, Тонъе Самхан
Японцы в США
Введение 1 Поколения 2 Язык 3 История Японцы в США Введение Японцы в США (яп. 日系アメリカ人 Никкэй амэрикадзин?) — американцы японского происхождения. Среди азиатского населения страны занимают шестое место по численности. Население — примерно 1 204 тыс. чел. включая населения смешанного этнического типа.
Интернирование японцев в Канаде
Интернирование японцев в Канаде — перемещение в лагеря свыше 22 тысяч японцев в Канаде во время Второй мировой войны. После событий в Пёрл-Харборе 7 декабря 1941 года японцы, проживающие преимущественно в провинции Британская Колумбия, начали подвергаться преследованию. Было конфисковано около 1200 рыбацких лодок, принадлежавших японцам[1].
Национально-революционная армия
Национально-революционная армия Национально-революционная армия (кит. трад. 國民革命軍, упр. 国民革命军, пиньинь Guуmнn Gйmмng Jūn) — вооружённые силы партии Гоминьдан, а после поражения Гоминьдана в гражданской войне — общенациональные вооружённые силы Китайской республики до 1947 года.
Ляоянское сражение
Ляоянское сражение 1904 года, сражение между русской Маньчжурской армией и тремя японскими армиями во время русско-японской войны 1904-1905. Произошло 11(24) августа — 21 августа (3 сентября) в р-не г. Ляоян (юго-вост. часть Маньчжурии).
Россия в 1894 - 1916 гг.
Социально-экономическое развитие дореволюционной России (1894 - 1916). Военная история России в 1894 - 1916 годах.
Онсен - японские горячие источники
Onsen - японские горячие источники, чрезвычайно популярные среди населения. Онсен могут быть наружными (rotenburo или notenburo) и внутренними.
Япония 5
Япония Япония – островное государство на другом конце света, обладающее своеобразной культурой и традициями, а также многовековой историей. Многолетняя самоизоляция повлияла на все стороны жизни японцев – местная пища, кухня и рецепты уникальны – экзотичнее японской кухни может быть, пожалуй, только китайская.
Cакура - Prunus serrulata Вишня японская
Сакура – японская декоративная вишня (черешня). Это своего рода символ Японии. Её можно встретить в Японии повсюду: в горных районах, по берегам рек, в городских и храмовых парках. Праздник цветущей сакуры – один из древнейших обрядов японцев.
Пак Чон Хи
Пак Чон Хи (1917–1979), президент Южной Кореи. Родился 30 сентября 1917 в Тэгу, на юго-востоке Кореи. Учился в средней школе в Тэгу, преподавал в деревенской школе. В 1940 стал курсантом офицерского училища, окончил военную академию в Японии.
Ба Мо
Ба Мо (1893–1977), премьер-министр Мьянмы (Бирмы).