Лев ЛУРЬЕ
Во все времена Петербург строился с оглядкой - на "золотой век", на определенную идею, концепцию. Он всегда пытался воплотить некий идеал, лежавший чаще в прошлом чем в будущем. Представление о Петербурге, его по выражению Анциферова "миф" складывался и под влиянием этих идей и под воздействием всего комплекса популярных и модных в разные эпохи умонастроений. Скажем, ансамблевый принцип ампира, вытекал из идей просвещенного абсолютизма, но отношение к самому Просвещению и абсолютизму со временем менялось. Итак, для дешифровки семантики города нам необходимо понять и на какие образцы ориентировались данное здание, интерьер, парк или градостроительный прием и то, как воспринимала эти образцы и стоявший за ним шлейф ассоциаций каждая последующая эпоха. Перечислим основные идеи и образцы и порождавшиеся ими мифы. Барочный и классицистический Петербург. От Петра до Николая I архитектура Петербурга воплощала идеи величия Российской империи, разрыва с старомосковской "дикостью", прогресса, порядка, закона. Литература XYIII- первой трети XIX века от Прокоповича до Батюшкова воспринимала этот комлекс идей прямо и в общем разделяла их. Город построенный с чистого листа, олицетворение будущности России воспринимался в духе идей прогресса и Просвещения. Петр оптимистически попирал змею и оправданно поднимал Россию на дыбы. Со времен пушкинского "Медного всадника" и вплоть до начала XX века отношение к императорской России и к ее державному основателю резко меняется. И западники и славянофилы считают Петербург воплощением строя основанного на произволе над человеческой личностью. Для славянофилов важна еще и культурная чуждость России постпетровской культуры и архитектуры этих, словами Достоевского, "языческих храмов в чухонских болотах". В результате классический Петербург воспринимается как бездушное скопище казарм и дворцов - нечто глубоко формальное, неоригинальное, второсортное. Это ощущение города пропагандируется "властителями дум" от Гоголя и Лермонтова до Достоевского и Салтыкова-Щедрина. Оно продолжается в XX веке у символистов - прежде всего у Блока, но и у Анненского ("потопить ли нас шведы забыли"). В творчестве архитекторов, начиная с Тона, чувствуется желание как можно дальше уйти от традиций классицизма и ампира, они как бы стесняются петербургского "золотого века". Стасов пропагандирует "гениального" Макарова, внедряющего в зодчество города древнерусский элемент. Мирискуссники и акмеисты видят в "желтизне правительственных зданий" уже не только и не столько воплощение России открытой на Запад, сколько памятник блистательному "золотому веку" русской культуры. Петербургская архитектура воспринимается как эталон, образец для подражания и стилизации. В советское время изучение классического Петербурга становится на некоторое время одной из немногих легально возможных в Ленинграде форм ностальгии по старому Петербургу. "Летний сад", "Царское село", "Мойка, 12" становятся понятиями-символами. От Анциферова и Яцевича до Грабаря, Аркина и Гримма книги местных краеведов и историков архитектуры несут зашифрованное послание об имперском прошлом. С другой стороны официальная поздне - сталинская Россия черпает в классицистическом Петербурге некую модель для заимствования этикета, архитектурных форм, геополитических идей. С 1950-х годов интерес к классическому Петербургу вытесняется двумя другими мифами о Петербурге серебрянного века и о Петербурге Достоевского (только декабристский миф в брежневское время обращен собственно к "золотому веку"). Внимание к классике в середине 1990-х связано с конъюнктурой международного антикварного рынка, где всегда котировался "имперский" стиль.
