Заслуженный артист РФ; Заслуженный деятель искусств РФ; профессор РАМ им.Гнесиных и МГИМ им.А.Г.Шнитке; кандидат философских наук, Юрий Воронцов
Саксофон был изобретен бельгийским мастером Адольфом Саксом в 1840 году и в настоящее время является одним из самых ярких духовых инструментов. Он обладает красивым звуком, тембром. На саксофоне можно играть произведения любой сложности - от спокойных мелодичных напевов до самых виртуозных произведений как в классической, так и в джазовой музыке.
Группа саксофонов от сопрано до баса в сочетаниях друг с другом создаёт фантастическое ансамблевое звучание.
За 167 лет своего существования саксофон прошел сложный путь развития и занял свое законное место на концертных площадках. Французский композитор Гектор Берлиоз первым ввёл саксофон в состав симфонического оркестра, предсказав ему большое будущее. Он сделал удивительно точный прогноз, сказав о том, что игре на саксофоне скоро будут обучать в консерваториях. Сегодня это самый популярный и востребованный духовой инструмент.
Серьезную заявку на подготовку профессионалов - исполнителей и преподавателей по классу саксофона - в семидесятые годы прошлого (ХХ-ого) столетия сделал МГПИ им. Гнесиных (сегодня Российская академия музыки), открыв класс классического саксофона. Это стало возможным благодаря усилиям профессоров музыкально-педагогического института им. Гнесиных - народных артистов России И.Ф.Пушечникова, И.П.Мозговенко и М.К.Шапошниковой. В дальнейшем класс классического саксофона открылся во многих музыкальных учебных заведениях страны.
В настоящее время накопилось много вопросов и проблем, связанных с подготовкой и обучением студентов по классу классического саксофона. Сразу хочу отметить, что это мое личное (субъективное) мнение.
В РАМ им. Гнесиных обучают игре на саксофоне на классическом отделении и джазовом (можно его называть и эстрадно-джазовое).
Первое противоречие: на джазовом отделении студентов одновременно обучают джазовой и классической музыке, на классическом отделении обучают только классической, напрочь отрицая джазовую музыку. Однако на практике, тем более в условиях конкуренции на музыкальном рынке, без знания джазовой музыки и умения ее исполнять у музыканта-саксофониста возникают большие проблемы с трудоустройством. Например, классическое отделение по классу саксофона РАМ им. Гнесиных закончило большое количество выпускников, которые стали дипломированными специалистами, а где они? Педагогов в музыкальных школах не хватает по всей России. Во многих учебных заведениях саксофон преподают кларнетисты, фаготисты и даже трубачи, но только не саксофонисты. Сольных концертов саксофонистов-классиков нет, есть эпизодические выступления некоторых музыкантов.
По окончании учебного заведения наиболее удачно (комфортно) устраиваются только те, кто параллельно с классической музыкой в учебном заведении изучал джазовую. Вот пример: два замечательных музыканта - Константин Горшков и Иван Волков - окончили РАМ им. Гнесиных, один по классическому саксофону у М.К.Шапошниковой, другой по кларнету у И.П.Мозговенко, и работают в лучшем джазовом оркестре России имени Олега
Лундстрема. А другие, не "знающие" эстрадно-джазовой музыки, даже после окончания аспирантуры остаются без работы, и в лучшем случае трудятся в музыкальной школе, а в худшем - меняют профессию в целом.
Общеизвестно, что для работы в музыкальной школе совсем не обязательно заканчивать аспирантуру. Аспирантура в идеале нужна преподавателям, работающим в ВУЗах и там преподающим класс саксофона.
О школах игры на саксофоне. В нашей практике наиболее распространены две школы игры на саксофоне - французская и американская. У французов фантастическая технология, но звук "французского" саксофона напоминает то звук гобоя, то фагота, а вибрация с частой амплитудой колебания вызывает сомнения.
Американская школа обучения игре на саксофоне ничуть не хуже французской. И, на мой субъективный взгляд, для саксофонистов России она более востребована, поскольку в целом звучание саксофона у американцев лучше. Плюс к этому еще и то, что все американские джазовые саксофонисты играют классическую музыку и играют ее хорошо.
Об импровизации. Некоторые полагают, что изучение джазовой музыки сводится к освоению импровизации. Импровизация - это особое искусство и природный дар исполнителя одновременно. Умение импровизировать дано не всем, но учиться и в какой-то степени научиться можно. Главное в обучении игре на саксофоне - быть хорошим джазовым оркестровым музыкантом, владеющим джазовой техникой игры на инструменте и стилями джазовой музыки.
