Реферат: Государственный бюджет и организационно-правовые основы построения бюджетной системы Российской - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Государственный бюджет и организационно-правовые основы построения бюджетной системы Российской

Рефераты по финансам » Государственный бюджет и организационно-правовые основы построения бюджетной системы Российской

Вопрос 3.1. Экономическая сущность и содержание бюджета. Минаева

Государственный бюджети организационно-правовыеосновы построения

бюджетной системыРоссийской Федерации


Экономическая сущностьи роль государственного бюджета


Содержание и основные чертыгосударственного бюджета как экономической категории


Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных цент­рализованных фондов, и прежде всего общегосударствен­ного фонда денежных средств — государственного бюдже­та. Государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы страны.

Общее понятие бюджета приведено в ст. 6 Бюджетно­го кодекса Российской Федерации. "Бюджет, — сказано в ст. 6 Бюджетного кодекса — это форма образования и рас­ходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".

Однако в Бюджетном кодексе РФ бюджету дано слиш­ком общее, узкое понятие, характеризующее лишь одну его сторону — как "Форму образования и расходования де­нежных средств ...".

В связи с тем, что Россия по Конституции (1993 г.) является федеративным правовым государством, под бюд­жетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет), бюджеты субъектов Российской Федерации.

В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах госу­дарственного или административно-территориального об­разования денежный фонд, который находится в распоря­жении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущ­ность государственного бюджета постоянна. Она проявля­ется в общественных отношениях, связанных с концентра­цией денежных средств в бюджете и их использованием, т. е. в характеристике сущности бюджета как экономичес­кой категории.

Как экономическая категория бюджет представляет со­бой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распре­деления и использования государственного централизован­ного фонда денежных средств. Бюджетные отношения воз­никают между государством и его субъектами (юридичес­кими и физическими лицами) при образовании централизо­ванного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а так­же при использовании централизованного бюджетного фон­да; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накопле­ний предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспече­ние задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

С позиций экономической сущности государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной эко­номической категории.

Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (пра­вового) установления государственного бюджета он рассмат­ривается как финансовый план государства.

В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.

Государственный бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования центра­лизованного денежного фонда государства или админист­ративно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) ор­ганом государственной власти. Такой финансовый план об­разования, распределения и использования централизован­ного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Сердцевиной финансового планирования является свод­ный финансовый план государства, разрабатываемый одно­временно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить со­гласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус — главного стержневого ба­ланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

Государственный бюджет — основной финансовый план ^страны, центральное звено финансовой системы. Его главное назначение — с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. Государственный бюджет страны — основная форма планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

Формирование и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт.

Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:

1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер.

Балансовый метод разработки планов является одним важных методов установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

2. Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления — экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.

3. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами Российской Федерации и иными сферами.

4. Отличительной чертой государственного бюджета является его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства.

Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накопле­ний.

Понятие бюджета в современной его трактовке — не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и экономическая категория. Когда речь идет о государственном бюджете как о финансовом плане, подразумевают сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.

Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением — с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выраже­ние в фонде денежных средств государства.

Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государ­ство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях.


Функции государственного бюджета

Экономическая сущность бюджета находит свое выра­жение в его функциях.

Государственному бюджету, как и всей системе финан­сов, присущи две функции — распределительная (пере­распределительная) и контрольная.

С помощью распределительной функции бюджета про­исходит распределение средств на производственную и не­производственную сферы, межтерриториальное и межот­раслевое распределение финансовых ресурсов, формиру­ются фонды специального целевого назначения, происхо­дят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосудар­ственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное распределение на­ционального дохода осуществляется в соответствии с по­требностями экономического и социального развития реги­онов и отраслей.

Непроизводственная сфера не участвует в создании на­ционального дохода, но является активным его потреби­телем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здра­воохранение, просвещение и др.)

Через расходы и налоги государственный бюджет выс­тупает важным инструментом распределения (регулирова­ния) и стимулирования экономики и инвестиций, повыше­ния эффективности производства. Через бюджет оказыва­ется государственная поддержка отдельным отраслям хо­зяйства — авиастроению, космическим программам, атом­ной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка за­частую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики ис­пользуются налоги.

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюд­жетных средств. В социальной политике основными при­оритетами являются поддержка наименее защищенных сло­ев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, мало­обеспеченных семей), а также поддержка учреждений здра­воохранения, образования и культуры, решение жилищ­ной проблемы.

Контрольная функция государственного бюджета осу­ществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использо­вания усиливается.

Функции государственного бюджета проявляются в про­цессе формирования доходов и расходов на основе исполь­зования бюджетного механизма, который является реаль­ным воплощением бюджетной политики и отражает конк­ретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Таким образом, основными функциями государственно­го бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение соци­альной политики; 2) контроль за образованием и использо­ванием централизованного фонда денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широ­ко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требо­ваний наиболее рационального размещения производитель­ных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступа­ют агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению про­порций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавли­вается наиболее целесообразное соотношение между цент­рализованными и нецентрализованными фондами денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на пред­приятиях различных форм собственности сферы матери­ального производства.

В процессе бюджетного планирования устанавливает­ся наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фонда­ми денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень уча­стия предприятий в формировании доходов бюджетной си­стемы.

Бюджет с помощью налогов выступает важным инстру­ментом распределения и вместе с тем стимулирования эко­номики и повышения эффективности производства.

В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объек­том бюджетного перераспределения является чистый до­ход, однако это не исключает возможности перераспреде­ления через бюджет и части стоимости необходимого про­дукта.

Контрольная функция бюджета позволяет через фор­мирование и использование фонда денежных средств госу­дарства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отра­жаемое в соответствующих показателях бюджетных поступ­лений и расходных назначений. Бюджетный контроль пре­следует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблю­дение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюд­жетных средств.

Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование пока­зывают как успех, так и недостатки в сферах производ­ства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществ­ляется контроль за рациональным использованием финан­совых ресурсов. Государственный бюджет СССР на всех этапах разви­тия страны успешно решал стоящие перед ним задачи, обес­печивая развитие народного хозяйства, культуры и нужды обороны страны.


Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации основыва­ется на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российс­кой Федерации.

Основными принципами бюджетной системы Российс­кой Федерации являются:

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюд­жетной документации.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Прин­цип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определен­ным уровнем бюджета.

3. Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятель­ности бюджетов означает:

а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправле­ния самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в со­ответствии с законодательством России;

в) законодательное закрепление регулирующих дохо­дов, полномочий по формированию доходов соответствую­щих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

г) право органов государственной власти и органов мес­тного самоуправления самостоятельно определять направ­ления расходования средств бюджетов, определять источ­ники покрытия дефицитов бюджетов.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюд­жетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюдже­тов и иные поступления, определенные налоговым и бюд­жетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муни­ципальные расходы подлежат финансированию за счет бюд­жетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей учитываются по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджет­ных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уп­лате налогов и иных обязательных платежей, предостав­ляемых в пределах текущего финансового года.

5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбаланси­рованность бюджетов означает, что объем предусмотрен­ных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.

7. Принцип гласности.

Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Декретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

8. Принцип достоверности бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.


9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конк­ретных целей.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефици­та не могут быть увязаны с определенными расходами бюд­жета, за исключением доходов целевых бюджетных фон­дов, средств целевых иностранных кредитов, а также в слу­чае централизации средств — из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Действия должностных лиц, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, к расхо­дованию их на цели, не обозначенные в бюджете, являют­ся нарушением бюджетного законодательства РФ.