Реферат: Понитие концепций и Европейская социологическая мысль классического периода - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Понитие концепций и Европейская социологическая мысль классического периода

Рефераты по социологии » Понитие концепций и Европейская социологическая мысль классического периода

Контрольная работа-1

Краткая инструкция по выполнению контрольной работы-1

Основной целью выполнения контрольной работы является овладение навыками поиска, анализа и представления информации в требуемой форме. Работа над заданием позволяет систематизировать знания, чему способствует представление информации в визуальной, табличной форме. Помните, что, выполняя контрольную работу, Вы должны использовать социологические термины, следя за тем, чтобы их значения были ясными и понятными. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы изложение мысли отвечало требованиям грамотности и логичности.

Вариант 1

Задание № 1

Каждый из ученых, указанных в таблице, внес существенный вклад в социологию. В чем конкретно заключается этот вклад? Какие важные для социологии понятия находились в центре его теоретических концепций? Свои ответы внесите в соответствующие ячейки таблицы.


Ученый (годы жизни) Ключевые понятия концепции Основной вклад в социологию

М. Вебер (1864—1920 гг.),

немецкий социолог, историк и экономист. родоначальник понимающей социологии

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Теория социального действия, делится на типы : целерациональный (субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения), ценностно-рациональный (определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль) , традиционный (определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды)., аффективный (определяется эмоциями), два последних не входят в предмет социологии, так как человек выполняет их или автоматически, сообразуясь с традициями, или бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам).


Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общаясоциология, методология социального познания, политическая социология,социология права , социология религии, экономическая социология,теория капитализма.

Родоначальник «понимающей социологии».

Разработал теорию бюрократии. Предмет его анализа — поведение человека, которое можно понятно истолковать. Отличие понимания истории от понимания социологии — в действиях индивида есть некий смысл. Таким образом, предмет социологии — действие, связанное с субъективно подразумеваемым смыслом. Понятны только осмысленные действия, то есть, направленные на достижение явно означенных индивидом целей. Создал типологию действий: Целерациональное (идеальный тип, чисто рациональное действие), Ценностно-рациональное, Аффективное, Традиционное. По Веберу, социология изучает только те действия, которые может объяснить.


Т. Парсонс (1092-1979гг.)

американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии и социальной антропологии.


Структурный функционализм:

социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли;


 Синтезировав теоретические подходы Макса Вебера(труды которого он переводил), разработал общую теорию действия и, в частности,социального действия ( структурный функционализм) как самоорганизующейся системы. В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), Парсонс аналитически вычленяет подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Ориентации действующего лица (актора) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных. Этот теоретический язык Парсонс использовал для описания систем экономики, политики, права, религии, образования, для анализа семьи, больницы (и, в частности, психбольницы), школьного класса, университета, искусства, массмедиа, сексуальных, расовых и национальных отношений, социальных отклонений, а позднее — для построения неоэволюционистской сравнительной социологии различных обществ, вовлеченных и продолжающих вовлекаться в универсальный процесс модернизации. Парсонс и его теория имели решающее значение для становления социологии в качестве академической дисциплины.

Л. Козер (1913-2003 гг.),

американский социолог

 Согласно концепции Л. Козера:
• обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;
• социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;
• социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Опираясь на идеи Зиммеля, которого он переводил и пропагандировал в США, внёс значительный вклад в разработку теории социального конфликта. В своей теории Козер обращает внимание на причины конфликта, остроту кон-фликта, длительность конфликта и позитивные функции конфликта. В своей классической работе "Функции социального конфликта" Козер подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, в нем заложен большой позитивный потенциал. Задача состоит в том, чтобы ограничить негативные и использовать позитивные функции. Козер анализирует функции социального конфликта. Результаты его анализа и поныне остаются классическим образцом описания этих функций.


П. Бурдье (1930—2002 гг.),

Французский социолог ифилософ, представитель постструктуролистического направления социальной теории, создатель теории социального поля (фр. champ), теории габитуса.

В определении и изучении сути социальных отношений Бурдьё предложил использовать одновременно два принципиальных подхода:

1)структурализм — в социальной системе существуют объективные структуры, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления;

2)конструктивизм — действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, «формируют социального агента как истинно практического оператора конструирования объектов».

Центральными в социологической теории Бурдьё являются понятия «габитус» и «социальное пространство», посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных реалий.

