(По поэме А. Блока "Двенадцать")
Бушует стихия. Волны всей своей мощью ударяются о прибрежные скалы и вдребезги разбиваются. Суровый ветер несётся над бурлящей водой, срывая паруса одиноких кораблей, не успевших укрыться в порту. Некогда безграничное пространство между небом и землёй сжимается, наполняется грязной смесью пыли, дождя и тумана. Начинается шторм.
Шторм всегда полон опасностей, ведь в это время море избавляется от всего того, что не может бороться со стихией. Но, когда воздушный поток ослабевает и волны понемногу, чуть заметно, замедляют свой бег, море, очистившись от всего инородного, преображается. Сквозь хмурые, грозные, чёрно-серые тучи пробивается луч солнца - символ нового времени.
Революция сродни шторму. Старое время остаётся в прошлом, перестаёт существовать. На смену ему, влекомое ветром перемен, приходит новое время подобно тому, как день сменяется ночью, а старый год - новым.
Часы бьют двенадцать ударов. Одно время кончилось, а другое вот-вот должно начаться. Во временной щели между прошлым и будущим сама собою заводится пёстрая путаница нашей памяти и воображения.
Александр Блок слышал "музыку революции", звуки нового времени, чувствовал магию эпохи и изложил свои ощущения в поэме "Двенадцать". Это магическое число символизирует связь времён: старого и нового, дня и ночи. Поэма от начала и до конца построена на контрасте:
Чёрный вечер.
Белый снег.
Эти цвета противоположны: чёрный символизирует тьму, пустоту, неизвестность; белый - свет, простоту, открытость. Но и тот и другой символизируют вечность, доселе не познанное.
Цветовая гамма произведения небогата. Лишь три цвета, чёрный, белый и красный, использует А. Блок в этой поэме. Они изменяются, преображаются. Бубновый туз, пунцовая родинка к концу произведения сменяются красным (кровавым) флагом. Революция неизбежно несёт разрушение, даже крушение старого мира. Блок изображает детали, характерные для дореволюционного общества: ""еренки в чулке", "шоколад Миньон"… Все эти "буржуйские штучки" должны остаться в прошлом. Им на смену приходит "свобода без креста". Олицетворение этой свободы - двенадцать красногвардейцев с бубновыми тузами на спинах. Эта карточная масть - символ неволи, знак заключённых. Революционный патруль в поэме уж никак не выступает в роли двенадцати апостолов. Напротив, красногвардейцы шествуют гордой поступью по ночному городу вовсе не с целью защиты людей.
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Вполне возможно, что эти псевдоапостолы - двенадцать самых настоящих разбойников, освобождённых революцией. Они видят одну-единственную цель: установление революционного порядка. И тут все методы хороши: и грабежи, и убийство дорогого тебе человека, и отречение от Бога. У революционеров свой Бог. Он появляется в самом конце поэмы. Блок называет этого вождя Исусом Христом. Но Бог ли это? Неужели этот предводитель псевдоапостолов, "с кровавым флагом", "в белом венчике из роз", и есть сын Бога? Имя Исус в сочетании с противоречивой внешностью (цвет крови и "белый венчик из роз") выдают в предводителе красногвардейцев антихриста. Ибо только Бог и дьявол способны быть "за вьюгой невидимы" и "от пули невредимы", спуститься на землю в час, когда решается судьба не только России, но и всего мира: большевики мечтают "раздуть мировой пожар" и просят благословения у Господа. Но не у истинного Бога, а у своего повелителя, антихриста.
Двенадцать революционеров приносят горе и страдания не только окружающим, но и самим себе. Петруха убивает свою возлюбленную, потому что неправильно понимает свободу. Для него свобода - это возможность действовать безнаказанно. Он не замечает, как становится убийцей. Поначалу Петьку мучает совесть:
Загубил я бестолковый,
Загубил я сгоряча… ах!
Но красногвардейцы не понимают страданий Петьки. Они бессердечны, не видят ничего предосудительного в убийстве ради идеи.
