В.С.Гринько
Даже самый патриархальный чукча, выходя из чума и слегка погуляв по тундре, час-другой спустя обнаруживает, что не все предметы окружающего мира одинаковы, одни мертвы, являясь просто телами, другие живы, растут, бегают, чувствуют, умирают, третьи обладают соображением и вообще тем, что чаще всего у нас называют мышлением. В некоторых философских системах разнообразие стратегических структур универсума сводится не к трем, а к двум составляющим (материя и сознание, например, в катедер-марксизме). В философском диалекте русского языка нет достаточно четких слов, с помощью которых можно было бы сразу отличить три основные составляющие универсума, часто путают в сущности совершенно разные понятия (например, душу, признак жизни, с духом, прототипом мышления). Оставляя до лучших времен подробную разборку проблемы жизни в вышеуказанном сопоставлении с телом и духом, остановимся на проблеме духа. Когда мы спрашиваем у почтенного старца какая завтра будет погода, вряд ли он обратится к научным приемам, а даст свой (и, как правило, вполне адекватный) прогноз, опираясь на всю совокупность своих духовных показателей (в том числе на телесные и витальные), в то время как академическая наука стремится ограничиться фетишизируемыми ею, но очень ненадежными (история подтверждает, что те, кто делает ставку на разум, как правило, проигрывает, скажем, "неразумным" варварам) рационализированными измерениями. То есть, характеристикой духа является мышление, представляющее собой совокупность самых разнообразных приемов – от простого механического отражения через тропизмы к экстрасенсорным приемам освоения информации. Структура мышления определяется не только мозгом, а всем организмом в целом, так же, как отдельный, якобы автономный индивид в толпе становится сам клеточкой, управляемой (по К.-Г.Юнгу, например) "коллективным бессознательным", а в универсуме как индивид, так даже и все население планеты – вообще пылинка. И только духовное качество человека дает надежду на постижение начал бытия, на освобождение от материального и витального балласта существования. Субстанцию духовной формы движения материи составляют ментальные вирусы, которые в определенных сочетаниях образуют то рассудок, то разум, то интуицию, то волю, то озарение. Умение бегло управлять потоками ментальных вирусов (субстанцией духовного) является пределом мечтаний со времен жрецов вавилонских. В наше время есть надежда сделать реальные шаги по освоению законов спиритуальной сферы бытия.
Если бы кто-либо из "новых русских" вдруг объявил, что он презентует миллион долларов тому из представителей бывшего коммунистического истэблишмента, кто прочитал и понял хотя бы первый том "Критики политической экономии" ("Капитала") Маркса, вряд ли бы он лишился этой суммы. У нас знатоков Маркса единицы, и тем смешнее, что кое-кто судит о великом мыслителе понаслышке, не имея понятия, о чем речь. Собственно капитальные труды Маркса существуют только в рукописях (разве что авторизованный выпуск первого тома "Капитала" на французском языке), потому что редакторы первых трех томов Энгельс и четвертого Каутский существенно исказили текст, исходя из своего понимания, что нужно и как издавать под грифом марксизма. Да кстати и сам Маркс не пожелал разобраться в "Диалектике природы" Энгельса (по которой в нашей стране весь марксизм как раз и зубрили) и, когда последний представил Мавру свои наброски, отнекивался непониманием "химии", отослав Энгельса на экспертизу их знакомому химику Шорлеммеру, а что тот сказал - неизвестно; не зря же "Диалектика природы" напечатана только посмертно и в европейской философской элите XIX-XX веков совсем не прозвучала, исключая наши отечественные типа ленинизма. Именно в собственных трудах Маркса (а они практически все – не очень отшлифованные на самом деле, местами с примитивными описками, о которых стыдливо сообщают подстрочные примечания) содержится глубочайшая философия, с которой всерьез работают на Западе от иезуитов до "научных материалистов". Из отечественных мыслителей отдельные аспекты философских идей Маркса разрабатывал, в частности, Мераб Константинович Мамардашвили (в постперестроечный, к сожалению, свой предсмертный период получивший широкое паблисити на Западе, в особенности во Франции), тридцатилетию выхода работы которого "Анализ сознания в работах Маркса", среди прочих вдохновивших Вашего покорного слугу на философское исследование спиритуальных аспектов бытия, посвящается сей наш опус. Его основной целью является только концептуальная прорисовка притягательно перспективных принципиальных – философских – идей относительно структуры духовной сферы ("чувственно-сверхчувственных" вещей – где-то близко к текстам Маркса) в рамках наших скромных возможностей. Что же касается Энгельса, Каутского, Ленина и других, можно признать, что они также провели важные работы в рамках своей социально-функциональной ниши (при этом не забывать, что социум – часть Универсума и целиком подвержен Его законам), но оставим этих деятелей для энтузиастов соответствующих намерений.