Архитектура периода эклектики воспринималась большинством современников и потомков как уродливая и случайная. Это отношение преобладало среди большинства искусствоведов, да и горожан. Пожалуй только Добужинский увидел своеобразную красоту брандмауэров и дворов-колодцев. Переоценке города середины XIX века способствовали "Петербург Достоевского" Н.П.Анциферова и "Северная элегия" Анны Ахматовой . С конца 1950-х годов интерес к творчеству Достоевского приобретает все более широкий характер "Идиот" в БДТ; сенсационный успех иллюстраций Ильи Глазунова). К тому же при всей незамысловатости рядовой "штукатурной" архитектуры эклектики она выглядела человечной и разнообразной на фоне архитектуры хрущевско-брежневской. В городских пейзажах "левого ЛОСХА" (Пакулин, Крестовский), фотоискусстве (раньше всего у Бориса Смелова) Петербург Достоевского предстает как-бы Петербургом par exellence. Представляется, что потенциал мифа Петербурга Достоевского не исчерпан и когда-нибудь Казанская и Литейная части станут такими же модными у рафинированных знатоков как Петроградская сторона Восхищение "новой Америкой", редкое для русской культуры удволетворения настоящим, было отчасти свойственно, самому первому ядру петербургских пассеистов - мирискуссникам и акмеистам. Свидетельство тому, скажем, книга Г.Лукомского "Новый Петербург". Но настоящий миф о 1913 годе был создан в постреволюционное время настоящими и внутренними эмигрантами. И для Ахматовой, Мандельштама, Анциферова, Голлербаха и для Г.Иванова, Одоевцевой, Оцупа "блистательный Сант-Петербург" становится своеобразным градом Китежем, воплощением потерянной России. Именно полузапретная информация о предреволюционной столице -ее рынках, журналах, архитекторах, храмах, обычаях становится онтологической основой позднепетербургского мифа 1920-90-х годов. Своего апогея любовь к акмеизму, модерну, неоклассике достигает в 1970-80 годы. После этого миф, ставший ядром идеологии петербургского регионализма, быстро опошляется и становится частью местной массовой культуры.
Цельного мифа о Ленинграде у большевиков не было. Ранняя версия (до середины 1920-х) годов исходила из идеи Петрограда как четвертого Рима, города в котором началась мировая революция. Ленин становился в ряд с Константином и Петром. Москва в будущем должна была оставаться столицей РСФСР, Петербург столицей всемирного СССР, местоположением Коминтерна, председатель которого, Григорий Зиновьев именно здесь имел свою ставку. Кировский и раннеждановский миф - Ленинград, колыбель трех революций, город особый, но все же явно второй в СССР. Рудименты петроградского и петербургского мифа считались политически опасными. При всем своем различии "Дело краеведов" и "Дело ленинградского центра" были направлены против местного регионализма. В послевоенное время появляется "блокадный миф", дополняющий кировско-ждановский (Киров после гибели становится местночтимым коммунистическим святым, потеснив Урицкого, Володарского и прочих Крунштернов, Восковых, Толмачевых, Скороходовых). И Киров и в особенности блокада становятся частью народного ленинградского мифа. Возможно репрессии 1947-49 года против выходцев из Смольного с одной стороны, и писателей с другой, связаны с потенциальными опасностями, которые ощущала в этом мифе высшее руководство страны. В постсоветское время постепенно создается миф романовско- ходыревский, имеющий две инкорнации - коммунистическую и внепартийно-ностальгичесукую. В первой - Ленинград, город где без задержек платили пенсии, дети ездили в пионерские лагеря, не было бандитов и нищих, комсомол отличался боевитостью, строилось муниципальное жилье. Во втором варианте - советский Ленинград город особой духовной культуры, город Мравинского, Товстоногова, Акимова, истинной культуры, самый рафинированный город СССР (отсюда идея "культурной столицы"). Ну и наконец ленинградский неофициальный миф. Ленинград - город Бродского, Довлатова, "Сайгона", Гребенщикова, Науменко, Цоя, "Митьков", "системы" - столица неофициальной России. Все пять петербургских мифов имеют свойства порождать актуальную культуру. Это не значит, что другие мифемы не могут быть и не будут использованы в дальнейшем.
Другие работы по теме:
Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга. Дворцовая площадь
ДОКЛАД На тему: « Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга. Дворцовая площадь Выполнил: ученик 6 «г» Спиридонов Сергей Г.Кстово 2011 год Архитектурный облик Санкт-Петербурга - его визитная карточка. Полный архитектурной гармонии и европейской элегантности.