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
Будущее люди создают собственными руками, строят его из хрупких кирпичиков человеческих судеб. Но, если общество приемлет методы насилия и террора, то светлого будущего, ради которого свершилась революция, не видать. Жизнь отдельного человека ничтожно низко ценится в глазах революционеров, она приравнивается к жизни куклы, которой манипулируют сильные мира сего.
Типичный представитель старого мира - "товарищ поп".
Помнишь, как бывало
Брюхом шёл вперёд,
И крестом сияло
Брюхо на народ?
Любой священнослужитель воспринимается красногвардейцами как "буржуй", существо, которому не место в новом мире, ибо он поклоняется другому Богу.
Во время революции доминирует коллективное сознание, роль отдельного человека в этом бурлящем, всепоглощающем потоке очень и очень мала. Человек - это винтик в суровом и жестоком механизме революции. Мы видим на примере Петрухи, как несколько людей манипулируют им, давят на его сознание, на чувства. Революция губит личность, безвозвратно исчезают сострадание, честность, вера в истинного Бога и в самого себя. Духовная гибель подчас бывает гораздо страшнее физической, ибо приносит душевные страдания. Боль души ни с чем не сравнима. В духовной смерти человек перерождается. И ничто более не способно растопить лёд в его сердце, пробудить совесть и сострадание.
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
Двенадцать красногвардейцев своим шествием открывают новую эпоху, время страданий и великих испытаний. Скрываясь под масками апостолов, сподвижников Спасителя, они разрушают старый мир, не создавая при этом ничего взамен. Идея всеобщего равенства влечёт с необычайной силой, затягивает, подобно воронке. Человек, словно одинокий кораблик, двигаясь по фарватеру, внезапно оказывается в плену у революционной стихии. Некогда спокойная морская гладь взрывается во внезапном порыве, увлекая всех и вся ко дну.
Революция всегда сопровождается социальным взрывом, кровью и смертями, а жизнь человека слишком ценная, чтобы приносить её на алтарь революции. И единственный способ вырваться из беспощадной бури - прислушаться к зову своего сердца и решить для себя, нужно ли проходить через такие испытания ради призрачной идеи. Ведь есть другой способ изменить существующие порядки. Эволюционный путь всегда более эффективен. Не следует разрушать то, что строилось на протяжении долгих столетий. Гораздо лучше использовать исторический опыт, а не ставить недостижимые цели, и тогда людям удастся достойно выйти изо всех революционных испытаний и построить наконец нечто новое взамен разрушенного старого.
Другие работы по теме:
Революционная теория
Введение 1 Некоторые основные понятия 2 Становление революционной теории Введение Революционная теория — условный проект радикальных преобразований, разработанный в марксистской теории.
Хезболла
Партия Аллаха, Ливан. Организация исламских фундаменталистов шиитсткого толка.
Поэт и революция в лирике Маяковского
В автобиографии «Я сам» под заголовком «Октябрь» Маяковский пишет: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция». Революция для Маяковского – это крушение старого мира, которое ожидалось во всем дооктябрьском творчестве, поэтому с ним связано ощущение грани, перелома во всем, в том числе и творчестве.
О роли литературы личное мнение
Автор: Сочинения на свободную тему Книги — гибель. М.Цветаева У литературы не может быть практических задач; каждый раз, когда литературу пытались заставить служить какому-то делу, теряли самое главное.
Революция в творчестве Александра Блока
Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной жизни течения - символизма, он в своих произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим.
Анализ стихотворения Брюсова “Грядущие гунны”
В “Грядущих гуннах” - наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить - вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову.
Почему не удался побег Мцыри
Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ? изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее:
Образ культурного героя в карело-финском эпосе.
Автор: Лённрот Э. "Калевала" - эпическое произведение, состоящее из рун. Главный герой поэмы - вековечный песнопевец Вяйнямёйнен. Это не только герой - войн, но и "культурный герой" - устроитель земли, приносящий людям зачатки культуры, строящий лодку при помощи слова, создающий музыкальный инструмент кантеле, Рождение его было неким чудом.