Другие работы по теме:
Что важно в химии
Что важно в химии? Химия - наука о веществе и их преобразовании. Но каковы самые важные вещи в химии? Нет никакой однородности представлений по этому вопросу. Одна вещь может казаться более важной для одного человека и менее важный для другого. Например, неорганический химик может рассмотреть неорганическую химию, пуп земли, но органический химик будет иметь вполне противоположное мнение.
Духовное бытие в обществе
Одной из форм выражения объективного духовного является человеческий язык. В языке объективируются результаты работы индивидуальных сознаний, и сокровенная мысль индивида, за которой стоит работа всей его психики, становится достоянием общества.
Наука, искусство и религия
Функция познания мира. Сосуществование и взаимопроникновение светского искусства и религии в условиях свободы религий и атеизма.
Русская философия XIX века 2
Text Text - человек есть соединение материального и духовного - жизнь человека возможна в коллективе - история движется по божественному
Духовная сфера
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А.ШОЛОХОВА ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ РЕФЕРАТ На тему: "ДУХОВНАЯ СФЕРА" Научный руководитель:
Ведизм и язычество
В узком смысле ведическая и языческая культура - суть народная религиозная культура. Общей идейной основой сей культуры является вера в бытие духовного мира и разумного начала в окружающей природе.
Воспитание как создание условий для рождения духовной жизни
Веря в творческие силы, заложенные в детской душе, в действенность внутренних факторов душевной жизни, современные педагоги озабочены тем, чтобы обеспечить ребенку здоровое, крепкое, творческое развитие в определенных его направлениях.
Об имидже
Одни прячутся за одежду как за ширму, стараясь быть как можно незаметнее в толпе, другие надевают на себя маску - другую личность, какой хочется быть. В чем смысл всех этих манипуляций?
Сочинения на свободную тему - честно хочется прожить. .. 8
Современная драматургия обращается к социально философским и нравственным проблемам которые способствуют постижению духовного мира человека наших дней. Нравственные проблемы в пьесах неотделимы от трудовой деятельности героев поэтому человек и его де Художественное мастерство драматурга проявляется в организации сюжета жесткой композиционной структуре.
Немецкая опера
Автор первой немецкой оперы («Дафна») и оперы-балета («Орфей»)– Генрих Шютц (1585 - 1672). Эти произведения не сохранились. Шютц создал также яркие образцы мадригала, мотета, хорового духовного концерта.
Темы и образы Марины Цветаевой
Творчество М.И.Цветаевой — яркий пример оригинального творческого мастерства, последовательного служения искусству. С ранних лет она поняла, что судорожно торопится жить. Поэзию же М.И.Цветаева воспринимала как органичную часть духовного существования.
Роль Библии в духовной жизни народа
Что такое Библия? Это величайшая книга в истории человечества, которая вобрала народную мудрость, воплотила моральные основы человеческой жизни. Эта книга не просто явление культуры, она - основа духовного бытия мира, именно в Библии - книге всех книг - можем найти пути решения таких проблем: жизнь и смерть, судьба и душа человека, добро и зло...
Анализ стихотворения А.Ахматовой Но я предупреждаю вас...
...» Автор: Ахматова А.А. В этой лирической миниатюре, в этом поэтическом шедевре Ахматовой раскрываются главные особенности её внутреннего духовного строя, её личности, её поэтики. Вспомним определение поэзии, данное Пушкиным: «союз волшебных звуков, чувств и дум». Если у одних поэтов в стихах доминируют звуки, то у Ахматовой.