Воронцовский дворец Санкт-Петербург
Воронцо́вский дворе́ц — дворец в центральной части Санкт-Петербурга, располагающийся на Садовой улице напротив Гостиного двора. Возведён архитектором Б. Ф. Растрелли в 1749—1757 годах для канцлера М. И. Воронцова. Дворец отличается богатым, нарядным декором фасадов и пышной отделкой интерьеров.
Психология народов Вундта
Методы психологии народов по В. Вундту - это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, так же как и Москва, является городом федерального значения. Законодательное Собрание является законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Развитие отечественного менеджмента
18 . Развитие отечественного менеджмена Современная национальная концепция управления фактически отсутствует. В России есть особенности, связанные с менталитетом российских предпринимателей и их персонала. Многое зависит от национальных особенностей районов и территорий России- управление предприятиями в Калмыкии или на Северном Кавказе существенно отличается от Санкт-Петербурга или Москвы.
Пушкин в 1820 году Южная ссылка Романтизм
Text В 1817 году в Петербург приехал молодой, подающий надежды выпускник Лицея, а в 1820 году в мае месяце из Петербурга в Екатеринослав выехал первый поэт России, автор блистательной поэмы «Руслан и Людмила» и множества стихов. В 1817 году в Петербург приехал молодой, подающий надежды выпускник Лицея, а в 1820 году в мае месяце из Петербурга в Екатеринослав выехал первый поэт России, автор блистательной поэмы «Руслан и Людмила» и множества стихов.
Смерть героя
(по произведению Александра Пушкина «Песнь о вещем Олеге») Существует много мифов и сказов о легендарных героях, которые прославились неслыханной силой и отвагой. И большей частью их смерть была внезапной и бессмысленной, а иногда даже унизительной. Например, Ахиллу попали в пятку, Сослану переехали стальным колесом колено - это было единое уязвимое место на его теле, Проводник похода аргонавтов погиб под кормой собственного корабля, когда тот развалился от старости.
Весенние цветы
Сочинение-описание природы Заканчивались суровые морозы, везде ощущалось дыхание весны. В лесу уже растаяли последние островки снега. Под весенними лучами солнца выделяла пар земля. Солнечные зайчики заиграли на лужайке, они будто хотят рассказать всему живому в лесу, что время просыпаться.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Достоевского. Петербург строился при Петре 1 на «крови и жертвах» простого народа. В нём сошлись Европа и Россия. Писатель не говорит о великолепной архитектуре и красоте города.
Петербург Ф.М.Достоевского
Сочинение на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» Выполнил: ученик 10В класса Ибрагимов Ильнур Проверила: Шашкова О.В. Тюмень, 2003 “ Люблю тебя, Петра творенье,
Петербург Ф. М. Достоевского 2
Петербург Ф. М. Достоевского Автор: Достоевский Ф.М. При упоминании Петербурга кто-то видит россыпь фонтанов и вели коленные дворцы, кто-то вспоминает Петра Великого, основавшего столицу Российской империи... Но в моей памяти всплывают строки из романа “Преступление и наказание”.
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание")
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание") Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат - символе петровской эпохи - писали А.С.Пушкин ("Медный всадник"), Н.В.Гоголь ("Невский проспект"), Андрей Белый ("Петербург"), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.
Образ Петербурга в поэме Пушкина Медный всадник
Поэма "Медный всадник" – живой образный организм, не терпящий однозначных толкований. Все образы здесь многозначны, символичны. Образы Петербурга, Медного всадника, Невы, Евгения имеют самостоятельное значение, но в рамках поэмы тесно взаимодействуют друг с другом.
Русский классицизм
Сравнительный анализ русского и европейского классицизма. Сочетание в русском классицизме идеалов античности и собственной русской православной культуры. Характеристика новых направлений в скульптуре, живописи. Столица русского классицизма - Петербург.