Человек в огне революции и гражданской войны
Автор: Пастернак Б.Л. Революция, как правило, для любой страны, для ее народа – период страшных метелей и красных закатов. Писателям, рожденным суровым временем революции и гражданской войны, «нужно» правдиво и понятно объяснить «время перемен». «Нужно» для потомков, «нужно» для истории и сознания людей.
Прекрасная песнь о любви по повести Гранатовый браслет
Автор: Куприн А.И. Александра Ивановича Куприна как человека и писателя сформировало грозовое время первой русской революции. Это оно сообщило купринским картинам — как ни мрачна была их правда — мечту о будущем, страстное ожидание бури, которая очистит и преобразит мир. Заветная мысль Куприна-гуманиста о трагическом противоречии бытия: изначально прекрасный человек среди благой и щедрой природы и — жестокий, противоестественный собственнический строй, несущий ему мучения и гибель.
Громов, Василий Прохорович
Васи́лий Про́хорович Гро́мов (1891—1932) — большевик, активный участник социалистической революции. В. П.Громов был минером на Балтике (с 1913 года), затем — радиотелефонистом. После Февральской революции избирался в депутаты Кронштадтского и Ревельского советов. В апреле 1917 года вступил в РСДРП (б).
Конайре Великий
Введение 1 Правление 2 Гибель Список литературы Введение Конайре Великий (ирл. Conaire Mуr, I век до н. э.) — сын верховного короля Ирландии Этерскела и Мес Буахалы. Мес Буахала была дочерью Эсс, дочери Эохайда Айрема, верховного короля Ирландии.
Чубарь, Влас Яковлевич
Введение 1 Биография 2 На Украине 3 Взлет и гибель в 1939 4 Награды Список литературы Введение Вла́с Я́ковлевич Чуба́рь (укр. Влас Якович Чубар, 10 (22) февраля 1891(18910222) — 26 февраля 1939) — советский государственный и партийный деятель. Член РСДРП(б) с 1907. Член ВЦИК, ВУЦИК, ЦИК СССР и его Президиума.
Барер, Бертран
Бертран Барер де Вьёзак (фр. Bertrand Barиre de Vieuzac) (10 сентября 1755, Тарб, — 13 января 1841, Тарб) — французский политик, адвокат, деятель Великой французской революции, депутат Учредительного собрания и Национального конвента.
Кырничева, Мельпомена
Введение 1 Рождение и юность 2 Убийство Паницы 3 Личная жизнь 4 Эмиграция Введение Мельпомена Димитрова Кырничева (болг. Мелпомена Кърничева, макед. Мелпомени Крничева, 16 марта 1896, Крушево, Османская империя — 1964, Рим, Италия) — болгарская революционерка - террористка, член ВМРО, супруга руководителя ВМРО Ивана Михайлова .
Ронсен, Шарль Филипп
Шарль Филипп Ронсен (фр. Charles Philippe Ronsin, 1 декабря 1751(17511201), Суассон — 24 марта 1794, Париж) — французский государственный и военный деятель, один из вождей Великой французской революции, один из руководителей эбертистов, дивизионный генерал, драматург.
Фабрично-заводские комитеты
Введение 1 История 2 Конференции фабзавкомов Введение Фабрично-заводские комитеты, фабзавкомы — рабочие комитеты на заводах, создававшиеся во время революции 1917 года.
Метрическая книга
(устар.) — реестр, книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей). Метрические книги велись в России до революции в церковных приходах духовенством или особыми гражданскими чиновниками. После революции велись только государственными чиновниками.
Украинская партия социалистов-революционеров боротьбистов
) (коммунистов) ( УПСР(б), УПСР(к) — левоэсеровская, затем коммунистическая, партия на Украине. Создана на основе левого крыла Украинской партии социалистов-революционеров, отколовшегося от нее в мае 1918 г. и принявшего название УПСР (боротьбистов). С марта по август 1919 г. носила название УПСР (коммунистов).
