Стрижев А. Н.
Совсем недавно имя этого писателя мало кому было известно внутри России. О нем просто не знали. И вот в печати стали появляться замечательные произведения Василия Никифорова-Волгина — трогательные, согретые жаром православной души, пронизанные тихим светом и лиризмом. Заветная книга его рассказов сразу же поставлена в ряд самых любимых, без нее не обходится ни один благочестивый читатель. К сожалению, о жизни самого писателя накоплено сведений немного, недоступными остаются и подробности его мученической кончины.
Свое детство Василий Акимович провел на берегу Волги, в сельце Маркуши, что под Калязином. Родился он в 1901 году, когда Россия еще жила старым укладом, а по селам и деревням и вовсе держались Православия, говорили природным языком, не засоренным чуждыми заимствованиями. Благоухающие травы, таинственные леса и блескучие воды Волги заронили в чуткую душу будущего слагателя полнозвучных строк неотразимые впечатления; колокольные звоны, благоговейная тишина молящихся в храме, радость и ликование праздничных дней — решительно все это припомнит впоследствии литератор, усаживаясь за письменный стол. Вспомнится и бедность, часто посещавшая семью, — Аким Никифоров, его отец, всю жизнь пробавлялся сапожным ремеслом, как и дед и прадед. Но к грамоте тянулся отрок, к святым глаголам Писания, в душе его рождались слова и образы, самые необходимые для русского прозаика.
Еще в раннем возрасте расстался Василий Никифоров с родным селом: зачем-то отца потянуло в далекую Эстонию, в край, казалось бы, неведомый для волжского крестьянина. Но вот и далекая сторонка, чужбина, старинный город Нарва с его седыми крепостями и замками, с неизбывной бедностью в окраинных трущобах. Скрашивали грустную действительность школа, книги да дружба с посадскими мальчишками. Природа вокруг почти такая же, как в родном Поволжье. А главное, людей православных в Нарве много. И храмы есть, и все так же течет быт, по-православному. Даже говорок родной услышишь: половина коренных жителей — русские. А в революцию и вовсе сбежались сюда гонимые, кто откуда, и все больше из внутренних губерний российских.
После начальной школы нужда не позволила Василию поступить в гимназию. Трудился и в поле, и сидя на "липках" — на сапожной скамейке, продергивая дратву, и на приработках у богатеев. В свободные часы не выпускал из рук книгу — приходилось до всего доходить самостоятельно. Любил читать русскую классику, не чуждаясь и современных творений писателей и поэтов. Обладая высоким голосом и отчетливым произношением, решил юноша стать псаломщиком. И стал им при Спасо-Преображенском соборе, самом большом в Нарве — с колокольни даже виден краешек родимой земли, обнесенной колючей проволокой (рядом граница). Где же, как не в храме, набраться научения и премудрости Божией? Живет душа церковным годом, возрастает от праздника к празднику. Утверждаясь в себе, воспитанный в православной среде и наученный от книг, Василий Акимович решил попробовать и сам писать о том, что запало в душу. В какую редакцию отослать рукопись — действовал наугад. Первая публикация молодого литератора состоялась в таллинской газете "Последние известия" от 10 сентября 1921 года. Окрыленный успехом, пускай и небольшим, Василий Никифоров упорно ищет свою литературную тропинку. Он создает на местном материале целую серию заметок, зарисовок, очерков, коротких рассказов и все это отдает в городскую газету "Нарвский листок". Густо печатает "Листок" начинающего писателя — что ни номер, то его проникновенное повествование. С годами название газеты менялось, менялся и ее постоянный автор Василий Никифоров — день ото дня получалась плотнее художественная ткань его письма, тоньше оттачивался стиль, колоритнее проступала образность, а главное, он овладевает нужной тональностью изображения событий — совсем ненавязчивой, совершенно естественной, ведь запечатлеваются подлинные переживания.
Писатель прочно входит в литературную жизнь Нарвы, но по-прежнему ютится в трущобах и попрежнему бьется в тисках нужды. Печатают его охотно и много не в одной Нарве, но и в Таллине, и в Риге, и даже начали замечать в Париже. Теперь уже Василий Акимович уверенно подписывается "Никифоров-Волгин", соединив фамилию с псевдонимом, который он постоянно выставлял под своими статьями и зарисовками. Как бывалый литератор, он создает в Нарве литературный кружок "Святогор", в нем молодые писатели изучают технику художественной прозы и занимаются культурным развитием. В 1935 году парижский журнал "Иллюстрированная Россия" присудил Никифорову-Волгину премию за его рассказ "Архиерей" и этим внушительно подтвердил дарование писателя.