Канцелярия от строений
(до 1723 года — Канцелярия городовых дел) — государственное учреждение, ведавшее застройкой Санкт-Петербурга. Основана в 1706 году, до 1723 именовалась Канцелярией городовых дел, осуществляла контроль за строительством в городе, готовила мастеров строительного дела. Во главе — обер-комиссар или директор над строительством (первым этот пост занимал У.
Крониорт, Абрахам
Абрахам Крониорт (швед. Abraham Cronhjort; 1634(1634) — 12 (22) ноября 1703[1]) — шведский генерал, участник Северной войны. Биография Родился в Лифляндии. В 14 лет поступил офицером в полк своего отца, в котором беспрерывно служил до 1668 года, в котором в чине подполковника вышел в отставку.
Боцис, Иван Федосеевич
Иван Федосеевич граф Боцис (греч. Ιωάννης Μπότσης; умер 18 мая 1714) — шаутбенахт или контр-адмирал русского гребного флота; родился в Далмации, служил в венецианском флоте, а в конце 1703 года, по желанию Петра Великого, прибыл в Россию.
Малькевич, Александр Александрович
Введение 1 Биография 2 Карьера 3 Научная деятельность 4 Награды 5 Разное Список литературы Введение Алекса́ндр Алекса́ндрович Мальке́вич (14 июня 1975 года, Ленинград) — российский журналист, телеведущий, специалист в области связей с общественностью и политических избирательных технологий.
Общество архитекторов-художников
Введение 1 Деятельность Общества 2 Конкурсы, объявленные Обществом 3 Издания Общества 4 Члены Общества 5 Источники архивные 6 Источники Введение Общество архитекторов-художников - Императорское Общество архитекторов-художников - Петроградское Общество архитекторов-художников - Ленинградское Общество архитекторов-художников.
Питерские
«Пи́терские» — распространившееся в годы правления Владимира Путина обозначение большого числа выходцев из Санкт-Петербурга, занявших ключевые должности в центральных органах российской власти и правлении ведущих российских корпораций. Образовано от слова Питер — распространённого разговорного наименования Санкт-Петербурга.
История создания Герба города Санкт-Петербург
Герб Санкт-Петербурга практически не менялся в сравнении с первоначальным вариантом, добавлялись некоторые атрибуты, но первоначальная идея сохранилась полностью. Первый герб Петербурга не был устойчивым в Петровскую эпоху. К началу 1710-х годов с городом и Ингерманландской (с 1710 года - Санкт-Петербургской) губернией в качестве территориального знака ассоциировалось изображение скрещенных ключа и меча, помещенных на колонне, завершаемой короной.
Перенос столицы России из Санкт-Петербурга в Москву
План Введение 1 Предыстория 2 Перенос 2.1 Предпосылки 2.2 Москва как столица в 1728—1730 годах 3 Последствия Список литературы Введение В 1727 году во время правления российского императора Петра II столица России де-факто (до 1730 года) была перенесена из Санкт-Петербурга в Москву, хотя формально столицей остался Санкт-Петербург[1].
Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы
Коми́ссия о ка́менном строе́нии Санктпетербу́рга и Москвы́ [1] — государственное учреждение в Российской империи, занимавшееся вопросами планировки и застройки столиц и др. городов. Образована 11 декабря 1762 года, находилась в ведении Сената. Первоначально называлась «Комиссией для устройства городов Санктпетербурга и Москвы»[1] и предназначалась для определения границ Санкт-Петербурга и его предместий.
Администрация Санкт-Петербурга
Перечень исполнительных органов государственной власти г. Санкт-Петербурга. Основные задачи Комитета по образованию. Транспортное обслуживание населения Санкт-Петербурга. Организационная структура и задачи Комитета по физической культуре и спорту.
Брюс Роман Вилимович
Первый обер-комендант Петербурга; образование получил домашнее и по тому времени отличное, в 1683 г. был записан в царские потешные, в 1695 г. получил чин капитана и роту Преображенского полка.