Калябин Г. А.
За время государственного атеизма, а надо сразу сказать, что период этот пока не закончился, в российском образовании была создана мощная и разветвленная система воспроизводства материалистической идеологии в умах людей, и особая роль в этой системе отводилась противопоставлению естественных наук и Христианства.
На уроках химии, например, много внимания уделялось наглядным реакциям, в которых проявлялись невидимые до того изображения, на физике показывали свечение, возникающее в сильных электрических полях, посредством чего внушалась мысль о том, что православные чудеса и благодатные явления (обновление икон, освящение воды и другие) представляют собой просто ловкие фокусы. На многих эти "разоблачения церковного обмана" произвели сильное впечатление, определившее их взгляды. Много говорилось об огромных достижениях науки и техники, и делались выводы типа "раз самолеты летают, значит, Бога нет".
Исключительная важность придавалась "теории эволюции", и до сих пор в учебнике биологии (1998!) приводятся как педагогически полезные высказывания Маркса, Энгельса и Ленина, в которых с позиций "диалектического и исторического материализма" дается высокая оценка "учению Дарвина". В самом деле, принцип "борьбы за существование" хорошо согласуется с идеей "классовой борьбы". Уже один тот факт, что следование этой идее принесло в 20-м веке неисчислимые бедствия всем слоям русского народа, должно было бы показать всю ложность и вред эволюционизма, материализма и атеизма. Однако, несмотря на прекращение прямых гонений на Церковь, идеологическая обработка через систему образования и СМИ продолжается, и роль научного знания в этой битве за сердца людей нисколько не уменьшилась.
Попытаемся сформулировать, каким образом верующий педагог-естественник может выразить свои православные убеждения на занятии или лекции. Тут следует прежде всего отметить, что сама по себе наука не находится в противоречии с Христианством. Наоборот, сами основоположники новоевропейской науки - Галилей, Паскаль, Ньютон, были глубоко верующими и рассматривали свои научные исследования как изучение "Книги природы", созданной тем же Автором, Который явил Свою волю в Библии, и эти две Книги, по словам "Невтона земли Российской" Михаила Васильевича Ломоносова "в распрю между собой прийти никак не могут".
Понятно, что религиозные верования выдающихся ученых (Фарадей, Пастер, Павлов, Гейзенберг, Королев) замалчивались или искажались пропагандистами-атеистами, и именно сейчас об этом не только можно, но и нужно говорить.
В системе естественнонаучного знания можно выделить три части, различные по типу и по уровню достоверности. Это, во-первых, результаты наблюдений и экспериментов. Экспериментаторы всегда стремились к большей достоверности, точности, повторяемости и проверяемости своих результатов (в физике нормой является три серии опытов). Такие же критерии могут применяться и к исследованию чудесных объектов и явлений, таких как Туринская Плащаница, ежегодное Схождение Благодатного Огня на Гроб Господень в Храме Воскресения Христова в Великую Субботу по неизменно действующему в Православии Юлианскому календарю, мироточение икон и многих других. К сожалению, научное исследование Христианских чудес сейчас хотя и проводится, но явно недостаточно.
Вторая часть - это построение моделей, гипотез и теорий, дающих систематизированное, и обычно в той или иной степени математизированное, объяснение большому числу наблюдательных данных, и именно степень соответствия эксперименту является критерием принятия той или иной теории. По мере появления и накопления новых фактов старые теории перестают их объяснять, и возникает потребность в новых теориях. Из истории известно множество "революций" в физике (в 17-18-м и в начале 20-го века), когда полностью менялась вся объяснительная система (парадигма).
Этот момент следует подчеркивать, так как отсюда приходит осознание того, что и современные теории будут вскоре заменены следующими. Признаки назревающего научного кризиса уже просматриваются. Например, космологи определенно заявляют, что 95% массы галактик и всей Вселенной составляет "темная материя", имеющая абсолютно другую природу и потому не взаимодействующая ни с одним известным типом полей или частиц. В геологии накопились факты, свидетельствующие о быстром возникновении 95% структур земной коры, и это приближает к пониманию грандиозности Всемирного Потопа (Бытие, глава 6).
Генетики, завершившие недавно расшифровку генома человека, утверждают, что функции более 95% наблюдаемого кода остаются для них совершенно непонятными. Другими словами, серьезнейшие теоретики во всех областях естественных наук признают, что они знают и могут объяснить не более 5% того, что им хотелось бы знать.