О "семействе" саксофонов. На классических отделениях обучают только на альт саксофонах, иногда играют на сопрано.
А как же быть с тенористами и баритонистами? А как создавать ансамбли, и какого они будут качества, если студент берет тенор или баритон эпизодически? Некоторые педагоги объясняют трудности в решении этого вопроса, ссылаясь на нехватку нотной литературы для тенора и баритона. Уверяю Вас, что нотной литературы для этих инструментов не меньше, чем для альт саксофона. И еще. При выборе того или иного вида саксофона нельзя не учитывать природные физические данные студента-саксофониста, его физиологические данные, в частности, особенности его губного аппарата. И конечно, в этом вопросе главное - желание музыканта играть на теноре или, например, баритоне.
В заключение хочется сказать, что саксофон завоевал своё законное место на эстраде вместе с другими духовыми инструментами. И в первую очередь хочется пожелать музыкантам, обучающимся на классическом отделении, начать заниматься джазовой музыкой. Недопустимо, чтобы музыкант обошёл стороной такой интересный и большой раздел музыкальной культуры. Без знания джазовой музыки музыкант становится как бы неполноценным - ведь саксофон, эстрада и джаз являются звеньями одной цепи.
Классическая и джазовая музыка - это грани одного бриллианта.
Сегодня саксофон - один из ярчайших духовых инструментов, и какая бы музыка на нём не исполнялась, классическая, джазовая или популярная, она всегда вызывает прилив радости и большого удовлетворения от услышанного и увиденного. Потому что звучит саксофон.
Другие работы по теме:
Симфония
В классическом виде симфония имеет 4 части. Но исключений очень много: 6я Пасторальная симфония Бетховена состоит из 6 ти частей, другие - всего из трех.
Вэйн Шортер
Вэйн Шортер родился 25-го августа 1933 года и впервые взял в руки музыкальный инструмент только в 16 лет. Этим инструментом явился кларнет. Вэйн очень быстро приобретал навыки игры и его страсть к музыке росла с невероятной скоростью.
Валторна
Валторна (от нем. Waldhorn — «лесной рог», итал. corno, англ. french horn, фр. cor) — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра.
Что такое гусли
Гусли представляют собой плоский ящик-резонатор с натянутыми над ним струнами. Под разными названиями — каннель, канклес, кок-ле, кантеле, кюсле, кёсле — этот многострунный щипковый инструмент известен у народов Прибалтики и Поволжья.
Андре, Иоганн Антон
Иоганн Антон Андре (нем. Johann Anton Andrй; 1775—1842) — немецкий скрипач, композитор и музыкальный издатель, третий сын Иоганна Андре[1]. Андрэ Иоганн Антон родился в Оффенбахе 6 октября 1775 года.
Трамбон
Тромбо́н (итал. trombone, букв. «большая труба», англ. и фр. trombone, нем. Posaune) — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра.
Антонолини, Фердинанд
План Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Семья Список литературы Введение Фердинанд (Фердинандо) Антонолини (2-я половина XVIII века — 1824) — композитор, дирижёр, музыкальный педагог, итальянец по национальности[1].
Мифы о гитаре
Музыкальный слух - это способность человеческого мозга узнавать ноты и определять их высоту на слух. Музыкальный слух есть у всех людей, только развит он бывает по-всякому - у кого-то хуже, у кого-то лучше.
Эдвард Григ
Норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Его творческий путь.
Азиоли, Бонифацио
Азиоли Бонифацио (итал. Bonifazio Asioli; 1769 - 1832) — итальянский музыкант, композитор, дирижёр и музыкальный педагог, автор нескольких музыкальных пособий.
Gentle Giant
Группа была сформирована в 1969 году братьями Шулманами - Дереком (вокал, гитара, бас), Рэем (вокал, бас, скрипка) и Филом (саксофон) на обломках их предыдущей команды "Simon Dupree And The Big Sound".
Аль-уд (ла-уд)
Уд (аль-уд - по-арабски буквально дерево, отсюда происходит испанская версия названия инструмента - ла-уд) - струнный щипковый инструмент.
Лютня
Лютня (Laud, Laute, Lute… etc.) - струнный щипковый инструмент, широко распространённый в Европе в XV - XVII вв.
Black widow
Группа стала исполнять оккультный хард-рок в духе " Black Sabbath". Концерты же были поставлены по всем законом мистических шоу, апофеозом которых была инсценировка жертвоприношения молодой голой женщины.