День согласия и примирения
— официальное название праздника, отмечавшегося в России 7 ноября. В СССР дни 7 и 8 ноября праздновались как годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Празднование 7 ноября как одного из важнейших государственных праздников сохранялось в России до 2004, при этом с 1992 года праздничным днём считался только один день — 7 ноября, а указом президента России «О Дне согласия и примирения» от 7 ноября 1996 года «в целях смягчения противостояния и примирения различных слоев российского общества» прежнее название праздника — «Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции» — было изменено на современное[1].
Гайдуки Котовского
Введение 1 Создание 2 Деятельность организации 3 Уничтожение организации 4 Гибель Ветрилэ Введение Гайдуки Котовского (рум. Haiducii lui Cotovschi) — румынская революционная организация анархо-коммунистического толка, действовавшая в Бухаресте с 1939 по 1941 гг. Носила название в честь Григория Котовского.
Капак Юпанки
План Введение 1 Биография 1.1 Рождение 1.2 Правление 1.3 Смерть 2 Достижения Введение Капак Юпанки или Капак Йупанки - пятый правитель инков, пришел к власти свергнув своего кузена Тарко Вамана. Капак Юпанки оказался жестоким и очень хитрым правителем.
Революции 1848 1849 годов
Европейские революции 1848 года , которые называли «Весной народов» и «Годом революций», начались 12 января 1848 года на Сицилии и затем, во многом из-за революции во Франции, распространились на многие страны Европы.
600-е до н. э.
План Введение 1 Важнейшие события 1.1 610 до н. э. 1.2 609 до н. э. 1.3 608 до н. э. 1.4 607 до н. э. 1.5 606 до н. э. 1.6 605 до н. э. 1.7 604 до н. э. 1.8 603 до н. э. 1.9 602 до н. э.
Революция 1848 1849 годов в Чехии
План Введение 1 Причины и задачи революции 2 Хронология револции Список литературы Введение Революция 1848—1849 гг. в Чехии — буржуазно-демократическая революция в Чехии, одна из европейских революций 1848—1849 гг.
Лонг Борет
План Введение 1 Биография 1.1 Политические посты 1.2 Гибель 2 Основные даты Список литературы Введение Лонг Боре́т (3 января 1933 — 17 апреля 1975), премьер-министр Камбоджи с 26 декабря 1973 по 17 апреля 1975 года.
Причины февральской революции
Происходит рост недовольства народных масс как в тылу, так и нафронте. Это обусловлено несколькими причинами: 1. Ухудшается материальное положение народа: правительством устанав-ливаются низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, что при-водит к ее сокрытию крестьянами и нехватке продовольствия.
Причины февральской революции
Происходит рост недовольства народных масс как в тылу, так и нафронте. Это обусловлено несколькими причинами: 1. Ухудшается материальное положение народа: правительством устанав-ливаются низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, что при-водит к ее сокрытию крестьянами и нехватке продовольствия.
Кирпичников, Тимофей Иванович
(? — конец 1917 или начало 1918) — деятель Февральской революции 1917 в России. Биография Из крестьян, старший фельдфебель учебной команды запасного батальона лейб-гвардии Волынского полка,старший унтер-офицер. В ходе начавшейся 23 февраля 1917 в Петрограде революции утром 27 февраля 1917 возглавил вооруженное восстание учебной команды, ее начальник штабс-капитан И.
Рахья, Юкка Абрамович
Юкка (Иван) Абрамович Рахья (фин. Jukka Rahja; 19 июля 1887, Кронштадт — 31 августа 1920, Петроград) — деятель финского и русского революционного движения, брат Эйно Рахья.
Возникновение естествознания
Иногда отстаивается позиция, что естествознание возникло в каменном веке, когда человек стал накапливать и передавать другим знания о мире.