Кроме того, есть природные процессы, наблюдаемые редко и пока еще не воспроизводимые экспериментально, для которых нет вообще никакого научного объяснения. Например, лишь в прошлом году была предложена теория шаровой молнии, описывающая это таинственное явление как стимулированный сильным электрическим полем бета-распад ядер радиоактивного фосфора, присутствующего в облаках, однако работы по созданию в Дубне установки, на которой эта теория могла бы быть подтверждена, пока не закончены.
Наконец, третью часть "здания науки" составляет так называемое "философское осмысление" ее итогов, которое именуется "научным мировоззрением". Именно тут разрабатываются наукообразные сценарии возможных цепочек событий с целью более или менее правдоподобного объяснения прошлого (например, "теория эволюции", "большой взрыв") и выработки прогнозов будущего.
Философы, некоторые из них являются или когда-то были учеными, препарируют науку в целях ее широкого распространения и формирования в "общественном мнении" так называемой "научной картины мира", а также выработки правительственных решений по поддержке тех или иных научных проектов. Многие исследования не получают поддержки, поскольку их результаты могли бы разрушить сложившуюся систему взглядов. Именно поэтому большое число настоящих ученых с неприязнью относятся к "идеологам науки".
Итак, следует разъяснять учащимся, что и эксперименты и теории сами по себе являются религиозно нейтральными, а противопоставление науки и религии - результат злонамеренной деятельности мощных и влиятельных группировок философствующих идеологов, присвоивших себе полномочия говорить от лица всего научного сообщества.
Апостол Павел также предупреждает верующих: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданиям человеческим, по стихиям мира, а не по Христу" (Послание к Колоссянам, глава 2, стих 8).
В заключение отметим, что обширная информация и библиография по различным вопросам науки в свете Христианства имеется на интернет-сайтах.
Другие работы по теме:
Лигвистическая апологетика
Лигвистическая апологетика - направление аналитической философии, своеобразная аналитическая философия религии, толкующая отношения человека с Богом как языковую игру.
Зачем юристу знание естественных наук
Российский Университет Дружбы Народов РЕФЕРАТ На тему: Зачем юристу знание естественных наук. Написал: студент юридического факультета Группа юю-108
Средневековая философия 11
12. Средневековая философия Средне века (с I по XV - это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Именно две особенности - феодализм и христианство - обусловили собой содержание и состояние философии Средневековья. Сильное влияние на западную средневековую философию оказала именно христианская религия.
Кобылинский Лев Львович
Христианское мировоззрение Кобылинского не во всём сходится с традиционным христианством. Так, он утверждает, что великое множество личностей является результатом греха.
Истина и метод
Суть гуманитарных наук не может быть верно понята, если измерить их по масштабу прогрессирующего познания закономерностей. Познание социально-исторического мира не может подняться до уровня науки путем применения индуктивных методов естественных наук.
Теория познания как апологетика
Современная теория познания, хотя она всегда сознательно ведет свое происхождение от Канта, в одном отношении совершенно изменила завету своего учителя.
Гендерные аспекты христианской добродетели и чистоты
Гендерные роли формируются культурой. Русская христианская культура характеризуется высокой субстанцией власти. Именно поэтому семья в России ориентирована на жесткие гендерные роли. Религия имеет влияние на формирование социальных установок (Г. Оппорт).
Разделы психологии
Разделы психологии Основная статья: Разделы психологии Существует большое число разделов психологии, занимающихся изучением отдельных частей её предмета.
Геополитика структура
Структура геополитики и ее место в системе наук Основываясь на разделении геополитики на теоретическую и практическую (геостратегическую) составляющие, структуру современной геополитики можно представить в виде следующей схемы (рис. 1.1).
2. работа
Соответствие систем оценок (используемых ранее оценок итоговой академической успеваемости, оценок ects и балльно-рейтинговой системы (брс) оценок текущей успеваемости) (В соответствии с Приказом Ректора №996 от 27. 12. 2006 г.)
Ксения Миласская
Ксения Миласская (Римляныня, в миру — Евсевия; ум. во второй половине V века) — христианская святая, почитаемая Православной церковью в лике преподобных. Память совершается 24 января (по юлианскому календарю).
Исидора Тавеннийская
Исидо́ра Тавеннийская (также Исидора Тавенская Исидора Египетская ) — христианская монахиня и святая, одна из первых юродивых, жила в IV веке. Почитается в лике преподобных, память в Православной церкви 10 мая (по юлианскому календарю).