Average white band
Несмотря на свое происхождение (Шотландия) "Average white band" достигли успеха, играя несвойственный для этой страны соул и фанк, характерные скорее для чернокожих музыкантов с берегов Миссисипи.
Chicago
Основанная в 1966 году в Чикаго, США, группа оставалась хитмейкером в течение 70-х и 80-х. Поначалу команда называлась "Missing Links", затем "Big Thing", а позднее по предложению менеджера Джима Гурсио "Chicago Transit Authority".
Earth, Wind and Fire
История этой группы началась еще в 60-х в среде чернокожих сессионных музыкантов из Чикаго. Барабанщик Морис Уайт (р. 19 декабря 1941, Мемфис, США) работал на сессиях с Чаком Берри, Мадди Уотерсом, Билли Стюартом и другими.
Ekseption
"Ekseption", наряду с " Focus" - одна из наиболее успешных прог-роковых команд, появившихся на голландской сцене в 60-е годы.
Electric Flag
Недолговечная карьера этого интересного коллектива началась в 1967 году, когда гитарист Майк Блумфилд ушел из известной в то время банды "The Paul Butterfield Blues Band", чтобы, по его словам, дать больше простора другому гитаристу, Элвину Бишопу.
Dog Eat Dog
Стиль этой нью-йоркской команды с трудом поддается характеристике – слишком много в нем намешано – хип-хоп, хардкор, ска, регги и прочее. Трое будущих участников группы (Дэйв Нибор, Син Килкенни, Дэн Настаси) до этого играли в "Mucky Pup".
Huey Lewis and the News
"Huey Lewis and the News" за короткое время смогли превратиться из ресторанной команды в одну из наиболее успешных поп-рок-групп Америки. Со своим простеньким рок-н-роллом они наштамповали немало хитов, таких как "Workin' for a Livin'"
Blood, sweat and tears
Этот американский коллектив на практике воплотил идею отхода от традиционного блюза за счет использования расширенной духовой секции. Движущей силой основанного в Нью-Йорке летом 1967 года ансамбля был Эл Купер.
Образ культурного героя в карело-финском эпосе.
Автор: Лённрот Э. "Калевала" - эпическое произведение, состоящее из рун. Главный герой поэмы - вековечный песнопевец Вяйнямёйнен. Это не только герой - войн, но и "культурный герой" - устроитель земли, приносящий людям зачатки культуры, строящий лодку при помощи слова, создающий музыкальный инструмент кантеле, Рождение его было неким чудом.
Дискотека
Атмосфера на молодёжной дискотеке. Дискоте́ка Собрание грампластинок, дисков. Музыкальный молодёжный клуб, где прослушивают музыкальные записи и танцуют под них. // Музыкально-танцевальный вечер.[1]
Суриковский литературно-музыкальный кружок
Суриковцы — московское литературное объединение русских писателей и поэтов, преимущественно самоучек из крестьян и мелких ремесленников, существовавшее в 1872—1933 годах.
Шимановский, Кароль
Ка́роль Мацей Корвин-Шимано́вский (польск. Karol Maciej Korwin-Szymanowski; 6 октября 1882, деревня Тимошовка, Киевская губерния — 29 марта 1937, Лозанна) — польский композитор, пианист, педагог, музыкальный критик. Один из наиболее заметных деятелей польской музыкальной культуры первой половины XX века.
Джон Колтрейн
Более полувека имя этого музыканта вызывает восхищение знатоков джаза. Если в джазе есть знаковые инструменты, то первый среди них, несомненно, саксофон. Хороший саксофонист в джазе значит примерно сколько же, сколько хороший пулеметчик в дивизии.
Винченцо Галилей
Винченцо Галилей / Vincentio Galilei /, (родился ок. 1520г. в м.Санта-Мария близ Флоренции - ум. в 1591г. во Флоренции) - итальянский композитор, музыкальный теоретик, лютнист, скрипач (отец знаменитого учёного-астронома Галилео Галилея).
Преториус Михаэль
M.Praetorius — немецкий композитор, органист и музыкальный теоретик. Его настоящая фамилия Шультхайс, Шульц, Schultheiß, Schulz, Schulze. По сведениям одних источников он родился примерно в 1571 - 1572 гг.
Бруно Вальтер (Walter)
Бруно Вальтер (Walter) (псевдоним; настоящие имя и фамилия Бруно Вальтер Шлезингер, Schlesinger) (1876-1962) - немецкий дирижёр и музыкальный писатель. Учился в консерватории Штерна в Берлине.