В почин 1936 года Василий Акимович покидает Нарву и поселяется в Таллине, где входит в круг писателей-профессионалов, вступает в просветительское общество "Витязь", много печатается в рижской периодике — газете "Сегодня" и в журнале "Для Вас". Но не одна периодика занимала его в тот период: с середины 30х годов Никифоров-Волгин неопустительно трудится над циклами рассказов, которые впоследствии составят два замечательных его сборника: "Земля-Именинница" и "Дорожный Посох". Кусками огненной магмы, выхваченной из горнила суровой действительности, светились читателям эти рассказы, раскрывающие суть скорбного бытия русских людей под большевиками. Только красота Божьего мира и твердое стояние в вере спасли народ от уничтожения извергами. Книги Никифорова-Волгина буквально потрясли русских изгнанников своей правдивостью и смелостью. В его сборниках сильно ощущается поэзия православных праздников, литургический восторг от яви времен года. У Ивана Шмелева появился надежный сподвижник.
Начал было Василий Акимович создавать и третью книгу, и уже заглавие к ней подобрал: "Древний город" — о жизни и нравах русской провинции после революции, да подступило лето 1940 года с его леденящими душу ужасами. Стоило красной власти надвинуться на Прибалтику, как начались аресты. Выкашивались все русские культурные деятели, страдали и прибалты. Никифоров-Волгин предчувствовал, что за ним скоро придут. Исчезнуть, но как? Литературные занятия прекратил вовсе, устроился сторожем на судостроительный завод. Но куда же "органам" дорога заказана? Нашли, арестовали; численник показывал 24 мая 1941 года.
В Вятскую пересыльную тюрьму привезли на казнь — везли через всю Россию (вот в таком состоянии писатель увидел сквозь зарешеченное окно поля, села и города своей ненаглядной Родины, и увидел, надо сказать, впервые): писателя лишали жизни за его книги. Василий Никифоров-Волгин расстрелян большевиками в городе Кирове (бывшей Вятке) 14 декабря 1941 года и вместе с такими же страдальцами тайно зарыт на Петелинском кладбище. Его замучили враги России, но книги писателя и ныне здравствуют во имя жизни.
Другие работы по теме:
Проблема демаркации
Демаркации проблема (от фр. demarcation — разграничение) — традиционная филос. проблема нахождения критерия, позволяющего отличить и отделить знание от мнения или веры, науку — от псевдонауки, эмпирические науки — от формальных наук.
Понятие религии
Определение в работах Лактанция и Августина термина "религия"; описание внешней и внутренней сторон науки. Характеристика общеобязательных истин христианского учения. Существенные признаки и структурные элементы догматической этической культуры.
Старообрядчество
Старообрядчество (староверие) — это общее название русского духовенства и мирян, сохраняющих церковные традиции древнерусской Православной Церкви и отказавшихся принять церковную реформу.
Революция сверху
Pеволюция сверху — социально-политический феномен. По одним данным, термин введён испанским писателем Хоакином Коста[1], по другим — Марксом и Энгельсом.[2]
Есенин с. а. - Глубокий психологизм есенинской лирики
AlignjustifyВсе мы все мы в этом мире тленны. Тихо льется с кленов листьев медь. Будь же ты вовек благословенно Что пришлось процвестъ и умереть. С Есенин Удивительно чистым родником народной поэзии представляется мне творчество.
Творчество Н.С. Лескова Рассказ Очарованный странник
Автор: Лесков Н.С. Жизнь Лескова полна противоречий. Крайний социалист, сочувствующий всему антиправительственному, нигилист, вхожий в такие опасные места, как “коммуны”. Потом — антинигилист, угождающий правительству, подозреваемый чуть ли не в услугах Третьему отделению. И дальше — бытописатель, знаток “углов”, бесхитростный рассказчик анекдотов.
Роман Евгений Онегин 2
Роман «Евгений Онегин» стал «энциклопедией», которой можно дать название «Дворянство», потому что в этом романе подробно описываются три вида дворянства: московское, петербургское и поместное – каждое отличается от других своими устоями, модой, воспитанием, порядками.
Мысль семейная по роману Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Лев Николаевич Толстой — великий писатель-философ. Он сумел поставить в своих работах столько важных вопросов, сумел подняться до такой художественной высоты, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе. Вершиной его творчества явился роман-эпопея “Война и мир”.
Мир образов Лескова
Николай Семенович Лесков — самобытный русский писатель, популярность которого растет год от года. Чем больше и чаще возникает разговоров о загадочной русской душе, тем охотнее вспоминают Лескова.
Евгений Онегин - энциклопедия русской жизни 2
«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни Автор: Пушкин А.С. Энциклопедия – это справочное издание по всем или отдельным отраслям знания. Роман «Евгений Онегин» стал «энциклопедией», которой можно дать название «Дворянство», потому что в этом романе подробно описываются три вида дворянства: московское, петербургское и поместное – каждое отличается от других своими устоями, модой, воспитанием, порядками.