Фуэнтес-и-Гусман, Франсиско де
Франси́ско Анто́нио де Фуэ́нтес-и-Гусма́н (исп. Francisco Antonio de Fuentes y Guzmбn, 1643—1700?) - гватемальский историк и поэт креольского происхождения. Сохранилась единственная его работа «Флорида, или Избранное напоминание» («История Гватемалы»). Сведения о его жизни скудны.
Институт истории СО РАН
Введение 1 История ИИ СО РАН 2 Кадры 3 Проекты и исследования 4 Структура института 5 Адрес Введение Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук (ИИ СО РАН) — научно-исследовательское учреждение в сфере исторической науки в составе Сибирского отделения РАН Российской академии наук.
Всероссийская олимпиада школьников по истории
Введение 1 История проведения 2 Центральная предметно-методическая комиссия 3 Места проведения заключительных этапов Список литературы Всероссийская олимпиада школьников по истории
Преподавание истории в школе
(ПИШ) — независимый российский научно-теоретический и методический журнал, выходит с 1916 г. В 1920-е гг. не издавался, в 1934 г. издание возобновлено.
Хёрен, Томас
План Введение 1 Биография 2 Награды 3 Издательская деятельность 4 Работы (Избранное) 5 Интернет-ресурсы Введение Томас Хёрен (нем. Thomas Hoeren) (родился 22 августа 1961 в Динслакен, Германия) немецкий ученый-юрист, специализирующийся на праве интеллектуальной собственности, информационном праве, интернет праве и праве телемедиа, доктор наук, профессор.
Палестинский законодательный совет I созыва
Палестинский законодательный совет - парламент Палестинской автономии первого созыва был избран в 1996 году и работал до февраля 2006 года. ПЗС первого созыва состоял из 88 депутатов, избранных по 16 одномандатным и многомандатным округам. 7 мандатов было закреплено за религиозными меньшинствами: 6 - за христианами, 1 - за самаритянами.
Тетчеризм в политической жизни
В британской политической жизни прочно утвердился термин тетчеризм. Этим термином характеризуют определенные политические, идеологические и моральные установки, которые проводила или стремилась провести в жизнь Маргарет Тетчер, а также ее специфический стиль руководства.
Лоренц, Эдвард Нортон
План Введение 1 Биография 2 Места работы 3 Отношения с Россией Введение Э́двард Но́ртон Ло́ренц (англ. Edward Norton Lorenz; 23 мая 1917, Вест-Хартфорд, Коннектикут, США — 16 апреля 2008, Кембридж, Массачусетс, США) — американский математик и метеоролог, один из основоположников Теории Хаоса, автор Эффекта бабочки, Аттрактора Лоренца.
Конарский, Станислав
Станислав Конарский (польск. Stanisław Konarski; настоящее имя Иероним Францишек Конарский , польск. Hieronim Franciszek Konarski 30 сентября 1700, Жарчыце Дуже, Свентокшиское воеводство — 3 августа 1773, Варшава) — польский педагог и политический писатель, поэт, драматург.
Клайзен, Людвиг
Введение 1 Учёба 2 Преподавание 3 Научная деятельность Введение Кла́йзен (Кля́йзен) Лю́двиг Ра́йнер (нем. Claisen Ludwig Rainer) (14 января 1851 года, Кёльн, Германия ‒ 5 января 1930 года, Бад-Годесберг, Германия) — немецкий химик-органик.
Биология 2
Биоло́гия — наука о жизни (живой природе), одна из естественных наук, предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле.
Естествознание - фундаментальная наука
Ознакомление с содержанием, целью (поиск путей практического использования природных ресурсов), предметом и объектом исследования (различные виды материи), историей развития и современными концепциями естествознания как совокупности наук о природе.
Эдуард Коп
Коп, Эдуард Дринкер (Cope, Edward Drinker) (1840–1897), американский зоолог и палеонтолог, открывший и описавший более 1000 видов исчезнувших позвоночных.
Азикиве, Ннамди
Азикиве, Ннамди (Azikiwe, Nnamdi) (1904–1996), первый президент Нигерии.
Попов Гавриил Харитонович
Доктор экономических наук, профессор, Академик Академии естественных наук, Действительный член Академии творчества, Действительный член (академик) Международной Академии менеджмента, Президент Международного Союза экономистов.
Лукин Владимир Петрович
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, Председатель Комитета по международным делам Государственной Думы Федерального Собрания РФ