По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретенных предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов.

Социальное пространство — это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное пространство не совпадает с физическим, однако физическое пространство стремится войти в соответствие с социальным. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных «под-пространств» (например, поле литературы, экономическое поле и т. п.), власть над которыми дает обладание дефицитными благами —капитализмом. Именно распределение различных видов капитала (экономический, культурный, социальный, символический) в социальном пространстве и структурирует его.


Пьер Бурдье - один из крупнейших французских социологов нашего времени, близкий к неомарксизму. Его работы посвящены социологии власти и политики, социальной стратификации общества и “символических капиталов” различных групп, искусства и массовой культуры.

Теория Бурдьё считается интегральной социологической теорией и представляет собой попытку преодоления противоречий между макро- и микро- анализом, агентом и структурой, которое порождает так называемые «парные понятия» (англ.paired concepts). В основании теории Бурдьё лежат, в первую очередь, фундаментальные идеи классиков, выражающие два противоположных подхода к определению объекта социологии: это исследовательская программа Маркса, исходным пунктом которой полагается широко понимаемая структура (общественно-экономическая информация), и программа Вебера, который исходит из концепта социального действия.Постольку, поскольку агент и структура связаны диалектически, Бурдьё пытается снять противоречие между ними и вводит ряд своих концептов.



Задание № 2

Заполните таблицу.

Европейская социологическая мысль классического периода

Социологическая парадигма Ключевые фигуры Основные положения теории
Натуралистская парадигма В. Парето, Дж. Хоманс, П. Блау

 Объединяет социологические направления, основанные на методах исследования, приближающихся к методу естественных наук. В рамках этой парадигмы исследуется только объективный факт, практикуются математические и эмпирические методы.

Теория инструментальной рациональности - рациональность, представленная в форме максимизирующего поведения, которое в условиях ограниченных ресурсов принимает форму задачи на оптимизацию: выбор средств для достижения заданной цели.

Теория рационального выбора - в качестве центральной выделяет категорию социального действия. Понять закономерности социального действия, значит, решить главную задачу социологии. Социальное действие (по Дж. Хомансу) – это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты

Структурализм Э. Дюркгейм

 1) взгляд на социальную реальность как на существующую объективно, т. е. независимо от индивидуальных представлений и пожеланий, систему;

2) взгляд на социологию как на науку, которая призвана описать социальную структуру и объективные законы ее трансформации;

3) ориентация на методы, принятые в естественных науках.  

Постструктурализм (марксизм )


Карл Маркс и Фридрих Энгельс


материалистическое понимание истории как смены общественно-экономических формаций благодаря изменению способа производства, борьбе классов и социальным конфликтам


Интерпретативная парадигма Г. Зиммель и  Макс Вебер

 1) социальная реальность понимается как возникающая в результате взаимодействий, опосредованных индивидуальными смыслами и представлениями действующих лиц;

2) поэтому основная задача социологии – понять внутренний смысл тех или иных действий, описать представления, на основе которых конструируется социальная реальность, и процесс этого конструирования; 3) задача эта должна решаться с помощью методов, принципиально отличающихся от естественно-научных.

Символический интеракционизм

Дж. Мид, Ч.Кули, У. Томас, Г. Беккер, Х.Блумер, И. Гофман


Рассматривали реальность как совокупность ситуаций, в к-рых действует субъект. Об-во и социальный индивид конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других, “обобщенного Другого” — этапы превращения организма в рефлективное социальное Я, состоящее из двух структурных составляющих — “I” и “me”. “I” — элемент спонтанного и бессознательного в социальном индивиде, “те” — интернализованная точка зрения группы. Происхождение Я целиком социально, а гл. его характеристика — способность становиться объектом для самого себя, причем внешний социальный контроль преобразуется в самоконтроль. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символич. содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в к-рых она участвует. Структура завершенного Я отражает единство и структуру социального процесса. Становление социального индивида, по Миду, опосредствуется языком. Мид, а за ним и все интеракционисты уделяют огромное влияние словам как гл. орудиям стабилизации и объективации того, что иначе осталось бы текучим и совершенно субъективным опытом. Именно слова дают людям возможность формировать общие определения ситуации, общие видения объектов, делающие возможным систематич. социальные взаимодействия.
Функционализм (структурный функционализм Т.Парсонс, Г.Спенсер и Э. Дюркгейм, Р.Мертон

Трактовка общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.