Формирование личности американского школьника
Творчество американского писателя Дж. Сэлинджера приходится на середину XX века, но его произведения близки и понятны современной молодежи. Сэлинджера очень волновала проблема становления молодого человека, его сложного духовного мира.
Бідний студент
Автор: Давній епос. Стану я духовного, Злидень поміж вами, Для страждань народжений Плентаюсь світами. Я до всіх премудростей Прагнув причаститись,
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация
Цивилизация – это: Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня воспроизводства социальной жизни. Локализованные в пространстве и времени общ-ва, которые являются целостными системами, представляющими конкретный социокультурный феномен, имеющими четковыраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития.
О духовном развитии личности и общества
Выполнил студент ТГСПА им. Д.И.Менделеева Вотчинников Д.И. Начиная наше сообщение о духовном развитии личности и общества в целом, хочется подчеркнуть актуальность проблемы словами Игната Гордеева в повести Максима Горького Фома Гордеев: “- На людей не - надейся…многого от них не жди… Мы все для того живем, чтобы взять, а не дать….” Одни из последних слов напутствия сыну ясно иллюстрируют его отношение к жизни.
Кальмарская война
(1611—1613) — разгоревшийся в 1611 году вооружённый конфликт Дании во главе с Кристианом IV и Швеции во главе с Карлом IX по вопросу о контроле над Зундом и Нарвой. Одним из мотивов к войне служило стремление Швеции возвратить себе Сконе и прочие южные провинции, оставшиеся под властью Дании после распада Кальмарской унии.
Клировая ведомость
Введение 1 История 2 План Введение 3 Хранение Введение Клировая ведомость (списки лицам духовного ведомства) — документ о службе лиц духовного сословия. По закону считался актом, удостоверявшим состояние лиц духовного звания.
Иоганн Рюйсбрук
Введение 1 Биография 2 Учение 3 Сочинения 4 Наследие 5 Публикации на русском языке 6 Библиография Введение Иоганн Рюйсбрук или Ян ван Рёйсбрук, прозв. Удивительный или Восхитительный (нидерл. Jan van Ruysbroek; 1293—1381) — фламандский мистик.
Мосульский конфликт
(1918—1926) — территориальный спор между Великобританией и Турцией по вопросу о принадлежности нефтеносного района Мосул, входившего до Первой мировой войны вместе с районами Киркук, Эрбиль и Сулеймания в состав Мосульского вилайета Османской империи.
Последний из могикан
(англ. The Last of the Mohicans) — исторический роман американского писателя Джеймса Фенимора Купера, впервые опубликованный в 1826 году. Является второй книгой в пенталогии о Кожаном Чулке (как по дате публикации, так и по хронологии эпопеи), в которой Купер повествует о жизни на американском фронтире и одним из первых изображает своеобразие духовного мира и обычаев американских индейцев.
Тюрьма народов
План Введение 1 История Список литературы Введение Тюрьма народов — фразеологизм на основе идеи французского писателя и путешественника маркиза Астольфа де Кюстина, сформулированной в его книге «Россия в 1839 году».
Дело о микрофракции
Дело о микрофракции, оно же "Дело Эскаланте". Высшая точка внутрипартийной дискуссии в Коммунистической партии Кубы, по вопросу о курсе экономического, внешнеполитического и социального развития страны.
Капгер, Иван Христианович
Иван Христианович Капгер (1806 — 1867) — российский юрист и государственный деятель. Брат А. Х. Капгера. В 1830-ых годах, будучи старшим чиновником II отделения Собственной Его Величества канцелярии, участвовал в составлении свода местных законов остзейских губерний; в 1851 г. назначен сенатором.
Жан-Жак Олье (Олир)
Основатель семинарии и Общества Сен-Сюльпис (Caint-Sulpice). Инициатор постройки церкви Эглиз де Сен-Сюльпис.
Старов И.Е.
Архитектор. Родился в Москве в семье дьякона. Обучался в школе для детей "духовного чина", затем в гимназии при Московском университете. В 1756 г. переведен в Санкт-Петербург, в Академию художеств; учился у Кокоринова и Валлен-Деламота.