Культура русского купечества
Купечество занимало промежуточное положение между дворянством и крестьянством. Относящееся к привилегированным классам по своему имущественному статусу, оно своими корнями уходило в народные массы.
Собиратель древностей купец Николай Никифоров
Нижний Новгород - один из богатейших городов России - был славен не только ярмаркой, но и своим богатым историческим прошлым, своими культурными традициями. Нижегородские купцы сделали много для их развития: они строили дома и церкви.
Гиляровский, Владимир Алексеевич
Введение 1 Год рождения 2 Биография 3 Память 4 Основные работы о Гиляровском Список литературы Введение Влади́мир Алексе́евич Гиляро́вский (8 декабря (26 ноября) 1855, имение в Вологодской губернии — 1 октября 1935, Москва) — писатель, журналист, бытописатель Москвы.
Ирменгарда Турская
Введение 1 Биография Список литературы Введение Ирменгарда Турская (Irmingard, Ermengard) (804, Эльзас, Франция — 20 марта 851, монастырь Св. Сесилии и Агаты в Эрстейне (в окрестностях Страсбурга)) — жена императора Запада Лотаря I, дочь графа Тура Гуго II Боязливого из династии Этихонидов и Авы де Морвуа.
Аркадьев, Аркадий Иванович
Введение 1 Биография 2 Награды и звания 3 Фильмография Введение Аркадий Иванович Аркадьев (наст. фамилия Кудерко; 1907 — 1993) — советский актер, театральный режиссер.
Круа, Карл-Евгений
Принц Карл-Евге́ний Круа́ Круи, Крои, Крой , фр. Charles Eugиne de Croy/Croя, 1651—1703) — фельдмаршал из нидерландского княжеского рода Круа, который служил в армиях датской, австрийской, русской.
Никифоров, Николай Матвеевич
Николай Матвеевич Никифоров (1805—1881[1880?]) — русский актер и певец. Сын актрисы Марии Ивановны Никифоровой. Окончил курс в Московском театральном училище, в 1824 году зачислен московскую оперную труппу, потом был переведен в 1836 году в императорскую московскую драматическую труппу. Лучшими в его обширном репертуаре были роли подьячих, в которых он не знал соперников.
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Братство общей жизни
Братство общей жизни движение Нового благочестия возникло в Германии и Нидерландах в так называемую эпоху «Осени Средневековья» в первой трети XV в. на заре гуманизма и основывалось на религиозно-философских учениях немецких и нидерландских мистиков.
Раскол русской православной церкви причины раскола
РАСКОЛ РУССКОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XVII ВЕКЕ 1. Причины церковной реформы Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVI в. был установлен единообразный общерусский свод святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков.
Виленская, Эмилия Самойловна
(род. 1909, станция Ханьдоухэдзы, в полосе отчуждения КВЖД — 1988) — историк. Биография Еврейка[1]. Училась в ИФЛИ (г. Москва). Была арестована 25 ноября 1938 года. Приговорена ОСО НКВД СССР к 5 годам ссылки: отбывала в селе Балахта Туруханского района Красноярского края. Освобождена в 1941 году.
Никифоров, Крыстю Тотев
Введение 1 Биография Список литературы Введение Крыстю Тотев Никифоров (болг. Кръстю Тотев Никифоров, в популярной литературе известен как поп Крыстю; 1838, Ловеч — 21 сентября 1881, Ловеч) — болгарский священник, деятель болгарского национально-освободительного движения.
Кузница литературное объединение
«Кузница» — московское литературное объединение, существовавшее в 1920—1932 (с 1928 как структурное подразделение ВОАПП). Первоначально оно состояло из пролетарских писателей, вышедших в январе 1920 из Пролеткульта. Среди них были С. Обрадович, М. Герасимов, В. Александровский, Г. Санников. Позже к ним присоединились С.
Людовик герцог Бургундский
Людовик, герцог Бургундский (фр. Louis duc de Bourgogne; 16 августа 1682(16820816) — 18 февраля 1712), дофин Франции с 1711, сын Людовика Великого Дофина и Марии Анны Баварской, старший внук Людовика XIV.
vpo1.zip
Н.С. Волгин Использование исторического опыта для совершенствования работы органов управления (ОУ), научно-исследовательских институтов (НИИ), конструкторских бюро (КБ)
Скиталец
Скиталец (псевдоним Степана Гавриловича Петрова, 1868—) — поэт и прозаик. Р. в крестьянской семье Самарской губ. В детстве С. вместе со своим отцом-гусляром скитался по ярмарочным притонам. Поступил в учительскую семинарию.
Вонифатьев Стефан
Протопоп московского Благовещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича. Стоял во главе реформаторского кружка ревнителей благочестия и имел исключительное влияние на ход тогдашних церковных дел.
Герберт Уэллс
Один из самых активно читаемых писателей XX в., Уэллс был не только литератором в привычном смысле, но также "пророком", "социальным реформатором", "ученым".